СТРАНИЦЫ НАШЕЙ ИСТОРИИ
УДК 025.17:(470.41–25).95:61
Р. Л. Керженевич
Медицинская книга: люди, годы, жизнь
Прослежена история
медицинской книги, относящейся к научному наследию Казанской медицинской школы ХIХ в., в контексте
с основными этапами истории Казанского государственного медицинского университета.
Ключевые
слова: Казанский государственный медицинский университет, научная
библиотека, медицинская книга, история, Казанская медицинская школа.
Во все времена, начиная со Средневековья, библиотеки являлись неотъемлемой
частью университетов. Даже сейчас, когда библиотеки – уже далеко не
единственный источник информации, без них невозможно представить существование
высшего учебного заведения.
В структуре Казанского государственного медицинского университета
(КГМУ) научная библиотека занимает достойное место. Но так сложилось, что
библиотека более чем на 100 лет моложе университета и у нее есть свои имена и
своя история.
КГМУ ведет начало с медицинского факультета Казанского Императорского
университета, который создан 14 мая 1814 г. В декабре 1930 г. он реорганизован
в самостоятельный медицинский институт. Почти сразу же началось формирование
библиотечного фонда института – сначала при кафедрах, а к концу 1930-х гг.
именно библиотека становится центральным хранилищем книжных фондов.
В 1960 г. в жизни
библиотеки произошло событие, которое с полным правом можно назвать
историческим – ей передан фонд библиотеки Общества врачей Казани. Сейчас уже
вряд ли кто-то из современных медиков Казани – ученых, преподавателей,
практических врачей, пользующихся информационными ресурсами медицинских
библиотек, знают об этой библиотеке, без обращения к которой еще 100–150 лет
назад не мог обойтись ни один уважающий себя врач. По составу фонда,
представляющего собой в основном труды членов Общества, она считалась одной из
богатейших библиотек медицинских обществ России, и слава о ней распространялась
далеко за пределами Казани.
Сегодня о этой библиотеке помнят лишь представители старой казанской
профессуры: в мае 1960 г. на основании решения Совета научных медицинских
обществ Казани фонд библиотеки Общества был передан библиотеке КГМИ. С этого
момента библиотека института наряду с другими медицинскими библиотеками города
стала хранительницей научного наследия казанской медицинской школы,
представляющего собой монографии, диссертации, учебные издания и др.
Периодизация этого наследия, его количественный состав неразрывны с периодизацией истории КГМУ [1] и с историей его научной библиотеки.
1806–1835 гг. – этап организации и первоначального развития.
В 1806 г. профессор кафедры анатомии, физиологии и судебной врачебной науки
И. П. Каменский прочитал студентам первую лекцию. В 1811 г. он
начал читать полный курс медицинских наук. 14 мая 1814 г. состоялось
первое заседание Совета врачебного отделения университета – именно это событие
считается днем создания медицинского факультета. В те годы в рядах казанской медицинской профессуры появились
две знаковые фигуры – профессора Ф. Х. Эрдман и
К. Ф. Фукс, сыгравшие решающую роль в становлении и развитии
клинического обучения будущих врачей России.
К сожалению, в научной библиотеке КГМУ нет изданий, относящихся к
тому периоду, так как в 1930 г. при выделении медицинского факультета в
самостоятельный институт весь библиотечный фонд медицинского профиля отошёл
библиотеке Казанского государственного университета. Имеется лишь репринтное
издание 1991 г. книги К. Фукса «Казанские татары в статистическом и
этнографическом отношениях», до сих пор не потерявшей научного и познавательного
значения для исследователей истории и культуры татарского народа.
1835–1836 гг. – этап формирования центра медицинского
образования и медицинской науки на востоке России.
В 1837 г. КГМУ начал работать в соответствии с новым уставом.
На медицинском факультете наряду с иностранными специалистами появились
национальные высококвалифицированные научные и преподавательские кадры, которые
внесли достойный вклад в медицинскую науку России. Прежде всего, это профессора
Е. Ф. Аристов и Н. А. Скандовский.
Никанор Алексеевич Скандовский
– первый русский профессор терапии Казанского университета – окончил
медицинский факультет в 1825 г., а в 1828 г. в числе лучших
выпускников Российских университетов был направлен в Дерптский профессорский
институт для подготовки к профессорскому званию. Вернувшись в родной
университет, Н. А. Скандовский получил должность заведующего кафедрой
терапевтической клиники, душевных болезней и патологической семиотики, на
которой работал с 1837 по 1863 г. Одновременно он преподавал физиологию в
Казанской духовной семинарии.
Не одно поколение медиков, получивших образование в Казани, с
благодарностью вспоминали имя талантливого теоретика и практика медицины. Один
из выпускников медицинского факультета писал в своих мемуарах: «Никанор
Алексеевич Скандовский был в полном смысле бессребреник, он не только людей
бедных лечил бесплатно, но и люди достаточные едва могли ему всучить плату за
визит, а уж чтобы отказаться или даже замешкать приехать по призыву кого бы то
ни было, Скандовский и помыслить не мог» [2.
C. 18].
В 1849 г. Скандовский опубликовал учебник «Краткая физиология
человека, составленная для воспитанников Казанской семинарии, слушающих
народную медицину» [3]. По словам
современников, появление этого учебника было значительным событием в
медицинской жизни Казани. Примечательно и то, что именно клиницист, а не
теоретик создал первый в Казани учебник по физиологии.
Учебник состоит из двух частей – общая и частная физиология. Он
предназначался для слушателей духовной семинарии, и поэтому автор должен был
придерживаться общепринятых религиозных концепций, однако многие мысли,
высказанные Н. А. Скандовским в учебнике, носили материалистический
характер. Так, рассуждая о «душе», ученый подчеркивал идентичность действий
души и мозга: «Силы души проявляются не иначе как через посредство
материального органа – именно мозга, представляющего собой наилучшее пластическое
произведение».
Одной из колоритнейших фигур медицинского факультета университета,
как говорили современники, его «совестью» был в 1840–1850-е гг. профессор
анатомии Евмений Филиппович Аристов. Он окончил Московскую медико-хирургическую
академию, там же и работал, а в 1837 г. был назначен экстраординарным
профессором кафедры анатомии, которой руководил 29 лет. Е. А. Аристов
прославился как блестящий лектор-педагог. Лекции по анатомии, которые ранее
читались сухо и монотонно, при нем буквально ожили и стали любимейшими среди
студентов университета. Многие из них, записавшись на юридический или
филологический факультеты, после первой же лекции по анатомии, прочитанной Е. Ф. Аристовым, переходили на
медицинский факультет [4. C. 9].
В 1853 г.
в Казани издана одна из лекций Е. Ф. Аристова – «О телосложениях: лекция
из общей анатомии» [5], в которой он
предложил свою классификацию телосложений человека, основанную на анатомических
признаках: нежное, слабое, крупное, крепкое, вялое, хилое, рыхлое и др. Профессор
считал, что каждое из них накладывает свой отпечаток на химические процессы,
происходящие в организме, и соответственно на течение болезни и методы лечения.
Следует отметить, что именно Е. Ф. Аристов – ученый и педагог –
положил начало казанской школе физиологической анатомии и создал традицию
активно интересоваться антропологией.
В 1856 г. профессор кафедры судебной медицины КГУ Георгий Иоакимович
Блосфельд издал первый учебник на русском языке «Судебная токсикология,
преимущественно в техническом и формальном отношениях, с приложением нескольких
примеров судебно-токсикологических свидетельств» [6].
Г. И. Блосфельд получил медицинское образование в
Берлинском университете, в 1839 г. был избран экстраординарным профессором
кафедры судебной медицины, медицинской полиции, гигиены и токсикологии;
преподавал судебную медицину на медицинском и юридическом факультетах. В
предисловии к изданию автор пишет: «…судебный врач еще нуждается в
руководительной книжке – токсикологии, с которой он мог бы подружиться и быть
знакомым, как хозяин в своем доме, чтобы не только не быть слепым свидетелем
действий химика, но следить за его приемами и даже дать им то направление,
которое требует случай, подлежащий исследованию».
1863–1917 гг. – этап «золотого века» Казанской медицинской
школы. В те годы в Казани сформировались медицинские школы общероссийского и
европейского значения, и тогда же появился ряд значительных трудов казанских
ученых-медиков, сохранившихся в фонде научной библиотеки. Вот только несколько
имён авторов и их трудов: Александр Устинович Фрезе, заведующий кафедрой
психиатрии, в 1841 г. выпустил первый русский оригинальный учебник по
общей психопатологии «Краткий курс психиатрии» (Казань: Литотипография
К. А. Тили, 1881. – 191 с.); Николай Иванович Студенский, заведующий
кафедрой госпитальной хирургии, в 1885 г. опубликовал первое в России
отечественное учебное руководство по ортопедии (Курс ортопедии, читанный
студентам медикам III
курса Императорского Казанского ун-та. – Казань: Типография Казанского Биржевого
листка, 1885. – 199 с.); Владимир Михайлович Бехтерев, заведующий кафедрой
нервных и душевных болезней, в 1893 г. подготовил монографию «Проводящие
пути мозга» (Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1893. – 192 с.),
выход в свет которой стал выдающимся событием в мировой и отечественной
неврологии; Ливерий Осипович Даркшевич, заведующий кафедрой нервных болезней, в
1904–1917 гг. издал первый в России трехтомный «Курс нервных болезней»
(Казань: [б. и.], 1917. – 634 с.).
Все названные выше издания – это лишь частица книжного наследия
казанской медицинской школы, хранящегося в фонде научной библиотеки КГМУ.
Проблема сохранения научного наследия и книжных богатств как его
составляющей актуальна в любой стране и во все времена. Значение библиотеки –
своего рода музея человеческой мысли – в этом деле трудно переоценить.
Современная библиотека медицинского вуза играет важную роль в
повышении профессионального и личностного уровня врачей, провизоров,
организаторов здравоохранения. Выдающийся русский ученый и практик, академик,
терапевт Е. М. Тареев утверждал: «Известен только один путь
формирования врача: больной-книга,
книга-больной». И использование
при этом памятников профессиональной печатной книги
занимает далеко не последнее место.
Список источников
1. История Казанского государственного медицинского университета /
В. Ю. Альбицкий [и др.]. – Казань : Магариф, 2006. – 374 с.
2. Альбицкий В. Ю., Галлямов А. Б.,
Хабриев Р. У. Очерки по истории Казанской медицинской школы (1-я
половина XIX века). – Казань : [б. и.], 1991.
3. Скандовский Н. А. Краткая физиология человека: для
воспитанников Казанской семинарии, слушающих народную медицину. – Казань :
Унив. тип., 1849. – 112 с.
4. Валишин Э. С. Евмений Филиппович Аристов, 1806–1875. – Казань
: КГУ, 2005.
5. Аристов Е. Ф. О телосложениях: лекция из общей анатомии.
– Казань, 1853. – 45 с.
6. Блосфельд Г. И. Судебная токсикология преимущественно в
техническом и формальном отношениях с приложением нескольких примеров
судебно-токсикологических свидетельств. – Казань : Унив. тип., 1856. – 100 с.
БИБЛИОТЕКИ ЗА РУБЕЖОМ
От редакции. Эта статья
дополняет серию репортажей Е. В. Ивановой о посещении библиотек США
в ходе программы 12-го Международного семинара «Электронные ресурсы и
международный обмен: Восток – Запад» (см. № 9 – 12 2010 г., № 3
2011 г.).
|