Научные и технические библиотеки №9 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 8. Концепции информационного общества

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Новый Кодекс этики российского библиотекаря

Рассадина М. И. Владимирский бакалавриат в системе непрерывного библиотечного образования

Кильпякова И. С. Реализация функций библиотечного кадрового менеджмента кадровыми службами библиотек

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Швецова-Водка Г. Н. Особенности библиотеки как документальной системы

Самотый Р. С. Материально-техническая база библиотеки вуза в ракурсе внедрения инновационных технологий

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Захарова Г. М. Управление авторскими правами при создании репозитариев открытого доступа

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Интеллектуальный информационный поиск

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Халиков Л. И. Подходы к созданию электронных коллекций учебно-методических материалов электронной библиотеки вуза культуры и искусств (на примере Казанского государственного университета культуры и искусств)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Привалова Н. С. Индикаторы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

«Англо-русско-болгарский словарь по библиотечной и издательской деятельности»


НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 174:02

Новый
Кодекс этики российского библиотекаря

Ключевые слова: библиотечная профессия, кодекс этики, библиотечное обслуживание, информационная культура, профессиональная ответственность.

На Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации
26 мая 2011 г. в Тюмени принят новый Кодекс этики российского библиотекаря (далее Кодекс).

С 2009 г. разработкой Кодекса занимался специальный авторский коллектив. За два года работы представленные проекты прошли обсуждение в разных регионах, библиотеках разных типов, среди учащихся вузов и системы дополнительного профессионального образования, на международных и всероссийских конференциях. Поэтому справедливым будет утверждение, что принятый Кодекс в большой мере отразил реальные представления библиотечного сообщества о профессиональной морали. И это позволяет надеяться, что он не останется лишь одной из официальных бумаг.

Особенностью Кодекса и его сильной стороной является то, что в нем осуществлена попытка «соединить несоединимое», заложена диалектическая концепция развития. Сегодня в библиотечной сфере одинаково важны и «физики» и «лирики». Поэтому мы признаем высокое значение принципа свободы доступа к информации и современных информационно-коммуникационных технологий. И в то же время — выступаем за активную позицию библиотекаря, его социальную ответственность.

Современный этически компетентный библиотекарь не может быть просто посредником между пользователем и информацией. Он способствует интеллектуальному и духовному развитию личности, социальной реализации граждан, формированию информационной грамотности и культуры чтения, не остается равнодушным к социальным проблемам. Здесь необходимо отметить, что подтверждение этой позиции прозвучало и в новом «Руководстве ИФЛА по работе публичных библиотек» (2010 г.), переведенном и изданном РБА в 2011 г.

Кодекс этики российского библиотекаря – рекомендательный документ, его исполнение — дело чести и совести каждого представителя профессии. Забота о профессиональной репутации и способность осуществлять моральный самоконтроль, требовать от себя выполнения нравственных обязанностей важны для профессии, где главный объект деятельности – человек.

РБА рекомендует Кодекс этики российского библиотекаря всем, кто имеет отношение к библиотечной профессии: сотрудникам библиотек всех типов, преподавателям библиотечно-информационных дисциплин, руководителям и т.д.

Для ознакомления с Кодексом и его эффективного применения на практике РБА предлагает:

разместите текст Кодекса на заметном месте (на стенде, сайте) в библиотеке, учебном заведении. (Так, например, Кодекс уже можно увидеть в основном меню сайта РНБ);

предлагайте ознакомиться с Кодексом новым сотрудникам при приеме на работу (в библиотеку, учебное заведение). Для этого у вас должны быть листовки с текстом Кодекса;

проведите специальное методическое заседание сотрудников для ознакомления с Кодексом;

при преподавании дисциплин (Библиотековедение, Библиотечное обслуживание, Библиотечная этика, Основы библиотечной психологии и др.) введите в учебную программу специальное ознакомительное занятие по Кодексу;

на библиотечно-информационных факультетах учебных заведений для выпускников можно ввести торжественную акцию принятия Кодекса (по аналогии с Клятвой Гиппократа).

«Круглый стол» РБА «Общение и профессиональная этика библиотекаря» предлагает свою помощь в организации и проведении перечисленных мер.

Мы рады сотрудничеству и новым идеям.

Ирина Александровна Трушина

канд. пед. наук, руководитель Рабочей группы по разработке Кодекса, руководитель «круглого стола» «Общение и профессиональная этика библиотекаря» РБА, старший научный сотрудник РНБ (ref.science@nlr.ru)

Кодекс этики российского библиотекаря

Преамбула

Настоящий Кодекс определяет нравственные основы профессиональной деятельности российского библиотекаря.

Российский библиотекарь руководствуется следующими убеждениями:

·      библиотека является необходимым и важнейшим учреждением, выполняющим информационную, образовательную, культурную, досуговую и другие функции, отвечающие потребностям личности и общества
в целом;

·      распространение знаний и информации является важным условием общественного развития, модернизации и процветания России, способствует социальной стабильности и справедливости;

·      библиотечные ресурсы являются основой для сохранения, развития и распространения культурного достояния, духовных традиций, всего многообразия национальных культур и языков народов Российской Федерации и других стран;

·      гуманизм является мировоззренческой основой библиотечной профессии;

·      общественный характер библиотечной профессии основывается на чувстве социальной ответственности.

В отношениях с обществом библиотекарь

·      руководствуется профессиональным долгом, а не личными взглядами или предпочтениями политических, экономических, религиозных и других организаций;

·      противостоит цензуре, экономическим, политическим и иным барьерам при обеспечении доступа пользователей к информации, знаниям и культурному наследию;

·      соблюдает установленные законом меры по предотвращению использования информации в целях насилия, распространения расовой и религиозной ненависти, национальной, политической и другой дискриминации;

·      способствует позитивному межкультурному диалогу этнических, языковых и культурных групп, представленных в обществе;

·      стремится к развитию партнерских отношений с органами власти, общественными организациями и различными учреждениями в целях содействия развитию библиотек и повышения их социальной значимости.

В отношениях с пользователем библиотекарь

·      уважительно и доброжелательно относится ко всем пользователям, реальным и потенциальным;

·      обеспечивает высокое качество библиотечных услуг и высокий уровень культуры общения;

·      обеспечивает права пользователя на поиск, отбор и получение информации и знаний, в том числе посредством современных информационно-коммуникационных технологий;

·      обеспечивает права пользователя на доступ к культурным ценностям и инициирует участие пользователя в культурной жизни общества;

·      обеспечивает равенство прав пользователей на библиотечное обслуживание, вне зависимости от их пола, расы, национальности, имущественного или должностного положения, политических или религиозных убеждений, состояния физического здоровья;

·      способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;

·      содействует развитию информационной культуры личности;

·      пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения;

·      содействует интеллектуальному и духовному развитию пользователей-детей и юношей;

·      не рекомендует недостоверные, заведомо ложные материалы, сознает опасность и вред, который они могут нанести личности и обществу;

·      защищает право пользователя на частную жизнь и конфиденциальность сведений о его информационной деятельности, руководствуясь при этом чувством социальной ответственности.

В отношениях с коллегами библиотекарь

·      проявляет доброжелательность, уважение и честность;

·      участвует в формировании корпоративной культуры коллектива и следует ей в целях эффективной совместной работы и товарищеской взаимопомощи;

·      способствует профессиональному становлению молодых кадров;

·      соблюдает принцип конфиденциальности личной информации;

·      стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;

·      результаты сторонней интеллектуальной деятельности использует добросовестно, не допуская плагиата.

По отношению к своей профессии библиотекарь

·      стремится к профессиональному развитию и повышению квалификации, культурному самообразованию как неотъемлемым условиям выполнения своей социальной миссии и профессионального долга;

·      прилагает усилия к повышению социального престижа своей профессии и признанию ее перспективной роли в информационном обществе;

·      заботится о своем внешнем виде как неотъемлемой части формирования позитивного имиджа профессии;

·      в ходе профессиональной деятельности не допускает получения личной материальной или иной выгоды за счет пользователей, коллег, книготорговых фирм и других поставщиков товаров и услуг;

·      не совершает поступков, наносящих ущерб престижу библиотечной профессии, заботится о ее высоком общественном признании.

Соблюдение Кодекса

·      Знание и соблюдение Кодекса является делом чести, совести и профессиональной ответственности каждого российского библиотекаря.

·      РБА проводит работу по пропаганде Кодекса среди библиотекарей.

·      Совет РБА рассматривает случаи нарушения Кодекса, которые нанесли серьезный ущерб престижу библиотечной профессии.

Принят Конференцией Российской библиотечной ассоциации

(XVI Ежегодная сессия, 26 мая 2011 г., Тюмень)

  
На главную