Научные и технические библиотеки №9 2011 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 8. Концепции информационного общества

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Новый Кодекс этики российского библиотекаря

Рассадина М. И. Владимирский бакалавриат в системе непрерывного библиотечного образования

Кильпякова И. С. Реализация функций библиотечного кадрового менеджмента кадровыми службами библиотек

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Швецова-Водка Г. Н. Особенности библиотеки как документальной системы

Самотый Р. С. Материально-техническая база библиотеки вуза в ракурсе внедрения инновационных технологий

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП. ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Захарова Г. М. Управление авторскими правами при создании репозитариев открытого доступа

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Интеллектуальный информационный поиск

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Халиков Л. И. Подходы к созданию электронных коллекций учебно-методических материалов электронной библиотеки вуза культуры и искусств (на примере Казанского государственного университета культуры и искусств)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Привалова Н. С. Индикаторы информационной культуры и компетентности педагога-музыканта

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ. АНОНСЫ

«Англо-русско-болгарский словарь по библиотечной и издательской деятельности»


УДК 02:37

М. И. Рассадина

Владимирский бакалавриат
в системе непрерывного библиотечного образования

Рассмотрены возможности подготовки бакалавров в  условиях отдельного региона.

Ключевые слова: непрерывное библиотечное образование, бакалавриат, Владимирская область, библиотечно–информационные ресурсы, библиотечно-информа­ционные технологии.

Проблема непрерывного библиотечного образования стала сегодня одной из самых обсуждаемых в профессиональном сообществе. Особую актуальность она приобрела в связи с присоединением России к Болонскому процессу (2003 г.).  Наиболее острый и болезненный аспект проблемы – это переход на двухуровневую систему подготовки кадров: бакалавр – магистр. Рискну предположить, что в некоторой степени это связано с боязнью утратить многолетние традиции отечественного высшего профессионального образования, продуктом которого являлись не бакалавры и магистры, а специалисты.

Анализ публикаций позволяет утверждать, что серьёзные перемены в профессиональном библиотечном образовании начались ещё в 1990-е гг. С одной стороны, меняющийся менталитет библиотек, возросшие требования к профессиональной подготовке специалистов, расширение сферы информационно-библиографической деятельности, автоматизация большинства библиотечных процессов; с другой – резкое (а сегодня уже катастрофическое) снижение интереса к библиотечной профессии, постепенное старение библиотечных коллективов, падение социального престижа профессии и библиотеки как социального института.

Т. Я. Кузнецова отмечает: «…разрыв между требованиями, предъявляемыми современным обществом к библиотечным работникам, и их профессиональными компетенциями в последние годы заметно увеличивается» (Библиотечные кадры сегодня и завтра: пути решения проблемы кадров, которые «решают всё» / Т. Я. Кузнецова // Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 3. – С. 8. – [С. 7–12]). Это требует пересмотра и анализа самой концепции библиотечного образования, включая определение его содержания и конечных целей, внедрения в процесс профессиональной подготовки библиотекарей новых информационных и коммуникационных технологий.
Современным библиотекам необходимы специалисты высокообразованные, мобильные, одинаково хорошо владеющие традиционными библиотечными и современными информационными технологиями.

Ни для кого не секрет, что набор на библиотечные факультеты в последние годы сократился в несколько раз, а отмена государственного распределения для выпускников вузов и колледжей почти полностью лишила библиотеки страны притока молодых специалистов.

В такой ситуации остро встал вопрос поиска решения кадровой проблемы в библиотеках, в первую очередь повышения квалификации сотрудников. Самым «слабым звеном» оказались при этом сельские библиотеки, в которых традиционно работает единственный сотрудник, в лучшем случае имеющий среднее профессиональное образование. Если в крупных библиотеках недостаточный профессионализм одного из сотрудников компенсируется более высокой квалификацией другого, то библиотекарю на селе рассчитывать не на кого, поэтому выполнение задачи превращения сельских библиотек в общедоступные центры информации для жителей села невозможно без актуализации профессиональных знаний их сотрудников.

Следует отметить, что получение дополнительного профессионального образования в современных условиях значительно осложняется экономическими проблемами, обусловленными в первую очередь мизерной заработной платой библиотекарей. Даже если сама образовательная услуга бесплатна, поездки на сессии в Москву, Санкт-Петербург и другие мегаполисы (при заочной форме обучения) становятся для провинциальных библиотекарей нерешаемой финансовой проблемой. Выход один – искать возможность повышения квалификации библиотечных работников на местах.

Во Владимирской области подготовка специалистов для библиотек ведётся с 1933 г. (Именно тогда во Владимир был переведён Ярославский библиотечный техникум, существовавший с 1929 г.) На библиотечном отделении  Владимирского  областного  колледжа культуры и искусства накоплен богатейший опыт подготовки библиотечных кадров среднего звена. В период обучения в нашем учебном заведении мы всегда ориентируем студентов на необходимость получения ими высшего библиотечного образования, так как экономические и технологические изменения в библиотечном деле требуют постоянного повышения квалификации сотрудников библиотек.

До 1993 г. связи колледжа с вузами, в частности с МГУКИ, были эпизодическими. В 1993 г. с Рязанским институтом культуры был заключён договор о непрерывном образовании, в соответствии с которым выпускники колледжа продолжали обучение по согласованным учебным планам и программам на бюджетной основе в сокращённые сроки (4 года) по специальности «Менеджер библиотечного дела». Обучение осуществлялось по заочной форме, что позволяло совмещать его с работой в библиотеках. Около 50% выпускников колледжа ежегодно принимали решение о продолжении образования в вузе. Так в течение 10 лет Владимирская область обеспечивалась библиотечными кадрами высшей квалификации.

Однако выпускников, желающих обучаться в Рязани, с каждым годом становилось всё меньше. Причины в основном экономические: отсутствие в институте общежития (т. е. необходимость снимать жильё), высокая стоимость проездных билетов, длительное проживание в чужом городе. Учитывая уровень заработной платы библиотекарей, все деньги, полученные на работе в межсессионный период, с трудом покрывали расходы студента-заочника на сессии. Это заставило нас искать пути решения проблемы непосредственно во Владимире.

В 2000 г. принято Постановление главы администрации области (ныне губернатора) «О целевой программе подготовки квалифицированных кадров в сфере культуры и искусства для учреждений культуры, искусства и образования Владимирской области», в соответствии с которым приступили к поиску возможностей подготовки библиотечных специалистов с высшим образованием для библиотек региона.

Анализ информационных, образовательных и кадровых ресурсов областного центра определил круг учреждений, силами которых будет реализовываться проект: Владимирский государственный педагогический университет (ныне – Владимирский государственный гуманитарный университет – ВГГУ), Владимирская областная универсальная научная библиотека (ВОУНБ) и Владимирский областной колледж культуры и искусства (ВОККИ). Объединение их методических, материально-технических и кадровых ресурсов  позволило приступить к реализации проекта.

В 2005 г. ректор ВГГУ профессор Д. А. Макеев и директор ВОККИ Г. И. Семёнова, заслуженный работник культуры РФ, подписали договор о совместной подготовке бакалавров. Мониторинг позволил определить приоритетное направление подготовки бакалавров – библиотечно-информа­ционные ресурсы. Подготовительный этап состоял из двух направлений: документационное обеспечение (необходимое согласование документов, разработка и утверждение учебного плана, подготовка учебно-методи­ческой документации) и работа по подготовке первого набора студентов.

Изначально бакалавриат был рассчитан в первую очередь на выпускников колледжа разных лет, желающих получить высшее библиотечное образование. Учитывая очень низкий на тот момент уровень автоматизации библиотек области и разное время получения потенциальными первокурсниками базового среднего профессионального образования, мы были вынуждены провести определённую подготовительную работу с будущими студентами. Во-первых, следовало обновить их базовые профессиональные знания, во-вторых, дать им основы  компьютерной грамотности, необходимые для усвоения вузовской программы.

В 2004 г. началась реализация программы повышенного уровня (заочная форма обучения) по направлению «Библиотечно-информационные технологии». Новая образовательная услуга имела неожиданно высокий спрос: на 12 бюджетных мест было подано 34 заявления. Учитывая остроту кадровой проблемы в регионе, департамент по культуре (директор – В. И. Балахтин, заслуженный работник культуры РФ) разрешил зачислить в группу повышенного уровня всех подавших заявления.

Большинство поступающих не имели элементарных навыков пользователя ПК, что стало причиной очень высокого процента «отсева» студентов уже после первой сессии (12 человек). Оставшиеся 22 студента благополучно освоили программу повышенного уровня и успешно защитили выпускные квалификационные работы. Большинство из них изъявили желание продолжить обучение на бакалавриате ВГГУ, но для первого набора в вузе было выделено всего 12 бюджетных мест, поэтому не всех желающих зачислили.

Пришлось решать и психологическую проблему, объясняя руководителям библиотек области и потенциальным студентам, что бакалавриат – это полноценное высшее образование, а не «полуфабрикат» магистра. Если учесть, что тогда переход на двухуровневую систему подготовки только обсуждался как перспектива развития профессионального образования, а вузы продолжали готовить традиционных специалистов, становится понятным, что сомневающихся было много.

Подготовка бакалавров по направлению «Библиотечно-информацион­ные ресурсы» началась в сентябре 2006 г. В реализации проекта задействованы: профессорско-преподавательский состав ВГГУ (общеобразовательные дисциплины), преподаватели ВОККИ (профессиональные библиотечные дисциплины) и ведущие специалисты ВОУНБ (дисциплины информационно-технологического цикла). Ситуация осложнялась тем, что в то время в колледже не было своей компьютерной базы (!) и все занятия по информационным технологиям проводились на базе ВОУНБ, что было очень неудобно, особенно при составлении расписания: приходилось учитывать не только время, когда компьютеры в библиотеке заняты, но и время на переезды из одного здания в другое.

В 2007 г. ситуация изменилась. Преподавателями библиотечного отделения была разработана заявка на грант «Библиотечно-информационный центр ВОККИ», благодаря которому библиотеку колледжа, ставшую основой проекта, включили в целевую программу информатизации и развития библиотек Владимирской области. В рамках программы было выделено более 1,5 млн р., что позволило создать в колледже локальную компьютерную сеть, оборудовать два  компьютерных  класса  (один  специально  для студентов библиотечно-информационного отделения), улучшить материально-техническую базу кабинетов специальных дисциплин, значительно обновить фонд библиотеки и кабинетов. В течение четырёх последующих лет велась активная работа по формированию фонда учебно-методических и контрольно-измерительных материалов по всем учебным дисциплинам.

Ежегодно эта образовательная услуга пользуется большим спросом, а учитывая, что количество бюджетных мест с каждым годом сокращается (2006 г. – 12; 2007 г. – 10; 2008 г. – 8; 2009 г. – 5; 2010 г. – 5), сегодня некоторые студенты обучаются на платной основе.

В феврале 2010 г. успешно прошла аккредитация бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационные ресурсы», а в июле вручены дипломы установленного образца первым 10 бакалаврам.  Отмечая высокий уровень профессиональной подготовки выпускников, председатель Государственной аттестационной комиссии – заведующий кафедрой библиотековедения и книговедения МГУКИ доктор пед. наук А. М. Мазу­рицкий подчеркнул, что ценность проекта в подготовке специалистов современного уровня именно для сельских библиотек! Действительно, из десяти первых бакалавров только одна – сотрудница ВОУНБ, остальные – представители районов области.

Сегодня на четырёх курсах бакалавриата обучаются 36 студентов.

Правильность выбранного направления подготовки подтверждается стабильным конкурсом среди абитуриентов (2–4 человека на место).

В феврале 2011 г. состоялся второй выпуск дипломированных специалистов, показавших высокий уровень профессиональной подготовки: если в первом выпуске было три диплома с отличием, то в этом – пять (ровно половина группы).

Итоговая аттестация бакалавров включает междисциплинарный государственный экзамен, позволяющий проверить уровень теоретических знаний по профессиональным библиотечным дисциплинам и практические навыки в области информационных технологий, и защиту выпускной квалификационной работы. Тему ВКР студенты выбирают самостоятельно – в соответствии со своими профессиональными интересами и конкретными производственными задачами.

Авторское право в библиотеках и роль библиотек в возрождении традиции материнского чтения, проектирование логической структуры системы баз данных ОУНБ и оптимизация процесса автоматизированной книговыдачи в научной библиотеке вуза, информационное обеспечение деятельности руководителя публичной библиотеки, медиареклама библиотечного фонда – вот далеко не полный перечень направлений дипломных исследований. Все они носят практико-ориентированный характер, поэтому их материалы активно используются в работе библиотек области.

Комментируя итоги государственной аттестации второго выпуска владимирских бакалавров, А. М. Мазурицкий подчеркнул: «Во Владимире найдена очень удачная форма подготовки специалистов, оптимально сочетающая высокий уровень теоретических знаний и уверенное владение информационными технологиями. Именно такие специалисты нужны современным библиотекам».

Подготовка бакалавров совместными силами двух учебных заведений – гуманитарного университета и колледжа культуры и искусства позволила:

  • сформировать во Владимирской области целостную многоступенчатую систему непрерывного профессионального библиотечного образования с законченным циклом обучения на каждой ступени подготовки (колледж–вуз) и выдачей документа об образовании соответствующего уровня;
  • содействовать положительной мотивации в получении высшего профессионального образования среди выпускников колледжа – работников библиотек области;
  • использовать интеллектуальный потенциал, методическую и материальную базу участвующих в образовательной программе сторон, а значит, повысить качество профессиональной подготовки библиотечных работников за счёт участия в образовательном процессе профессорско-препода­вательского состава вуза и ведущих библиотечных специалистов области;
  • для образовательной программы рационально формировать единый информационный фонд, включающий различные информационные ресурсы (традиционные учебные, методические и справочные издания, мультимедийные обучающие курсы и учебники, тестирующие и аттестационные системы и др.) всех заинтересованных в проекте сторон;
  • усилить региональный компонент при подготовке библиотечных работников высшей квалификации, регулировать специализации в соответствии с региональной политикой в сфере библиотечной деятельности и потребностью в специалистах для библиотек разных типов и видов;
  • начать формирование владимирской научно-методической школы в области библиотечно-информационного образования;
  • использовать очную и заочную формы обучения в системе «колледж–вуз» (в колледже – очная и заочная формы, в вузе – предпочтительно заочная, позволяющая вести подготовку специалистов высшей квалификации во взаимосвязи теории и практики).

Реализация этой образовательной услуги позволила значительно повысить профессиональный уровень сотрудников библиотек области и частично решить кадровую проблему. Заочная форма обучения обеспечивает студентам возможность сразу же применить полученные знания на практике. Следует отметить, что студенты бакалавриата как правило имеют достаточно высокую мотивацию и своей увлечённостью способствуют продвижению библиотечной профессии, её популяризации, и сегодня среди наших абитуриентов появились те, кого они сумели заинтересовать профессией.

Задача подготовки бакалавров заставила повышать квалификацию и педагогов библиотечно-информационного отделения: двое стали соискателями кафедры библиотековедения и книговедения МГУКИ, двое получают второе высшее образование.

Сегодня рано подводить итоги – мы в самом начале пути. Конечно, не обошлось без трудностей, но на них не хочется заострять внимание: в каждом конкретном случае они будут обусловлены экономическим состоянием, культурными  и образовательными традициями региона, поэтому нельзя дать готовых рецептов по их преодолению. Но уже сейчас можно утверждать, что подготовка библиотечных специалистов в регионах может стать реальностью при разумной консолидации всех заинтересованных сторон.

  
На главную