Научные и технические библиотеки №7 2011 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Амлинский Л. З. Читатель в научной библиотеке информационного общества

Медянкина И. П. Проблемы и возможности организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного образования

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Савина Е. А. Система источников комплектования документных фондов региональных вузовских библиотек на рубеже ХХ и ХХI вв. Часть I

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Новый интеллектуальный продукт в сфере каталогизации: Правила RDA «Описание ресурса и доступ»

Рыбальченко Е. Н. Использование средств лингвистического обеспечения электронного каталога для релевантного поиска информации и выполнения различных запросов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кройтор Т. В. Стимулирование инновационной деятельности методами профессионального обучения: осмысление опыта

Сукиасян Э. Р. Трудные вопросы и непростые ответы

Корниенко В. А. Проблемы организации и управления опережающим обучением персонала

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Столяров Ю. Н. Фондоведческая терминология

ЮБИЛЕИ

Курочкина Т. Л., Ихлова Н. И. Будни и праздники ЦНТБ по строительству и архитектуре

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Соколова Н. Ю. Библиотека Коммунистической академии: этапы формирования и развития (1918–1936 гг.)

Вержбо О. И. Незабытые имена


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 028

Л. З. Амлинский

Читатель в научной библиотеке
информационного общества

Рассматриваются проблемы библиотечного обслуживания в условиях конкурентной информационной инфраструктуры, свойственной информационному обществу.

Частое использование некоторых новых терминов приводит к девальвации их содержания – они превращаются в расхожие словосочетания, модные дежурные наборы слов, которые призваны служить ярлыком, обозначающим высокий интеллект их пользователя. Одним из них стал термин информационное общество, который приобрёл множество дефиниций, содержащих смешение самых различных характеристик, часто не имеющих прямого отношения к обозначаемому предмету: здесь и степень демократизации общества, и экономическая глобализация, и обязательная сплошная информатизация производства, и идеологическая концепция развития общества.

Википедия, например, трактует этот термин как «теоретическую концепцию постиндустриального общества; историческую фазу возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания».

Многообразие дефиниций, а нередко и случайное сочетание разнородных характеристик, по моему мнению, – результат смешения классификационных рядов, вызванный отсутствием чётко обозначенного классификационного основания.

В формулировке, приведенной в Википедии, вызывает сомнение широко распространенный тезис –главными продуктами деятельности информационного общества являются информация и знание. Главные продукты производства (пища, жилище, транспортные средства и другое, необходимое для поддержания жизни человека) никогда не характеризовали общество – они всегда, на всех этапах развития цивилизации, обеспечивали существование человека, в основном не меняясь.

Изменяются не главные продукты, а свойственные тому или иному обществу преимущественные технологии: доиндустриальные общества – ручные технологии, индустриальное общество – машинные, постиндустриальное (информационнонное) общество – компьютерно-коммуникационные.

Можно в полной мере согласиться с философской концепцией известного японского учёного Ёнэдзи Масуды: «Основой нового общества будет являться компьютерная технология с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации» [6].

Меняются также социальные технологии, обеспечивающие расширение масштабов непосредственной включённости человека в фунционирование информационных сетей. Центром социальной жизни в доиндустриальных обществах была базарная площадь; в индустриальном обществе информационный ареал существенно расширился: появились печатные источники информации – газеты, журналы, позже – радио и телевидение; в информационном обществе получила развитие информационная глобализация человеческой цивилизации за счёт компьютерно-коммуникационных сетей, в частности Интернета.

Отметим, что один из отцов-основателей теории информационного общества американский экономист Ф. Машлуп первым применил это словосочетание и одним из первых исследовал на примере США проблему производства и распространения знаний [2].

Информация, создаваемая обществом в целом, его различными общественными группами или индивидуумами, может оказывать инициирующее или тормозящее влияние на развитие событий в тех случаях, если она включается в социальный или научно-технический оборот. Можно утверждать, что продуктом информационного общества является не только собственно новая информация, но и технология её глобального распространения. Информационное общество участвует в формировании и использовании мирового информационного пространства на основе применения компьютерно-коммуникационных технологий.

Преимущественное продуцирование и применение компьютерно-коммуникационных технологий обусловливают в свою очередь возможность и необходимость кардинального совершенствования всей образовательной системы с точки зрения содержания, методики преподавания и организации вузовского учебного процесса.

Важное место в использовании информационного пространства и развитии образовательной системы занимают библиотеки.

Экономическая глобализация, которая некоторыми авторами рассматривается как первопричина формирования информационного общества, таковой не является. Она представляет собой одно из следствий развития информационной глобализации. Представьте, что вы остались без Интернета, а телефонная связь вернулась в уже далёкое прошлое («Барышня, дайте Смольный»). Вы немедленно ощутите себя обездоленным, выброшенным из привычной жизни. Такова особенность сервиса: к нему привыкают и перестают замечать до тех пор, пока его не лишатся. Назад пути нет. Только утратив информационное пространство, можно понять, что важнее: утеря информационного мира без границ или разрушение любой транснациональной корпорации как основной движущей силы экономической глобализации.

Рассматривая информационное общество, следует представлять прежде всего учёных, инженеров, студентов, пользующихся информационными технологиями, необходимыми для решения стоящих перед ними задач. Информационное общество – это продукт и этап позитивного развития человеческой цивилизации. В то же время нельзя не учитывать, что, наряду с позитивным развитием, преимущества информационного общества могут использоваться и для агрессивных целей, направленных на разрушение человеческих ценностей, что во все времена было антиподом прогрессивного развития общества.

Информационное общество, как и всякое другое, никем не проектируется, не придумывается, оно складывается в конкретной исторической обстановке в результате взаимодействия интересов различных общественных групп и условий их реализации. Мне трудно согласиться с мыслью профессора А. В. Соколова: «Информационное общество задумано не библиотекарями, оно задумано не для блага библиотек, а, скорее, ради их вытеснения с исторической арены. В информационном обществе, проектируемом производителями информационной техники, мистика книги, благоговение перед книгой, библиотерапия, библиомания кажутся нелепым анахронизмом, требующим хирургического вмешательства» [3].

Дело, однако, в том, что никто в мире не собирается вытеснять библиотеки ни с исторической арены, ни на периферию информационной инфраструктуры. Фонд всемирно известного лидера компьютерных технологий Билла Гейтса за 11 последних лет выделил библиотекам 325 млн долларов. Гранты, полученные в течение двух лет библиотеками США, предназначены для подключения к высокоскоростному Интернету. Это свидетельствует о понимании ведущим идеологом и практиком инновационных компьютерных технологий роли библиотек в современном обществе. Так что никто в мире не руководствуется злым умыслом – вытеснить библиотеки с исторической арены или разрушить библиотечную культуру с помощью интернетного и мультимедийного пресса. Ведь всякое позитивное развитие направлено на улучшение свойств, повышение качества тех или иных структур, а не на ниспровержение ранее известных и/или параллельно действующих.

Поэтому не следует идти на баррикады и бороться с надуманной опасностью, не стоит расходовать энергию на борьбу с несуществующим врагом. Прислушаемся к Конфуцию: очень трудно найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно когда её там нет. (Правда, Конфуций сказал это несколько ранее сталинского тридцать седьмого года: он ещё не знал, что если кошки нет, то её можно придумать.)

Итак, библиотекам ничто не угрожает, никто не хочет ущемить их права, принизить и вытеснить. Единственный враг библиотек – это они сами. Нельзя, увлекшись собственной непогрешимостью, не замечать, что жизнь вокруг бурлит, сохранять созерцательный покой в бушующем море инноваций.

Если исходить из того, что информационное общество создает новые условия для работы библиотек и предъявляет к ним новые требования, то для предметного рассмотрения этих условий целесообразно выделить следующие технологические узлы библиотечно-информационной деятельности: структуризация потоков информации; предложение информации; потребление информации.

Структуризация потоков информации осуществляется информационными центрами, библиографическими службами и провайдерами компьютерных сетей.

Предложение информации формируется библиотеками, информационными службами, Интернетом и локальными сетями путём сегментации информационного потока и адресования отдельных его составляющих различным потребителям.

Потребление информации осуществляется человеком или группой людей в домашних условиях, в учебной аудитории, офисе, библиотеке, конференц-зале и т.д.

Можно утверждать, что основное внимание исследователей привлекают первые две составляющие. Что касается организации потребления информации, то она не выходит за пределы практической деятельности и является предметом забот самого потребителя или той службы, в рамках которой он действует. Между тем именно создание наилучших условий потребления информации в библиотеках информационного общества в эпоху Интернета – важный фактор их жизнедеятельности на быстро растущем рынке информации и информационных технологий.

В этой статье рассматривается потребление информации в библиотеке.

Библиотеку часто образно называют домом книги, пространством для книги. Красиво, но неточно. Лучше было бы сказать дом для читателя. Кто-то возразит: но ведь читать можно не только в библиотеке. Правильно! И дом для книги и дом для читателя – это образы. Но дом для читателя – это образ, в центре которого – человек, а дом для книги – образ, нацеленный на книгу. Это различие существенно, поскольку речь идёт о разных субъектах проектирования, что по-разному ориентирует проектировщиков. В первом случае – на описание, хранение, поиск и предоставление книги, во-втором – на обслуживание читателя. Не вызывает сомнений, что, поставив во главу угла книгу, проектировщик имеет в виду и её предоставление читателю, однако в этом случае обслуживание читателя и сам фактор читателя становятся вторичными по отношению к книге.

Читатель должен быть наивысшим приоритетом. Поскольку библиотека в первую очередь нацелена на обслуживание читателя, он – основной субъект проектирования. Это особенно важно теперь, когда в фондах библиотек наряду с книгой всё более важное место занимают мультимедиа, а создание альтернативных каналов предоставления информации читателю приобрело взрывной характер. Причём каждый новый канал предоставления информации и каждый новый вид мультимедиа-материалов вносят изменения прежде всего в характер библиотечного обслуживания, требуют повышения его качества и разработки новых методов в сложившихся конкурентных условиях функционирования информационной инфраструктуры.

Большого внимания заслуживают теоретические изыскания в области библиотековедения, так как они создают необходимый фундамент развития библиотечного дела. Такое развитие в конечном счёте должно воплощаться в практике библиотечного обслуживания читателей, организации работы и оснащении самих библиотек, что в большинстве случаев зависит не столько от библиотековедов, сколько от понимания властями и финансистами важности развития всей информационной инфраструктуры, в том числе и библиотек. Ведь какими бы ни были потоки или носители информации, для читателя важен не только факт предоставления ему релевантной информации, но и то, в каких условиях он может информацию получать и перерабатывать.

Эта составляющая библиотечно-информационной деятельности не менее важна, чем любая другая, поскольку именно здесь формируется узел «информация – читатель – среда обитания».

Обслуживание должно прежде всего быть комфортным. Именно о комфортности библиотечного обслуживания следует заботиться как об одном из условий сохранения конкурентноспособности библиотек в современном мире информационных технологий и непременном условии дальнейшего развития библиотечного дела.

Развитие библиотек и их оснащение – забота государственных, муниципальных и других властных структур. В то же время в развитии библиотек заинтересованы университеты, фирмы, бизнесмены, деятели культуры, науки и образования. Финансовые инвестиции в библиотеки и меценатство – показатели высокого интеллекта и общей культуры инвесторов и меценатов, их понимания важности образования, приобщения людей к современному уровню информационных технологий и глобальному информационному пространству, носителями чего являются библиотеки.

Существует расхожее мнение, что развитие Интернета может отодвинуть библиотеки на периферию информационной инфраструктуры. Такое мнение глубоко ошибочно прежде всего потому, что библиотеки принадлежат к фундаментальным категориям человеческой культуры, а Интернет – к технологическим инновациям, фиксирующим определённый уровень научно-технического развития общества. Работая непосредственно с источниками, читатель сам определяет глубину научного анализа и ракурс рассмотрения проблемы, а пользуясь Интернетом, он может углубиться в ту или иную тему только в тех пределах и в том ракурсе, который предопределён провайдером, т. е. неким третьим лицом.

Библиотека может облегчить доступ читателя к Интернету, но она не может быть поглощена Интернетом. (Вспомним: кино не заменило театра, а телевидение – театра и кино.) В то же время библиотеки не могут себе позволить не замечать столь мощный и всеобъемлющий информационный источник, который обладает практически неограниченной временной и территориальной доступностью и наряду с другими достоинствами выполняет роль справочной службы мгновенного доступа к самой разнообразной информации и, прежде всего, – к фактологической. Библиотеки заинтересованы в обеспечении доступа читателей к этой Всемирной паутине.

За многолетнюю библиотечную практику сформировался определённый набор весьма важных показателей качества библиотечного обслуживания. В перечень таких параметров входили и входят полнота, оперативность, точность, но, увы, не показатель библиотечного комфорта, который сейчас, в условиях многоканального доступа к информации и конкурентных условий функционирования информационной инфраструктуры, приобретает важное, а иногда и решающее значение. В мировой практике сложился новый подход к созданию комфортных условий для пользователя, которые, не имея конкретных количественных показателей, часто оказывают решающее влияние на традиционные характеристики и без учёта которых теперь немыслим успех ни в одной обслуживающей отрасли.

Можно выделить три составляющие библиотечного комфорта: интеллектуально-информационный комфорт; психологический комфорт; физический комфорт.

В этой статье рассматриваются только первые две составляющие библиотечного комфорта, поскольку физический комфорт – при всей своей важности – не имеет каких-либо библиотечных особенностей.

Сегодня библиотека предлагает читателю наряду с книгой – CD, доступ к Интернету и другое, т.е. различные источники информации в режиме единичного или последовательного пользования. Но она, увы, не предлагает читателю новую технологию работы с многообразием источников информации в режиме параллельного пользования и возможность мгновенного импортирования документов или их фрагментов из различных источников в создаваемый единый текст.

Параллельное пользование документами или их фрагментами сейчас достаточно широко распространено в некоторых библиотеках, например в Патентной библиотеке Берлина. Как известно, в патентном описании рисунок располагается на отдельной от текста странице. Поскольку рисунок нужно практически всегда сличать с текстом, они выводятся на разные мониторы, расположенные на читательском столе. Это дает возможность решать такие задачи, как сличение разных документов, работа со ссылками, дополнение и/или интегрирование на их основе нового единого текста.

Читателя следует рассматривать не только как потребителя информации, но и как активного участника информационно-технологического процесса. Библиотека должна предоставлять читателю не только продукт своей технологии, но и собственно технологию, если она может быть ему полезна. Одним из путей реализации такой посылки может быть, например, создание для читателя локальной компьютерной сети. Конфигурация этой сети может адаптироваться к его потребностям. Важная библиотечная услуга – совместный с читателем поиск релевантной информации. При этом решаются две задачи: выполнение конкретного поискового предписания и обучение читателя и стимулирование у него интереса к самостоятельному компьютерному поиску релевантной информации.

Нельзя исключить и то, что библиотеки в дальнейшем будут сдавать часть читательских мест, оборудованных как офисы, в аренду мелким фирмам и частным лицам на условиях их полного технического обслуживания.

Кратко рассмотрим понятие интеллектуально-информационный комфорт.

Под интеллектуально-информационным комфортом понимается состояние интеллектуальной удовлетворённости человека, возникающее в результате необходимого и достаточного удобства доступа к информации в процессе информационной деятельности.

Значительное место в создании интеллектуально-информационного комфорта читателей отводится организации читательских мест, их постепенному превращению в деловые служебные места, в офис с компьютером, сканером, Интернетом и др. Важную роль при этом играет формирование в библиотеке необходимой информационной среды.

Восприятие человеком уровня интеллектуально-информационного комфорта индивидуально, но на него влияют социальное и научно-техническое развитие общества и принятый в этом обществе уровень информационного сервиса. Интеллектуально-информационный комфорт в современной библиотеке может быть достигнут, если все или большая часть информационных задач, которые ставит перед собой читатель в процессе библиотечной деятельности, могут быть выполнены. Сегодня библиотечное обслуживание нацелено на предоставление читателю информации, а не на её обработку им.

Таким образом, вся библиотечная безбумажная информационная технология в точке соприкосновения с пользователем прерывается и заменяется ручной технологией. Далее читатель может продолжить безбумажную технологию, но только путём ручного ввода информации в компьютер или её ввода с CD, а также скачивания из Интернета. Читатель если и испытывает чувство удовлетворения от уровня интеллектуально-информационного комфорта, то не потому, что он объективно достаточен, а потому, что другой, более высокий, уровень ему неизвестен. Одна из задач библиотеки – формировать опережающий уровень интеллектуально-информационного комфорта.

В библиотеке читатель должен получать возможность одновременно работать с различными блоками текстовой и графической информации. Возможности такой деятельности в библиотеке должны быть выше тех, какими он располагает дома или в офисе. Библиотекам следует уделять особое внимание поиску только им присущих форм и методов, позволяющих обеспечивать необходимый и достаточный уровень библиотечного сервиса, который может привлечь читателя.

Большая роль в этом отводится библиографу, в достаточной мере владеющему информационной технологией. Читатель может быть, а может и не быть квалифицированным пользователем, знакомым с компьютерными технологиями в той мере, в которой это необходимо для работы в локальной компьютерной сети или в Интернете. Библиограф обязан владеть такими знаниями и навыками: с одной стороны, он должен быть подготовлен как системный администратор, и с другой – обладать знаниями в предметной научной или научно-практической области.

Чтобы стимулировать повышение образовательного уровня и приобретение практических навыков информационно-библиографической деятельности, полезно ввести квалификационные категории: библиограф высшей, первой и второй категории. Следует также выкладывать на сайте библиотеки профессиональные портреты библиографов с основными отраслевыми профилями их интересов. Читатели получат возможность записываться на приём к определённому библиографу, а он сможет проявлять свою высокую профессиональную квалификацию, творчески самовыражаться, получать общественное признание. (Как сказано в Библии, «не хлебом единым жив человек» – общественное признание важно для каждого человека.)

Следует различать два типа библиотечно-информационных услуг [1]. К первому относятся услуги, в основе которых лежит создание сервисной информационной среды, в ней потребитель самостоятельно выбирает и использует те или иные информационные услуги. Этот тип услуг, скорее, является самообслуживанием. Ко второму типу относится индивидуальное обслуживание: индивидуальная консультация, совместная с читателем поисковая деятельность и др. Для формирования у читателя ощущения интеллектуально-информационного комфорта в библиотечно-информацион­ном обслуживании должны быть представлены обе эти составляющие. Определение их количественного и качественного соотношения – прерогатива читателя.

Научные библиотеки всегда являются составной частью информационных, культурно-просветительных или учебных инфраструктур. Каждый из субъектов этих инфраструктур развивается по определённому сценарию. Соответственно по собственному сценарию должно развиваться и библиотечное обслуживание. В то же время проектирование научных библиотек должно учитывать характеристики этих инфраструктур, место, занимаемое в них проектируемой библиотекой, и её связи с другими субъектами этих инфраструктур.

Библиотека должна быть всегда расположена к взаимодействию с другими субъектами различных инфраструктур. Важно также, чтобы это взаимодействие было эксплицитно выражено и представлено читателю в режиме реального времени. Поскольку библиотеки – субъекты различных инфраструктур, то и их связи с другими субъектами должны быть реально доступны читателям. Создание и развитие информационного общества не только нашло отражение в развитии новых каналов доступа к информации, появлении новых носителей, информационных сред и др., но и предопределило формирование новых возможностей и новых вызовов для научных библиотек, требований к функционированию учебных, научных, информационных и социокультурных инфраструктур.

В числе таких вызовов – изменение практически всех элементов библиотеки как системы. Прежде всего, изменился читатель, он живёт в мире новых информационных технологий и не хочет возвращаться в традиционную библиотечную действительность, сложившуюся в эпоху карточных каталогов, традиционного книжного фонда, ручного заполнения требований на книгу и др. Необходимы новые библиотечные реалии, отвечающие сложившемуся ритму жизни и новой информационной инфраструктуре. Читателю нужен опережающий библиотечный сервис, который должен не только удовлетворять информационные потребности, но также формировать и развивать новые потребности. Такой подход должен быть одновременно и системообразующим, и чисто прикладным.

При оказании библиографической помощи следует опираться на компьютерные технологии, приглашая читателя к сотрудничеству, чтобы он не был пассивным пользователем. Иначе говоря, библиотекарь-библиограф должен выполнять и педагогическую функцию.

Структура библиотечных фондов изменяется в нескольких плоскостях: по видам носителей, по степени непосредственной доступности для читателя (фонд основного хранения, фонд открытого доступа), по видовой структуре, по знаковым системам (текстовые–алфавитные, мельтимедиа-графические, звуковые). Всё больший удельный вес приходится на фонды небумажных носителей, поиск источников информации в собственных и сторонних фондах осуществляется с использованием электронных технологий, что позволяет читателю и библиотекарю свести к минимому ручной труд. Наряду с формированием и использованием cобственных фондов стало возможным формировать на базе электронных библиотек и Интернета временные целевые подборки, предназначенные конкретному читателю.

Формируется новая материально-техническая база библиотек, способная обеспечить решение задач компьютерно-коммуникационных технологий. Необходимо создавать функционально ориентированные читательские места: все или часть из них следует оснастить доступом к Интернету. Если посетители библиотеки планируют не только чтение, но и другую информационную деятельность, их столы должны иметь более сложную конфигурацию – в форме дуги, буквы «Г» или другую, очерчивающую и защищающую личное пространство. Следует предусмотреть место для двух мониторов и сканера, принтера, лэптопа и др. Иначе говоря, это должно быть офисное рабочее место. Таких мест в зале может быть лишь несколько. Естественно, при этом несколько сократится общая вместимость читального зала.

Таким образом, необходима смена приоритетов: вместо стремления к максимальной вместимости читальных залов и сокращению расходов на содержание здания необходимо обеспечивать максимальный комфорт для читателей, даже если при этом снижаются такие показатели, как вместимость читательской зоны, а также происходит удорожание строительства и эксплуатации библиотеки.

Рассматривая новые условия работы, следует исходить из того, что библиотеки, сами того не желая, вовлекаются в конкурентные условия деятельности. Достаточно отметить, что если раньше для получения любой библиографической справки требовалось обратиться в библиотеку, то теперь её можно получить и в Интернете. Появилась возможность дистанционного поиска литературы в электронных каталогах, возникло много внебиблиотечных каналов доступа к информации.

В этой связи рассмотрим новые возможности обслуживания читателей на примере вузовских библиотек. Такой выбор объясняется тем, что эти библиотеки – наиболее сложные как по структуре фондов, так и по контингенту читателей. Кроме того, вузовские библиотеки должны оперативно реагировать на все изменения содержания и методики преподавания учебных дисциплин.

В доинформационных обществах участие научных, и втом числе вузовских, библиотек в научном и учебном процессе заключалось в обеспечении учёных, студентов и педагогов учебной и научной литературой. Существенное отличие учебного процесса в вузах информационного общества состоит в непрерывном развитии и увеличении компьютерной составляющей, дистанционного образования, что должно быть поддержано и библиотекой. Именно в недрах традиционных библиотечных процессов, а также в непрерывном увеличении каналов доступа к информации, но отнюдь не только и не столько в терминологическом «обновлении», следует искать пути возможных и необходимых инноваций, их технологического совершенствования.

Из всего многообразия направлений совершенствования библиотечного обслуживания выделим три.

Первое направление – это повышение роли компьютерной составляющей для решения поисковых задач.

Современные системы позволяют заказывать литературу, отслеживать динамическое состояние книгохранилища, регистрировать выдачу и возврат книг и выполнять в автоматизированном режиме много других процессов и операций. Сегодня библиотеки переходят от достаточно простых одноходовых алгоритмов решения поисковых задач к ветвистым алгоритмам, дающим читателю возможность выбирать решение из всех возможных вариантов.

Второе направление заключается в формировании фонда электронных книг [4]. Можно выделить две части фонда электронных книг в научных и, в частности, в вузовских библиотеках. Первая включает создание собственных электронных книг, содержание которых формируется в вузе. Это курсы лекций, практические и лабораторные работы, рекомендованные вспомогательные материалы и др. Таким образом формируется фонд внутривузовских электронных книг. Вторая часть фонда создаётся с использованием обычных источников комплектования.

Третье направление состоит в обеспечении интеллектуально-инфор­мационной [1], психологической [7] и физической комфортности пользования библиотекой.

Эти направления формируют новые условия работы библиотек в информационном обществе, требующие библиотековедческого осмысления и совместных исследований с психологами, информатиками и специалистами в области других наук.

Вместо послесловия

20 июля 2010 г. средства массовой информации сообщили, что объём продаж электронных книг крупнейшего в мире интернет-ритейлера Amazon.com во втором квартале 2010 г. впервые превысил объём продаж книг на бумажных носителях в твердом переплете. Как пишет «The Wall Street Journal», в апреле-июне Amazon продал в 1,8 раза больше электронных книг Kindle, чем книг в твердом переплете.

Однако многие эксперты утверждают: еще рано говорить о том, что печатные книги устарели и электронные книги вытесняют их. «Нет никаких данных, подтверждающих связь – хорошую или плохую – между ростом продаж электронных книг и ростом или снижением продаж бумажных книг», – заявила топ-менеджер издательства «Random House» Мэделайн Макинтош. С этим выводом трудно согласиться. Такой связи не может не быть, поскольку и бумажные, и электронные книги находятся в одном рыночном сегменте. Может, однако, сложиться так, что массовый выпуск электронных книг с учётом интересов читателей и содержательной структуры электронных изданий приведёт к разделению этого единого рыночного сегмента на два и более.

В то же время следует исходить из того, что, независимо от структуры книжного рынка, объектов мультимедиа-культуры, средств доставки информации пользователям, библиотеки как социальный феномен не утратят своего значения – они сохранят важное место в информационной и социокультурной инфраструктуре общества.

Список источников

1. Амлинский Л. З. Научные библиотеки информационного общества: организация и технология. – C.-Петербург : Профессия, 2008. – 199 с.

2. Машлуп Ф. Производство и распространение знаний в США : пер. с англ. И. И. Дюмуленa и др. – Москва : Прогресс, 1962. – 402 c.

3. Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 1. Блуждая в дебрях информатизации / А. В. Соколов // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 8. – С. 5–26.

4. Amlinski L. The Multimedia Library as a General Perspective of the Library System / L. Amlinski // Libr. quarterly. – 1999. – Vol. 9, Nr. 2. – P. 168–181.

5. McBride G. Social Proximity Effects of Galvanic Skin / G. McBride, M. G. King, J. of Psychology. – 1965. –Vol.61. – P.153–157.

6. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. – Washington : World Future Soc., 1983.

7.Sommer R. The ecology of privacy /R. Sommer// The Libr. quart. – 1966. – Vol. 36, №3.– P.234–248.

  
На главную