ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ.
ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ
УДК 026.06
Л. И. Халиков
Подходы к созданию электронных коллекций
учебно-методических материалов
электронной библиотеки вуза культуры и искусств
(на примере Казанского государственного
университета культуры и искусств)
Представлены возможные подходы и технологии
формирования электронной коллекции учебно-методических материалов электронной
библиотеки вуза культуры и искусств.
Ключевые слова:
вузовские электронные библиотеки, вузовские информационные системы,
информационные образовательные ресурсы, учебно-методические материалы, учебные
программы.
Основу методического обеспечения учебного
процесса, реализуемого на базе информационной образовательной среды, составляют
информационные образовательные ресурсы (ИОР), создаваемые на основе современных
дидактических принципов, определяющих содержание, организационные формы и
методы учебного процесса. Для обеспечения потребителей ИОР (студентов,
аспирантов, преподавателей) требуется не только фактическое существование
ресурсов, но и механизмы, позволяющие надежно
находить нужные ИОР и получать доступ к ним.
Важнейшую роль в эффективном
функционировании информационной образовательной среды играют электронные
библиотеки, формирующие контентную основу образовательного процесса. В условиях
сокращения персональных контактов преподавателя и студента, повышения роли самостоятельной работы студентов электронные
образовательные ресурсы – основное наполнение электронной библиотеки –
становятся незаменимыми инструментами, без которых учебный процесс практически
невозможен. Эти ресурсы существенно влияют на интенсивность процессов обучения
и научных исследований, поэтому обеспечение публичного (в том числе удаленного)
доступа к ним стало одной из первоочередных задач информационного обслуживания
образования, науки и культуры [1].
Сегодня активно развиваются ЭБ вузов
различных профилей, и, разумеется, Казанский государственный университет
культуры и искусств (КГУКИ) не является исключением. В настоящее время в КГУКИ
по решению Ученого совета принята концепция создания ЭБ вуза и начата разработка
ее прототипа как единой точки входа к информационным ресурсам (ИР),
аккумулирующей все собственные ресурсы, а также внешние, доступ к которым вуз
приобрел или получил бесплатно.
Приоритетные задачи формирования ЭБ –
создание электронных коллекций ИР вуза и обеспечение их доступности всем
категориям пользователей (локальным и удаленным). Как
известно, коллекции – это наиболее распространенная форма организации
информационных ресурсов в электронных библиотеках [2].
С учетом
специфики вуза культуры и искусств в его ЭБ формируются управляемые электронные
коллекции: авторефератов и диссертаций, защищенных в КГУКИ; трудов сотрудников
университета; учебно-методических материалов; нотных и мультимедийных
материалов.
В научной литературе методы и средства формирования
электронных коллекций уже достаточно хорошо разработаны: рассматриваются
основные свойства коллекций информационных ресурсов, методы систематизации,
применяемые при их формировании, вопросы генезиса коллекций, роль в них
метаданных, специфические особенности научных и образовательных коллекций, а
также перспективные информационные технологии и стандарты, которые могут
применяться для создания, поддержки и использования коллекций [3–5].
Существует также ряд готовых
программно-инструментальных средств, используемых в настоящее время для
создания и сопровождения ЭБ и электронных коллекций информационных ресурсов, например:
Web ИРБИС, АБИС Virtua, EPrints, LibOnline 1.0, GreenStone, ИСХИ-М [6].
Мною ведется разработка программного
инструментария формирования и сопровождения электронной коллекции ИОР
(учебно-методических материалов) вуза культуры. В настоящее время реализованы
следующие функциональные компоненты: депозитарий ИОР, обеспечивающий хранение
метаописаний и доступ к ИОР вуза; служба администрирования ИОР, обеспечивающая
каталогизацию (описание) и управление ИОР в депозитарии; подсистема подготовки
программ учебных дисциплин вуза.
Разработаны сервисы, позволяющие: формировать
метаописания ИОР в виде xml-файла,
содержащего информацию об описании ресурса в информационной модели RUSLOM для сферы образования;
отображать метаописания RUSLOM
в универсальный формат обмена DublinCore/RDF; выгружать в формате
метаописаний RUSMARC
для загрузки в БД АБИС.
Также реализованы средства
поиска информации в коллекции и выдачи релевантных образовательных ресурсов по
запросам пользователей. Доступ пользователей к данным осуществляется через
веб-интерфейс к разработанным формам поиска и просмотра данных об
образовательных ресурсах.
Депозитарий ИОР организован
как сервер данных XML,
который представляет собой сочетание базы данных с веб-сервером и клиентом.
В нашем исследовании применяется технология разработки реляционной
схемы для хранения XML-документов
(в конкретном случае – метаописаний ИОР) в реляционной СУБД, которая
обеспечивает доступ к документам XML и манипуляции с ними. Для этого структура метаданных ИОР
описана на формальном машиночитаемом языке с использованием XML Schema. XML Schema применяется для создания
схемы реляционной СУБД, которая представляет документы конкретного типа.
Структура XML-описания (метаданных) образовательных ресурсов строится исходя из
выбранной схемы метаописания документов, базирующейся на концептуальной схеме
Learning Object Metedata (LOM) [7].
Для загрузки документов XML
в реляционную БД применяется разработанный адаптер данных, позволяющий преобразовать
данные XML, пришедшие
на сервер HTTP, и
загружать их в БД. В этом адаптере нами применялся подход, который предусматривает
прямое и обратное преобразования данных из кода XML в реляционную форму. Для создания
документов XML
используется веб-интерфейс, в котором реализован сценарий форматирования данных
формы HTML в виде XML. После того, как информация
собрана в XML-структуру, происходит валидация документа. Если все значения
соответствуют ограничениям схемы, то документ отправляется в БД, если нет, выводится
сообщение о неправильно введенных данных.
Инструментарий
администрирования депозитария ИОР вуза предоставляет пользователю
веб-интерфейс к стандартным формам регистрации (каталогизации), редактирования
и удаления метаописаний.
Интерфейс разработчика метаописания образовательного ресурса и
интерфейс настройки элементов спецификации информационной модели RUSLOM генерируются
автоматически, на основании формального описания спецификации (XSD-файл). Для реализации
этой позиции использована технология динамической генерации – генератор форм.
Форма метаописания, в которую заносится информация об
образовательном ресурсе в информационной модели RUSLOM, представляет собой набор
категорий, каждая из которых, в свою очередь, группирует совокупность полей,
описывающих определенную сторону образовательного ресурса (рис. 1).
Рис. 1. Форма
заполнения метаописаний в RUSLOM
Настройка спецификации элементов информационной модели
осуществляется в соответствии с правилами заполнения полей метаописания образовательного
ресурса (рис. 2).
Рис. 2. Форма
настройки спецификации RUSLOM
Подсистема подготовки
учебных программ предназначена для преподавателей университета, связанных с
подготовкой программ учебных дисциплин по специальностям. Предусмотрены два
варианта:
Оффлайн: автор программы может использовать специально
подготовленный шаблон документа учебной программы – xml-файл, содержащий необходимые теги и
комментарии для ввода соответствующих значений, и затем – после успешной
проверки документа на валидность – загрузить его в БД учебных программ (УП)
вуза;
Онлайн: если пользователь зарегистрирован в системе, то после
проверки имени и пароля подсистемой авторизации доступа управление переходит к
комплексу программных средств построителя форм, который генерирует html-формы редактора УП.
Редактор УП предназначен для
создания, редактирования, просмотра, печати учебных программ дисциплин и
состоит из нескольких вкладок, группирующих информацию по соответствующим
разделам учебной программы.
Интерфейс редактора позволяет вводить информацию в соответствующие
поля (ячейки) формы непосредственно с клавиатуры или импортируя данные путем
копирования из подготовленного для этого Word-файла с текстом программы. При этом для ввода такой
информации, как код и наименование специальности, факультет, кафедра и т.д., предусмотрен
выбор соответствующих значений из справочников. Рядом с полями (ячейками)
располагается кнопка вызова справочника.
В редакторе осуществляется форматный контроль, т.е. проверка
корректности заполнения полей (ячеек) формы: типа введенного значения (число,
строка); введенного значения заданному формату; введенного значения по
справочнику.
Форматный контроль ведётся в интерактивном режиме при переходе с
одного раздела формы на другой и при сохранении формы. Если при форматном
контроле обнаружены ошибки, об этом сообщается пользователю, ошибочные поля
(ячейки) подсвечиваются, и ошибки отображаются на соответствующей панели.
Сохранение документа невозможно, если не выполнился форматный контроль.
Редактор позволяет формировать печатный вид заполненной формы.
Печать также осуществляется путем экспорта отчета в PDF или Word.
Таким образом, разработанная подсистема поддерживает
технологический цикл подготовки учебных программ: обеспечение унифицированного
ввода описательной и содержательной части УП по дисциплинам, преподаваемым в университете; форматный контроль
ввода данных в поля форм УП; сохранение документов УП в БД и в файлы формата XML; формирование выходных файлов учебных программ в
форматах RTF, PDF и HTML.
Выводы
Спроектирована и разработана
информационная система (ИС) для функционирования в сети Интернет/Интранет,
включающая инструментарии каталогизации ИОР, управления и представления данных
об образовательных ресурсах в XML-формате, отвечающая потребностям системы
описания и хранения метаинформации. Система поддерживает базу данных учебных
программ по специальностям, вывод их в электронные и печатные формы для
передачи в библиотечный фонд и предоставления студентам КГУКИ.
Разработана XML-схема инфологического описания информационной
модели RUSLOM
метаданных ИОР, определяющая иерархическую структуру, элементы данных и их
атрибуты, типы данных и ограничения целостности. На основе созданного описания
структуры метаданных генерируются функциональные элементы разработанной ИС:
экранные формы, таблицы базы данных, поисковая система и т. д.
Применялись свободно распространяемое программное обеспечение,
языки программирования и стандарты: Apache Web-Server; СУБД MySQL; PHP интерпретатор; JavaScript/Ajax; XMLSchema, XSL.
В настоящее время на базе созданной модели параллельно
разрабатываются и формируются другие электронные информационные ресурсы КГУКИ,
например, коллекция электронной версии научного журнала «Вестник КГУКИ», где
для разметки используется XML-формат
для электронных журналов и книг – Sarticle, разработанный в рамках проекта НЭБ (Научная электронная
библиотека: www.elibrary.ru)
и находящийся в свободном доступе.
Список источников
1. Хохлов Ю. Е. О месте электронных библиотек в
информационном обществе // Науч. электрон. журнал «Электронные библиотеки». –
2005. – Том 8. – Вып. 2. –
http://www.elbib.ru/
index.phtml?page=elbib/rus /journal/2005/part2/Hohlov.
2. Когаловский М. Р. Систематика коллекций информационных
ресурсов в электронных библиотеках / М. Р. Когаловский //
Программирование. – 2000. – № 3. – С.
31–52.
3. Информационная инфраструктура гуманитарного вуза: качество
образования и интеграция в мировое информационное пространство: коллектив.
моногр. / Р. З. Богоутдинова, Ю. Н. Дрешер,
Т. И. Ключенко, Р. Р. Юсупов [и др.]; науч. ред.
Р. С. Гиляревский, В. А. Цветкова ; Казан. гос. ун-т
культуры и искусств. – Москва : ВИНИТИ, 2007. – 224 с.
4. Абросимов А. Г., Зуев Д. С. Научно-образовательная
электронная библиотека вуза. Труды 10-й Всероссийской научной конференции «Электронные
библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции» –
RCDL’2008, Дубна, Россия, 2008. –
С. 374–379.
5. Башмаков А. И., Старых В. А. Каталогизация
образовательных ресурсов // «Интернет-порталы: содержание и технологии». – Вып.
1. / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». –
Москва : Просвещение, 2003. – С. 511–558.
6. Игнатова И. Г., Жданова И. В.,
Соколова Н. Ю., Шевнина Ю. С. Инструментальные средства
создания и сопровождения электронных коллекций информационных ресурсов // Наука
и образование. – 2009. – № 5.
7.
IEEE 1484/12/1-2002. Learning Object
Metadata standard. – New York : IEEE, 2002.
|