Научные и технические библиотеки №8 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 7. Идея информационного общества

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Амлинский Л. З. Организация внутреннего пространства научных библиотек информационного общества

НИР В БИБЛИОТЕКАХ

Кубряк Е. Н. Научная работа центральных региональных библиотек

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Редькина Н. С. «Библиотеки в облаках», или Возможности использования перспективных информационных технологий

Соколова Ю. В. Вебинар как средство продвижения и сопровождения Системы автоматизации библиотек ИРБИС

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Абрамова Л. В., Суслова И. М. От процессного подхода к контроллингу: эволюция функционального менеджмента

Протопопова Е. Н. Опыт сотрудничества библиотек приграничных территорий

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Савина Е. А. Система источников комплектования документных фондов региональных вузовских библиотек на рубеже XX и XXI вв. Часть II

СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

Керженевич Р. Л. Медицинская книга: люди, годы, жизнь

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

Иванова Е. В. Библиотека Хантингтона


СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ

УДК 025.17:(470.41–25).95:61

Р. Л. Керженевич

Медицинская книга: люди, годы, жизнь

Прослежена история медицинской книги, относящейся к научному наследию Казанской медицинской школы ХIХ в., в контексте с основными этапами истории Казанского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: Казанский государственный медицинский университет, научная библиотека, медицинская книга, история, Казанская медицинская школа.

Во все времена, начиная со Средневековья, библиотеки являлись неотъемлемой частью университетов. Даже сейчас, когда библиотеки – уже далеко не единственный источник информации, без них невозможно представить существование высшего учебного заведения.

В структуре Казанского государственного медицинского университета (КГМУ) научная библиотека занимает достойное место. Но так сложилось, что библиотека более чем на 100 лет моложе университета и у нее есть свои имена и своя история.

КГМУ ведет начало с медицинского факультета Казанского Императорского университета, который создан 14 мая 1814 г. В декабре 1930 г. он реорганизован в самостоятельный медицинский институт. Почти сразу же началось формирование библиотечного фонда института – сначала при кафедрах, а к концу 1930-х гг. именно библиотека становится центральным хранилищем книжных фондов.

В 1960 г. в жизни библиотеки произошло событие, которое с полным правом можно назвать историческим – ей передан фонд библиотеки Общества врачей Казани. Сейчас уже вряд ли кто-то из современных медиков Казани – ученых, преподавателей, практических врачей, пользующихся информационными ресурсами медицинских библиотек, знают об этой библиотеке, без обращения к которой еще 100–150 лет назад не мог обойтись ни один уважающий себя врач. По составу фонда, представляющего собой в основном труды членов Общества, она считалась одной из богатейших библиотек медицинских обществ России, и слава о ней распространялась далеко за пределами Казани.

Сегодня о этой библиотеке помнят лишь представители старой казанской профессуры: в мае 1960 г. на основании решения Совета научных медицинских обществ Казани фонд библиотеки Общества был передан библиотеке КГМИ. С этого момента библиотека института наряду с другими медицинскими библиотеками города стала хранительницей научного наследия казанской медицинской школы, представляющего собой монографии, диссертации, учебные издания и др. Периодизация этого наследия, его количественный состав неразрывны с периодизацией  истории КГМУ [1] и с историей его научной библиотеки.

1806–1835 гг. – этап организации и первоначального развития. В 1806 г. профессор кафедры анатомии, физиологии и судебной врачебной науки И. П. Каменский прочитал студентам первую лекцию. В 1811 г. он начал читать полный курс медицинских наук. 14 мая 1814 г. состоялось первое заседание Совета врачебного отделения университета – именно это событие считается днем создания медицинского факультета. В те годы в рядах казанской медицинской профессуры появились две знаковые фигуры – профессора Ф. Х. Эрдман и К. Ф. Фукс, сыгравшие решающую роль в становлении и развитии клинического обучения будущих врачей России.

К сожалению, в научной библиотеке КГМУ нет изданий, относящихся к тому периоду, так как в 1930 г. при выделении медицинского факультета в самостоятельный институт весь библиотечный фонд медицинского профиля отошёл библиотеке Казанского государственного университета. Имеется лишь репринтное издание 1991 г. книги К. Фукса «Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях», до сих пор не потерявшей научного и познавательного значения для исследователей истории и культуры татарского народа.

1835–1836 гг. – этап формирования центра медицинского образования и медицинской науки на востоке России.

В 1837 г. КГМУ начал работать в соответствии с новым уставом. На медицинском факультете наряду с иностранными специалистами появились национальные высококвалифицированные научные и преподавательские кадры, которые внесли достойный вклад в медицинскую науку России. Прежде всего, это профессора Е. Ф. Аристов и Н. А. Скандовский.

Никанор Алексеевич Скандовский – первый русский профессор терапии Казанского университета – окончил медицинский факультет в 1825 г., а в 1828 г. в числе лучших выпускников Российских университетов был направлен в Дерптский профессорский институт для подготовки к профессорскому званию. Вернувшись в родной университет, Н. А. Скандовский получил должность заведующего кафедрой терапевтической клиники, душевных болезней и патологической семиотики, на которой работал с 1837 по 1863 г. Одновременно он преподавал физиологию в Казанской духовной семинарии.

Не одно поколение медиков, получивших образование в Казани, с благодарностью вспоминали имя талантливого теоретика и практика медицины. Один из выпускников медицинского факультета писал в своих мемуарах: «Никанор Алексеевич Скандовский был в полном смысле бессребреник, он не только людей бедных лечил бесплатно, но и люди достаточные едва могли ему всучить плату за визит, а уж чтобы отказаться или даже замешкать приехать по призыву кого бы то ни было, Скандовский и помыслить не мог» [2. C. 18].

В 1849 г. Скандовский опубликовал учебник «Краткая физиология человека, составленная для воспитанников Казанской семинарии, слушающих народную медицину» [3]. По словам современников, появление этого учебника было значительным событием в медицинской жизни Казани. Примечательно и то, что именно клиницист, а не теоретик создал первый в Казани учебник по физиологии.

Учебник состоит из двух частей – общая и частная физиология. Он предназначался для слушателей духовной семинарии, и поэтому автор должен был придерживаться общепринятых религиозных концепций, однако многие мысли, высказанные Н. А. Скандовским в учебнике, носили материалистический характер. Так, рассуждая о «душе», ученый подчеркивал идентичность действий души и мозга: «Силы души проявляются не иначе как через посредство материального органа – именно мозга, представляющего собой наилучшее пластическое произведение».

Одной из колоритнейших фигур медицинского факультета университета, как говорили современники, его «совестью» был в 1840–1850-е гг. профессор анатомии Евмений Филиппович Аристов. Он окончил Московскую медико-хирургическую академию, там же и работал, а в 1837 г. был назначен экстраординарным профессором кафедры анатомии, которой руководил 29 лет. Е. А. Аристов прославился как блестящий лектор-педагог. Лекции по анатомии, которые ранее читались сухо и монотонно, при нем буквально ожили и стали любимейшими среди студентов университета. Многие из них, записавшись на юридический или филологический факультеты, после первой же лекции по анатомии, прочитанной  Е. Ф. Аристовым, переходили на медицинский факультет [4. C. 9].

В 1853 г. в Казани издана одна из лекций Е. Ф. Аристова – «О телосложениях: лекция из общей анатомии» [5], в которой он предложил свою классификацию телосложений человека, основанную на анатомических признаках: нежное, слабое, крупное, крепкое, вялое, хилое, рыхлое и др. Профессор считал, что каждое из них накладывает свой отпечаток на химические процессы, происходящие в организме, и соответственно на течение болезни и методы лечения. Следует отметить, что именно Е. Ф. Арис­тов – ученый и педагог – положил начало казанской школе физиологической анатомии и создал традицию активно интересоваться антропологией.

В 1856 г. профессор кафедры судебной медицины КГУ Георгий Иоакимович Блосфельд издал первый учебник на русском языке «Судебная токсикология, преимущественно в техническом и формальном отношениях, с приложением нескольких примеров судебно-токсикологических свидетельств» [6].

Г. И. Блосфельд получил медицинское образование в Берлинском университете, в 1839 г. был избран экстраординарным профессором кафедры судебной медицины, медицинской полиции, гигиены и токсикологии; преподавал судебную медицину на медицинском и юридическом факультетах. В предисловии к изданию автор пишет: «…судебный врач еще нуждается в руководительной книжке – токсикологии, с которой он мог бы подружиться и быть знакомым, как хозяин в своем доме, чтобы не только не быть слепым свидетелем действий химика, но следить за его приемами и даже дать им то направление, которое требует случай, подлежащий исследованию».

1863–1917 гг. – этап «золотого века» Казанской медицинской школы. В те годы в Казани сформировались медицинские школы общероссийского и европейского значения, и тогда же появился ряд значительных трудов казанских ученых-медиков, сохранившихся в фонде научной библиотеки. Вот только несколько имён авторов и их трудов: Александр Устинович Фрезе, заведующий кафедрой психиатрии, в 1841 г. выпустил первый русский оригинальный учебник по общей психопатологии «Краткий курс психиатрии» (Казань: Литотипография К. А. Тили, 1881. – 191 с.); Николай Иванович Студенский, заведующий кафедрой госпитальной хирургии, в 1885 г. опубликовал первое в России отечественное учебное руководство по ортопедии (Курс ортопедии, читанный студентам медикам III курса Императорского Казанского ун-та. – Казань: Типография Казанского Биржевого листка, 1885. – 199 с.); Владимир Михайлович Бехтерев, заведующий кафедрой нервных и душевных болезней, в 1893 г. подготовил монографию «Проводящие пути мозга» (Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1893. – 192 с.), выход в свет которой стал выдающимся событием в мировой и отечественной неврологии; Ливерий Осипович Даркшевич, заведующий кафедрой нервных болезней, в 1904–1917 гг. издал первый в России трехтомный «Курс нервных болезней» (Казань: [б. и.], 1917. – 634 с.).

Все названные выше издания – это лишь частица книжного наследия казанской медицинской школы, хранящегося в фонде научной библиотеки КГМУ.

Проблема сохранения научного наследия и книжных богатств как его составляющей актуальна в любой стране и во все времена. Значение библиотеки – своего рода музея человеческой мысли – в этом деле трудно переоценить.

Современная библиотека медицинского вуза играет важную роль в повышении профессионального и личностного уровня врачей, провизоров, организаторов здравоохранения. Выдающийся русский ученый и практик, академик, терапевт Е. М. Тареев утверждал: «Известен только один путь формирования врача:  больной-книга, книга-больной». И использование  при  этом  памятников профессиональной печатной книги занимает далеко не последнее место.

Список источников

1. История Казанского государственного медицинского университета / В. Ю. Аль­бицкий [и др.]. – Казань : Магариф, 2006. – 374 с.

2. Альбицкий В. Ю., Галлямов А. Б., Хабриев Р. У. Очерки по истории Казанской медицинской школы (1-я половина XIX века). – Казань : [б. и.], 1991.

3. Скандовский Н. А. Краткая физиология человека: для воспитанников Казанской семинарии, слушающих народную медицину. – Казань : Унив. тип., 1849. – 112 с.

4. Валишин Э. С. Евмений Филиппович Аристов, 1806–1875. – Казань : КГУ, 2005.

5. Аристов Е. Ф. О телосложениях: лекция из общей анатомии. – Казань, 1853. – 45 с.

6. Блосфельд Г. И. Судебная токсикология преимущественно в техническом и формальном отношениях с приложением нескольких примеров судебно-токсикологических свидетельств. – Казань : Унив. тип., 1856. – 100 с.

БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ

От редакции. Эта статья дополняет серию репортажей Е. В. Ива­новой о посещении библиотек США в ходе программы 12-го Международного семинара «Электронные ресурсы и международный обмен: Восток – Запад» (см. № 9 – 12 2010 г., № 3 2011 г.).

  
На главную