УДК 026.06
Ю. В. Соколова
Вебинар как средство продвижения и сопровождения
Системы автоматизации библиотек ИРБИС
В статье показаны уникальные возможности обучения и продвижения
продуктов через вебинары; освещена технология их проведения на опыте совместной
работы Академии МУБиНТ и Ассоциации ЭБНИТ.
Ключевые
слова: система автоматизации библиотек ИРБИС, сопровождение, продвижение,
обучение, вебинары, Ассоциация ЭБНИТ, академия МУБиНТ.
Вебинары появились пару лет назад и сегодня все чаще используются
организациями для обучения, а также продвижения продуктов и услуг.
В мае 2010 г.
Международная академия бизнеса и новых технологий (Академия МУБиНТ) и
Ассоциация ЭБНИТ запустили новый проект по проведению открытых вебинаров для
пользователей Системы автоматизации библиотек ИРБИС. Цель этих вебинаров –
продвижение системы и поддержка пользователей, задачи – представление новых
модулей или новшеств в системе, консультации по актуальным вопросам, разбор сложных
моментов администрирования, ответы на вопросы пользователей. Таким образом, их
можно отнести к видам «промо» и
консультационных вебинаров.
Эти вебинары проводятся в специальном открытом режиме, и каждый,
кто знает адрес в Интернете, по которому проводится мероприятие, может зайти в
комнату вебинара. Предварительно вебинары анонсируются (сообщаются дата, время
и адрес в Интернете) на сайте Ассоциации ЭБНИТ (http://www.elnit.org), форуме
пользователей ИРБИС (http://irbis.gpntb.ru/) и сайте ИБЦ Академии МУБиНТ
(http://portal.mubint.ru/library/irbis/Pages/default.aspx).
Тематика вебинаров определяется исходя из потребностей пользователей.
Анализируется поток вопросов пользователей на форуме и непосредственно к
разработчикам, после проведения вебинара проводится анкетирование его
участников.
Обычно за две недели перед вебинаром его участники могут задать
предварительные вопросы по соответствующей тематике через специальную форму на
сайте (http://portal.mubint.ru/library/irbis/Pages/default.aspx).
Эти вопросы сохраняются и выводятся на экран в ходе мероприятия; ответы даёт
спикер.
Формат проведения вебинара включает: доклад спикера, параллельные
вопросы и комментарии, вопросы участников в чате, разбор предварительных вопросов и вопросов чата, обмен мнениями,
опрос. Участники вебинара, имеющие подключенный к компьютеру микрофон, могут
напрямую задавать вопросы (есть возможность, подключают и камеру). Для выражения
желания задать устный вопрос, участник должен «поднять руку» – нажать на иконку
с поднятой рукой. Организатор дает право вопроса поднявшему руку, и тогда его
можно озвучить.
С мая 2010 по апрель 2011 г. мы провели десять
промо-вебинаров по системе ИРБИС (их тематика – в табл.).
Дата
|
Наименование
|
Спикеры
|
Май 2010
|
Новые
возможности Системы автоматизации библиотек ИРБИС для библиотечно-информационного
обслуживания
|
Маршак Б. И., Очагова Л. Н., Соколова Ю. В.,
Панев М. В., Токмаков В. В., Трофимова О. В.,
Аксенова В. С.
|
Ноябрь 2010
|
Трансляция-вебинар
Школы ИРБИС на конференции «Библиотеки и образование»
|
Бродовский А. И., Панев М. В.
|
Ноябрь 2010
|
Трансляция-вебинар
Школы ИРБИС на конференции «Либком»
|
Бродовский А. И., Очагова Л. Н.,
Соколинский К. Е., Михайленко И. И., Панев М. В.
|
Декабрь 2010
|
День ИРБИС.
Новое в версии ИРБИС 2010.1 (АРМы «Книгообеспеченность» и «Комплектатор»).
Основные возможности ИРБИС128. Web-ИРБИС одной строкой.
Приложение к Web-ИРБИС «Виртуальная справка»
|
Очагова Л. Н., Михайленко И. И.,
Панев М. В., Соколова Ю. В.
|
Январь 2011
|
День ИРБИС.
Новое в версии 2010.1 АРМ «Администратор», «Книговыдача»
|
Бродовский А. И.
|
Февраль 2011
|
День ИРБИС. Проблемные
вопросы АРМ «Комплектатор»
|
Очагова Л. Н.
|
Февраль 2011
|
Наша новая
школьная библиотека
|
Жукова Т. Д., Маршак Б. И.
Юдин В. В., Соколова Ю. В.
Токмаков В. В., Кюребекова М. Н.
|
Март 2011
|
День ИРБИС. J –ИРБИС
|
Соколинский К. Е.
|
Апрель 2011
|
День ИРБИС.
Полнотекстовый ИРБИС для начинающих
|
Бродовский А. И.
|
Во время вебинара участники не
только слушают спикера и задают ему
вопросы: слушатели общаются между собой, делятся опытом, сами отвечают на
вопросы; завязываются деловые контакты, возникают идеи; разработчики фиксируют
информацию для настройки и доработки системы.
Нельзя не сказать и о положительном эмоциональном фоне таких вебинаров,
где в виртуальном пространстве встречаются знакомые и друзья – «Ирбисоводы»,
которые раньше могли увидеться и обменяться профессиональными достижениями
примерно два раза в год, если принимали участие в конференциях «Крым» и «Либком».
Теперь же встречи – виртуальные – проходят ежемесячно, и в адрес организаторов
звучат слова благодарности за возможность регулярного профессионального
общения.
В среднем к вебинарам
подключалось около 70 точек (на пике подключений – более 100). В точках
подключения может находиться как один слушатель, так и целая аудитория,
собравшаяся перед большим экраном. Также практикуется подключение участников из
компьютерного класса какой-либо организации, являющейся методическим центром
для сети библиотек.
В общей сложности в вебинарах участвовали слушатели из более чем 100 городов четырех стран.
Вебинары записываются, и их материалы в виде видеозаписей выкладываются
на сайтах Ассоциации ЭБНИТ, Академии МУБиНТ и Форума, так что пользователи
ИРБИС всегда имеют возможность посмотреть прошедший вебинар, если есть желание
вернуться к какой-либо теме.
Помимо промо-вебинаров мы организовали трансляцию очных курсов
повышения квалификации, которые систематически проходят в Академии МУБиНТ.
Многие пользователи, опробовав подключение к промо-вебинару, проникаются
доверием к такой форме обучения и принимают решение повышать квалификацию, не
приезжая на курсы, а подключившись к их
трансляции. Такие слушатели видят и слышат все, что рассказывает и показывает
преподаватель, могут задать вопросы в чате либо устно (с помощью микрофона).
Преподаватель имеет возможность подключить рабочий стол слушателя и проверить
выполненную работу или разобраться в ошибках.
Слушатели очных курсов получают свидетельство государственного
образца, слушатели вебинара – сертификат.
Таким образом, к мощной
системе сопровождения и поддержки пользователей системы ИРБИС, включающей консультационную работу дилеров на местах и форум
пользователей, добавился еще один компонент – тематические вебинары. Помимо традиционной функции для систем
сопровождения по консалтингу и повышению уровня доверия к продукту, вебинары представляют
собой новую форму общения пользователей, разработчиков и администрации.
Вебинары поднимают на новый уровень систематическую работу с пользователями, позволяют оперативно
реагировать на вопросы, проблемы и предложения, доводить до сведения
пользователей политику Ассоциации
ЭБНИТ.
Промо-вебинары также являются мощным средством увеличения продаж.
Поскольку такие вебинары проводятся открыто, в них помимо клиентов участвуют и
потенциальные пользователи. Наличие такой формы сопровождения убеждает их не только в преимуществах продукта, но и в
развитой системе сопровождения, поддержки и обучения, что является важнейшим фактором стабильности и развития системы ИРБИС.
|