Научные и технические библиотеки №8 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 7. Идея информационного общества

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Амлинский Л. З. Организация внутреннего пространства научных библиотек информационного общества

НИР В БИБЛИОТЕКАХ

Кубряк Е. Н. Научная работа центральных региональных библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Редькина Н. С. «Библиотеки в облаках», или Возможности использования перспективных информационных технологий

Соколова Ю. В. Вебинар как средство продвижения и сопровождения Системы автоматизации библиотек ИРБИС

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Абрамова Л. В., Суслова И. М. От процессного подхода к контроллингу: эволюция функционального менеджмента

Протопопова Е. Н. Опыт сотрудничества библиотек приграничных территорий

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Савина Е. А. Система источников комплектования документных фондов региональных вузовских библиотек на рубеже XX и XXI вв. Часть II

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Керженевич Р. Л. Медицинская книга: люди, годы, жизнь

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Иванова Е. В. Библиотека Хантингтона


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 027.021

Л. З. Амлинский

Организация внутреннего пространства
научных библиотек информационного общества

Рассмотрена концепция проектирования научных библиотек информационного общества.

Определены параметры внутренней архитектуры и технического оснащения библиотек; основные характеристики внутреннего пространства  библиотечного здания с учётом его влияния на создание психологического комфорта читателей и библиотекарей. Приведены примеры внутренней планировки Французской и Британской национальных библиотек, Берлинской государственной научной библиотеки.

Ключевые слова: информационное общество, научные библиотеки, проектирование, читательская зона, рабочее место библиографа, библиотечные фондохранилища, информационные технологии.

Прежде всего необходимо определить, в чём состоят концептуальные начала проектирования  научной библиотеки информационного общества и какова возможность практического воплощения этих концептуальных начал, которые могут быть сформулированы в виде пяти парадигм.

I. Читательская зона. Читатель научной библиотеки в информационном обществе кардинально отличается от читателя предшествующего (индустриального) общества. Значительно возросли  возможности доступа к различным каналам передачи информации. Это требует переосмысления планировки читательской зоны.

II. Рабочее место библиографа. В информационном  обществе возросла ответственность труда библиографов, и в частности дежурных библиографов. Это объясняется тем, что, с одной стороны, повысилась информационная квалификация читателей, и с другой – библиограф в процессе своей деятельности должен пользоваться не только печатными библиографическими изданиями, но и разнообразными электронными пособиями, включая интернет-издания. Оснащение его рабочего места должно обеспечивать условия, необходимые и достаточные для выполнения таких работ.

III. Информационная инфраструктура. Сегодня интенсивно развивается информационная инфраструктура, конкурирующая с библиотеками, и одновременно повышающая эффективность их работы.

IV. Библиотечные фондохранилища. В информационном обществе усиливается неопределённость развития  структуры библиотечных фондов и соответственно – фондохранилищ.

V. Компьютерно-коммуникационные технологии. Материально-техни­ческая  и технологическая базы библиотек существенно изменились за счёт внедрения компьютерно-коммуникационных технологий.

Рассмотрим эти парадигмы.

Парадигма I. Читательская зона

Основная задача библиотеки – предоставление услуг читателям. Поэтому вся структура внутреннего пространства здания должна быть нацелена в первую очередь на создание оптимальных условий для предоставления и получения библиотечных услуг. «Гениальному» призыву: «Экономика должна быть экономной» предшествовало многолетнее преследование властями  «архитектурных излишеств», что привело к безликой архитектуре не только фасадов, но и внутренних планировок.  Отметим: именно «архитектурные излишества» много веков украшали жизнь человека и радовали глаз. Так было  в Афинах, Риме, Париже, Петербурге и многих других городах.

В условиях многоканальной информационной инфраструктуры, которая открывает дома или в офисе доступ к информации через Интернет, так называемые излишества библиотечной  архитектуры превращаются в необходимость. Читатель приходит в библиотеку не только за книгой, но и за библиотечным комфортом. Этот комфорт должен его сопровождать всё время пребывания в библиотеке – от входной зоны до читального зала и помещений выставочных залов, кафетерия, который следует рассматривать не только как предприятие общественного питания, но и как место межличностного общения, отдыха.

Соответственно и проектирование библиотечного здания должно происходить «изнутри – наружу», внутренние и внешние характеристики здания должны оптимально сочетаться. Проектирование «снаружи – внутрь», как правило, приводит к созданию впечатляющих архитектурных образов. Потом внутренняя архитектура здания приспосабливается к библиотечным нуждам, что далеко не всегда бывает удачным.

«Снаружи – внутрь» спроектировано новое здание Французской национальной библиотеки имени Франсуа Миттерана. Архитектор Доминик Перро (Dominique Perrault) создал яркий, запоминающийся  абрис библиотечного здания, которое, к чести архитектора, наряду с Эйфелевой башней и Лувром  попало во все туристические схемы Парижа. В то же время внутренняя ленточная планировка обусловила монастырскую структуру здания,  не отвечающую современным требованиям библиотечного пользования.

В этой же библиотеке один из двух читательских этажей предназначен для посещения всеми читателями, а другой – только для пользования в целях научной работы. Демократизация библиотечного обслуживания должна находить отражение и в библиотечной архитектуре. Архитектурно-планировочное выделение различных читательских зон по целевому признаку пользования библиотекой или общественному статусу читателей противоречит основным демократическим принципам развития библиотечного дела [3].

Зальная структура читательских этажей, принятая, например, в Британской национальной библиотеке (архитектор Колин Сент  Джон  Вильсон) [5] также не может быть оценена положительно. Разделение читательских этажей на изолированные залы усложняет одновременное пользование литературой из различных отраслей знаний, например гуманитарной и естественно-научной. Читателю должна быть предоставлена свобода передвижения и обзора всего пространства читательской зоны. Отметим также, что читателям запрещено выносить книги из читальных залов или переносить их из одного в другой. Наблюдают за этим смотрители, которые дежурят у входа в каждый читальный зал. Единого для всей читательской зоны контрольно-пропускного пункта в библиотеке нет, хотя именно единый контроль – наиболее удачное решение и с точки зрения свободы перемещения читателей, и с точки зрения экономии материальных ресурсов.

При проектировании внутреннего пространства библиотеки целесообразно ориентироваться на представленные далее характеристики.

Предпочтительное проектирование широкоплощадных читательских помещений. Проектирование широкоплощадных читательских зон положено в основу гибкой планировки достаточно давно. В то же время, как показывает опыт, многие архитекторы при непротивлении библиотекарей проектируют узкие длинные читальные залы, что  существенно снижает возможности их перепланировки. Реализованный во многих библиотеках США и Западной Европы  принцип гибкой планировки очень часто не является определяющим  в практическом проектировании. В ряде случаев это связано с тем, что архитекторы  проектируют здания, начиная с внешнего абриса, а затем приспосабливают внутреннюю планировку читательской зоны и служебных помещений к внешнему виду здания. Роль библиотекарей в проектировании широкоплощадных читательских помещений должна быть ведущей, поскольку гибкая планировка позволит продлить библиотечное пользование зданием.

Пространственная организация читательской зоны. Многоплоскостная организация читательской зоны повышает эффективность использования её пространства. Можно выделить по меньшей мере два варианта многоплоскостной организации читательской зоны: пристенные галереи и пространственные галереи. Первый вариант – из многолетней истории библиотечных зданий. Второй – получил развитие сравнительно недавно.

Примеры использования разных вариантов организации читательской зоны – Британская национальная библиотека и Берлинская государственная научная библиотека. Будучи формально схожими, они существенно различны по своей сути. В первом случае ярусы закрыты глухими барьерами, вследствие чего нет единой пространственной организации. При этом теряется лёгкость конструкции, отсутствует эффект насыщенного людьми и книгами читательского пространства. Во втором случае – пространственные галереи обеспечивают читателям открытый обзор всего пространства, а также возможность видеть читателей и книги на всех ярусах читательской зоны [3].

Расстановка мебели в читательской зоне: ассиметрия расположения, выделение подзон (от наиболее плотной до малонасыщенной, почти уединённой); ориентирование групп читательских столов в разных направлениях. Читатели библиотеки не могут рассматриваться как некое усреднённое однородное множество. Они по-разному представляют читательский комфорт, наилучшие условия интеллектуальной деятельности. Им нужны разные условия библиотечного труда и отдыха. Желая отвлечься от чтения, они не должны постоянно видеть только спины впереди сидящих читателей и столы, похожие на солдатский строй.

Плотность расстановки столов должна быть различной: от максимальной в наиболее оживлённой части зала до минимальной. Отдельные группы столов следует устанавливать ассиметрично и ориентировать в разных направлениях с тем, чтобы, с одной стороны, иметь планировочный резерв для увеличения числа читательских мест (асимметрия создаёт для этого необходимую свободу поиска вариантов расстановки мебели) и  с другой – уйти от однообразия ракурсов наблюдения читателями внутреннего пространства читательской зоны.

Как только читатель занял место в читальном зале, он воспринимает его как своё личное пространство [1]. Он разложил свои книги, ноутбук так, чтобы ими было удобно пользоваться. Любая попытка ограничить это пространство воспринимается читателем как ущемление его прав и привносит дискомфорт. Поэтому на читательском столе должны быть разграничительные перегородки. Наилучшее решение – одноместные читательские столы.

Поскольку читательское место рассматривается как личное пространство читателя, следует обозначить некоторые его параметры: приватное зрительное, приватное звуковое и приватное психологическое пространства.

Приватное зрительное пространство – такое, в котором предмет деятельности читателя не попадает в поле зрения ближайшего соседа. Приватное звуковое пространство – такое, в котором звуки, производимые ближайшим соседом, не воспринимаются выше уровня белого шума. Приватное психологическое пространство – такое, в котором читатель не чувствует влияния других читателей на собственную деятельность, поведение. В библиотеке приватность психологического пространства читателя не выходит за пределы принятых в ней норм адекватного поведения.

Индивидуальные кабины – необходимая часть организации общего пространства читательской зоны. Их планируют без учёта фактора вариабельности читательской зоны. В индивидуальной кабине создаётся замкнутое, ограниченное пространство, которое изолирует читателя от внешней среды и не оставляет ему возможности контактировать с ней.

При проектировании индивидуальных кабин следует предусматривать несколько вариантов пользования ими: от одиночного до мелкогруппового. Кабина должна быть открыта для зрительного контакта с общей читательской зоной. Блоки индивидуальных кабин должны сообщаться между собой, чтобы небольшие группы читателей могли контактировать. Эти блоки следует делать мобильными (например перевозимыми сборно-разборными), чтобы было легко их переконфигурировать, изменять количество сообщающихся кабин в одном блоке и собирать в любой части читательской зоны.

Блоки кабин могут образовывать различные геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, шестигранник, овал или другие, более сложные. Общую конфигурацию блока читательских кабин следует рассматривать как значимый функциональный и архитектурный элемент внутренней планировки читательской зоны библиотеки.

В одном блоке должно быть несколько читательских кабин. Между одноместными кабинами необходимо устанавливать раздвижные перегородки, которые могут по желанию читателя запираться или раскрываться, превращая блок одноместных индивидуальных кабин в единое пространство для нескольких читателей. Это особенно важно для вузовских библиотек: при выполнении групповых заданий студенты должны иметь возможность работать сообща. При оборудовании одиночных индивидуальных кабин или блоков следует избегать глухих стен. Все перегородки нужно делать стеклянными с подвижными шторами (жалюзи), которые читатели могут регулировать по собственному желанию.

Ни архитектор, ни библиотекарь не должны навязывать читателю своё понимание способов концентрации внимания. Выбор – за читателем. Библиотека должна предоставлять свободу выбора читательского места. Этот выбор зависит от привычек и требований посетителей, их психологического состояния.

Каким должно быть соотношение «тихих» и «шумных» частей читательской зоны? На первый взгляд, идеальное решение – проектирование только уединённых читательских мест, где ничто не мешает углубиться в чтение [4]. Однако когда архитектор Кан (Kahn) при проектировании библиотеки в Exeter (Нью-Хэмпшир, США), руководствуясь лучшими побуждениями, предусмотрел в читательской зоне ниши для индивидуального пользования и углублённого чтения, студенты восприняли их отрицательно – как средство принуждения к напряжённой работе. Для них библиотека – место индивидуальной коммуникации, группового общения. С этим можно соглашаться или спорить, но нельзя игнорировать [3].

Компьютеризация библиотечных процессов обусловливает преобразование читательской зоны. Необходимо учитывать, что меняются не только процессы, но также и связь между технологическими узлами разных  библиотечных процессов [2]. Возникают принципиально новые  возможности предоставления библиотечных услуг как ответ на новое понимание читателем его потребностей и способов их удовлетворения.

Таким образом, библиотеки сталкиваются как минимум с двумя парадигмами: новым качеством библиотечных возможностей и новым качеством понимания  читателем библиотечных услуг. Причём читателя не интересует история развития библиотечных процессов. Ему необходим актуальный уровень обслуживания. Использование электронных каталогов перестает быть экзотикой и превращается в рутину. Библиотеки, в которых читатель может обратиться к электронному фонду, должны не только обеспечивать такую возможность, но и формировать свой электронный фонд как мультимедийный, что требует изменений внутренней планировки читательской зоны, в частности её увеличения. Эти изменения, с одной стороны, служат новым связям читателей и библиотекарей с электронным фондом, и с другой – обеспечивают сохранение и развитие социокультурных функций библиотек.

Каковы соотношения этих двух парадигм в их практической реализации с точки зрения формирования внутренней архитектуры и технического оснащения читательской зоны? Они всегда определяются конкретными условиями библиотечной деятельности и тем, какое место занимает библиотека как минимум в двух сопряжённых инфраструктурах – социокультурной и научно-технической.

В библиотеке, где читатели работают с электронным фондом, следует выделить специальные зоны (в том числе бесшумные); создать места для диалога читателя и библиотекаря (дежурного библиографа), предполагающие их совместную деятельность, а не только выдачу краткой устной справки; обеспечить охрану неприкосновенности приватного рабочего пространства читателя; предусмотреть гибкость читательской зоны.

Следует иметь в виду, что в библиотеках с электронными фондами меняются не только формы библиотечного сервиса, но и его содержание. Уже в ближайшем будущем появятся новые архитектурные планировки зон библиографического обслуживания с новым техническим оснащением. Необходимо предусмотреть возможность преобразования читательской зоны, её перепланировки и быстрого изменения технического оснащения, новой организации рабочих мест, в том числе их размещения в читательской зоне.

Библиотека должна обеспечивать читателю возможность простого поиска литературы в открытом доступе и, что очень важно, простого перехода от поиска литературы в фондах открытого доступа к поиску по каталогу. Если учесть, что большую часть времени читатель расходует на поиск литературы, то забота о многообразии алгоритмов поиска может способствовать повышению привлекательности библиотеки в его глазах.

Существуют различные уровни мотивации пользования библиотекой: от жесткой необходимости в литературе до получения удовольствия от её посещения и возможности межличностного общения.

Длительное пребывание в библиотеке требует смены обстановки, движения. Необходимо учитывать, что разные читатели в разной мере ощущают эти потребности (они могут присутствовать лишь на подсознательном уровне).

Парадигма II. Рабочее место библиографа

Проектируя библиотеку и её читательскую зону, необходимо прежде всего заботиться об интересах читателя. В то же время недопустимо не учитывать интересы библиотекаря, влияние архитектурной среды на его работоспособность, мотивацию, общее психологическое состояние и др. Также ошибочно считать, что создание благоприятной внутренней архитектуры читательской зоны обеспечивает комфортные условия работы для библиотекаря. Необходимо иметь в виду, что библиотекарь проводит на рабочем месте весь день, от постоянного общения с читателями он испытывает большие психологические нагрузки. К тому же отношение читателя к библиотеке в первую очередь зависит от впечатления, которое произвели на него библиотекари. Это налагает дополнительную ответственность на них и превращает заботу о комфортности их труда из задачи гуманистической в задачу также и прагматическую.

При проектировании рабочих мест сотрудников большое внимание должно уделяться освещённости, взаиморасположению, климатизации офисов. В какой части зоны открытого доступа должно быть расположено рабочее место дежурного библиотекаря-библиографа? Должно ли его расположение связываться преимущественно с функцией охраны фонда или функцией оказания помощи читателям, если эти две функции нельзя совместить? Сколько рабочих мест должно быть у библиотекаря? Привычным является одно рабочее место для каждого сотрудника. Однако выполнение каждой из функций может обусловить оборудование нескольких рабочих мест, что помогает снизить монотонность рабочих процессов и улучшить концентрацию внимания.

Каким должно быть рабочее место библиотекаря? Должно ли оно располагать к спокойной беседе с читателем или к лаконичному ответу на его вопрос? Это может быть стол для беседы или стойка, разделяющая собеседников, один из которых (читатель) всегда стоит. От того или иного выбора зависят и психологическая установка библиотекаря на общение с читателем, и весь характер этого общения.

При большой площади читательской зоны по мере удаления рабочего места от окон естественная освещённость резко падает. Возникает альтернатива: расположить рабочее место библиотекаря в центре читального зала и использовать искусственное освещение либо – поближе к окнам, чтобы попадал естественный свет. Освещенность помещения влияет на утомляемость библиотекаря и соответственно на концентрацию его внимания.

Рабочее пространство библиографа, испытывающего психологические перегрузки, должно обеспечивать возможность перемещаться между более и менее напряжёнными участками, что способствует смене обстановки и психологической разгрузке.

Важнейшую роль в пространственной организации читательской зоны играет открытый доступ к фонду. Несмотря на развитие электронного фонда, компьютеризацию библиотечных процессов,  взаимодействие читателей и библиотекарей у стеллажей открытого доступа, размещение стеллажей в пространстве читательской зоны – важнейшие элементы формирования отношения читателя к библиотеке. Вопросы об альтернативах организации открытого доступа к фонду и его доли в общем фонде должны обсуждаться не только в библиотековедческих, но и в психологических исследованиях.

Эти и многие другие задачи невозможно решить без профессиональной психологической подготовки, проведения психологических тестов, создания экспертных групп с участием архитекторов, библиотекарей и психологов, активного взаимодействия с читателями.

Очевидна сложность проектирования библиотеки с учётом всех пожеланий и индивидуальных особенностей читателей и библиотекарей. Совершенно недопустимо проектировать библиотечное здание под «усреднённого» читателя. Адаптировать здание к индивидуальным потребностям и вкусам читателей и библиотекарей – это значит дать им правильную психологическую оценку и исходя из этого обустроить внутреннее пространство библиотеки.

Парадигма III. «Иформационная   инфраструктура»

Библиотеки занимают определённое место в информационной инфраструктуре, конкурирующей с библиотеками, но в то же время повышающей эффективность их работы. Противоречие это – только кажущееся.

Библиотека – единственное информационное учреждение, обслуживающее потребителя в режиме индивидуального прямого контакта. Она может аккумулировать информацию, поставляемую всей информационной инфраструктурой, и доводить её до индивидуального пользователя. Если раньше в библиографической или фактографической справке, которая составлялась по заказу читателя, были только сведения из печатных источников, то сегодня круг источников существенно расширился, и справочное обслуживание приобрело новое качество [1].

Библиотеки, функционирующие в современной информационной инфраструктуре, должны не только располагать соответствующими техническими возможностями, но и развивать свою организационную структуру. Для этого следует создать инфостудии, объединяющие работу библиотекарей-библиографов, информатиков и других специалистов. Такие инфостудии должны располагаться в отдельных помещениях и оборудоваться современной техникой.

Парадигма IV.Библиотечный фонд

Развитие библиотечных фондов всегда было труднопрогнозируемым. По мере появления новых носителей информации возрастает и степень неопределенности развития библиотечных фондов. Однако, не претендуя на прогнозирование каких-либо количественных характеристик, при проектировании библиотек рекомендую следовать следующим правилам:

проектировать башенные книгохранилища, а не горизонтальные (стелящиеся);

учитывать, что в случае расширения площадей хранения не должны нарушаться функционирующие транспортные связи книгохранилища с другими отделами (зонами) библиотеки;

совмещать башенные книгохранилища со служебно-производствен­ными подразделениями, которые целесообразно размещать в нижних этажах хранилищ. Пример успешного воплощения этого – Национальная библиотека Франции имени Франсуа Миттерана.

ПарадигмаV. «Компьютерно-коммуникационные технологии»

Внедрение компьютерно-коммуникационных технологий существенно влияет на внутреннюю архитектуру библиотеки, в первую очередь на межзональные связи. К их числу относятся разработка новых принципов организации входной и контрольно-пропускной зон, изменение центров обработки новых поступлений, ведения и редактирования ЭК и др. Можно утверждать, что внедрение компьютерно-коммуникационных технологий преобразует всю работу библиотеки. В полной мере это касается и доконтрольной зоны.

Великий театральный деятель К. С. Станиславский сказал, что театр начинается с вешалки. С чего же начинается библиотека? В век Интернета можно говорить, что она начинается с интерактивного каталога, дистанционного заказа литературы, чтения библиотечных книг на дисплее домашнего компьютера и прочих достижений библиотечно-информационной цивилизации. Это правильно, но современный театр, как и прежде, начинается не с телевизионной или интернетной рекламы спектакля, а всё-таки с вешалки. А библиотека, как и прежде, начинается с доконтрольной зоны.

Библиотека обладает такими возможностями, которые позволяют ей осуществить реальное взаимодействие с издательствами, книжной торговлей, а также представлять весь спектр социокультурной деятельности города, региона. Библиотека  может и должна рассматриваться как связующее звено между всеми субъектами единой информационной и социокультурной инфраструктуры. Возложив эту функцию на библиотеку и разместив соответствующий информационный центр в доконтрольной зоне, мы решаем три задачи.

Во-первых, расширяем функциональное назначение доконтрольной зоны до обеспечения посетителей комплексной региональной информацией.

Во-вторых, предоставляем читателям региональную социокультурную информацию и обеспечиваем её комфортное использование. Поэтому целесообразно оснастить доконтрольную зону компьютерами и большими экранами.

И наконец, появляется возможность размещать в доконтрольной зоне выносные пульты электронного каталога: читатель сможет заказывать литературу, не заходя в законтрольную зону библиотеки. Хороший опыт организации  электронного каталога, пульты которого имеются в законтрольной и доконтрольной зонах, накоплен в Берлинской научной библиотеке.

В заключение хочу сказать, что ставшие модными в последнее время разговоры о вытеснении Интернетом библиотек из информационной инфраструктуры лишены каких-либо оснований. Глобализация информационного пространства за счёт компьютерно-коммуникационных технологий не ведёт к снижению роли библиотек в информационном обществе. В то же время библиотеки должны стремиться быть привлекательными для читателей. Важны составляющие успеха: правильная организация библиотечного пространства, дружелюбная атмосфера, предоставление читателям необходимых и достаточных условий для продуктивного пользования библиотекой.

Список источников

1. Гаскюэль Жаклин. Пространство для книги. Руководство для всех тех, кто строит, оборудует и обновляет библиотеку / Жаклин Гаскюэль. – Москва : «Рудомино». –1995. – 303 с.

2. Галлимор А. Стратегия развития библиотек в информационном обществе / А. Галлимор // Науч. и техн. б-ки. – 1998. – № 5. – С. 3–19.

3. Amlinski L. Die bibliothekswissenschaftliche  und die architektonische  Projektierung von Bibliotheken als einheitlicher schöpferischer Prozess /L. Amlinhski//ABI-Technik. –1992. – Nr. 1.– S. 1–6.

4. Thompson G. Planing and Design of Library Bildings. – 3rd.ed. 1989. – Р. 161–173.

5.Wilson C. The Design  and Construction of the British Library / C. Wilson. – London: The British Libr., 1998. – 95p.

  
На главную