Научные и технические библиотеки №9 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 8. Концепции информационного общества

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Новый Кодекс этики российского библиотекаря

Рассадина М. И. Владимирский бакалавриат в системе непрерывного библиотечного образования

Кильпякова И. С. Реализация функций библиотечного кадрового менеджмента кадровыми службами библиотек

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Швецова-Водка Г. Н. Особенности библиотеки как документальной системы

Самотый Р. С. Материально-техническая база библиотеки вуза в ракурсе внедрения инновационных технологий

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Захарова Г. М. Управление авторскими правами при создании репозитариев открытого доступа

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Интеллектуальный информационный поиск

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Халиков Л. И. Подходы к созданию электронных коллекций учебно-методических материалов электронной библиотеки вуза культуры и искусств (на примере Казанского государственного университета культуры и искусств)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Привалова Н. С. Индикаторы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

«Англо-русско-болгарский словарь по библиотечной и издательской деятельности»


ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

УДК 78.071.4

Н. С. Привалова

Индикаторы информационной культуры и компетентности
педагога-музыканта

Обоснована необходимость учета информационной культуры и компетентности педагога-музыканта при моделировании его профессиональной деятельности; установлены индикаторы его информационного поведения как специалиста.

Ключевые слова: музыкально-педагогические кадры, профессиональная деятельность, профессиональное совершенствование, информационная культура, информационная компетентность.

Развитие и совершенствование музыкальной культуры современного общества во многом зависит от качества подготовки музыкально-педа­гогических кадров.

Моделирование деятельности педагога-музыканта – актуальная межотраслевая научно-практическая проблема, требующая тщательного изучения с позиций различных наук: педагогики, психологии, музыковедения, науковедения, библиотековедения и информатики.

Модель деятельности педагога-музыканта рассматривается в контексте комплексной модели музыканта-профессионала и сегодня привлекает внимание многих исследователей: Л. Г. Арчажниковой, Н. А. Батчаевой, О. В. Грибковой, Н. Н. Гришанович, О. В. Дедюхиной, Е. С. Поляковой, Е. В. Чеботкевич [1, 2, 6–8, 11, 14].

Структурируя деятельность педагогов-музыкантов, исследователи обращают внимание на компоненты, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют определенную целостность, отражающую специфику их труда. Считается, что комплекс компонентов деятельности должен быть нацелен на оптимальный результат, а также давать возможность выходов в другие подсистемы модели (позволять определять и моделировать способности и возможности педагога).

Специфика деятельности педагога-музыканта обусловлена, с одной стороны, особенностями его деятельности в сфере музыкальной культуры и искусства, а с другой – педагогической направленностью его труда.

Модель деятельности педагога-музыканта должна охватывать различные стороны и характеристики его деятельности, социальные функции, комплексные обязанности и решаемые задачи, виды, формы и методы работы, в том числе и те, которые требуют от него информационной культуры и компетентности.

В современном обществе информация является «инструментом» личностного и профессионального развития. Для успешного карьерного роста каждый человек должен свободно ориентироваться в информационном пространстве, своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и использовать новую информацию. Перечисленные качества связывают с наличием у личности так называемой информационной культуры. Изучением этого феномена занимались многие исследователи – А. М. Атаян,В. В. Брежнева, М. Г. Вохрышева, Н. И. Гендина, Е. В. Данильчук,С. Ю. Зубов, Н. И. Колкова, В. А. Минкина, Л. А. Пронина, Н. А. Сляднева, Г. А. Стародубова и другие [4, 10].

В начале 1990-х гг. в научных кругах возникла дискуссия о сущности понятия информационная культура. Этот термин, не став строго определенным и категориально устоявшимся, до настоящего времени активно исследуется в библиотековедении, культурологии, философии, психологии, педагогике, социологии.

Сегодня установлено, что сущность феномена информационной культуры сочетает в себе гуманитарные и технические составляющие, подразумевает рассмотрение личностных механизмов психологического, аксиологического, когнитологического характера.

Сущность информационной культуры исследуется с трех сторон: как личностная характеристика, сочетающая в себе понимание субъектом законов информационного развития для построения комфортных взаимоотношений с окружающей информационной средой; умение субъекта осуществлять основные информационные процессы;  способность личности (ее потенциал) к повышению уровня социализации, безболезненной адаптации к условиям естественной динамики информационного общества.

В целом информационная культура выступает в качестве предмета и средства социальной активности субъекта, отражает характер, уровень и результат его практической деятельности.

Изучение феномена информационной культуры предполагает прежде всего определение индикаторов (признаков) ее проявления в поведении субъекта.

Анализ публикаций исследователей, занимающихся изучением информационного поведения специалистов, позволяет установить основные индикаторы информационной культуры:

владение (традиционными и электронными) способами поиска, обработки, манипулирования, представления, управления и хранения информации (В. В. Брежнева, А. А. Витухновская, А. Г. Гук, Н. И. Гендина, Е. В. Да­нильчук, Н. И. Колкова, В. А. Минкина, Г. А. Стародубова) [4, 5, 10];

умение работать с большими объемами информации, видами изданий, иметь представления о методах аналитико-синтетической обработки документов и использовать их в работе (А. М. Атаян, М. Г. Вохрышева, Н. И. Гендина, Л. В. Гугля, Е. Л. Кудрина, Л. А. Пронина,) [4];

способность осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования (В. В. Брежнева, М. Г. Вохрышева, Е. В. Данильчук, Н. Б. Зино­вьева, Ю. С. Зубов, В. А. Минкина, Л. А. Пронина, В. М. Трошкина) [10];

умение использовать новые информационные технологии для различных целей (М. Г. Вохрышева, И. Н. Гендина, Е. В. Данильчук, С. М. Конюшенко, В. В. Корчуганова, Е. Л. Кудрина, И. А. Колкова, Л. А. Пронина, В. В. Туев, Л. В. Фибих) [4];

знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и др.) и умение их использовать в профессиональной коммуникации и информационном обмене (В. В. Брежнева, Н. А. Заруба, А. В. Калаников, В. А. Минкина, Л. А. Пызырева, Л. А. Про­нина, В. Ф. Силантьева, О. И. Тарасова) [10];

умение планировать свою деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития (Е. В. Да­нильчук, Л. В. Иванова, Е. Ю. Качанова, М. В. Кларин, И. Н. Се­менова).

Перечисленные индикаторы характеризуют информационную культуру любого специалиста.

Цель исследования – установить индикаторы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта.

В условиях образовательной среды информационная культура личности имеет особое значение: повышает качество образования, усиливает требования к участникам учебного процесса, придавая ему новизну и динамику.

Современные реалии вынуждают любого педагога подстраиваться под ситуацию и повышать свою конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Для этого он должен обладать весьма обширным диапазоном качеств: иметь широкий кругозор, быть носителем профессиональной, общей и методологической культуры, психолого-педагогической грамотности, сочетать в себе интеллектуальную гибкость, воображение, интуицию с уверенностью в своей педагогической состоятельности и способностью критически оценивать себя, разносторонне развиваться и совершенствоваться.

На современном этапе развития мирового образовательного пространства немаловажное значение приобретает компетентностный подход к содержанию образования. Он ориентирует образовательный процесс на достижение нескольких целей:

  • проектирование содержания и результатов обучения, выраженных в компетенциях;
  • обеспечение вариативности обучения в соответствии с индивидуальной траекторией профессионального развития студента;
  • формирование профессионального универсализма личности как способности менять сферы и способы деятельности.

Одна из важных задач образовательных учреждений – повышение компетентности студентов через повышение компетентности педагога. Профессиональная компетентность педагога – это его способность к качественному осуществлению своей педагогической деятельности, к развитию своих возможностей и возможностей студентов.

В условиях модернизации образования создается новая высококачественная информационная среда, которая стимулирует процесс информационного развития педагога. Он обеспечивает производство, передачу и распространение знаний, а значит, не может не обладать всеми требуемыми компетенциями – как профессиональными, так и информационными.

Информационная компетентность педагога – это показатель его ориентированности в информационной среде, эффективного использования, переработки и транслирования новой информации. В данном случае, индикаторы информационной культуры можно рассматривать как информационные компетенции педагога. От его личных информационных компетенций зависит адекватное профессиональное развитие студентов, качество предоставляемых образовательных услуг. Стимулируя работу студентов с информацией, педагог помогает им адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде, осуществлять познавательную деятельность более эффективно и рационально.

Информационная компетентность позволяет педагогу на протяжении всего периода профессиональной деятельности совершенствовать свои профессиональные знания, умения и навыки, использовать необходимые информационные ресурсы по предметной области педагогической деятельности, отслеживать изменения информационного потока, развитие научных направлений, появление новых имен, научных школ, организаций и др.

Прежде всего установим информационные компетенции (индикаторы информационной культуры) современного педагога, вне зависимости от профиля его педагогической деятельности.

На наш взгляд, наиболее значимыми информационными компетенциями педагога любого профессионального образовательного учреждения являются:

возможность ориентироваться в информационном потоке профильной (по предмету преподавания) и педагогической информации, стимулировать работу студентов, консультировать и помогать им, адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде, самостоятельно работать с информацией, знать источники и наиболее значимые каналы ее получения;

способность расширять возможности поиска, переработки и интерпретации новой информации, углублять диапазон профессионального чтения для трансляции знаний, производства различных видов учебной и методической литературы, использовать для этого современные информационные технологии, компьютерные и программные средства; осуществлять информационную деятельность более эффективно и рационально для формирования и реализации новых образовательных программ, учитывая последние достижения в сфере педагогической науки и практики;

умение осваивать новые направления профессиональных педагогических коммуникаций, обмениваться опытом с педагогами других образовательных учреждений на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных средств.

Безусловно, от уровня информационной компетентности педагога-музыканта зависит качество образования в сфере культуры и искусств, в специальных образовательных учреждениях музыкально-педагогического профиля.

В научно-педагогической литературе последних лет определены основные свойства личности педагога-музыканта, многообразные стороны его профессиональной деятельности и характеристики различных коммуникационных средств, включая электронные, необходимые ему для эффективной работы. Назовем наиболее существенные разработки.

Л. Г. Арчажниковой [цит. по 12] и Н. А. Батчаевой [2] были разработаны условные модели музыканта-педагога в контексте общепедагогических и специальных знаний, умений и навыков. Н. Н. Гришанович [Там же], моделируя свойства личности педагога-музыканта, указывает на значимость его общекультурной подготовленности. В числе наиболее важных качеств выделяется его способность передавать эстетические знания и впечатления другим.

Е. В. Чеботкевич [14] отмечает, что в структуру деятельности педагога-музыканта необходимо включить педагогически значимые свойства личности, связанные с постижением им общих закономерностей учебно-воспитательного процесса, и профессиональную компетентность: специальные знания, навыки и умения (профессиональные исполнительские качества педагога-музыканта), которые проявляются в решении им педагогических и музыкально-познавательных задач.

Е. С. Полякова [11] разработала математическую модель педагога-музыканта, позволяющую прогнозировать развитие личности студента на основе учета всех закономерностей музыкально–педагогического процесса (творческий характер, аллотропизм, полифункциональность и поликультурность). Учет этих закономерностей, специальное методическое обеспечение, использование личностных ресурсов участников музыкально-педагогического процесса и потенцирование их субъективного времени позволяет повысить качество подготовки специалистов.

О. В. Дедюхина [8] в структуре профессионально-творческого потенциала личности педагога-музыканта выделяет пять взаимодействующих между собой и взаимозависящих друг от друга компонентов, выступающих в качестве ценностей целей, отношений, знаний, средств и качеств.

Представленные взгляды ученых на структуру деятельности педагога-музыканта не учитывают значимость специальных информационных компетенций, необходимых ему в решении педагогических и музыкально-познавательных задач.

Информационную компетентность мы рассматриваем как сложное ценностно-смысловое, динамическое образование личности педагога-музы­канта. Она представляет собой интеграцию теоретико-методоло­гических знаний, опыта практической деятельности, мотивационно-ценностных ориентиров (процессов формирования и проявления  самосознания, рефлексии) и художественно-познавательной деятельности, призванной ориентировать педагога-музыканта на успешную реализацию его художественно-творческого потенциала и педагогических возможностей.

Формирование информационной компетентности педагога-музыканта определяется как целенаправленный, специально организованный педагогический процесс, осуществляемый в контексте профессиональной подготовки в соответствии с официальными образовательными стандартами и квалификационными характеристиками специалиста.

Наиболее значимыми информационными компетенциями педагога-музыканта, по нашему мнению, являются его возможности:

планировать педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию, адаптироваться в меняющейся информационной среде;

осуществлять регулярный мониторинг потока профессиональной информации на основе информационных источников (печатных и электронных публикаций, сетевых ресурсов, телевидения, радио, периодики);

участвовать в различных формах творческих коммуникаций музыкальной жизни (профессиональных конкурсах в качестве участников, членов жюри, критиков и пр.);

уметь ставить и формулировать проблему информационного поиска научной, методической, учебной и творческой информации в условиях учебно-воспитательного процесса, адаптировать под разрабатываемую проблематику имеющийся информационный инструментарий или создавать собственный организованный информационный процесс, анализировать и научно обосновывать результаты поиска и интерпретации данных;

сочетать учебный процесс с методической и воспитательной работой, обладать общим и профессиональным кругозором, мастерством, психолого-педагогической, методической грамотностью, стремиться к постоянному и разностороннему развитию, самосовершенствованию, быть уверенным в своей личной творческой профессиональной состоятельности;

свободно использовать ресурсы Интернет;

владеть компьютерными специализированными программами [9] по обработке текстового, графического, нотного, аудио- и видеоматериала в цифровой форме и других видов информации, а именно:

– эффективно пользоваться текстовыми и табличными редакторами (MS WORD и др.), предназначенными для создания, просмотра и редактирования текстовых документов; создавать электронные таблицы и производить необходимые расчеты, строить графики (EXCEL MS и др.); составлять и использовать динамичные презентации (MS PowerPoint и др.) для проведения лекций, семинаров, открытых занятий, публикации информации в Интернете;

– работать с аудиофайлами, микшировать, редактировать, создавать мастер-копии и обрабатывать звуковые спецэффекты (Adobe Audition и др.); создавать и редактировать звуковые файлы из сырого и необработанного звука, анализировать и редактировать аудиоматериал (обрезать, накладывать фильтры, эффекты и пр.), производить цифровой ремастеринг, очищать старые записи, создавать потоковые медиафайлы и мастер-диски (Sony Sound Forge и др.);

– владеть навыками нелинейного звукового монтажа иработы с MIDI-редакторами посредством встроенного секвенсора (Steinberg Nuendo и др); убирать все ограничения на количество дорожек, коммутаций, эффектов, ин­струментов, создавать аудио-эффекты виртуальных инструментов, инновации для повышения продуктивности творчества (Sonar Producer Edition и др);

– владеть навыками ввода и редактирования нотного материала в цифровой форме, обработки и реставрации синтеза звука, видео (Reason и др); записывать диски существующих в настоящие время стандартов, с данными аудио, видео, CD и DV (Ahead Nero и др).

Информационная компетентность педагога-музыканта складывается из понимания интегративной сущности ее компонентов (информационно-знаниевого, художественно-творческого, практического и ценностно-мотивационного), влияющих и взаимопроникающих друг в друга. Опора на индивидуально-личностный подход к каждому участнику образовательного процесса позволяет наиболее продуктивно реализовывать их информационное взаимодействие в процессе учебной, исполнительской, научно-исследовательской, художественно-творческой деятельности.

Проблема совершенствования информационной культуры и компетентности педагога высшей школы актуальна для представителей образовательных учреждений различной направленности. Не менее значима она для учреждений высшего профессионального образования музыкально-педагогического профиля в сфере искусств и культуры. Здесь студент – это будущий педагог-музыкант. Уровень соответствия его профессиональной подготовки и его информационной компетентности должен формироваться в образовательной среде.

Становление компетенций как профессиональных, так и информационных в условиях новой образовательной среды требует от будущего педагога-музыканта не только  овладения всеми  гранями  профессии, но и свободного ориентирования в информационной среде.

Совершенствование информационной культуры и компетентности как педагога, так и студента зависит от взаимодействия представителей различных структурных подразделений образовательного учреждения: деканатов, научных отделов, аспирантур, информационных и продюсерских центров и библиотек, а главное – от активности самого педагога, понимания им значимости этой проблемы.

Информационная компетентность современного педагога-музыканта гарантирует ему профессиональную устойчивость и востребованность на рынке образовательных услуг, открывает новые возможности для постоянной актуализации своих профессиональных знаний, умений и навыков.

Список источников

1. Арчажникова Л. Г. Теоретические основы профессионально–педагогической подготовки учителя музыки : автореф. дисс. … д-ра. пед. наук / Л. Г. Арчажникова. — Москва, 1986. – 36 с.

2. Батчаева Н. А. Содержание и методика формирования общепедагогической готовности студентов музыкального колледжа к педагогической деятельности / Н. А. Батчаева [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://psf.grsu.by – 18.02.11.

3. Буренина А. И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А. И. Буренина. – С.-Петербург, 1995. – 16 с.

4. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки и формирование информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Библиотечно-информационные ресурсы в научно-образовательном комплексе территорий : сб. науч. трудов / ГПНТБ СО РАН ; отв. ред.: Е. Б. Артемьева. – Новосибирск, 2001. – С. 44–51.

5. Гук А. Г. Информационное общество и информационная культура старшеклассников / А. Г. Гук // Информационная культура в структуре новой парадигмы образования : сб. статей / науч. ред. Н. И. Гендина. – Кемерово : Кемеровская государственная академия культуры и искусств, 1999. – С. 48–53.

6. Грибкова О. В.Модель формирования профессиональной культуры будущих педагогов-музыкантов в процессе хормейстерской подготовки /О. В. Грибкова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 11. – С. 62–65.

7. Гришанович Н. Н. Развивающая основа общего музыкального образования в современной школе / Н. Н. Гришанович // Теория и практика музыкально-педагогического образования : сб. науч. ст. – Минск, 2002. – С. 28–33.

8. Дедюхина О. В. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации : автореф. дисс. ... канд. пед. наук / О. В. Дедюхина. – Н. Новгород, 2005. – 17 с.

9. Живайкин П. Л. 600 звуковых и музыкальных программ. – С.-Петербург : БХВ – Санкт-Петербург, 1999. – 624 с.

10. Минкина В. А. Формирование информационной культуры личности: роль библиографа / В. А. Минкина, В. В. Брежнева // Мир библиографии. – 2000. – № 4. – С. 21–23.

11. Полякова Е. С. Интенсификация профессионального становления педагога-музыканта (создание математической модели) / Е. С. Полякова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //http://www.pws-conf.ru.

12. Сусоева О. В. Психологический анализ профессиональной деятельности преподавателя по формированию у студентов эмоционально-художественного отношения к музыке: автореф. дисс. …  канд. психол. наук / О. В. Сусоева. – Тверь, 1999. – 16 с.

13. Ходякова Н. В. Информационная культура специалиста : учеб.-метод. пособие. – Волгоград : ВЮИ МВД Россия, 1999. – 56 с.

14. Чеботкевич Е. В. Рефлексия музыкально-педагогической деятельности как фактор профессионального самосовершенствования педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. В. Чеботкевич. – Самара, 2000. – 24 с.

  
На главную