Научные и технические библиотеки №6 2011 год
Содержание:

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

Швецова-Водка Г. Н. Система документальных коммуникаций

КАЧЕСТВО РАБОТЫ: ИЗУЧЕНИЕ И ОЦЕНКА

Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать?

Гусева Е. Н. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Езова С. А. Синергетический подход к библиотечному общению

Кушнаренко Н. Н., Соляник А. А. Этап начальной институционализации научных исследований в отрасли социальных коммуникаций: опыт Украины

Кудряшова Г. Ю., Воронская И. Г. Развитие кадрового потенциала Зональной научной библиотеки Уральского федерального университета

Виноградова В. А. Интеллигенты и интеллектуалы на страницах библиотечных блогов

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Грибков Д. Н., Тимошук Е. В. Формирование электронного информационного пространства региона: из опыта общедоступных библиотек Орловской области

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Васильченко Н. П. Терминология – проблема серьезная

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Бычкова Е. Ф., Крюкова А. В. Массовые мероприятия отдела экологической информации ГПНТБ России: из опыта работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Берестова Т. Ф. Рефлексия по поводу книги А. В. Соколова «Философия информации»

Ларьков Н. С. Теория документа в свете ноокоммуникологии

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Лихоманова Е. В. Развитие научно-технических библиотек Волгограда и области: страницы истории


УДК 026.6

В. А. Виноградова

Интеллигенты и интеллектуалы
на страницах библиотечных блогов

Итоги проведённого автором изучения персональных и коллективных библиотечных блогов.

Модным атрибутом современной библиотечной жизни стали блоги. При определенном подходе они могут приносить большую пользу участникам профессионального сообщества.

Для России библиотечные блоги – относительно новое явление, и библиография посвященных им источников пока невелика. Самые ранние работы – это, пожалуй, статьи Екатерины Ефимовой – одного из первых отечественных библиоблоггеров. В 2008 г. в США вышла книга о библиотечных блогах мира [1], для которой Е. Ефимова написала статью о библиоблогах России.

Много информации о них в Интернете, появляются статьи и в профессиональной периодике (см., например, [2]). Предлагаются различные варианты типизации блогов (см., например, обсуждение, которое инициировала Е. Ястребцева [3]). Достаточно близки к библиотечным оказываются блоги образовательной тематики. Огромное количество информации можно найти в Интернете и о ведении блогов в целом. С октября 2009 г. издается сетевой журнал «БлогоNews», публикующий материалы о создании и ведении блогов, новостях блогосферы.

Помимо обилия статей о ведении блогов существуют и обучающие программы: библиотекари, желающие вести блог, получают помощь и поддержку коллег. К примеру, в конце 2009 г. порталом «Кирилл и Мефодий» предложен дистанционный курс по созданию библиотечных блогов. «Цель курса – научить библиотекарей использовать блоги для решения образовательных и библиотечных задач, формирования открытой среды электронного обучения» [4]. В октябре–декабре 2009 г. проводилось дистанционное обучение школьных библиотекарей «Я учусь работать в блоге!». Авторы этого курса – Л. Рождественская и Е. Ястребцева [5].

За рубежом библиотечные блоги появились в 1998 г., у нас гораздо позже. Два года назад Е. Ефимова писала: «…о библиоблогосфере в России говорить еще рано» [6]. Как же обстоят дела сегодня?

В последние два года количество российских библиоблогов быстро росло. Осенью 2010 г. Л. М. Брюхова, библиотекарь из Новоуральска, инициировала перепись библиотечных блогов и в итоге создала список, в который вошли 317 блогов (на 10 ноября 2010 г.), в том числе 168 блогов школьных библиотек и библиотекарей – сегодня они оказались самыми активными блоггерами.

В 2010 г. мной проведено исследование библиотечных блогов; его цели: 1) показать, как разделение на интеллигентов и интеллектуалов проявляется в виртуальном библиотечном мире, а конкретно – в блогах библиотекарей; 2) узнать, какие ценности ближе библиотекарям-блоггерам – ценности интеллигентов или ценности интеллектуалов; 3) рассмотреть библиотечные блоги на предмет отражения в них профессиональных аспектов.

Согласно гипотезе, библиотекари-блоггеры в большинстве своем разделяют ценности интеллектуалов. Интеллигентность в данном случае понимается как «образованность + креативность + антимещанское этическое самоопределение» (по формуле А. В. Соколова [8]), а интеллектуальность – то же самое за вычетом «антимещанского самоопределения».

Основным методом исследования был контент-анализ, для которого использовались ценностные индикаторы, сформировавшиеся в процессе изучения ценностей библиотечных работников (они уже использовались при изучении библиотечной периодики в 2007 г. [9]):

для «определения» интеллигентности:

1. Социализация.

2. Патриотизм.

3. Любовь к книге в целом.

4. Экология, любовь к природе.

5. Нравственность, гуманность.

6. Профессиональная этика, культура общения.

7. Сотрудничество, культура управления.

8. Открытость, искренность, доверие.

9. Преемственность поколений, консерватизм.

10. Чувство прекрасного.

 

для «определения» интеллектуальности:

1. Лидерство.

2. Доступность информации, равный доступ.

3. Упрощение процессов, результативность, прибыльность.

4. Либерально-демократические ценности.

5. Инновационность, творческий потенциал.

6. Документированная информация, информационные ресурсы.

7. Соответствие западным образцам, конкурентоспособность.

8. Информационная поддержка, информационная культура личности.

9. Правовая культура.

10. Экономический прогресс.

 

Для проверки гипотезы проанализирован 21 блог: 11 коллективных и 10 персональных. За небольшими исключениями, рассматривались посты за 2009 г. и первое полугодие 2010 г.

Общие результаты: по персональным блогамценностные ориентации (ЦО) интеллигентов – 51%; ЦО интеллектуалов – 49%; по коллективным блогам ЦО интеллигентов – 63%, ЦО интеллектуалов – 37%.

Среди персональных блогов ЦО интеллигентов немного преобладают. В коллективных блогах, напротив, – 7 из 11 имеют интеллигентскую направленность, поэтому перевес в ЦО уже довольно существенный. Интересно, что в «интеллектуалы» попали блоги, представляющие сообщества, не привязанные к конкретной библиотеке. Всем блогам отдельных библиотек более свойственны ЦО интеллигентов.

Рассмотрим более подробно отдельные блоги – вначале персональные, затем коллективные.

Персональные блоги интеллектуальной направленности. В эту категорию попали:

«Библиотечные штучки» (http://blog.shikate.ru) – Екатерина Шибаева, директор управления проектов и программ Центра библиотечных инновационных технологий РГБ; печатается в журнале «Библиотековедение»;

«Заминированные заметки» (http://katerinamina.livejournal.com) – Екатерина Минаева из ЦГБ им. В. В. Маяковского (г. Курган) – автор сайта своей библиотеки, объясняет в блоге процесс его создания;

«Мысли вслух: Записки из библиотеки» (http://biblio_koshka.livejournal.com) – Марианна Поникаровская – работает в Научной библиотеке Уральского государственного университета (УрГУ) (Екатеринбург); публикуется в профессиональных изданиях, участвовала в семинаре по обмену опытом «Блоги библиотечных специалистов. Их настоящее и будущее» (2009);

«Мышь библиотечная» (http://rusu-library.blogspot.com) – Екатерина Ефимова, специалист Научной библиотеки УрГУ; ведет также блог «Информационная эвристика» для сопровождения одноименного курса для магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей УрГУ в рамках проекта «Молодые – молодым» (Е. Ефимова – один из разработчиков этого проекта, получившего поддержку в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании» Фонда Михаила Прохорова; один год работала в США по гранту);

«Рок-н-ролл в библиотеке» (http://rock-n-roll-v-biblioteke.blogspot.com) – Илья Сорокин, программист, заведующий отделом автоматизации в библиотеке Московского энергетического института; системный аналитик, разработчик АИБС и руководитель проектов в ЗАО "Компания ЛИБЭР".

В целом для названных блогов характерно, что их авторы пишут главным образом о технической и юридической сферах жизни библиотек. Показательно, что автор блога «Заминированные заметки» Екатерина Минаева в 2010 г. ушла из библиотеки. Как пишет она в своем блоге, главная причина увольнения – финансовый вопрос. Можно предположить, что он имеет принципиальное значение для библиотекарей-интеллектуалов: они либо находят возможность хорошо зарабатывать, либо переходят в иную сферу деятельности. (Интересно, что блог «Мысли вслух» содержит рекламу в своих постах, т.е. автор зарабатывает на своем блоге.)

Рассмотрим немного подробнее один из перечисленных блогов – «Мышь библиотечная», который считается самым первым библиотечным блогом в России. Блог создан в начале февраля 2007 г. При этом сначала автор вела его на английском языке, но через некоторое время решила сделать и русскую версию своего блога. Как пишет Е. Ефимова, «впоследствии оказалось, что поддерживать идентичный англоязычный блог сложно и бессмысленно. Поэтому все свои силы сейчас отдаю русской версии, так как, на мой взгляд, это гораздо нужнее и важнее. Темы, на которые я пишу, совершенно разные, но все они так или иначе связаны с библиотекой. Основные проблемы, которые меня интересуют в профессиональном плане – это создание и развитие виртуальной справочной службы в библиотеке и всевозможные технологии и инструменты library 2.0» [6]. В 2008 и 2009 гг. блог становился номинантом Всероссийского конкурса сайтов публичных библиотек как «Лучший интернет-проект».

Персональные блоги интеллигентской направленности. К ним можно отнести:

«Библиоледи» (http://biblio-lady.blogspot.com) – Анна Смагина, главный библиотекарь отдела комплектования библиотеки СПбГУКИ;

«БиблиОлеся-ГБЮ» (http://bibliolesja-gbu.blog.ru) – Олеся работает в отделе комплектования и обработки литературы Государственной библиотеки Югры.

«Библиотека. Филиал № 7» (http://library-branch.livejournal.com) – ведет, в основном, Ирина Александровна Баженова, главный библиограф ЦГБДЮ Новоуральска;

«Дневник Библиотекаря»: Заметки о работе Ульяновской библиотеки для слепых (http://uslb.livejournal.com) – Анастасия Владимировна Егорова, заведующая отделом;

«Лампа. Ночь. Библиотека» (http://kotbibliofil.blogspot.com) – Елена Смутнева, методист Областной детской библиотеки им. А. М. Горького в Новосибирске.

Интересно, что представленные авторы сообщают о себе меньше информации, чем блоггеры предыдущей группы. Можно сказать, что эти блоги объединяет следующее: здесь нет такой увлеченности технической стороной библиотечного дела, как мы видели выше; авторам зачастую свойственны сентиментальность, открытое проявление эмоций, желание поделиться впечатлениями от прочитанных книг; в то же время им в большей степени свойствен «читателецентризм» – они пишут о конкретных проблемах своих читателей. Есть блоги, которые содержат в основном только цитаты из книг, есть – с «читательской» направленностью, есть и такие, где названные аспекты сбалансированы.

В этом смысле удачный пример – блог «Лампа. Ночь. Библиотека»: автор и делится впечатлениями о прочитанных книгах, и рассказывает о событиях библиотечной жизни, и рассуждает о возможностях общения в блогах. Интересная особенность – зачастую заголовки постов – цитаты из классических произведений или реминисценции, например, «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Все передумываю снова...». Елена Смутнева активно участвует в библиотечной жизни: «Весь этот год я по очереди примеряю на себя разные системы повышения квалификации. Семинары ШБЛ (Школы библиотечного лидера), наш дистанционный мастер-класс ”Я учусь работать в блоге”, ВБК (Высшие библиотечные курсы при ГПНТБ СО РАН)».

Легко заметить, что каждый персональный блог, даже если об этом не заявлено, посвящен определенной теме – той, которая наиболее интересна автору. Это и информационные технологии, и виртуальное справочное обслуживание, и любимые книги, и книжная мебель, и др. До предела обобщив «генеральные линии» блогов, мы увидим, что основных тем две: «родная дочь» (информационные ресурсы) и своеобразная «падчерица» (книжность) той среды, в которой обе они обитают.

Кратко остановимся на коллективных блогах. Сначала – блоги «интеллектуалов», так как их всего 4 из 10 рассмотренных:

«Блог Библиотекаря» (http://schoolibrary-stranger.blogspot.com – авторы: Librarian и Ваш библиотекарь;

Коллективный блог библиотекарей Свердловской области (http://bibl-ural.blogspot.com) – коллектив из 18 авторов;

«Новости библиотечного мира США на русском языке» (http://biblioru.livejournal.com) – создается Информационным центром Генерального консульства США в Екатеринбурге;

Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа (http://pobibl.rusedu.net) – авторы: руководитель медиатеки «Ресурсного центра» (Новокуйбышевск) Е. В. Сирки, ведущий инженер-программист О. И. Подъяпольская и методист медиатеки Е. В. Сорокина.

Если рассматривать представленные блоги в целом, то их главный контент составляют методические рекомендации (во многом связанные с возможностями Интернета) библиотекарям, а также описания и анонсы мероприятий, в основном относящиеся не к конкретной библиотеке, а к библиотечному сообществу – как, кстати, и сами эти блоги.

Обратим внимание на блог «Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа»,ставший в 2009 г. лауреатом Всероссийского конкурса образовательных блогов «БлогоРазумие». Поскольку необходимость ведения библиотечных блогов не для всех очевидна, нужно оговаривать, какие именно библиотечные блоги могут быть полезны. В данном случае блог несомненно полезен – это кладезь важной информации, а также возможность общения со специалистами; кроме того, он может рассматриваться и как каталог – в нем дается не только информация о чем-либо, но и перечни ссылок на интернет-источники; здесь представлен и сборник нормативных документов по библиотечному делу, и обзор профессиональной печати, и многое другое.

Коллективные блоги интеллигентской направленности можно разделить на две группы: блоги общественных организаций и отдельных библиотек.

Авторы блогов конкретных библиотек – это сотрудники разных отделов библиотеки. В наши список вошли и два блога общественных движений, один из которых также относится к конкретной библиотеке; другой блог ведет представитель РШБА.

Можно заметить, что блоги организаций в основном посвящены теоретическим вопросам, например, проблемам молодых библиотекарей. Блоги библиотек больше внимания уделяют практике – мероприятиям, общению с пользователями.

Были рассмотрены:

Блог библиотекарей ГУНБ Красноярского края (http://kraevushka.livejournal.com);

Блог Библиотеки им. В. Г. Белинского, Екатеринбург (http://book.uraic.ru/blog);

Движение «Молодая Россия читает!» (http://rusla-yrr.blogspot.com);

Детская библиотека Малая Герценка, Екатеринбург (http://malaya-gercenka.livejournal.com);

Московская областная государственная детская библиотека (http://bibl-mobl.ru/blog);

Региональная общественная организация «Библиотечная инициатива молодых» (http://community.livejournal.com/bibinza);

ЦГДБ им. А. П. Гайдара, Москва (http://community.livejournal.com/gaidarovka_news).

Особое место занимает Краевушка – блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края (http://kraevushka.livejournal.com/profile). Этот блог можно назвать краеведческим: примерно треть постов рассказывают об истории и достопримечательностях Красноярского края, Сибири в целом; каждый пост – отдельная серьёзная статья. Больная тема для библиотекарей Краевушки – экология, ее бедственное состояние, например, в связи со строительством новых электростанций.

Для более полного анализа блогов был составлен рейтинг индикаторов:

1. Документированная информация, информационные ресурсы;

2. Сотрудничество, культура управления;

3. Преемственность поколений, консерватизм;

4. Упрощение процессов, результативность, прибыльность;

5. Информационная поддержка, информационная культура личности;

6. Любовь к книге в целом;

7. Нравственность, гуманность;

8. Чувство прекрасного;

9. Открытость, искренность, доверие; социализация;

10. Правовая культура;

11. Инновационность, творческий потенциал;

12. Экология;

13. Профессиональная этика;

14. Либерально-демократические ценности;

15. Соответствие западным образцам, конкурентоспособность;

16. Доступность информации, равный доступ;

17. Патриотизм;

18. Лидерство;

19. Экономический прогресс.

В свете сказанного выше о блогах рейтинг выглядит несколько неожиданно. Первые пять позиций удивления не вызывают, но кажется странным, что в конце перечня оказались «Патриотизм» и «Доступность информации», которые, на первый взгляд, лидировали. К сожалению, в первую пятерку не попали «Любовь к книге в целом» и «Нравственность, гуманность», а «Экология» – даже в первую десятку.

Помимо анализа ценностной ориентации блоггеров проведен анализ профессиональных характеристик. Для этого была составлена модель «идеального библиотекаря», причем внимание обращалось только на профессиональные качества.

Модель получена в результате анализа работ признанного знатока профессии – Э. Р. Сукиасяна; в неё вошли следующие характеристики:

постоянное самообразование;

знание истории своей профессии, ее важнейших представителей;

коммуникативная культура;

технические умения и осведомленность;

способность логически и ассоциативно мыслить;

знание психологии и педагогики;

активное участие в жизни профессионального сообщества (в том числе посещение других библиотек, общение с коллегами);

«читателецентризм» (в том числе «активная заинтересованность» мнением читателей), демократичность;

бескорыстие (автор горячо осуждает стремление «наживаться» на читателях).

Библиотекарь должен быть восприимчив к опыту и зарубежных коллег, не говоря о библиотечном опыте своей страны: профессиональное сознание не должно быть ограничено «проблемами микроколлектива»; это относится и к электронным ресурсам: приходится выходить на мировые информационные базы данных, а это значит – уметь с ними работать, знать их «инструментарий» (см., например, [10]).

Библиотекарь, согласно Э. Р. Сукиасяну, также должен разделять моральные ценности своей профессии, но этот вопрос во многом рассмотрен выше, а здесь затронут только с точки зрения бескорыстия по отношению к читателю.

В результате получился следующий перечень профессиональных характеристик:

1. История профессии;

2. Самообразование;

3. Коммуникативная культура;

4. Технические знания и умения;

5. Способность логически и ассоциативно мыслить;

6. Знание психологии и педагогики;

7. Демократичность;

8. «Читателецентризм»;

9. Сотрудничество с зарубежными коллегами;

10. Участие в жизни профессионального сообщества;

11. Восприимчивость к опыту  коллег, в том числе знание мировых информационных баз данных;

12. Разделение моральных ценностей своей профессии: бескорыстие, альтруизм.

Библиотекарям, ведущим блог, могут быть свойственны все эти качества, но в данном случае рассматривалось именно их отражение в блоге, что оценивалось по трехбалльной шкале. И в результате характеристики распределились следующим образом:

1. Участие в жизни профессионального сообщества;

2. Технические знания и умения;

3. Разделение моральных ценностей своей профессии: бескорыстие, альтруизм;

4. Самообразование;

5. «Читателецентризм»;

6. Сотрудничество с зарубежными коллегами;

7. Знание психологии и педагогики;

8. Способность логически и ассоциативно мыслить;

9. Демократичность; История профессии;

10. Коммуникативная культура;

11. Восприимчивость к опыту  коллег, в том числе знание мировых информационных баз данных.

При этом следует отметить, что, скажем, история профессии сама по себе в блогах отражена мало, но во многих случаях это компенсируется описанием исторических фактов из жизни родной библиотеки. Первые два пункта вполне закономерны: библиоблоги для исследования отбирались почти год назад (весной 2010 г.) – тогда их вели еще только наиболее активные и технически «продвинутые» библиотекари. С тех пор количество библиотечных блогов существенно увеличилось.

Бескорыстие и альтруизм подтверждают сказанное выше о ценностной ориентации блоггеров. Знание психологии и педагогики сильнее проявляется в блогах детских библиотекарей. Иногда авторы упоминают о своем высшем педагогическом или психологическом образовании. Под пунктом «Способность логически и ассоциативно мыслить» понималось наличие в блоге аналитических, вдумчивых статей.

В зависимости от набранных баллов в первую десятку рассмотренных блогов вошли:

1. «Мышь Библиотечная»; «Лампа Ночь Библиотека»;

2. «Новости библиотечного мира США»;

3. «Дневник Библиотекаря» (Ульяновская библиотека для слепых); «Заминированные Заметки»;

4. «ЦГДБ им. А. П. Гайдара»;

5. «Блог Библиотеки им. В. Г. Белинского»; «Сообщество школьных библиотекарей Поволжского округа»;

6. «Библиотечная инициатива молодых»; «Блог библиотекаря (школьного)»; «Рок-н-ролл в библиотеке».

Так каковы же выводы из этого исследования?

1. Гипотеза, в целом, не подтвердилась. Оказалось, что библиотекари-блоггеры в большинстве своем разделяют ценности интеллигентов.

В персональных блогах ценности интеллигентов и интеллектуалов разделяются примерно поровну. В коллективных блогах преобладают ценности интеллигентов, особенно в блогах отдельных библиотек.

2. Несмотря на повсеместное внедрение в библиотеках информационных технологий и старание библиотекарей соответствовать «духу времени», только 2 блога из 21 полностью посвящены ценностям автоматизации: «Рок-н-ролл в библиотеке» и «Новости библиотечного мира США».

3. Рейтинг профессиональных характеристик, отраженных в библиотечных блогах, показал, что библиоблоги ведут библиотекари, стремящиеся к активному участию в жизни профессионального сообщества, обладающие соответствующими техническими умениями и разделяющие моральные ценности своей профессии, такие, как бескорыстие и альтруизм (что соответствует п. 1).

Список источников

1. LibWorld: Library blogging worldwide / Edited by Christian Hauschke, Sarah Lohre, & Nadine Ullmann. - Dortmund - Düsseldorf – Hannover, 2008. – 198 p.

2. Шишкин Ю. В. Технологии Web 2.0 как инструмент формирования современного имиджа библиотеки // Библиотековедение. – 2010. – № 1. – С. 45–50.

3. Обсудим? - Как можно классифицировать библиотечные блоги? – Режим доступа: http://friendfeed.com/biblio-media/9faeb8ff.

4. Олефир С. Стать информационным лидером: Школьная библиотека в веб-пространстве // Библиотечное дело. – 2010. – № 19. – С. 39.

5. Рождественская Л. «Хочу шагать в ногу со временем!» // Школьная библиотека. – 2010. – № 1. – С. 22.

6. Ефимова Е. Обзор российских библиотечных блогов для Infobib. – Режим доступа: http://rusu-library.blogspot.com/2008/12/blog-post_25.html.

7. Брюхова Л. М. Перепись библиотечных блогов: записки переписчицы. – Режим доступа: http://myblogluba.blogspot.com/2010/11/blog-post_25.html.

8. Соколов А. В. Формула интеллигентности // Петербургская библиотечная школа. – 2004. - № 2. – С. 3–12.

9. Виноградова В. А. Интеллигенты и интеллектуалы на страницах библиотечной периодики // НТИ. Сер. 1. – 2009. – № 8. – С. 18–22.

10. Сукиасян Э. Р. Идеальная система и реальные возможности подготовки кадров // Библиотековедение. – 1995. – № 3. – С. 98–102; Он же. Мы – библиотекари! Размышления о нашей профессии, а также о специальностях, должностях и функциях // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 8. – Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru/subscribe/index.php?journal=ntb&year=2009& num=8&art=6; Стать профессионалом: советы библиотекарей // Профи-time. – 2008. – № 6. – Режим доступа: http://libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=2226.

  
На главную