УДК 02:37
В. А. Корниенко
Проблемы организации и
управления
опережающим обучением персонала
Освещено изучение работы в
рамках внутрибиблиотечной системы повышения квалификации Национальной
библиотеки Украины им. В. И. Вернадского.
Инновационные
библиотечно-информационные технологии, как показали исследования, существенно
влияют на процессы повышения квалификации персонала Национальной библиотеки
Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ). Для оптимизации обучения
персонала к проведению занятий дополнительно привлекается отраслевой Научно-учебный
центр прикладной информатики Национальной академии наук (НАН) Украины (НУЦПИ) и
Ассоциация пользователей ИРБИС в Украине. Переориентация библиотечно-информационных
процессов именно на использование Системы автоматизации библиотек ИРБИС
обусловлена рядом её преимуществ, предусмотренных для библиотек национального
уровня.
Для эффективного управления
библиотечно-информационными технологиями необходимо активно применять
автоматизацию в наукоёмких технологических процессах. При таких условиях
естественно возникает потребность в дополнительном изучении профессиональной
подготовки и готовности сотрудников к работе в условиях внедрения инновационных
библиотечно-информационных технологий.
Повышение квалификации (ПКв)
персонала НБУВ изучается в соответствии с комплексными научными темами «Информационные
технологии в системе инновационной деятельности научной библиотеки» (2005–2007 гг.),
«Управление библиотечно-информационной деятельностью в научной библиотеке»
(2008–2010 гг.) и Программой информатизации НАН Украины, а также
Государственной программой развития Национальной библиотеки им. В. И. Вернадского
на 2005–2010 гг.
Согласно названным научным
темам, постоянно ведется сбор и обработка материалов, в частности по локальной
теме «Развитие системы повышения квалификации библиотечных сотрудников НБУВ»,
предмет изучения которой – внутрибиблиотечная система повышения квалификации
(ВСПК) и управление процессами её совершенствования под влиянием развивающихся
современных информационно-инновационных технологий.
Повышение квалификации
сотрудников – одна из управленческих функций учреждения, заключающаяся прежде
всего в подготовке кадрового резерва. Поэтому параллельно с постоянными
мероприятиями по обучению слушателей ведутся плановые исследования с целью
совершенствования системы, способной обеспечивать соответствующими специалистами
организацию для решения возникающих проблем, т.е. осуществляется сопровождение научных
разработок.
Переход от анализа системы
образования как социального института к изучению её как социального процесса
связывается во многих странах с концепцией непрерывного образования [1]. Непрерывность обучения персонала
НБУВ стимулируется планируемыми и проводимыми занятиями на уровне ВСПК и
вышеназванных научно-исследовательских разработок.
Российские специалисты
считают, что инновационное образование следует дифференцировать по следующим
направлениям: общее, инновационно-технологическое, инновационно-менеджерское [2]. Такую дифференциацию можно было бы
предложить как альтернативную и для рассматриваемой ВСПК. Если принять
предлагаемый вариант за модель в системе, то получим картину её развития
применительно к проводимым занятиям для персонала НБУВ, которые разделим на
вышеназванные три направления.
Проблемы ВСПК – это, в
частности, такие направления, как обновление знаний, поддержание и вместе с тем
совершенствование профессионального уровня специалистов. Решить эти проблемы
можно путем проведения исследований на базе НБУВ с целью дальнейшей разработки
удобных и эффективных форм обучения. Например, предыдущие исследования выявили
необходимость повышения уровня использования персональных компьютеров прежде
всего самими сотрудниками библиотеки. Рассмотрим это направление на примере
организации общего инновационного образования применительно к ВСПК НБУВ.
Общее инновационное
образование
В рамках общего инновационного
[2] и вместе с тем опережающего
образования [3] исследования, проведенные
в 2005–2007 гг., показали, что библиотечно-информационные технологии
существенно влияют на процессы ПКв персонала НБУВ.
А. С. Арзуханов
полагал, что инновации в обучении сотрудников должны заключаться в переходе на
компьютерные технологии [4] – это
подтверждают результаты исследований, проведенных в НБУВ. Не имея возможности
обучать персонал инновационным технологиям только своими силами (из-за
отсутствия достаточного финансирования, кадров и др.), дирекция НБУВ привлекает
к проведению занятий НУЦПИ, что значительно улучшает ситуацию в системе ПКв.
Таким образом, если до 2006 г. обучение работе на ПК велось только
сотрудниками Центра библиотечно-информационных технологий – ЦБИТ (руководитель Л. Й. Костенко,
канд. техн. наук), то в дальнейшем дополнительно приглашается и НУЦПИ.
В 2006 г. на базе ВСПК НБУВ
начал работать лекторий по информатике и интернет-технологиям, проводимый НУЦПИ.
Занятия в лектории систематически проводит доцент В. Б. Распопов,
канд. физ.-мат. наук. Для дифференциации обучения каждый год формируются две
группы: начинающих пользователей и углубленного обучения работе на ПК.
В процессе обучения ежегодно проводится
изучение его эффективности методом анкетирования персонала. В анкетах содержатся
вопросы по всему курсу. Цель анкетирования – получение четкого представления о
целесообразности преподавания конкретных программ для дальнейшего использования
их в научной и прикладной деятельности.
Результаты НИР показали, что
слушателям необходимы такие программы, как, например MS Word (от 80% до 90% в
разных группах), MS Excel (80%). Более 60% респондентов проявили
заинтересованность в совершенном овладении поисковыми серверами, в создании личных сайтов,
навигации в Интернете и др. Так, библиотечным и научным сотрудникам не только
необходимо уметь эффективно использовать в работе имеющиеся БД, а также, как
показывают исследования, изучать программное обеспечение MS Access. Желающих
овладеть начальными навыками MS Access для создания новых БД оказалось 46,7%.
Как видим, не менее важно на современном этапе владеть навыками
самостоятельного создания собственных БД.
Необходимость в опережающем
обучении подтверждает тот факт, что первые три года мероприятия ВСПК посещали в
среднем более 50 слушателей. Итог бесплатных занятий, проводимых НУЦПИ НАН Украины:
более 40 специалистов сдали экзамены и получили международный сертификат
пользователя ПК.
Среди форм ВСПК НБУВ также рассматривалось
повышение профессионального уровня путем самообразования. В ходе предыдущего исследования
выявлена тенденция к увеличению числа сотрудников, заинтересованных в
дополнительном самостоятельном повышении личного профессионального уровня.
Анализ результатов обработки анкет показал, что процент сторонников самообразования
ежегодно возрастает. Это тесно связано прежде всего с ростом профессиональных
требований к сотрудникам. Интенсивность внедрения инновационных
библиотечно-информационных технологий, которые являются безусловным стимулом роста
самосознания персонала, понимания того, что знания, полученные в процессе
занятий в ВСПК, следует постоянно поддерживать и самостоятельно.
Изучается также и степень
удовлетворения информационных потребностей сотрудников НБУВ по отдельным видам
и типам профессиональных источников в процессе ПКв. Большинство персонала
отдает предпочтение прежде всего профессиональным периодическим и продолжающимся
изданиям, которые обеспечивают наиболее оперативной информацией в области библиотековедения
и междисциплинарных научных направлений.
Инновационно-технологическое
образование
В курс занятий, организуемых
НУЦПИ НАН Украины, дополнительно вводятся лекции по овладению операционой
системой WindowsXP, организации и проведению электронных научных
конференций. Слушатели также могут обучаться в удаленном режиме, подключившись
в ходе занятий к Интернету. Ежегодные опросы сотрудников НБУВ подтверждают
необходимость продолжения занятий дифференцированного курса лектория, проводимого
НУЦПИ НАН Украины.
Как видим в процессе ПКв,
полезны, с одной стороны, дифференцированный подход при организации занятий, а
с другой – соблюдение последовательности и комплексности, что заключается в
обновлении знаний и параллельном освоении новых программных средств.
«Сегодня знание становится
устаревшим почти в момент его производства. Диапазон предмета постоянно
расширяется. Источники знания умножаются» [5].
Поэтому с целью опережающего обучения в систему включаются циклы
семинаров-тренингов по внедрению инновационных библиотечно-информационных
технологий (при участии канд. пед. наук В. Пашковой, директора Центра
информационных технологий Посольства США в Украине, и О. Шкурат, информацийного
специалиста) на тему «Технологии Веб-2.0 и их применение в библиотеках».
Прикладной направленностью отличается
цикл лекций по программному обеспечению ИРБИС64, которые провели Л. И. Костенко
при участии Л. З. Рудзского, президента Ассоциации пользователей
ИРБИС в Украине; инициатор мероприятий – В. А. Корниенко, мл. науч. сотр.
отдела библиотековедения НБУВ. Эти лекции послужили началом следующего дифференцированного
этапа в обучении персонала НБУВ – инновационно-менеджерское образование. (Следует
заметить, что употребление либо замена термина управление на менеджмент
либо менеджерское образование не
имеет принципиального значения, поскольку не меняет его сути и не вносит ничего
нового в само понятие управление.
Причем термин управление более близок
как русскому, так и украинскому языку, а термин менеджмент может использоваться как синоним.)
Инновационно-менеджерское
образование
В результате организованного в
2009 г. ознакомительного цикла демонстрационных лекций по программному
обеспеченнию ИРБИС64, проведённого Л. З. Рудзским, возникла потребность
в продолжении углубленного обучения персонала в этом направлении. В процессе
занятий назрела производственная необходимость в создании отдельного
специализированого структурного подразделения, которое возглавила Е. В. Лобузина,
канд. техн. наук. С целью поэтапного внедрения ИРБИС64 – сначала на отдельных
участках, т.е. в конкретных отделах, а затем в практику всех
библиотечно-информационных циклов НБУВ – начат пересмотр регламентирующей
технологической инструкции «Путь документа…».
ВСПК «даёт возможность видеть
конкретный результат обучения» [4]. В
связи с особым значением именно данного направления в «Плане повышения
квалификации сотрудников НБУВ на 2010 г.» по проблематике «Библиотека в
обществе знаний» введён новый раздел «Система автоматизации библиотек ИРБИС64 –
внедрение и перспективы использования», где предусмотрены разнообразные формы
обучения персонала – от чисто теоретических занятий до практических на каждом
рабочем месте и в целом по всей технологической цепочке. Таким образом,
результаты НИР в системе ПКв получили свое практическое применение: путь к
непосредственному внедрению инновационных библиотечно-информационных технологий
в условиях инновационно-управленческого образования персонала НБУВ значительно
ускоряется.
Переориентация
библиотечно-информационных процессов именно на систему ИРБИС обусловлена рядом её
преимуществ, необходимых библиотекам национального уровня. Во-первых, ИРБИС
успешно внедряется и уже опробована в библиотеках различного уровня – от
школьных до национальных, поскольку в системе реализованы все основные
требования международных стандартов. Важные составляющие этой системы – возможность
подготовленному пользователю подстраивать её под конкретные задачи, создавать
собственные оригинальные модули и приложения.
Во-вторых, существенное
преимущество ИРБИС64 – возможность для крупных библиотек со сложными
технологическими процессами создавать собственные полнотекстовые БД. В-третьих,
ИРБИС64 интегрирована в современные корпоративные системы и технологии на
основе полной совместимости с международными форматами UNIMARC, MARC21
и поддержки интернет-технологий.
В-четвертых, создан новый продукт ИРБИС – ИРБИС-Имидж-каталог,
позволяющий осуществлять конверсию карточных каталогов в библиотеках с большим
ретроспективным фондом [6] и многое
другое.
Решение вышеназванных проблем
путем автоматизации процессов возможно лишь только в процессе совместной работы
программистов и библиотечных специалистов, что обеспечит эффективное внедрение
и использование инновационных библиотечно-информационных технологий.
Процессы унификации и
стандартизации при передаче научной информации привели к интеграции и
интернационализации информационного пространства [7]. Вместе с тем современные информационные технологии должны быть
ориентированны на переход от обработки данных к обработке знаний [8]. Будущее принадлежит созданию
инновационных средств производства знаний, т.е. инструментов, генерирующих
знания, – наиболее важной формы капитала в развитых странах [5].
В этих условиях непрерывное
образование библиотечного персонала становится одним из основных инструментов
реорганизации и модернизации библиотечного обслуживания пользователей и совершенствования
библиотеки, а управление профессиональным развитием – ключевым элементом
управления библиотекой [9].
Результаты исследований
показали, что инновационные библиотечно-информационные технологии существенно
влияют на процессы ПКв персонала. Именно поэтому при проведении научных работ
на базе НБУВ в рамках ВСПК уделяется значительное внимание изучению организации
и управления деяльностью зарубежных научных библиотек. С целью дальнейшего внедрения
эффективных методов управления инновационными библиотечно-информационными
технологиями ежегодно освещается зарубежный опыт библиотек и органов НТИ на
общебиблиотечном уровне. По результатам загранкомандировок проводятся лекции,
раскрывающие организацию работы наиболее интересных с профессиональной точки зрения
научных библиотек и информационных служб России, США, Белоруссии, Польши, Испании,
Канады, Австрии, Германии и других стран.
Ежегодно проводятся
мероприятия, посвященные эффективному поиску научной информации. Для новых и
молодых сотрудников ведущими специалистами и учеными НБУВ на протяжении года организуются
консультации и лекции по проведению НИР, разработки инструктивно-методических и
научно-технологических документов, практикумы и обзоры по вопросам сохранности
библиотечных и архивных фондов и многое другое.
Результаты исследований,
проведённых в НБУВ в 2005–2010 гг., показали следующее. ВСПК должна быть
мобильной, способной быстро реагировать на различного рода изменения в области
библиотечного дела, оперативно доводить до сведения определенных групп
персонала библиотеки информацию о новых научно-практических достижениях,
способствовать овладению современными библиотечно-информационными технологиями,
подготавливая таким образом кадровый резерв для дальнейшего совершенствования
всех процессов, обеспечивающих эффективное функционирование библиотеки,
выявления библиотековедческих проблем, принятия оптимальных управленческих
решений.
Инновационные
библиотечно-информационные технологии существенно влияют на процессы ПКв
персонала НБУВ. В ВСПК постоянно ведется изучение и внедрение новых технологий
в организацию библиотечной деятельности с целью дальнейшего совершенствования
методов управления библиотечно-информационными технологиями. При составлении
плана пережде всего уделяется внимание компьютерным библиотечно-информационным
технологиям.
Список источников
1. Каптерев А. И.
Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных
специалистов : автореф, дис. ... д-ра пед. наук / А. И. Каптерев. –
Москва, 1994. – 42 с.
2. Муравьев А. И. Общая теория
инновационных технологий : моногр. / А. И. Муравьев. – С.-Петербург,
2002. – 84 с.
3. Формирование информационной культуры
личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие;
2-е изд., перераб. – Москва, 2003. – 295 с.
4. Арзуханов А. С.
Методологические подходы к организации внутрибиблиотечной системы повышения
квалификации кадров / А. С. Арзуханов // Библиотечная инфраструктура:
состояние и тенденции : сб. науч. тр. ГПНТБ России. – Москва, 2000. – С. 48–60.
5. Тоффлер Э. Революционное богатство
/ Элвин Тоффлер, Хейди Тоффлер. – Москва, 2008. – 569 с.
6. Бродовский А. И. Система
автоматизации библиотек ИРБИС / А. И. Бродовский, Б. И. Маршак // Современные направления
развития библиотек : Ежегод. межвед. сб. науч. тр. – Москва : ГПНТБ
России, 2007. – 96 с.
7. Ступкин В. В. Проектирование
интегрированных систем библиотечно-информационного обеспечения научно-инновационной
и образовательной деятельности / В. В. Ступкин. – Москва, ГПНТБ
России, 2007. – 172 с.
8. Митин А. И. Автоматизированные
рабочие места и новые информационные технологии
в управленческой и учебной деятельности / А. И. Митин // НТИ. – Сер.
1. – 2008. – №3. – С. 23–27.
9. Стрелкова И. Б. Формирование
кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие
/ И. Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 с.
10. Монтень Мишель. Опыты. Избранные
произведения в 3-х т. Т. 3 ; пер. с фр. / Мишель Монтень. – Москва : Голос,
1992. – 416 с.
|