Научные и технические библиотеки №6 2011 год
Содержание:

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

Швецова-Водка Г. Н. Система документальных коммуникаций

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать?

Гусева Е. Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Езова С. А. Синергетический подход к библиотечному общению

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Этап начальной институционализации научных исследований в отрасли социальных коммуникаций: опыт Украины

Кудряшова Г. Ю., Воронская И. Г. Развитие кадрового потенциала Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета

Виноградова В. А. Интеллигенты и интеллектуалы на страницах библиотечных блогов

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Грибков Д. Н., Тимошук Е. В. Формирование электронного информационного пространства региона: из опыта общедоступных библиотек Орловской области

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Васильченко Н. П. Терминология – проблема серьезная

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Массовые мероприятия отдела экологической информации ГПНТБ России: из опыта работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Берестова Т. Ф. Рефлексия по поводу книги А. В. Соколова «Философия информации»

Ларьков Н. С. Теория документа в свете ноокоммуникологии

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Лихоманова Е. В. Развитие научно-технических библиотек Волгограда и области: страницы истории


УДК 021

Е. Н. Гусева

Библиотеки и инновации:
социальные и управленческие аспекты

Рассматривается инновационная деятельность библиотек как явление, имеющее важное значение для развития библиотечной сферы. Анализируется специфика инноваций в библиотеках, социальные, культурные и управленческие аспекты инновационной деятельности библиотек.

Человечество всегда жило в условиях постоянных изменений и трансформаций, и поэтому не стоит забывать, что «Время от времени поднимающиеся волны эпохальных и базисных инноваций преобразуют лицо общества, девятым валом проносятся по планете. Эти волны меняют лидирующие страны и цивилизации, создают фундамент для повышения эффективности воспроизводства и качества жизни» [1. С. 3]. В середине XX в. общество переориентировалось на информацию и знание как стратегические ресурсы развития. Новые информационно-коммуникационные технологии и вычислительная техника, провоцируя развитие организационной и институциональной среды и взаимодействуя с ними, формируют новые условия общественного бытия, что и приводит к радикальным переменам как в отдельных сферах общества (политической, экономической, производственной, социально-личностной и др.), так и в общественной организации в целом.

Важнейшее значение интеллектуальной составляющей в экономике шестого (и возможно, седьмого) технологического уклада способствовало тому, что наука и инновации стали объектами государственной политики [2. С. 15]. Скорость и всеобщность процессов общественного развития, и в особенности его экономической части, показывают, что этот процесс носит прорывной характер «скачка». Такие скачки иногда обозначают термином эпохальные инновации, введенным в научный оборот нобелевским лауреатом С. Кузнецом [3. С. 108].

Политико-экономическую значимость феномен инновационности приобрел примерно полвека назад, когда предпринимались попытки охарактеризовать постиндустриальную формацию как период перехода от производства товаров и услуг к внедрению новшеств во всех без исключения сферах человеческой деятельности. Инновации стали рассматриваться как сложный и многоуровневый процесс, внутри которого выделялись различные содержательные акты и аспекты – открытия, изобретения, технические нововведения, новые продукты, их продвижение, а также психолого-поведенческие мотивы [4].

Инновационным процессам сегодня часто придается базовое, основополагающее значение и, заметим, что при такой абсолютизации иногда забывается, что инновации всегда осуществляются на базе определенных традиций. Роль инновационной сферы в развитии экономики в начале XXI в. можно охарактеризовать следующими утверждениями [2. С. 16–18]:

1. Процессы глобализации экономики усиливаются, результаты научных исследований становятся основой экономического роста и развития в современном мире.

2. Цели научно-технической и инновационной политики определяют и направления дальнейшего развития таких сфер, как культура, образование, право. Правильнее было бы сказать, что этот процесс взаимен и взаимообусловлен.

3. Инновации распространяются все шире и становятся более разнообразными; они возникают в организациях любых «размеров», в каждом регионе, каждой отрасли и области деятельности. Небезосновательно предполагается, что именно в отраслях «высоких технологий» будут заняты новые поколения в текущем столетии. (Опасность заключается в том, что преувеличенное внимание к этим отраслям может приостановить развитие других важных направлений и сфер деятельности.)

4. Распределение инноваций остается неравномерным: они распространяются в основном в больших производственно-промышленных корпорациях. Малые и средние предприятия обладают слабым инновационным потенциалом, что вызвано нехваткой внутренних и внешних ресурсов и институциональными препятствиями.

5. Инновации становятся системными, т.е. не могут реализовываться путем строгой последовательности отдельных этапов. Процесс их разработки является комплексным (предусматривающим согласованные действия многих участников) и продолжительным, а также требует развития механизмов для распространения новых знаний.

6. Для успешного развития инноваций в каждой стране создаются некие «условия»:

  • общие, институциональные (в том числе наличие системы образования и повышения квалификации, эффективной организации научных исследований);
  • формирование сектора влияния государства на инновационное развитие (путем создания и поддержания механизма использования потенциала наукоемких отраслей в коммерческих целях);
  • создание эффективных стимулов для проведения инновационных разработок.

Все вместе это – национальная инновационная система.

На совместном заседании Президиума Государственного совета, Совета безопасности Российской Федерации и Совета по науке и технологиям при Президенте Российской Федерации 20 марта 2002 г. рассмотрены и одобрены «Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу», положения которых предусматривали создание национальной инновационной системы – неотъемлемой части экономической политики государства. Специалисты Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) определяют это понятие как «систему учреждений, организаций, отдельных людей, деятельность которых координируется и мотивируется экономическими законами, наряду с нормативно-правовой, культурной, социальной средой данного государства» [2. С. 21]. Таким образом, национальная инновационная система (НИС) – это совокупность субъектов и институтов, деятельность которых направлена на осуществление инновационной деятельности и ее поддержку.

Автор понятия национальная инновационная система и его определения Бенгт-Оке Лундвалл (B. Lundvall) уточнял, что структурные элементы НИС – это государство, бизнес, научные и учебные заведения, а способы поддержки НИС со стороны государства – льготное налогообложение, прямое бюджетирование, предоставление кредитов, а также организация и содействие развитию венчурных фондов. (Концепция национальных инновационных систем разрабатывается с 1980-х гг. Лидеры этого направления – Б. Лундвалл, профессор Университета г. Упсала, Швеция; К. Фримен, специалист Центра изучения научной политики при Сассекском университете, Великобритания; Р. Нельсон, профессор Колумбийского университета, США. Первое систематическое изложение этой концепции относят ко времени публикации коллективной монографии «Технический прогресс и экономическая теория» 1988 г. Впоследствии эта концепция развивалась усилиями большого числа исследователей. – http://www.schumpeter.ru/article.php?id=4&book=concept

Как бы то ни было, переход к инновационному развитию страны, задача создания национальной инновационной экономики определены как цели государственной политики в области развития науки и техники. Руководством страны определено: повышение инновационной и инвестиционной активности – важнейшая задача государства как в экономической, так и в социальной сфере.

Экономисты считают, что главным продуктом, товаром на мировом рынке в ближайшем будущем должно стать знание, которое понимается предельно инструментально, технологически, а потому очень часто в последнее время речь идет об «инновационной экономике» (и это нормативно закрепляется), которая ориентирована на материальное производство, получение экономической прибыли от реализации новаций.

Инновационную экономику как подход связывают с именем футуролога Элвина Тоффлера (AlvinToffler), который считал ее началом середину 1950-х гг., когда проявился «первый символический показатель» окончания экономики «дымящих труб» Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны — именно тогда «белые воротнички» и служащие численно превзошли заводских рабочих с «синими воротничками» [5].

Сегодняшняя картина инновационного развития в России, по мнению проректора ГУ-ВШЭ Л. Гохберга, сильно отличается от среднеевропейской – в России доля расходов на научные исследования и создание инноваций существенно ниже, а результаты инновационной деятельности крайне незначительно влияют на динамику промышленного производства. Даже высокотехнологические отрасли экономики по индикаторам наукоемкости имеют параметры, характерные для низкотехнологичных отраслей в мире [6], а потому «Ожидать реального прогресса в модернизации страны и построении инновационной экономики бессмысленно до тех пор, пока в эти процессы … не включатся крупнейшие компании страны. … изменить такое положение дел … как убедительно свидетельствует мировой опыт, может государство» [7. С. 2].

Разработкой теоретических вопросов управления инновационными процессами занимается специальная научная дисциплина – инноватика, которую можно определить как область знаний, исследующую вопросы методологии и организации инновационной деятельности. Влияние на становление инноватики оказали потребности развития техники и технологий, развитие системного анализа, теория организаций и управления, кибернетика, теория игр, новейшие информационные и социально-культурные технологии. В своем практическом аспекте инновационная деятельность носит комплексный, системный характер и часто слабо отделима от других видов управленческой, производственной, научной и творческой деятельности. Признается, что:

1. Инновационная деятельность имеет отношение (непосредственное и/или опосредованное) к сфере управленческой деятельности.

2. Вследствие этого инновационное развитие во многих случаях базируется на управленческом воздействии (т.е. входит в область принятия управленческих решений).

3. Инновационный менеджмент во многих своих аспектах входит в область стратегического менеджмента.

4. Разработка инновационных проектов обязательно включается в область проектного менеджмента.

5. Психологический аспект инноватики выделяется в отдельную область практической психологии, но при этом является важнейшей управленческой проблемой.

Если же обратиться к истории понятия инновация, то обнаруживается, что термин инновация в научный обиход вошел в начале ХХ в., первоначально в качестве этнографического и социологического,и был непосредственно связан с идеей диффузии культурных феноменов [8].Антропологи-этнографы к началу ХХ в. жестко противопоставляли культурную инновацию традиционным формам действия, мышления и поведения: по их мнению, то, что выходит за рамки традиции и обычая, и является инновацией. Само слово «инновация» происходит от латинского innovato или английского innovation, что означает обновление или улучшение.

Чуть позже смысл этого понятия значительно изменился. Связано это с именами Николая Дмитриевича Кондратьева (1892–1938) и Йозефа Алоиза Шумпетера (Joseph Alois Schumpeter, 1883–1950), которые, занимаясь изучением экономического развития общества, обосновали взаимосвязь феномена инновационных изменений и общественной экономической динамики, например, в работе «The Theory of Economic Development» (1934). По Шумпетеру, который не сразу стал применять этот термин, инновации – это использование существующих источников новыми способами. Говоря о кластерах нововведений (т.е. об их комплексах), Шумпетер отметил несколько имевших место промышленных революций, или инновационных волн, вызванных появлением таких кластеров [9].

Новый всплеск изучения теории инновации наблюдался в 1970-е гг., когда период глобального экономического кризиса сменила волна базисных инноваций. Характерным признаком последних двух-трех десятилетий стало постоянное упоминание инноваций, ориентированных на материальное производство, получение экономической прибыли от их реализации, но инновации в гуманитарной сфере и то, что с этим связано, обсуждаются гораздо реже. В последнее время инновации в специальной литературе рассматриваются как предпосылки и факторы процесса модернизации и глобализации, как условие превращения постиндустриального общества в общество знаний, информационное общество [10].

В социально-культурном аспекте инновация предстает как феномен, во-первых, ориентированный в своем основании на новое, а значит будущее, культуры, и, во-вторых, как явление, выражающее настоящее культуры. Среди специалистов гуманитарной сферы существует понимание, что инновация возможна только в случае, когда отдельный человек или группа людей достигают социально признанной цели средствами, которые еще не были восприняты, воспроизведены, закреплены на предшествующем этапе развития общества [11].Инновация связана с процессами закрепления и признания новых форм социального поведения [12].

Инновация может стать социально признанной (только тогда она приобретает статус инновации) при условии наличия определенных инвариантных, рутинных, традиционных характеристик. Отметим, что сегодня инновации связывают преимущественно с экономической средой, и социокультурный подход к пониманию инноваций пока не получил широкого распространения.

В отечественной практике инновацию рассматривают как конечный результат инновационной деятельности (см., например: Приложение к проекту «Основы политики Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», «концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы», одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 832),  в зарубежной – как деятельность, процесс изменений (см., например, «Руководство Осло» – Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Technological Innovation Data: Oslo Manual. Paris : OECD, Eurostat, 1997).

Как явление инновация упрощается в первом случае до продукта практического внедрения, во втором – до процесса. К тому же подобные определения не выходят за рамки экономико-технологической среды и не охватывают социокультурные аспекты инноваций и их проявления в политической, социальной, научной, образовательной и других сферах общественной жизни. Несмотря на многообразие определений, существует общее, что присуще всем трактовкам этого понятия: признание факта, что в основе каждой инновации лежит новое знание, источник идей и генератор инновационной деятельности – процесс научного и/или творческого поиска, а ее важнейшая составляющая – научно-техническая и управленческая деятельность.

Понятие инновация для «лучшего» понимания и для целей обучения часто сокращается, редуцируется до понятия нововведение или новшество. Нередко инновацию считают синонимом понятий открытие, изобретение, что еще больше размывает ее смысл. Для понимания феномена инновации необходимо, во-первых, различать понятия новшество и инновация. В понимании инновации надо делать упор на префикс «ин-», который, например, в английском языке означает направление «в». Несколько упростив, можно сказать, что инновация это внедренное новшество. Инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения управляемого объекта и получения какого-либо эффекта (социального, экономического, научно-технического, организационного).

Во-вторых, нельзя прямо соотносить инновации с понятием инвестиции – они не тождественны друг другу. Согласно словарям по экономике, инвестиции – это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности. Они дают отдачу через значительный срок после вложения, их направляют на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, а также вкладывают в создание интеллектуального, духовного продукта.

В-третьих, необходимо учитывать тесное взаимодействие с понятием инновация понятий открытие и изобретение. Основанием для этого выступают ключевые для всех трех понятий явления «новое» и «творчество». В какой-то момент «открытие», «изобретение» и  «инновация» предстают явлениями одного порядка, но не каждое открытие может стать инновацией, и не каждая инновация реализует новое открытие (например, существуют имитирующие инновации – улучшенная модификация, вариант, предыдущих). Если открытие связывают с исследованием ранее неизвестных явлений природы, а инновацию с продуктами творческой деятельности, обладающими рыночным спросом, то под изобретением обычно понимают различные технико-технологические продукты человеческой созидательной деятельности. Это понятие в соотнесении с понятием открытие подчеркивает свой прикладной характер, а в соотнесении с понятием инновация, наоборот, научно-исследовательский.

В-четвертых, важно правильно сопоставлять инновацию с таким понятием как изменение. Такая «традиция» понимания заложена еще Й. Шумпетером – одним из «отцов» инноватики. В современной научной литературе утверждается, что специфическое содержание инновации составляют именно изменения, а главная функция инновационной деятельности – функция изменения. Но существует очень много явлений, которые суть изменения, но не инновации; инновация – это целенаправленное, позитивное изменение, способствующее развитию и повышению качественного уровня.

Изменение, на мой взгляд, – атрибутивное качество инновации, но не сама инновация. Необходимо также различать непосредственное изменение, которое вносит инновация, и изменения-следствия (именно в таких случаях говорят о «кластерах инноваций), продуцируемые от первоначального, которые могут образовываться необязательно в сфере применения инновации и быть не всегда положительными.

Универсальный источник инноваций – противоречие между стремительно растущими потребностями и возможностями их удовлетворения, а также накопленный обществом ресурсный потенциал (включая научно-интеллектуальный).

Группировок инноваций (типологий и классификаций) по различным параметрам много. Основной классификацией можно считать группировку инноваций по влиянию, в соответствии с которой выделяются два основных вида и один дополнительный:

1. Базисные, радикальные, т.е. меняющие основные положения, парадигму;

2. Модернизирующие, инкрементальные, т.е. те, которые находятся в русле существующей традиции и парадигму не меняют;

3. Псевдоинновации – незначительные (эстетические, имиджевые и т.д.) улучшения.

Основными типами инноваций, с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности, являются [13, 14]:

1. Технологические – деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительно технологически усовершенствованных. Технологические инновации в свою очередь делятся на:

продуктовые, означающие разработку и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. При этом технологически новый продукт – продукт, чьи технологические характеристики или предполагаемое использование принципиально новые либо существенно отличаются от аналогичных, ранее производимых продуктов; а технологически усовершенствованный продукт – это существующий продукт, для которого улучшаются качественные характеристики, повышается экономическая эффективность;

процессные – разработка и внедрение технологически новых или технологически значительно усовершенствованных производственных методов, включая и методы передачи продуктов.

2. Организационные инновации, направленные на повышение эффективности деятельности организации путём снижения административных и других издержек, повышения удовлетворенности работников.

3. Маркетинговые инновации (новые или значительно улучшенные маркетинговые методы, охватывающие существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж, формирование новых ценовых стратегий, направленных на повышение объемов продаж или цен на продукты).

В российских государственных документах зафиксировано официально закрепленное понимание инноваций, согласно которому «Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» (см.: «Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 гг.», одобрена Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 года № 832).

Российское общество и государственная власть осознают особую миссию библиотек в развитии культуры, науки, общественных коммуникаций. Библиотечное профессиональное сообщество в свою очередь признает усиление социальной полифункциональности библиотек и изменение стереотипов взаимоотношений между обществом и библиотекой – социальным институтом. Но при этом существует противоречие между осознанием значимости библиотек обществом, стремлением библиотек изменить свои отношения с ним и практикой их функционирования.

Это не в последнюю очередь связано с тем, что на протяжении исторически короткого отрезка времени кардинально изменились социальная роль и значимость библиотек, направления их деятельности. Непосредственными причинами роста интереса современных российских библиотек к инновационной деятельности можно считать:

во-первых (возможно, это главное), снижение объемов государственного финансирования, что объективно приводит к сокращению и старению персонала, оттоку квалифицированных кадров, уменьшению и ухудшению ресурсного обеспечения деятельности, ухудшению качества результатов деятельности, сокращению НИР в области библиотечного дела и, таким образом, отставанию в развитии и несоответствию требованиям общества;

во-вторых (это следствие первой причины), поиск дополнительных источников финансирования, в результате чего рыночные механизмы и критерии результативности не всегда обоснованно начинают использоваться в библиотечно-информационной сфере;

в-третьих, утрата библиотеками естественной монополии в области предоставления документированной информации, появление конкурентов и альтернативных источников информации и информационных услуг, что приводит к повышению требований к номенклатуре библиотечных продуктов и услуг, гибкости в формах их предоставления, значимости таких параметров, как качество деятельности и компетентность персонала.

Существуют и некоторые «опосредованные» причины, наиболее важные среди которых – объективные изменения, произошедшие и происходящие в политической, правовой, социальной, культурной, экономической, научной, технической сферах деятельности общества (страны и мира), а также некоторая «рефлексия изменчивости» – осознание того, что дальнейшее развитие общества может быть только инновационным, превращение инновационности в непрерывный процесс деятельности.

Последняя причина «провоцирует» перенесение принципов инновационного развития на деятельность библиотек, понимание библиотеки как развивающейся системы, применение методов, сложившихся в инноватике (теории инновационного развития).

Инновации в библиотеке – важный фактор развития как самой библиотеки, так и общества, элемент комплексной системы инноваций в культуре, экономике, образовании. Инновационное развитие библиотек базируется на информационно-коммуникационных технологиях и их программно-аппаратном обеспечении, а его результат – качественное улучшение предоставляемых библиотекой продуктов и услуг. Поэтому инновация в библиотеке может быть определена следующим образом: внедренный образец деятельности, продуктов, услуг, качественная характеристика которого – абсолютная или относительная новизна; выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень.

Основную идею современного этапа инновационного развития библиотек можно обозначить формулой: «адресные качественные услуги для конкретных категорий пользователей». Достижение такой цели возможно только при помощи содействия формированию «информационного мышления» у различных слоев общества, что предполагает повышение уровня их информированности, информационного обеспечения и подготовки кадров для высокотехнологичных и наукоемких сфер деятельности [15], в том числе и библиотечной.

Говоря об инновационном развитии, необходимо постоянно помнить о структурности инноваций, или их уровнях, которые касаются библиотеки. Первый уровень можно назвать «микроуровнем», или «внутренними» инновациями: речь идет об изменениях внутри самой библиотеки (учреждения) безотносительно к тому, к какой именно структуре (отделу, процессу) они относятся. Второй уровень можно обозначить как «макроуровень», или «внешние» инновации – они относятся к взаимодействию библиотеки с внешней (но близкой) средой. Это могут быть изменения в отношениях библиотеки с местным сообществом, в формах и видах представления результатов своей деятельности потребителям либо в позиционировании и восприятии библиотеки тем обществом, в котором она непосредственно находится.

Третий уровень (с достаточной долей условности) можно назвать «мегауровнем». О нём можно говорить в том случае, когда изменения (или их совокупность), произошедшие в деятельности библиотеки, влияют на развитие (или изменение) характеристик общества. Это неявный уровень, но в инновационной деятельности библиотек он присутствует и учитывается. Связано это с тем, что любая социально-институциолизированная деятельность влияет (разными путями и формами) на жизнь всего общества.

Управленческий смысл инновационной деятельности в библиотеке заключается в выявлении и использовании стратегий и механизмов, позволяющих обеспечить её долговременное устойчивое развитие. Таким образом, управление инновационной деятельностью в библиотечной сфере – это результат процесса по поддержанию устойчивости организации в непрерывно изменяющейся внешней и неустойчивой внутренней среде. Объектом инновационной деятельности можно обозначить всю библиотечную деятельность, так как в любой сфере или на любом участке могут и происходят позитивные изменения, которые способны дать инновационный эффект.

Основные управленческие цели, или результаты, инновационного развития библиотек:

1. Обеспечение нормативных условий формирования, сохранения и развития библиотечно-информационных ресурсов библиотеки и их доступности.

2. Повышение качества услуг библиотеки до уровня мировых требований.

3. Эффективное использование потенциала библиотеки для развития экономики, решения социальных и культурных задач местного сообщества, региона, всей страны.

Многие экономисты признают инновационную деятельность объективно существующим явлением, основываясь на том, что инновации – это процесс необратимых структурных изменений рыночной функции экономического объекта [16]. Во всех сферах общественной практики инновации считаются средством глобальных изменений и продвижений, признается, что темпы социального развития настоятельно требуют внедрения таких систем управления, которые позволят успешно осваивать различные нововведения.

Говоря об инновационной деятельности библиотек, необходимо учитывать условия и особенности сегодняшнего «варианта» успешного инновационного развития:

1. Инновационное развитие библиотечного дела – не мода, а вектор, поэтому инновационно развиваться придется постоянно, это непреходящее явление.

2. Библиотечная инновация – это и процесс, и результат деятельности, результат процесса. Только такое понимание способно дать возможность правильно управлять ими. При этом инновационное развитие — это управленческое воздействие на деятельность.

3. Инновации в библиотечном деле имеют свою специфику, поэтому не стоит переносить все наработки из экономики, коммерческой сферы в библиотечно-информационную. Они могут «не сработать», «не подойти», «не дать требуемого эффекта»; могут иметь отложенный (или неявный) результат.

4. В библиотечной инновационной деятельности нет четких критериев результативности. Индикаторы эффективности – сложнейшая управленческая проблема, решение которой еще предстоит найти.

5. Любая инновация со временем неизбежно превращается в обыденность (обыденную практику), а затем и в традицию. Это необходимо помнить и понимать; инновация начинает превращаться в некоторую «повседневность» уже в момент «тиража», а в момент «признания» (рефлексии) она начинает переходить в стадию «традиции».

6. Библиотечные инновации интерактивны, в них всегда присутствует обратная связь, но при этом необходимо учитывать сложность «приучения» потребителя к инновациям.

7. Инновационность — динамическая характеристика, невозможно стать инновационным раз и навсегда; поэтому среди «инноваторов» не может быть победителей и побежденных, лидеров и отстающих (несмотря на некий элемент соревнования); к тому же настоящая инновационность – дело отнюдь не показное (разговоры о собственной инновационности не создают инновации, но могут порождать неприязнь и скептическое отношение и к понятию инновация, и к инновационной деятельности).

8. Инновация как деятельность (а не некая креативная идея, к сожалению, эти понятия иногда отождествляют) требует глубокой методологической и технологической проработки, подготовительной работы, постоянного контроля процесса и поддержки результата.

9. Инновация в библиотеке – это успешная попытка осуществить содержательное, целенаправленное изменение в деятельности организации для решения существующих и потенциальных проблем, создания новых возможностей дальнейшего развития.

В библиотечно-информационной сфере страны произошли существенные изменения, связанные с социальными, экономическими, культурными и технологическими изменениями в российском обществе. И эти изменения еще не закончились, они продолжаются, наполняются новыми смыслами, требуют изменения и подходов к ним, и технологий их реализации. Поэтому пока еще нельзя заявлять, что существует полностью разработанная методика внедрения инноваций в библиотечную деятельность, завершенная, окончательно разработанная теория инновационного развития библиотек – библиотечная инноватика. Есть настоятельная необходимость продолжать исследования в этом направлении библиотечной науки и практики.

Список источников

1. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века [Текст] / Ю. В. Яковец ; Междунар. ин-т П. Сорокина – Н. Кондратьева. – Москва : ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. –
444 с.

2. Киселева В. В. Государственное регулирование инновационной сферы : учеб. пособие [Текст] / В. В. Киселева, М. Г. Колосницына ; ГУ-ВШЭ. – Москва : Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. – 402 с.

3. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция [Текст] // Нобелевские лауреаты по экономике: взгляд из России. – С.-Петербург : Гуманистика, 2003. – 968 с.

4. Гугелев А. В. Инновационный менеджмент : учеб. [Текст] / А. В. Гугелев. – Москва : ИТК «Дашков и К°», 2008. – 336 с.

5. Тоффлер Э. Третья волна [Текст].— Москва : АСТ, 2004. – 764 с.

6. Гохберг Л. Я. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» [Текст] // Вопросы экономики. – 2003. – № 3.

7. Русские инновации: аналитические материалы [Текст] / ЭкспертРА. – Москва, 2010. – 32 с.

8. Итс Р. Ф. Введение в этнографию : учеб. пособие [Текст] / Р. Ф. Итс. – 2-е изд. – Ленинград : Изд-во ЛГУ, 1991. – 168 с.

9. Шумпетер Й.Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / предисл. В. С. Автономова. – Москва : ЭКСМО, 2007. – 864 с.

10. Модернизация: зарубежный опыт и Россия [Текст] / [В. А. Красильщиков, В. П. Гутник, В. И. Кузнецов и др.]. – Москва : Аг-во «Инфомарт», 1994. – 115 с.

11. Савченко Н. А. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2.

12. Социальные знания и социальные изменения [Текст] / В. Г. Федотова, В. Б. Власова и др. – Москва : ИФРАН, 2001. – 281 c.

13. Индикаторы инновационной деятельности: 2009. Статистический сб. [Текст] / Н. В. Городникова, С. Ю. Гостева, Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева, И. А. Кузнецова, С. В. Мартынова, Т. В. Ратай, Л. А. Росовецкая. – Москва : ГУ–ВШЭ, 2009. – 488 с.

14. Указания по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» (утв. приказом Росстата от 19.01.2009 № 4).

15. Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках [Текст] / Е. Ю. Качанова ; науч. ред. В. А. Минкина ; СПбГУКИ. – С.-Петербург : Профессия, 203. – 318 с.

16. Кузык Б. Н. Россия в цивилизационном измерении: фундаментальные основы стратегии инновационного развития [Текст] / Б. Н. Кузык. – Москва : Ин-т экономических стратегий, 2008. – 864 с.

  
На главную