Научные и технические библиотеки №7 2011 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Амлинский Л. З. Читатель в научной библиотеке информационного общества

Медянкина И. П. Проблемы и возможности организации информационно-библиотечного сопровождения учебного процесса в системе дистанционного образования

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Савина Е. А. Система источников комплектования документных фондов региональных вузовских библиотек на рубеже ХХ и ХХI вв. Часть I

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Новый интеллектуальный продукт в сфере каталогизации: Правила RDA «Описание ресурса и доступ»

Рыбальченко Е. Н. Использование средств лингвистического обеспечения электронного каталога для релевантного поиска информации и выполнения различных запросов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Кройтор Т. В. Стимулирование инновационной деятельности методами профессионального обучения: осмысление опыта

Сукиасян Э. Р. Трудные вопросы и непростые ответы

Корниенко В. А. Проблемы организации и управления опережающим обучением персонала

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Столяров Ю. Н. Фондоведческая терминология

ЮБИЛЕИ

Курочкина Т. Л., Ихлова Н. И. Будни и праздники ЦНТБ по строительству и архитектуре

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Соколова Н. Ю. Библиотека Коммунистической академии: этапы формирования и развития (1918–1936 гг.)

Вержбо О. И. Незабытые имена


НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 001.895

Т. В. Кройтор

Стимулирование инновационной деятельности
методами профессионального обучения:
осмысление опыта

Рассмотрены мероприятия, направленные на повышение квалификации сотрудников библиотек Мурманской области.

Инновационная деятельность – ключевой фактор успешного развития общества. Разработка и внедрение инноваций зависят от состояния и использования интеллектуальных и информационных ресурсов. Здесь существенную поддержку специалисту может оказать грамотно построенная система повышения квалификации. Поскольку знания сегодня быстро теряют свою актуальность, ведущей чертой образования становится его опережающая направленность с акцентом на формирование таких умений и навыков, которые позволяют специалисту самостоятельно осваивать новые достижения и внедрять их в повседневную практику.

Основываясь на этом теоретическом посыле, делаю вывод, что одна из ведущих целей профессионального развития специалистов – формирование инновационной компетентности, которая складывается из знаний основ научной мысли, осознания доминирующих тенденций развития общества в целом и библиотечной отрасли в частности, мотивационного стремления специалистов творчески реализоваться в профессии, а также наработки необходимых для инновационной деятельности умений и навыков.

Тактика обучения базируется на передовых образовательных технологиях: организационно-деятельностных методах, развивающих мыслетехнические, коммуникационные, рефлексивные способности; дистанционных формах обучения, стимулирующих самообразование и повышающих самоорганизацию; методиках интенсивной активизации творческой деятельности, способствующих усвоению знаний, развитию творческой потенции и формированию умений. Такими методами достигается не простое усвоение учебной информации, а изменение способа мыслительной деятельности. Эти аспекты особенно важны для профессионального образования в случае его инновационной направленности.

Изложенные принципы легли в основу направленных на инновационное развитие библиотечных коллективов мероприятий, проводимых научно-методическим отделом Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки (МГОУНБ).

В крае реализуется ведомственная целевая программа «Культура Мурманской области», рассчитанная на 2010–2012 гг. Раздел программы, посвященный повышению квалификации кадров, включает цикл зональных обучающих семинаров МГОУНБ по библиотечной инноватике для специалистов муниципальных библиотек. В рамках цикла каждый программный год на базе различных библиотечных систем пройдёт по 3 обучающих семинара.

В 2010 г. семинары носили установочный характер. Первый из них прошёл в библиотеке «Эрудит» ЦБС Оленегорска. Он собрал специалистов муниципальных библиотечных систем центральной части Мурманской области. Программа мероприятия состояла из трёх этапов, по мере прохождения которых участники задействовали различные виды мышления: теоретическое, практическое, образное. Таким способом достигалось формирование комплекса знаний, навыков и мотивов, необходимого для развития творческого подхода к профессиональной деятельности.

Официально-теоретическая часть семинара включала лекции руководителей и организаторов, затем состоялся «круглый стол», на котором специалисты представили инновационную деятельность своих библиотечных систем и поделились опытом, знаниями, сомнениями. Завершающий этап семинара – тренинг «Есть идея!», основная задача которого – приобретение участниками навыков индивидуального и группового генерирования идей. Подробная информация и фотоотчёт о семинаре представлены на сайте МГОУНБ (www.mgounb.ru) в разделе «Коллегам» под рубрикой «Система повышения квалификации».

В ноябре и декабре 2010 г. подобные мероприятия проведены для библиотечных систем северного и южного сегмента Кольского полуострова.

Семинары 2011 г. направлены на развитие творческого потенциала библиотечных коллективов. Участники получат рекомендации по организации системы инновационного менеджмента, узнают о методах достижения синергии, познакомятся с основами библиотечного лидерства, освоят приёмы эффективного самоменеджмента и самоанализа.

2012 г. будет посвящён инновационным библиотечным проектам, а обучающие семинары послужат основой для разработки и внедрения их в практику. Своеобразным итогом станет областной конкурс инновационных проектов, который представит работу библиотечных систем по этому направлению и позволит дать ей заслуженную оценку.

Обучая специалистов муниципальных библиотечных систем, работники МГОУНБ сами должны соответствовать современным требованиям общества. В связи с этим организована «Школа профессионального мастерства специалистов МГОУНБ». Она направлена на стимулирование творческого самосовершенствования библиотекарей и представляет собой комплекс тренингов, мастер-классов и деловых игр по актуальным профессиональным проблемам.

Развитие специалистов малоэффективно, если оно проходит эпизодически. Системность и регулярность процесса обеспечивают активная включённость в него методических служб и постоянная возможность самообразования, что реализуется с помощью мероприятий для методистов области и дистанционных форм обучения.

Инновацией, отвечающей этим задачам, стал виртуальный семинар «Молодой специалист в библиотечном пространстве: успехи и проблемы интеграции», открытый в конце 2009 г. на сайте МГОУНБ (раздел «Коллегам», рубрика «Система повышения квалификации»). Его структура и содержание отражают проблемные аспекты заявленной темы и рассчитаны на активную позицию участников. Семинар состоит из двух секций: секции руководителей, которая нацелена на помощь в организации работы с молодыми специалистами, и секции молодых библиотекарей – своеобразной площадки для самопрезентации. Кроме того, на страницах семинара можно принять участие в обсуждении актуальных проблем, заполнить анкету, провести собственные обучающие мероприятия и др. Стать участником виртуального семинара может любой желающий.

Дистанционное обучение будет развиваться – сегодня это очевидно. Научно-методическим отделом МГОУНБ создан виртуальный банк консультаций специалистов областной библиотеки, доступный всем методистам Мурманской области; готовится виртуальный мастер-класс; планируется расширение обмена документами и информационными материалами между муниципальными библиотечными системами на сайте МГОУНБ.

Систематической актуализацией и развитием направления профессиональной инноватики занимается творческая лаборатория «Современные тенденции инновационной активности библиотек», которая действует с 2009 г. в рамках областных методических семинаров и включает деловые игры, профессиональные дискуссии, презентации, виртуальные экскурсии и, конечно, инновационные формы.

Примером такой инновации может служить тест-драйв, проведённый на областном совещании-семинаре весной 2010 г. (подробнее см. сайт МГОУНБ, раздел «Коллегам», рубрика «Наши издания», БИБ № 23). Цель его проведения – оценка текущего состояния инновационной деятельности в библиотечных организациях области. В соответствии с тематической направленностью тест-драйв получил название «Инновации–2009».

Именно освещаемая тема и стоящие перед организаторами задачи подсказали форму их реализации. Тест (англ. testпроба, испытание, исследование) предполагает активную мыслительную деятельность при ответах на вопросы. Наш тест проходил в устной форме, участники создавали презентации. Драйв, обеспечивающий выплеск творческой энергии и максимальную включённость в работу присутствующих (англ. driveэнергия, побуждение, стимул, движение, гонка), достигался за счёт лимита времени и отсутствия предварительной подготовки. Перечисленные факторы позволяют получить желаемый эффект: благодаря инерционным и рефлексивным процессам, участники стремятся к развитию деятельности по актуализированному направлению.

Подготовка вопросов теста (см. Приложение) основывалась на предварительном всестороннем анализе инновационной деятельности муниципальных библиотечных систем области по отчётным документам за 2009 г. Состав вопросов определялся выявленными недочётами, наработками и наметившимися тенденциями в области библиотечной инноватики Мурманска.

Необходимо отметить, что несмотря на некоторое сходство с отдельными традиционно используемыми формами профессионального общения (семинар, «круглый стол», дискуссия) тест-драйв – это инновация, так как, в отличие от семинара, не ставит перед собой обучающих задач (хотя и не исключает наличие отдельных методических рекомендаций, консультаций, научных обобщений и тезисов); в отличие от «круглого стола» и дискуссии – не содержит противоборствующих мнений, в отличие от всех упомянутых форм – не предполагает предварительной подготовки участников, не обладает проблемной направленностью и жёстко ограничен во времени. Тест-драйв нацелен исключительно на диагностику системы в процессе интенсивной, целенаправленной совместной деятельности её участников.

Ответы методистов показали высокий уровень включённости в инновационную деятельность своих систем. Некоторые из них смогли провести краткие презентации своих инновационных мероприятий. При этом основное условие выступления – ограничение тремя минутами – не отразилось на качестве преподносимой информации. Практически всеми библиотечными организациями запланированы мероприятия, направленные на развитие инновационной деятельности, что обусловлено осознанием методистами актуальности этого направления.

Тест выявил, что характерная черта библиотечных инноваций в 2009 г. – маркетинговая направленность, нацеленность на актуализацию и рекламу библиотечных услуг, привлечение потенциальных пользователей. Одной из особенностей инновационной деятельности библиотек можно считать осторожность. В силу консервативности профессии библиотекари практически не внедряют кардинальные системные инновации, ограничиваясь малозначительными изменениями традиционных форм работы или выходом на новую аудиторию. В целом это характерно и для всего библиотечного сообщества.

Инновационная деятельность мурманских библиотек, как показал тест-драйв, к сожалению, слабо освещается в отчётных документах и профессиональных изданиях. В большинстве случаев о нововведениях сообщали лишь муниципальные газеты. Между тем именно фиксация своих наработок и признание их профессиональным сообществом считаются коренными факторами инноваций.

Какие критерии описания инновации наши методисты считают обязательными? Во-первых – новизна, во-вторых – эффективность. Причём, обсуждая этот аспект, специалисты подчеркнули, что эмоциональный подъём пользователей также может служить качественным показателем успешности мероприятия, поскольку он становится мотивом последующих обращений в библиотеку и распространения позитивной информации о её мероприятиях, т.е. в конечном счете способствует улучшению имиджа библиотеки среди местного населения. Важно, по мнению методистов, и краткое обозначение технологических особенностей инновационного процесса. Желательно, чтобы их сопровождали методические рекомендации. И последнее, на что обратили внимание тестируемые, – это объем материала: напряжённость, присущая профессиональной деятельности, ограничивает время на обработку поступающей информации, поэтому публикации должны быть менее объёмные, но более информативные.

В заключение тест-драйва были определены «точки роста». Они не вызвали удивления и в целом характерны для большинства предприятий и учреждений. Основной проблемой названа неблагоприятная ситуация с персоналом библиотек: недостаток молодых специалистов – с одной стороны, консервативность и пассивность опытных – с другой. Кадровый ресурс – это основа любой творческой деятельности, поэтому для достижения стабильного успеха организации требуется систематическая работа по повышению инновационной культуры специалистов.

Другая проблема на пути инновационного развития – неравноценное техническое обеспечение: компьютеры, каналы связи, трафик. Скорость Интернета в ряде муниципальных библиотечных систем недостаточна для эффективной работы с его ресурсами. Эти факторы сужают информационную основу профессионального роста библиотекарей, лишают библиотеки возможности совершенствовать и расширять свои услуги.

Однако методисты единодушно согласились с тем, что названные проблемы решаемы, и серьёзные шаги в этом направлении уже предприняты. Долгосрочная целевая программа «Проведение административной реформы в Мурманской области» (2009–2011 гг.) включает проект «Создание центров общественного доступа к информационным ресурсам исполнительных органов государственной власти Мурманской области (ЦОД) на базе публичных библиотек». В ходе реализации программы практически все библиотеки области получат комплект компьютерной техники и выход в Интернет. Результатом модернизации станет расширение возможностей специалистов в сфере инновационной деятельности.

Итог проведения тест-драйва – созданное самими участниками комплексное представление о состоянии инновационной деятельности в библиотеках Мурманской области. Каждый специалист индивидуально, не озвучивая результатов анализа, оценил инновационную составляющую своей системы, её уровень и недостатки, что позволит в будущем грамотно и системно подойти к работе по этому направлению на своём рабочем месте.

Мир меняется, вместе с ним меняемся и мы, и требования к деятельности наших учреждений. Сформировав инновационную компетентность у наших коллег, мы сделаем их профессиональную жизнь легче, интереснее, плодотворнее. А значит, сделаем и наши библиотеки радостнее и нужнее.

Приложение

Тест-драйв «Инновации–2009»
(время проведения – 45 мин.)

1. У кого в муниципальной библиотечной системе внедряются инновации? Предлагаем представить опыт. Регламент на выступление – максимум 3 минуты.

2. В отчётах чьих муниципальных библиотечных систем указаны инновационные формы, внедрённые в практику в 2009 г.?

3. Где описан ваш опыт внедрения новой формы работы?

4. Какие аспекты с вашей точки зрения необходимо освещать, представляя инновацию?

5. У кого в библиотечной системе запланированы мероприятия, развивающие инновационную деятельность? Какие?

6. Что мешает вашей библиотечной системе внедрять новые разработки в практику? Можно ли это исправить?

7. Какой из библиотечных систем необходима помощь в инновационном развитии?

Список источников

1. Большой словарь иностранных слов : более 24 000 слов / [сост. А. Ю. Москвин]. – Москва : Центрполиграф ; Полюс, 2001. – 815 с.

2. Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек : [виды библ. инноваций, инновац. политика, реализация инновац. процесса в б-ке, упр. библ. инновациями, создание инновац. климата в б-ке : учеб. пособие] / Е. Ю. Качанова ; Хабар. гос. ин-т искусств и культуры. – С.-Петербург : Профессия, 2007. – 335 с. : ил., табл.

3. Кузык Б. Н.Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва / Б. Н. Кузык, Ю. В. Яковец. – 2-е изд., доп. – Москва : Экономика, 2005. – 618, [1] с. : ил.

4. Мухина С. А. Современные инновационные технологии обучения / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 360 с. : ил.

  
На главную