УДК 021
Е. Н. Гусева
Библиотеки и инновации:
социальные и управленческие аспекты
Рассматривается инновационная деятельность библиотек как явление,
имеющее важное значение для развития библиотечной сферы. Анализируется
специфика инноваций в библиотеках, социальные, культурные и управленческие
аспекты инновационной деятельности библиотек.
Человечество всегда жило в условиях постоянных изменений и
трансформаций, и поэтому не стоит забывать, что «Время от времени поднимающиеся
волны эпохальных и базисных инноваций преобразуют лицо общества, девятым валом
проносятся по планете. Эти волны меняют лидирующие страны и цивилизации,
создают фундамент для повышения эффективности воспроизводства и качества жизни»
[1. С. 3].
В середине XX в. общество переориентировалось на информацию и знание как
стратегические ресурсы развития. Новые информационно-коммуникационные технологии
и вычислительная техника, провоцируя развитие организационной и
институциональной среды и взаимодействуя с ними, формируют новые условия
общественного бытия, что и приводит к радикальным переменам как в отдельных
сферах общества (политической, экономической, производственной,
социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом.
Важнейшее значение интеллектуальной составляющей в экономике
шестого (и возможно, седьмого) технологического уклада способствовало тому, что
наука и инновации стали объектами государственной политики [2. С. 15]. Скорость и всеобщность
процессов общественного развития, и в особенности его экономической части,
показывают, что этот процесс носит прорывной характер «скачка». Такие скачки иногда обозначают термином эпохальные инновации, введенным в
научный оборот нобелевским лауреатом С. Кузнецом [3. С. 108].
Политико-экономическую значимость феномен инновационности приобрел
примерно полвека назад, когда предпринимались попытки охарактеризовать постиндустриальную
формацию как период перехода от производства товаров и услуг к внедрению
новшеств во всех без исключения сферах человеческой деятельности. Инновации
стали рассматриваться как сложный и многоуровневый процесс, внутри которого выделялись различные содержательные акты и
аспекты – открытия, изобретения, технические нововведения, новые
продукты, их продвижение, а также психолого-поведенческие мотивы [4].
Инновационным процессам сегодня часто придается базовое, основополагающее
значение и, заметим, что при такой абсолютизации иногда забывается, что
инновации всегда осуществляются на базе определенных традиций. Роль инновационной сферы в развитии экономики в начале XXI в.
можно охарактеризовать следующими утверждениями [2. С. 16–18]:
1. Процессы глобализации экономики
усиливаются, результаты научных исследований становятся основой экономического
роста и развития в современном мире.
2. Цели научно-технической и
инновационной политики определяют и направления дальнейшего развития таких
сфер, как культура, образование, право. Правильнее было бы сказать, что этот
процесс взаимен и взаимообусловлен.
3. Инновации распространяются все шире и
становятся более разнообразными; они возникают в организациях любых «размеров»,
в каждом регионе, каждой отрасли и области деятельности. Небезосновательно предполагается,
что именно в отраслях «высоких технологий» будут заняты новые поколения в
текущем столетии. (Опасность заключается в том, что преувеличенное внимание к
этим отраслям может приостановить развитие других важных направлений и сфер деятельности.)
4. Распределение
инноваций остается неравномерным: они распространяются в основном в больших
производственно-промышленных корпорациях. Малые и средние предприятия обладают
слабым инновационным потенциалом, что вызвано нехваткой внутренних и внешних
ресурсов и институциональными препятствиями.
5. Инновации становятся системными, т.е.
не могут реализовываться путем строгой последовательности отдельных этапов.
Процесс их разработки является комплексным (предусматривающим согласованные
действия многих участников) и продолжительным, а также требует развития механизмов
для распространения новых знаний.
6. Для успешного развития инноваций в
каждой стране создаются некие «условия»:
- общие, институциональные (в том числе
наличие системы образования и повышения квалификации, эффективной организации
научных исследований);
- формирование сектора влияния государства
на инновационное развитие (путем создания и поддержания механизма использования
потенциала наукоемких отраслей в коммерческих целях);
- создание
эффективных стимулов для проведения инновационных разработок.
Все вместе это – национальная инновационная система.
На совместном заседании Президиума Государственного совета, Совета
безопасности Российской Федерации и Совета по науке и технологиям при Президенте
Российской Федерации 20 марта 2002 г. рассмотрены и одобрены «Основы политики Российской Федерации в
области науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», положения которых предусматривали создание
национальной инновационной системы – неотъемлемой части экономической политики
государства. Специалисты Государственного университета – Высшей школы экономики
(ГУ-ВШЭ) определяют это понятие как «систему учреждений, организаций, отдельных
людей, деятельность которых координируется и мотивируется экономическими
законами, наряду с нормативно-правовой, культурной, социальной средой данного
государства» [2. С. 21]. Таким
образом, национальная инновационная система (НИС) – это совокупность субъектов
и институтов, деятельность которых направлена на осуществление инновационной
деятельности и ее поддержку.
Автор понятия национальная
инновационная система и его определения Бенгт-Оке Лундвалл (B. Lundvall) уточнял, что
структурные элементы НИС – это государство, бизнес, научные и учебные
заведения, а способы поддержки НИС со стороны государства – льготное налогообложение, прямое бюджетирование,
предоставление кредитов, а также организация и содействие развитию венчурных
фондов. (Концепция национальных инновационных
систем разрабатывается с 1980-х гг. Лидеры этого направления –
Б. Лундвалл, профессор Университета г. Упсала, Швеция;
К. Фримен, специалист Центра изучения научной политики при Сассекском
университете, Великобритания; Р. Нельсон, профессор Колумбийского университета,
США. Первое систематическое изложение этой концепции относят ко времени
публикации коллективной монографии «Технический прогресс и экономическая
теория» 1988 г. Впоследствии эта концепция развивалась усилиями большого
числа исследователей. –
http://www.schumpeter.ru/article.php?id=4&book=concept
Как бы то ни было, переход к инновационному развитию страны, задача
создания национальной инновационной экономики определены как цели
государственной политики в области развития науки и техники. Руководством страны определено: повышение
инновационной и инвестиционной активности – важнейшая задача государства как в
экономической, так и в социальной сфере.
Экономисты считают, что главным продуктом, товаром на мировом
рынке в ближайшем будущем должно стать знание, которое понимается предельно
инструментально, технологически, а потому очень часто в последнее время речь
идет об «инновационной экономике» (и это нормативно закрепляется), которая
ориентирована на материальное производство, получение экономической прибыли от
реализации новаций.
Инновационную экономику как подход связывают с именем футуролога
Элвина Тоффлера (AlvinToffler), который считал ее началом середину 1950-х гг., когда
проявился «первый символический показатель» окончания экономики «дымящих труб»
Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны — именно тогда «белые
воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими
воротничками» [5].
Сегодняшняя картина инновационного
развития в России, по мнению проректора
ГУ-ВШЭ Л. Гохберга, сильно отличается от среднеевропейской – в России
доля расходов на научные исследования и создание инноваций существенно ниже,
а результаты инновационной деятельности крайне незначительно влияют на динамику
промышленного производства. Даже высокотехнологические
отрасли экономики по индикаторам наукоемкости имеют параметры, характерные для
низкотехнологичных отраслей в мире [6], а потому «Ожидать реального прогресса в модернизации
страны и построении инновационной экономики бессмысленно до тех пор, пока в эти
процессы … не включатся крупнейшие компании страны. … изменить такое положение
дел … как убедительно свидетельствует мировой опыт, может государство» [7. С. 2].
Разработкой теоретических вопросов управления инновационными
процессами занимается специальная научная дисциплина – инноватика, которую
можно определить как область знаний, исследующую вопросы методологии и
организации инновационной деятельности. Влияние на становление инноватики
оказали потребности развития техники и технологий, развитие системного анализа,
теория организаций и управления, кибернетика, теория игр, новейшие
информационные и социально-культурные технологии. В своем практическом аспекте
инновационная деятельность носит комплексный, системный характер и часто слабо
отделима от других видов управленческой, производственной, научной и творческой
деятельности. Признается, что:
1. Инновационная
деятельность имеет отношение (непосредственное и/или опосредованное) к сфере
управленческой деятельности.
2. Вследствие этого
инновационное развитие во многих случаях базируется на управленческом
воздействии (т.е. входит в область принятия управленческих решений).
3. Инновационный
менеджмент во многих своих аспектах входит в область стратегического менеджмента.
4. Разработка
инновационных проектов обязательно включается в область проектного менеджмента.
5. Психологический аспект
инноватики выделяется в отдельную область практической психологии, но при этом
является важнейшей управленческой проблемой.
Если же обратиться
к истории понятия инновация, то
обнаруживается, что термин инновация в научный обиход вошел в
начале ХХ в., первоначально в качестве этнографического и социологического,и был непосредственно связан с идеей диффузии
культурных феноменов [8].Антропологи-этнографы к началу ХХ в. жестко
противопоставляли культурную инновацию традиционным формам действия, мышления и
поведения: по их мнению, то, что выходит за рамки традиции и обычая, и является
инновацией. Само слово «инновация» происходит от
латинского innovato или английского innovation, что означает обновление или
улучшение.
Чуть позже смысл этого понятия значительно изменился. Связано это
с именами Николая Дмитриевича Кондратьева (1892–1938) и Йозефа Алоиза Шумпетера
(Joseph Alois Schumpeter, 1883–1950),
которые, занимаясь изучением экономического развития общества, обосновали
взаимосвязь феномена инновационных изменений и общественной экономической динамики,
например, в работе «The Theory of Economic Development»
(1934). По Шумпетеру, который не
сразу стал применять этот термин, инновации
– это использование существующих источников новыми способами. Говоря о
кластерах нововведений (т.е. об их комплексах), Шумпетер отметил несколько
имевших место промышленных революций, или инновационных волн, вызванных
появлением таких кластеров [9].
Новый всплеск изучения теории инновации
наблюдался в 1970-е гг., когда период глобального экономического кризиса
сменила волна базисных инноваций. Характерным признаком последних
двух-трех десятилетий стало постоянное упоминание инноваций, ориентированных на
материальное производство, получение экономической прибыли от их реализации, но
инновации в гуманитарной сфере и то, что с этим связано, обсуждаются гораздо
реже. В последнее время инновации в специальной литературе рассматриваются как
предпосылки и факторы процесса модернизации и глобализации, как условие
превращения постиндустриального общества в общество знаний, информационное
общество [10].
В социально-культурном аспекте инновация предстает как феномен,
во-первых, ориентированный в своем основании на новое, а значит будущее,
культуры, и, во-вторых, как явление, выражающее настоящее культуры. Среди специалистов гуманитарной сферы существует
понимание, что инновация возможна только в случае, когда отдельный человек или
группа людей достигают социально признанной цели средствами, которые еще не
были восприняты, воспроизведены, закреплены на предшествующем этапе развития
общества [11].Инновация связана с процессами закрепления и признания новых форм
социального поведения [12].
Инновация может стать социально признанной (только тогда она приобретает
статус инновации) при условии наличия определенных инвариантных, рутинных,
традиционных характеристик. Отметим, что сегодня
инновации связывают преимущественно с экономической средой, и социокультурный подход
к пониманию инноваций пока не получил широкого распространения.
В отечественной практике инновацию
рассматривают как конечный результат инновационной деятельности (см.,
например: Приложение к проекту «Основы политики
Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на
период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «концепция инновационной
политики Российской Федерации на 1998–2000 годы», одобрена постановлением
Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832), в зарубежной – как деятельность, процесс
изменений (см., например, «Руководство Осло» –
Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation
Data: Oslo Manual. Paris : OECD, Eurostat, 1997).
Как явление
инновация упрощается в первом случае до продукта
практического внедрения, во втором – до процесса.
К тому же подобные определения не выходят за рамки
экономико-технологической среды и не охватывают социокультурные аспекты
инноваций и их проявления в политической, социальной, научной, образовательной
и других сферах общественной жизни. Несмотря на многообразие определений,
существует общее, что присуще всем трактовкам этого понятия: признание факта,
что в основе каждой инновации лежит новое
знание, источник идей и генератор инновационной деятельности
– процесс научного и/или творческого поиска, а ее важнейшая составляющая –
научно-техническая и управленческая деятельность.
Понятие инновация для «лучшего» понимания и для целей обучения часто
сокращается, редуцируется до понятия нововведение
или новшество. Нередко инновацию
считают синонимом понятий открытие, изобретение, что еще больше размывает ее
смысл. Для понимания феномена инновации необходимо, во-первых, различать понятия новшество
и инновация.
В понимании инновации надо делать упор на префикс «ин-», который, например, в английском языке означает направление «в». Несколько упростив, можно сказать,
что инновация это внедренное новшество.
Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения
управляемого объекта и получения какого-либо эффекта (социального, экономического,
научно-технического, организационного).
Во-вторых, нельзя прямо
соотносить инновации с понятием инвестиции
– они не тождественны друг другу. Согласно
словарям по экономике, инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том
числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в
объекты предпринимательской и (или) иной деятельности. Они дают отдачу через
значительный срок после вложения, их направляют на новое строительство,
реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий,
а также вкладывают в создание интеллектуального, духовного продукта.
В-третьих, необходимо учитывать тесное
взаимодействие с понятием инновация
понятий открытие и изобретение. Основанием для этого выступают
ключевые для всех трех понятий явления «новое» и «творчество». В какой-то
момент «открытие», «изобретение» и
«инновация» предстают явлениями одного порядка, но не каждое открытие
может стать инновацией, и не каждая инновация реализует новое открытие
(например, существуют имитирующие инновации – улучшенная модификация, вариант, предыдущих).
Если открытие связывают с исследованием ранее
неизвестных явлений природы, а инновацию с продуктами творческой деятельности, обладающими
рыночным спросом, то под изобретением обычно понимают различные
технико-технологические продукты человеческой созидательной деятельности. Это
понятие в соотнесении с понятием открытие
подчеркивает свой прикладной характер, а в соотнесении с понятием инновация, наоборот, научно-исследовательский.
В-четвертых, важно правильно сопоставлять инновацию с таким понятием
как изменение. Такая «традиция»
понимания заложена еще Й. Шумпетером – одним из «отцов» инноватики. В
современной научной литературе утверждается, что специфическое содержание
инновации составляют именно изменения, а главная функция инновационной деятельности
– функция изменения. Но существует очень
много явлений, которые суть изменения, но не инновации; инновация – это
целенаправленное, позитивное изменение,
способствующее развитию и повышению качественного уровня.
Изменение, на мой взгляд, – атрибутивное
качество инновации, но не сама инновация. Необходимо
также различать непосредственное изменение,
которое вносит инновация, и изменения-следствия (именно в таких случаях говорят
о «кластерах инноваций), продуцируемые от первоначального, которые могут
образовываться необязательно в сфере применения инновации и быть не всегда положительными.
Универсальный источник инноваций – противоречие между стремительно
растущими потребностями и возможностями их удовлетворения, а также накопленный
обществом ресурсный потенциал (включая научно-интеллектуальный).
Группировок инноваций (типологий и классификаций) по различным параметрам
много. Основной классификацией можно считать группировку инноваций по влиянию,
в соответствии с которой выделяются два основных вида и один дополнительный:
1. Базисные, радикальные, т.е. меняющие основные положения, парадигму;
2. Модернизирующие, инкрементальные, т.е. те, которые находятся в
русле существующей традиции и парадигму не меняют;
3. Псевдоинновации – незначительные (эстетические, имиджевые и
т.д.) улучшения.
Основными типами инноваций, с которыми приходится сталкиваться в
практической деятельности, являются [13,
14]:
1. Технологические – деятельность
организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых
продуктов и процессов, а также значительно технологически усовершенствованных.
Технологические инновации в свою очередь делятся на:
продуктовые, означающие разработку и
внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов.
При этом технологически новый продукт
– продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование
принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее
производимых продуктов; а технологически усовершенствованный
продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные
характеристики, повышается экономическая эффективность;
процессные – разработка и внедрение
технологически новых или технологически значительно усовершенствованных
производственных методов, включая и методы передачи продуктов.
2. Организационные инновации,
направленные на повышение эффективности деятельности организации путём снижения
административных и других издержек, повышения удовлетворенности работников.
3. Маркетинговые инновации (новые или значительно улучшенные маркетинговые
методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов,
использование новых методов продаж, формирование новых ценовых стратегий,
направленных на повышение объемов продаж или цен на продукты).
В российских государственных документах зафиксировано официально закрепленное
понимание инноваций, согласно которому «Инновация (нововведение) – конечный результат
инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или
усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или
усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической
деятельности» (см.: «Концепция инновационной политики Российской Федерации на
1998–2000 гг.», одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июня
1998 года № 832).
Российское общество и
государственная власть осознают особую миссию библиотек в развитии культуры,
науки, общественных коммуникаций. Библиотечное профессиональное сообщество в
свою очередь признает усиление социальной полифункциональности библиотек и
изменение стереотипов взаимоотношений между обществом и библиотекой – социальным
институтом. Но при этом существует противоречие между осознанием значимости
библиотек обществом, стремлением библиотек изменить свои отношения с ним и
практикой их функционирования.
Это не в последнюю очередь связано с тем, что на протяжении исторически
короткого отрезка времени кардинально изменились социальная
роль и значимость библиотек, направления их деятельности. Непосредственными
причинами роста интереса современных российских библиотек к инновационной
деятельности можно считать:
во-первых
(возможно, это главное), снижение объемов государственного финансирования, что
объективно приводит к сокращению и старению персонала, оттоку квалифицированных
кадров, уменьшению и ухудшению ресурсного обеспечения деятельности, ухудшению
качества результатов деятельности, сокращению НИР в области библиотечного дела
и, таким образом, отставанию в развитии и несоответствию требованиям общества;
во-вторых
(это следствие первой причины), поиск дополнительных источников финансирования,
в результате чего рыночные механизмы и критерии результативности не всегда
обоснованно начинают использоваться в библиотечно-информационной сфере;
в-третьих,
утрата библиотеками естественной монополии в области предоставления
документированной информации, появление конкурентов и альтернативных источников
информации и информационных услуг, что приводит к повышению требований к
номенклатуре библиотечных продуктов и услуг, гибкости в формах их
предоставления, значимости таких параметров, как качество деятельности и компетентность
персонала.
Существуют
и некоторые «опосредованные» причины, наиболее важные среди которых –
объективные изменения, произошедшие и происходящие в политической, правовой,
социальной, культурной, экономической, научной, технической сферах деятельности
общества (страны и мира), а также некоторая «рефлексия изменчивости» – осознание
того, что дальнейшее развитие общества может быть только инновационным, превращение
инновационности в непрерывный процесс деятельности.
Последняя
причина «провоцирует» перенесение принципов инновационного развития на
деятельность библиотек, понимание библиотеки как развивающейся системы,
применение методов, сложившихся в инноватике (теории инновационного развития).
Инновации в библиотеке – важный фактор развития как самой библиотеки,
так и общества, элемент комплексной системы инноваций в культуре, экономике,
образовании. Инновационное развитие библиотек базируется на
информационно-коммуникационных технологиях и их программно-аппаратном
обеспечении, а его результат – качественное улучшение предоставляемых
библиотекой продуктов и услуг. Поэтому инновация в библиотеке может быть определена
следующим образом: внедренный образец деятельности, продуктов, услуг,
качественная характеристика которого – абсолютная или относительная новизна;
выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность
на принципиально улучшенный или качественно новый уровень.
Основную идею современного этапа инновационного развития библиотек
можно обозначить формулой: «адресные качественные услуги для конкретных
категорий пользователей». Достижение такой цели возможно только при помощи
содействия формированию «информационного мышления» у различных слоев общества,
что предполагает повышение уровня их информированности, информационного
обеспечения и подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких сфер деятельности
[15], в том числе и библиотечной.
Говоря об инновационном развитии, необходимо постоянно помнить о
структурности инноваций, или их уровнях, которые касаются библиотеки. Первый уровень
можно назвать «микроуровнем», или «внутренними» инновациями: речь идет об
изменениях внутри самой библиотеки (учреждения) безотносительно к тому, к какой
именно структуре (отделу, процессу) они относятся. Второй уровень можно
обозначить как «макроуровень», или «внешние» инновации – они относятся к
взаимодействию библиотеки с внешней (но близкой) средой. Это могут быть
изменения в отношениях библиотеки с местным сообществом, в формах и видах
представления результатов своей деятельности потребителям либо в
позиционировании и восприятии библиотеки тем обществом, в котором она непосредственно
находится.
Третий уровень (с достаточной долей условности) можно назвать «мегауровнем».
О нём можно говорить в том случае, когда изменения (или их совокупность),
произошедшие в деятельности библиотеки, влияют на развитие (или изменение) характеристик
общества. Это неявный уровень, но в инновационной деятельности библиотек он
присутствует и учитывается. Связано это с тем, что любая
социально-институциолизированная деятельность влияет (разными путями и формами)
на жизнь всего общества.
Управленческий смысл инновационной деятельности в библиотеке
заключается в выявлении и использовании стратегий и механизмов, позволяющих
обеспечить её долговременное устойчивое развитие. Таким образом, управление
инновационной деятельностью в библиотечной сфере – это результат процесса по
поддержанию устойчивости организации в непрерывно изменяющейся внешней и
неустойчивой внутренней среде. Объектом
инновационной деятельности можно обозначить всю библиотечную деятельность, так
как в любой сфере или на любом участке могут и происходят позитивные изменения,
которые способны дать инновационный эффект.
Основные управленческие
цели, или результаты, инновационного развития библиотек:
1. Обеспечение нормативных
условий формирования, сохранения и развития библиотечно-информационных ресурсов
библиотеки и их доступности.
2. Повышение качества услуг библиотеки до уровня мировых требований.
3. Эффективное использование потенциала библиотеки для развития
экономики, решения социальных и культурных задач местного сообщества, региона,
всей страны.
Многие экономисты признают
инновационную деятельность объективно существующим явлением, основываясь на
том, что инновации – это процесс необратимых структурных изменений рыночной
функции экономического объекта [16].
Во всех сферах общественной практики
инновации считаются средством глобальных изменений и продвижений, признается,
что темпы социального развития настоятельно требуют внедрения таких систем управления,
которые позволят успешно осваивать различные нововведения.
Говоря об инновационной деятельности библиотек, необходимо учитывать
условия и особенности сегодняшнего «варианта» успешного инновационного развития:
1. Инновационное развитие библиотечного дела – не мода, а вектор,
поэтому инновационно развиваться придется постоянно, это непреходящее явление.
2. Библиотечная инновация – это и процесс, и результат
деятельности, результат процесса. Только такое понимание способно дать
возможность правильно управлять ими. При этом инновационное развитие — это управленческое
воздействие на деятельность.
3. Инновации в библиотечном деле имеют свою специфику, поэтому не
стоит переносить все наработки из экономики, коммерческой сферы в библиотечно-информационную.
Они могут «не сработать», «не подойти», «не дать требуемого эффекта»; могут
иметь отложенный (или неявный) результат.
4. В библиотечной инновационной деятельности нет четких критериев
результативности. Индикаторы эффективности – сложнейшая управленческая проблема,
решение которой еще предстоит найти.
5. Любая инновация со временем неизбежно превращается в обыденность
(обыденную практику), а затем и в традицию. Это необходимо помнить и понимать;
инновация начинает превращаться в некоторую «повседневность» уже в момент
«тиража», а в момент «признания» (рефлексии) она начинает переходить в стадию
«традиции».
6. Библиотечные инновации интерактивны, в них всегда присутствует
обратная связь, но при этом необходимо учитывать сложность «приучения» потребителя
к инновациям.
7. Инновационность — динамическая характеристика, невозможно стать
инновационным раз и навсегда; поэтому среди «инноваторов» не может быть победителей
и побежденных, лидеров и отстающих (несмотря на некий элемент соревнования); к
тому же настоящая инновационность – дело отнюдь не показное (разговоры о
собственной инновационности не создают инновации, но могут порождать неприязнь
и скептическое отношение и к понятию инновация,
и к инновационной деятельности).
8. Инновация как деятельность (а не некая креативная идея, к сожалению,
эти понятия иногда отождествляют) требует глубокой методологической и
технологической проработки, подготовительной работы, постоянного контроля процесса
и поддержки результата.
9. Инновация в библиотеке – это
успешная попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в
деятельности организации для решения существующих и потенциальных проблем,
создания новых возможностей дальнейшего развития.
В библиотечно-информационной
сфере страны произошли существенные изменения, связанные с социальными,
экономическими, культурными и технологическими изменениями в российском
обществе. И эти изменения еще не закончились, они продолжаются, наполняются
новыми смыслами, требуют изменения и подходов к ним, и технологий их
реализации. Поэтому пока еще нельзя заявлять, что существует полностью
разработанная методика внедрения инноваций в библиотечную деятельность,
завершенная, окончательно разработанная теория инновационного развития
библиотек – библиотечная инноватика. Есть настоятельная необходимость
продолжать исследования в этом направлении библиотечной науки и практики.
Список источников
1. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века [Текст] / Ю. В. Яковец ; Междунар. ин-т
П. Сорокина – Н. Кондратьева. – Москва : ЗАО «Издательство
«Экономика», 2004. –
444 с.
2. Киселева В. В. Государственное регулирование инновационной
сферы : учеб. пособие [Текст] / В. В. Киселева,
М. Г. Колосницына ; ГУ-ВШЭ. – Москва : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. – 402
с.
3. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты
исследований и размышлений. Нобелевская лекция [Текст] // Нобелевские лауреаты
по экономике: взгляд из России. – С.-Петербург : Гуманистика, 2003. – 968 с.
4. Гугелев А. В. Инновационный менеджмент : учеб. [Текст] /
А. В. Гугелев. – Москва : ИТК «Дашков и К°», 2008. – 336 с.
5. Тоффлер Э. Третья волна [Текст].— Москва : АСТ, 2004. – 764 с.
6. Гохберг Л. Я. Национальная инновационная система России в
условиях «новой экономики» [Текст] // Вопросы экономики. – 2003. – № 3.
7. Русские инновации: аналитические
материалы [Текст] / ЭкспертРА. – Москва, 2010. – 32 с.
8. Итс Р. Ф. Введение в этнографию : учеб. пособие [Текст] /
Р. Ф. Итс. – 2-е изд. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. – 168 с.
9. Шумпетер Й.Теория экономического
развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / предисл.
В. С. Автономова. – Москва :
ЭКСМО, 2007. – 864 с.
10. Модернизация: зарубежный опыт и Россия [Текст] /
[В. А. Красильщиков, В. П. Гутник, В. И. Кузнецов и др.]. – Москва : Аг-во «Инфомарт»,
1994. – 115 с.
11. Савченко Н. А. Инновации
в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2.
12. Социальные знания и социальные изменения [Текст] /
В. Г. Федотова, В. Б. Власова и др. – Москва : ИФРАН, 2001.
– 281 c.
13. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сб.
[Текст] / Н. В. Городникова, С. Ю. Гостева,
Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева, И. А. Кузнецова,
С. В. Мартынова, Т. В. Ратай, Л. А. Росовецкая. –
Москва : ГУ–ВШЭ, 2009. – 488 с.
14. Указания по заполнению формы федерального государственного
статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной
деятельности организации» (утв. приказом Росстата от 19.01.2009 № 4).
15. Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках [Текст] /
Е. Ю. Качанова ; науч. ред. В. А. Минкина ; СПбГУКИ. –
С.-Петербург : Профессия, 203. – 318 с.
16. Кузык Б. Н. Россия в цивилизационном измерении:
фундаментальные основы стратегии инновационного развития [Текст] /
Б. Н. Кузык. – Москва : Ин-т экономических стратегий, 2008. – 864 с.
|