Научные и технические библиотеки №7 2011 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Амлинский Л. З. Читатель в научной библиотеке информационного общества

Медянкина И. П. Проблемы и возможности организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного образования

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Савина Е. А. Система источников комплектования документных фондов региональных вузовских библиотек на рубеже ХХ и ХХI вв. Часть I

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Новый интеллектуальный продукт в сфере каталогизации: Правила RDA «Описание ресурса и доступ»

Рыбальченко Е. Н. Использование средств лингвистического обеспечения электронного каталога для релевантного поиска информации и выполнения различных запросов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кройтор Т. В. Стимулирование инновационной деятельности методами профессионального обучения: осмысление опыта

Сукиасян Э. Р. Трудные вопросы и непростые ответы

Корниенко В. А. Проблемы организации и управления опережающим обучением персонала

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Столяров Ю. Н. Фондоведческая терминология

ЮБИЛЕИ

Курочкина Т. Л., Ихлова Н. И. Будни и праздники ЦНТБ по строительству и архитектуре

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Соколова Н. Ю. Библиотека Коммунистической академии: этапы формирования и развития (1918–1936 гг.)

Вержбо О. И. Незабытые имена


УДК 027.7

И. П. Медянкина

Проблемы и возможности организации
информационно-библиотечного сопровождения
учебного процесса в системе дистанционного образования

Представлен анализ результатов исследования, позволяющего оценить возможности доступа к информации студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий.

На всех этапах развития сферы образования библиотека неразрывно связана с учебным процессом и рассматривается в виде важного его звена. (Неким прообразом современных библиотек можно считать собрания глиняных клинописных табличек. При раскопках одного из крупных культурных центров древнего Шумера – города Ура – найдено здание, часть которого была приспособлена под школу для мальчиков. Во дворе и в комнатах для гостей располагались классы. В доме также обнаружено около 2 тыс. клинописных табличек, несколько сотен из которых представляют собой «школь­ные упражнения»: религиозные тексты, таблицы умножения и тексты по истории [1].)

В процессе получения среднего образования и в дальнейшем обучении студента сопровождают библиотеки образовательных учреждений, которые поддерживают его в освоении новых знаний.

Вузовские библиотеки традиционно обеспечивают учебный процесс студентов очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения, целенаправленно формируя фонд, опираясь на рекомендации профессорско-преподавательского состава кафедр.

Использование в образовательном процессе дистанционных технологий предполагает обеспечение учащегося необходимым минимальным набором (комплектом) учебных ресурсов, предоставляемых вузом.

Изучение полученных в ходе опроса мнений учащихся Сибирской академии государственной службы (СибАГС) и Новосибирского государственного педагогического университета (НГПУ) позволило выяснить, требуется ли студентам, обучающимся с использованием дистанционных технологий, доступ к альтернативным образовательным ресурсам, в частности предоставляемым библиотекой вуза; какие проблемы могут возникнуть при организации информационно-библиотечного сопровождения, а также возможности его организации.

В 2009 г. в СибАГС заканчивали обучение с использованием дистанционной технологии 863 студента [2]. В соответствии с задачами исследования выборочная совокупность выпускников составила 260 респондентов, т.е. 30% от генеральной совокупности, что свидетельствует о репрезентативности выборки [3, 4]. В НГПУ анкеты были предложены всем студентам, обучающимся с использованием дистанционных технологий, – это 103 человека; заполнена 51 анкета – 49,5%.

Более 70% участников опроса получают в СибАГС и НГПУ первое высшее образование на базе среднего профессионального; 18% и 22% соответственно – второе высшее; около 5% в СибАГС обучаются по программам профессиональной подготовки. Таким образом, основная категория респондентов – студенты, получающие первое высшее образование на базе среднего профессионального.

Сопоставление состава выпускников по специальностям показало, что в СибАГС студенты получают высшее образование по специальностям «Юриспруденция», «Финансы и кредит», «Государственное и муниципальное управление» и «Управление персоналом». Дистанционное образование в университете представлено специальностями «Психология», «Юриспруденция», «Социальная педагогика» и «Педагогика и психология».

37,6% студентов СибАГС, обучающихся по дистанционным технологиям, и 76,9% – НГТУ живут в Новосибирской области. В опросе также приняли участие студенты, проживающие в республиках Хакасия, Тыва, Саха (Якутия) и Алтай, на территории Алтайского, Краснодарского и Красноярского краев, Кемеровской, Томской, Омской и Тюменской областей.

Данные опроса показывают, что наибольшее число студентов, обучающихся в СибАГС, проживает в городах областного республиканского значения, в НГПУ – в центрах субъектов Российской Федерации и в городах областного и республиканского значения. Значительное число студентов живет в районных центрах и в селе.

Возможности доступа к информации

В табл. 1 приведены ответы (в %) студентов на вопросы: «Имеете ли вы доступ к персональному компьютеру?», «Имеете ли вы регулярный доступ в Интернет?»

Таблица 1

Возможность доступа студентов
к персональному компьютеру и Интернету (в %)

Варианты ответов

Доступ к персональному компьютеру

Регулярный доступ
в Интернет

СибАГС

НГПУ

СибАГС

НГПУ

Имею доступ с домашнего компьютера

86,40

94,00

75,60

94,00

Пользуюсь компьютером на рабочем месте

35,60

35,00

25,60

29,00

Имею возможность пользоваться эпизодически

3,20

0,00

10,00

0,00

Не имею доступа

1,20

0,00

3,60

0,00

В табл. 2 приведены данные о предпочтениях студентов, полученные в результате анализа ответов на вопрос: «Какими ресурсами для получения информации в процессе обучения вы пользуетесь?»

Таблица 2

Источники информации, используемые студентами (в %)

Источники информации

СибАГС

НГПУ

Учебные издания вуза в печатном виде

72,80

24,00

Электронные (сетевые) учебные издания вуза

47,20

75,00

Любая соответствующая информация из Интернета

46,80

75,00

Ресурсы других библиотек в печатном виде

28,00

20,00

Электронные ресурсы, размещенные на веб-сайтах других библиотек

23,20

47,00

Учебные пособия на CD, DVD

23,20

29,00

Электронные ресурсы, ссылки на которые представлены на страничке научной библиотеки вуза

22,80

31,00

КонсультантПлюс

2,00

0,00

На вопрос: «Есть ли в вашем населенном пункте библиотеки?» большинство студентов обоих вузов ответили, что библиотеки есть, но необходимая для учебного процесса литература в них отсутствует. В табл. 3 – основные варианты ответов.

Таблица 3

Наличие библиотеки в месте проживания студентов (в %)

Варианты ответов на вопрос о наличии библиотеки
в населенном пункте, где проживает студент

СибАГС

НГПУ

Есть, но там нет необходимой литературы

60,80

41,00

Есть, там нахожу все, что нужно

31,60

25,00

Не посещаю библиотек (нет времени на посещение)

1,20

6,00

Нет

1,20

4,00

Анализ ответов на вопрос: «Каковы источники получения вами информации о документах, используемых в учебной и научной деятельности?» показал, что основную информацию об изданиях, используемых в процессе обучения, студенты получают из списков как рекомендованной преподавателями литературы, так и имеющихся в электронных учебных пособиях, и из Интернета. Студенты ориентируются и на ресурсы других библиотек.

Проанализировав ответы студентов относительно их возможностей доступа к информации, можно сделать выводы: в процессе обучения они прежде всего используют учебные издания в печатном виде и электронные (сетевые) учебные издания вуза; значительное число обучающихся имеют дома компьютер и доступ в Интернет; более 40% студентов ответили, что там, где они живут, есть библиотеки, но в них отсутствует необходимая литература, поэтому студенты хотели бы иметь доступ к ресурсам вузовской библиотеки, однако не располагают такой возможностью.

Определение информационных потребностей студентов,
обучающихся по дистанционной технологии

Определение информационных потребностей студентов предполагает ответы на вопросы, которые позволяют выявить разного рода дефицит информации и предпочтения, касающиеся ее представления.

Согласно результатам опроса, основную потребность в информации студенты испытывают: при подготовке к итоговому государственному экзамену и итоговому тестированию (СибАГС); при написании контрольных и курсовых работ, выполнении лабораторных или практических работ и подготовке к итоговому тестированию (НГПУ). На вопрос: «В каких видах учебной деятельности вы ощущаете недостаток информации?» лишь 12% студентов ответили, что информации достаточно.

Анализ ответов на вопрос: «В каких видах изданий при подготовке к занятиям вы испытываете наибольшую потребность?» показал, что студенты обоих вузов испытывают наибольшую потребность в учебниках и учебных пособиях, сборниках законов, кодексах, комментированных изданиях научных трудов (монографиях).

Ответы студентов на вопрос: «Хотели бы вы иметь доступ к ресурсам библиотеки вашего вуза?» представлены в табл. 4 (в %).

Таблица 4

Варианты ответов

СибАГС

НГПУ

Да, мне это необходимо

35,60

41,00

Да, время от времени

48,40

47,00

Нет, мне это не нужно

10,00

4,00

Мне все равно

4,40

4,00

Далее студентам было предложено назвать наиболее предпочтительную для них форму представления учебных и научных изданий.

Около 50% студентов НГПУ и 43% студентов СибАГС, участвовавших в опросе, ответили, что для них одинаково удобно работать как с изданиями в печатной, так и в электронной форме. 41% студентов НГПУ предпочли электронный вариант; около 30% выпускников СибАГС – традиционные печатные издания.

Анализ ответов на вопрос: «Недостаток каких знаний вы испытываете при поиске информации?» показал: несмотря на то, что более 45% студентов утверждают, что знают и умеют искать необходимую информацию, 30% опрошенных в СибАГС и 39% – в НГПУ отметили, что им неизвестны адреса сайтов с достоверной информацией, которую можно использовать в образовательном процессе, а более 5% не умеют работать в электронных каталогах библиотек.

Анализируя информационные потребности студентов, обучающихся дистанционно, следует отметить: основную потребность в информации студенты СибАГС испытывают при подготовке к итоговому государственному экзамену и выпускным квалификационным и аттестационным работам, а студенты НГПУ – при написании контрольных, курсовых работ, выполнении лабораторных или практических заданий.

Чаще всего у студентов обоих вузов возникает необходимость в учебниках и учебных пособиях. Абсолютное большинство студентов выразили желание получить возможность доступа к ресурсам вузовской библиотеки, при этом 50% студентов НГПУ и 43% студентов СибАГС, участвовавших в опросе, ответили, что для них одинаково удобно работать как с изданиями в печатной, так и в электронной форме. Несмотря на то, что более 45% респондентов заявили о своём умении искать необходимую информацию, более трети студентам неизвестны адреса ресурсов открытого доступа с достоверной информацией, которую можно использовать в образовательном процессе.

Определение возможного перечня услуг вузовской библиотеки в системе дистанционного образования

Результаты проведенного исследования выявили направления, требующие корректировки информационно-библиотечного сопровождения в системе дистанционного образования. Студентам были предложены различные варианты видов дополнительных услуг, которые, по их мнению, могут повлиять на информационно-библиотечное сопровождение и позволят повысить качество информационно-библиотечного обслуживания.

Анализ ответов на вопрос: «Считаете ли вы, что для студентов дистанционного обучения должны быть разработаны методические материалы, помогающие ориентироваться в информационных ресурсах и работать с информацией?» показал: более 90% опрошенных считают необходимой подготовку методических материалов, которые позволили бы студентам повысить эффективность работы с информацией в процессе обучения.

При ответе на вопрос: «Какие из перечисленных ниже услуг необходимо внедрить в деятельность вузовской библиотеки?» большинство студентов отдали предпочтение созданию электронной библиотеки основной и дополнительной литературы, а также содействию в навигации по сайтам – ресурсам открытого доступа, релевантным изучаемым дисциплинам. Получить доступ к ресурсам других библиотек хотели бы 34,4% студентов СибАГС и 33% студентов НГПУ. Более 30% студентов хотели бы иметь доступ к внешним ресурсам (официальным сайтам, доступ к которым осуществляется на основании договора с правообладателем).

Более 45% студентов уверены, что умеют искать необходимую информацию, однако около 30% предпочитают получить при этом помощь.

Выводы и рекомендации

Проведенное анкетирование показало, что в информационно–библиотечном сопровождении учебного процесса системы дистанционного образования существуют направления, требующие корректировки.

Итоги исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации по совершенствованию информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного обучения:

1. Проанализировать содержание учебных пособий, по которым обучаются студенты, и их перечень, а также методических пособий для подготовки к итоговым государственным экзаменам. В случае обнаружения значительных расхождений в них привести пособия в соответствие с программами итоговых государственных экзаменов, учитывая пропускные возможности каналов связи.

2. Рассмотреть возможности и варианты доступа студентов, обучающихся дистанционно, к ресурсам других библиотек, электронным библиотечным системам. С этой целью проанализировать проекты, которые предполагают доступ к полнотекстовым электронным коллекциям, на предмет участия в них вузовских библиотек. Оценивать проекты рекомендуется по следующим позициям: актуальность и информативность содержания, условия участия в проекте, финансовые затраты, необходимый уровень технического оснащения, условия доступа.

3. Проанализировать возможность пробного доступа в филиалах к наиболее востребованным студентами электронным ресурсам, предоставляемым в настоящее время по договору на территории вузов.

4. Рассмотреть вопрос о создании в вузах электронных библиотек основной и дополнительной литературы, начиная с изданий, авторские права на которые принадлежат вузу, поскольку на перевод произведения в цифровую форму, размещение его в электронной библиотеке и предоставление к нему доступа в компьютерной сети необходимо получить разрешение правообладателя.

5. Студентам, предпочитающим работать с изданиями в печатном виде и имеющим библиотеки по месту проживания, рекомендовать активно использовать межбиблиотечный абонемент. (В методических материалах, позволивших бы студентам повысить эффективность работы с информацией, дать подробное объяснение этого вида услуг.)

6. В помощь студентам, обучающимся дистанционно, разработать методические материалы, позволяющие ориентироваться в информационных ресурсах и работать с информацией следующего содержания:

основы информационного поиска (простой и расширенный, выражение информационной потребности, средства локализации поиска электронных документов),

описание процесса поиска информации в электронных каталогах и базах данных библиотек,

аннотированный перечень ресурсов открытого доступа, в том числе журналов, представленных на веб-сайтах вузовских библиотек,

перечень ресурсов открытого доступа, подготовленный целенаправленно для каждой специальности,

адреса сайтов крупных библиотек с кратким описанием предлагаемых услуг,

МБА и электронная доставка документов.

Таким образом, проведенный анализ позволил определить перечень мер, способных повысить уровень информационного обеспечения студентов, в том числе:

доступ к внешним ресурсам (официальным сайтам) как на территории вуза, так и в филиалах;

содействие в доступе к открытым ресурсам (ссылки на открытые сайты с достоверной информацией);

доступ к ресурсам других библиотек (корпоративные библиотечные сети);

доступ к электронным журналам;

прикрепление аннотаций и оглавлений к изданиям, представленным в электронном каталоге (доступ через сайт СибАГС);

создание электронной библиотеки учебных и научных изданий;

организация абонемента дистанционного обслуживания (выполнение читательских запросов на цифровую копию части издания);

разработка для студентов специального методического пособия - электронного путеводителя по информационным ресурсам, включающего, помимо собственно описания информационных ресурсов и услуг, различные вспомогательные методические материалы (например, касающиеся основ информационного поиска, специфических особенностей ИПС и ИПЯ);

создание специализированного информационного портала, ориентированного на студентов, обучающихся дистанционно;

подготовка специального учебного курса для студентов, обучающихся дистанционно (возможно, в качестве дисциплины по выбору);

организация доступа к электронной библиотеке посредством мобильной связи;

комплексное использование предыдущих вариантов.

Начать предлагается со специальностей, которые показали наихудшие результаты остаточных знаний, что даст возможность в последующем оценить эффективность предпринятых мер.

Безусловно, реализация даже отдельных услуг требует материальных затрат и предполагает готовность вуза к намеченным нововведениям, а также наличие кадрового потенциала. Однако даже реализация части из перечисленного выше несомненно будет способствовать повышению качества обучения в системе дистанционного образования.

Список источников

1. Глухов А. Г. Судьбы древних библиотек / А. Г. Глухов. – Москва : Либерея, 1992. – 160 с.

2. Медянкина И. П. Исследование возможностей совершенствования информационно-библиотечного сопровождения в системе дистанционного образования [Электронный ресурс] / И. П. Медянкина, Л. К. Бобров // Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек : материалы междунар. конф., 16–20 ноября 2009 г., г. Звенигород Московской обл. – Электрон. дан. – Москва : ГПНТБ России, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).

3. Основы прикладной социологии : учеб. для вузов / Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса) ; под. ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. – Москва : Интерпракс, 1996. – 184 с.

4. Информационный менеджмент : учеб. пособие / Л. К. Бобров [и др.] ; Новосиб. гос. ун-т экономики и упр. – Новосибирск, 2009. – 314 с.

  
На главную