Научные и технические библиотеки №1 2012 год
Содержание:

18-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2011»

Приветствия в адрес Конференции «Крым–2011»

Шрайберг Я. Л. Электронная информация, библиотеки и общество: что нам ждать от нового десятилетия информационного века? Ежегодный доклад Конференции «Крым». Год 2011

Басов С. А. Библиотечная общественность и государство: теория и практика сотрудничества

«Молодые библиотечные специалисты: новое поколение – новый взгляд?» – специальное мероприятие Международной конференции «Крым–2011»

Гусева Е. Н. 18-я Международная конференция «Крым»: заметки очевидца – 2011

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Оценка структуры и содержания современных классификационных систем методом анализа отображения «Карты знаний»

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Столяров Ю. Н. «Документальная информация» в государственной Номенклатуре специальностей научных работников. Статья вторая. Обострение ситуации

Уважаемые читатели!


«Молодые библиотечные специалисты:
новое поколение – новый взгляд?» –
(Специальное мероприятие Международной конференции
«Крым–2011»)

Отчет о проведении дискуссионного «круглого стола» и психологического тренинга «Креативность – академия проектной деятельности».

Ключевые слова: Международная конференция «Крым–2011», молодые библиотечные специалисты, сфера культуры, кадровая молодежная политика, молодежные советы, Молодежный совет Департамента культуры Москвы, Молодежный совет публичных библиотек Москвы, профессиональное развитие, профессиональные конкурсы, креативность.

Специальное мероприятие ежегодной Крымской конференции – дискуссионный «круглый стол» «Молодые библиотечные специалисты: новое поколение - новый взгляд?», организованный  Центральной универсальной научной библиотекой им. Н. А. Некрасова (Москва), состоялся 8 июня 2011 г.

В работе «круглого стола» приняли участие 56 специалистов, в том числе 20 – из публичных библиотек Москвы, 4 – из библиотек федерального уровня и вузовских (ВГБИЛ имени М. И. Рудомино, ГПИБ, Библиотека МАТИ), а также представители профильных вузов и образовательных учреждений, ведущих подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников библиотечно-информационной сферы (МГУКИ, АПРИКТ). Среди участников мероприятия были специалисты из России (С.-Петер­бург, Воронеж, Орел, Екатеринбург, Кемерово, Челябинск, Пермь), Украины (Николаев, Харьков), Азербайджана (Баку), Автономной Республики Крым (Симферополь, Судак).

Отрадно, что из присутствовавших на «круглом столе» 24 молодых специалиста занимают посты директора и заместителя директора библиотечно-информационных учреждений, 2 – заместителя министра культуры (Челябинской области и Автономной Республики Крым).

В ходе заседания  состоялись обмен мнениями и дискуссия по следующим актуальным вопросам:

  • кадровая молодежная политика в библиотеках: проблемы, поиски решений;
  • управление молодыми кадрами в сфере культуры: новый взгляд на решение проблемы;
  • портрет молодого библиотекаря: новое поколение – новый взгляд;
  • современная библиотека глазами молодых: реализованные проекты молодых специалистов по развитию библиотек;
  • деятельность молодежных советов в библиотеках: реальные результаты;
  • PR и реклама библиотеки при минимуме затрат (библиотека в социальных сетях, работа с библиотечными сайтами, Facebook);
  • пути, которые мы выбираем, стратегия и тактика профессионального развития;
  • профессиональные конкурсы как средство реализации амбиций молодых.

Открыла заседание генеральный директор ЦУНБ им. Н. А. Некрасова Оксана Александровна Чувильская. В выступлении «Кадровая молодежная политика в сфере культуры: проблемы и перспективы» она подчеркнула, что первое десятилетие XXI века стало периодом коренного перелома в современной истории России. В последние годы все интенсивнее используется потенциал молодежи, растет количество молодежных объединений.

Молодежная политика столицы основана на активном участии в ее реализации молодежи. В 2005 г. Правительством Москвы принято Постановление  «О дополнительных мерах по совершенствованию работы с молодежью и студентами в городе Москве», которое заложило принципиально новую структуру молодежной политики города. В частности, сегодня в столице работают 40 отраслевых советов молодых специалистов, в том числе объединенный Молодежный совет Департамента культуры Москвы (МСДК).

Структура МСДК сформирована в 2009 г. и состоит из пяти отраслевых Советов молодых специалистов по направлениям: образовательные учреждения (музейные и художественные школы), музейно-выставочная, театрально-концертная деятельность (театры и концертные организации), кинофикация и кинопрокат, культурно-просветительская работа (библиотеки, парки и клубы).

Цель МСДК – определение стратегии и приоритетных направлений в реализации молодежной политики,  создание профессиональных, социально-экономических, правовых, организационных, творческих условий для самореализации и становления молодых специалистов отрасли культуры.

За время работы МСДК представители молодежных объединений  принимали активное участие в заседаниях Коллегии Департамента культуры Москвы, Совета директоров московских библиотек и театров, Актива работников культуры, во встречах мэра с творческой интеллигенцией и молодежью, в работе «круглых столов» по актуальным проблемам молодежи в отрасли культуры.

Итогом плодотворной работы стал пакет документов, регламентирующих деятельность МСДК, а также«Концепция молодежной политики отрасли культуры города Москвы», которая поддержана руководителем Департамента культуры и передана в октябре 2010 г. на рассмотрение в Правительство Москвы.

Реализация Концепции позволит повысить уровень деловой и общественно-политической активности молодежи в отрасли культуры, улучшить экономические, социально-бытовые и жилищные условия, усовершенствовать систему социальной поддержки и правовой защиты, изменить имидж работника отрасли культуры и повысить престиж профессии.

МСДК создавался, прежде всего, как стратегический ресурс, координирующий деятельность разрозненных объединений и решающий проблемы комплексно. Оценить эффективность его работы пока очень сложно, что связано прежде всего со спецификой мегаполиса, кадровыми проблемами.

С целью повышения социальной и творческой активности молодежи, работающей в библиотеках, в 2010 г. Молодежный совет ЦУНБ им. Н. А. Некрасова «Инициатива молодых», который уже шестой год успешно реализует свои проекты по продвижению книги и чтения, привлечению и поддержке молодых специалистов, взял на себя инициативу доработать структуру и запустить в полную силу деятельность Отраслевого Молодежного совета публичных библиотек Москвы. Для этого была вновь проанализирована ситуация с молодыми кадрами в библиотеках Москвы, выявлены заинтересованные представители и инициативные группы, определена технология работы и направления дальнейшего сотрудничества. В сентябре 2010 г. Отраслевой Молодежный совет публичных библиотек Москвы совместно с молодежью столицы успешно реализовал свой первый проект «Бульвар искусств», приуроченный ко Дню города.

Сегодня одна из приоритетных задач Отраслевого Молодежного совета публичных библиотек Москвы – это укрепление объединения, мотивация, поддержка профессионального и творческого интереса молодых сотрудников библиотек. Помимо общегородских мероприятий специалисты московских библиотек участвуют в тренинговых программах, организованных как сотрудниками ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, так и специализированными центрами.

Безусловно, профессиональную активность стимулирует участие в межрегиональных конференциях. В 2011 г. на III Форуме молодых библиотекарей Центрального федерального округа в Рязани специалисты столичных библиотек представили свои инновационные проекты; идет подготовка к IV Форуму молодых библиотекарей России, который пройдёт в Чебоксарах.

При всех успехах и достижениях молодых, конечно, существует ряд проблем, требующих комплексного решения. Необходимо создавать благоприятные условия для самореализации, творческого и карьерного роста молодых специалистов отрасли культуры, давая им возможность раскрыться и реализовать свой потенциал не через 10–15 лет работы, когда, зачастую, специалист уже «перегорел».

Острые проблемы – низкая заработная плата и отсутствие системы доплат и надбавок в учреждениях отрасли культуры, что приводит к оттоку молодых кадров, а также отсутствие социального пакета и поддержки.

Заведующий отделом информационно-мультимедийных ресурсов, руководитель Молодежного совета ЦУНБ им. Н. А. Некрасова Алексей Васильевич Чувильский  в докладе  «Опыт работы молодежного совета в библиотеке»рассказал о главных направлениях работы молодых специалистов библиотеки.

Молодежный совет ЦУНБ им. Н. А. Некрасова образован в 2006 г.; его основные цели развитие и распространение знаний и опыта в области книжного и библиотечного дела, приобщение молодежи и подрастающего поколения к чтению и достижениям мировой и национальной культуры, поднятие престижа и изменение имиджа библиотек и чтения.

Направления деятельности:

  • повышение престижа чтения и статуса «Человек читающий» у молодого поколения;
  • развитие молодежных инициатив, инициатив молодежных  общественных организаций и объединений по поддержке чтения и поднятию уровня культуры и грамотности в обществе;
  • повышение роли библиотек, учреждений культуры и образования в развитии уровня грамотности, интеллектуального уровня и уровня культуры чтения детей, юношества и молодежи;
  • развитие чтения в семье, семейных традиций чтения, традиций по формированию домашних библиотек;
  • развитие чтения молодежи посредством Интернета, обеспечение доступности мировых литературных, художественных ресурсов для образования, самообразования и саморазвития, создание интернет-сайтов и порталов для общения молодежи, включая лиц с физическими недостатками;
  • объединение усилий молодежных организаций и структур для создания новой стратегии по развитию и поднятию интеллектуального уровня и уровня грамотности в обществе;
  • налаживание контактов с представителями государственной власти, структур бизнеса и предпринимательства;
  • участие в разработке и подготовке материалов и предложений по законодательной инициативе, внесению изменений в законы и подзаконные акты Российской Федерации.

Миссия Молодежного советавоспитание грамотных, подготовленных к успешной деятельности в различных отраслях и сферах деятельности, инициативных, ответственных и уверенных в себе и будущем страны молодых граждан России.

Первым мероприятием стал Форум молодых библиотекарей России, проведенный в сентябре 2006 г. В Форуме приняли участие молодые специалисты из 49 регионов России, представители социальной сферы и образования.

Второе не менее ответственное для Молодежного совета мероприятие – ежегодный Межрегиональный интеллектуальный марафон «Прими книгу в подарок»,цели которого –привлечение внимания региональных властей к проблемам библиотек, повышение роли и значимости библиотек в обществе, возрождение интереса к книгам и чтению.

В 2007 г. Марафон прошел по городам Центрального Федерального округа при поддержке Аппарата Полномочного представителя Президента в ЦФО. В ходе Марафона собрано 50 тыс. книг и передано сельским, районным, городским библиотекам Ярославской, Тверской, Калужской, Тульской, Рязанской областей. В 2008 г. участники Марафона проследовали по городам Приволжского федерального округа (Нижний Новгород,  Ульяновск, Самара, Оренбург, Саратов, Пенза), где была организована торжественная передача книг (по 8 – 10 тыс. книг в каждом городе). В 2009–2010 гг. Марафон прошел в Осетии и Абхазии.

В 2007 г. Молодежный совет принял участие в Фестивале детского творчества «Некрасов и дети», посвященном 185-летию со дня рождения поэта.

С 2008 г. Молодежный совет представляет ЦУНБ им. Н. А. Некрасова на Фестивале чтения «Читающий Арбат» – это ежегодная акция библиотек по пропаганде и привлечению к чтению населения Москвы. В субботний день на улице Арбат вместо уличных художников и музыкантов свою деятельность демонстрируют библиотеки Москвы. Стенд ЦУНБ им. Н. А. Нек­расова – «Всей семьей в библиотеку» – вызывает у посетителей Фестиваля большой интерес. (Доклад А. В. Чувильского был проиллюстрирован видеофильмом «Молодежный совет – инициатива молодых», подготовленным Отделом информационно-мультимедийных ресурсов ЦУНБ им. Н. А. Некрасова.)

Заместитель директора по связям с общественностью, культурным программам и мемориальной работе Библиотеки-читальни им. И. С. Тур­генева (Москва) Александра Леонидовна Вахрушева в докладе «Публичная библиотека в социальных сетях. Быть там, где читатель» представила новую форму продвижения и популяризации услуг публичной библиотеки.

Современные пользователи публичной библиотеки разительно отличаются от тех, кто приходил сюда десять лет назад. Каждый день мы видим, что функция книжного хранилища для библиотеки безнадежно устаревает. За какие-то несколько лет пользователи библиотеки, как и все современное общество, пережили две информационные революции. Сначала появились интернет-сайты, и пользователи получили доступ к информации  о библиотеке и ее услугах, но не имели возможность ее выбирать, комментировать и быстро передавать. Затем стали развиваться примитивные форумы и формы обратной связи.

Многие публичные библиотеки и сейчас застряли на уровне сайтов. Наличие блогов как инструмента для индивидуального общения с пользователем на сайте публичной библиотеки – это для многих предел мечтаний, поскольку продвинутый и успешный (часто цитируемый) библиотечный блогер – это, как правило, одиночка, энтузиаст, который редко находит понимание в среде своих же коллег. Даже сегодня в библиотечной блогосфере встречается вопрос: «Нужны ли блоги читателям?»

Между тем интернет-технологии пришли к совершенно новой реальности – социальным медиа. На наших глазах выстраивается взаимосвязующая цепь присутствия библиотеки в Интернете: сайт–блог–социальная сеть–социальные медиа. Причем для современной, модернизированной библиотеки наиболее важно последнее звено, так как в свете надвигающейся реформы бюджетных учреждений начинается жесткая конкурентная борьба зачитателя–пользователя–посетителя. Чтобы библиотека не исчезла с культурной карты мегаполиса, она обязана присутствовать в медиа-пространстве: создавать и инициировать любые медиа-поводы, участвовать в акциях местного сообщества и чутко следить за потребностями сегодняшнего пользователя.

B современных условиях необходимо определиться, какой должна стать публичная библиотека. Ответ подсказывает, как ни странно, Всемирная сеть – из логики своего развития. Сегодня библиотека может и должна развиваться только как полифункциональный, интеллектуальный  и культурный центр.

Библиотека становится важнейшей открытой коммуникативной площадкой, а каждая новая ссылка на происходящее в ней привлекает все больше потенциальных посетителей.

Публичная библиотека – социокультурный центр – сильна кругом общения. Пользователи библиотеки в Сети становятся группами, объединенными общими интересами. Библиотека может стать «модным» местом, необходимым для учебы и работы, удобным для общения, в конечном счёте местом входа в ту же самую соцсеть через свой беспроводной Интернет.

Пользователи социальных сетей примерно разделены по возрасту, что упрощает задачу для позиционирования библиотеки. Например сеть ВКонтакте – это площадка для молодежной аудитории от 12 до 20 лет, а Фейсбук – сеть для тех, кто уже имеет активную жизненную позицию.

Новое программное обеспечение подталкивает пользователей двигаться дальше. Сегодня Твиттер захватывает все большую интернет-аудиторию.

Библиотека должна присутствовать не на самом большом интернет-ресурсе, а на самом быстрорастущем и именно там обеспечивать продвижение своих услуг. Представьте себе, что кроме анонсов новых поступлений, онлайн-обсуждений событий и книг, можно предлагать читателям библиографический поиск, показать в онлайн-трансляции лекции или концерт и тут же его обсудить, задать вопросы ведущему конференции или семинара из Интернета. Разговор с библиографом по скайпу дает возможность ответить на вопросы читателя в удаленном доступе, но в реальном времени. Тут начинает работать система перекрестного цитирования, когда интересный материал распространяется пользователями самостоятельно, обрастая новыми и новыми комментариями. А значит, библиотека может вовлечь в свою орбиту все больше потенциальных посетителей, быть там, где читатель.

В докладе Ивана Константиновича Меньшова, заместителя директора по автоматизации ЦБС «Солнцево» (Москва), поднята проблема реализации молодыми специалистами проекта по обучению компьютерной грамотности пользователей пенсионного возраста.

Работа со старшим поколением является приоритетной в ЦБС «Солнцево». Здесь выработана специальная методика обучения для пожилых людей, поскольку известные методики обучения очень сложны для понимания этой аудиторией. Курс рассчитан на четыре лекционных и четыре практических занятия. За два месяца обучение проходят от 30 до 50 «студентов». Планируется издать специальное учебное пособие для пожилых «учеников».

Далее докладчик предложил для обсуждения варианты IT-услуг, которые может предоставлять библиотека: создание, продвижение и оптимизация интернет-сайтов, курсы 3D компьютерной графики и др. Был продемонстрирован видеоролик, в  котором приведены лучшие работы  учеников 3D-курсов, а также план развития ЦБС до 2015 г.

И. К. Меньшов подчеркнул, что заработная плата молодых сотрудников отделов автоматизации значительно отстает от среднего дохода системного администратора в коммерческих структурах Москвы. Это вынуждает их искать различные варианты подработки, что значительно снижает производительность труда.

Доклад «Профессиональный рост молодого специалиста библиотеки: новые возможности» директора Библиотечно-информационного института МГУКИ Татьяны Викторовны Кузнецовой и главного библиотекаря ЦУНБ им. Н. А. Некрасова Ольги Петровны Мезенцевой был посвящен вопросам организации непрерывного образования и повышения квалификации молодых специалистов библиотечно-информационной сферы как основного условия успешной карьеры.

Чтобы быть успешным в своей работе, важно стать успешным в своем коллективе и считаться с теми устоявшимися положениями, которые в нем существуют. Попадая на новое место работы, молодой сотрудник проходит  адаптацию, в процессе которой существенную помощь может оказать организация наставничества в библиотеке. Наставничество – это социальный институт, осуществляющий процесс передачи молодежи профессионального и социального опыта, форма преемственности поколений.

В современных крупных организациях используют такую форму обучения на рабочем месте, как ротация. Она заключается в краткосрочной работе нового сотрудника в разных подразделениях, что позволяет относительно быстро изучить работу коллектива в целом и приобрести многостороннюю квалификацию.

Как показывают исследования, рейтинг профессиональных ценностей для молодых специалистов выглядит следующим образом: на первом месте – наличие перспективы служебного роста, далее – возможность реализовывать свои знания, профессиональные компетенции и т.д. и возможность постоянно повышать квалификацию.

Следует заметить, что для молодых сотрудников библиотеки возможны два варианта карьеры: вертикальная (иерархическая), т.е. продвижение по карьерной лестнице, и горизонтальная, которая может включать: расширение или усложнение задач и профессиональных контактов, накопление опыта, развитие профессиональных компетенций; выполнение роли руководителя временной рабочей группы, проекта и т.п. (привлечение к различным видам научно-исследовательской работы); обновление профессиональных знаний с помощью различных форм обучения.

Формирование благоприятных условий для самореализации, творческого и карьерного роста молодых специалистов – это задача и молодежных общественных объединений, и неформальных профессиональных групп, советов молодых специалистов и т.п.

Один из основных факторов успешного профессионального роста – создание многоуровневой комплексной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов библиотечно-информационных учреждений. При этом занятия и образовательные программы проводятся с учетом следующих факторов: исходный уровень образования и его характер (профильное или непрофильное); занимаемая должность (руководители, кадровый резерв на выдвижение и др.); содержание профессиональной деятельности (специалисты по отдельным направлениям: методическая служба, фондохранение, справочно-библиографическая работа и т.д.); стаж работы в библиотеке (молодые специалисты, сотрудники со стажем от 3 до 10 лет, более 10 лет).

В докладе освещен опыт ЦУНБ им. Н. А. Некрасова – головного координационного и методического центра сети публичных библиотек Москвы – по повышению квалификации специалистов библиотечно-информационной сферы.

С 2007 г. в структуре ЦУНБ им. Н. А. Некрасова работает Учебно-методический центр, цель которого – обеспечение сети библиотек Москвы современными высококвалифицированными специалистами, обладающими комплексом профессиональных знаний, умений и навыков, способными удовлетворить разнообразные потребности пользователей в чтении и интеллектуальном развитии и создать условия для формирования читательской культуры. Центр имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности. По окончании курсов выдаются документы о повышении квалификации государственного образца. В докладе были представлены основные  образовательные программы Центра.

Одна из новых форм повышения квалификации персонала публичных библиотек – регулярное проведение «открытых лекций», в том числе в формате видеоконференций с региональными библиотеками, лекций крупных отечественных библиотековедов. Открытые лекции собирают значительную аудиторию и вызывают большой интерес у сотрудников публичных библиотек.

Неотъемлемым компонентом современной системы повышения квалификации библиотечно-информационных кадров стало развитие дистанционного образования, способного обеспечить в принципиально изменившейся технологической среде механизм гарантированного получения и постоянного совершенствования сотрудниками библиотек своих профессиональных знаний.

В марте 2011 г. ЦУНБ им. Н. А. Некрасова организовала для регионов России первый дистанционный курс  «Библиотеки в цифровой среде» с использованием современных аудиовизуальных средств общения и Интернет-технологий (для специалистов Москвы, С.-Петербурга, Пензы). Курс посвящен изучению влияния цифровых технологий на деятельность публичных  библиотек.

Высший уровень образования молодых сотрудников предполагает тесное взаимодействие с профильными вузами, ведущими подготовку современных специалистов для библиотек Москвы, прежде всего – публичных. Необходимо использовать новые возможности получения высшего библиотечно-информационного образования в соответствии с Болонским соглашением по системе обучения, включающей преимущественно два основных цикла – бакалавриат и магистратуру – в рамках направления «Библиотечно-информационные ресурсы».

Кроме того, следует продолжить практику организации целевых групп студентов – сотрудников публичных библиотек, получающих высшее профильное образование по очно-заочной форме обучения на базе своих библиотек (ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, Библиотека искусств им. А. П. Боголюбова и др.).

В дискуссии приняла участие заведующая кафедрой библиотековедения АПРИКТ Татьяна Яковлевна Кузнецова. Она подчеркнула, что кадровая ситуация в библиотечной сфере крайне неблагоприятная: лишь 10–20% – это молодые специалисты, причём многие из них не имеют базового образования. Вместе с тем надежды на успешное развитие библиотечной отрасли связаны именно с молодыми профессионалами, сочетающими высокую культуру, глубокие знания и владение новыми технологиями. Отрадно, что в регионах молодые библиотечные работники ярко проявляют социальную и профессиональную активность. Их инициативы следует всемерно поддерживать.

Директор Московской городской деловой библиотеки Наталья Аветиковна Забелина предложила возродить традицию посвящения в профессию, приурочив ее к Дню города. Сегодня молодежь должна быть амбициозной и креативной, заявлять о себе в прессе и на телевидении. В целом пришла пора разработать общегородской системный проект для молодежи.

В рамках «круглого стола» психолог ЦУНБ им. Н. А. Некрасова Галина Михайловна Чередник провела психологический тренинг "Креативность – академия проектной деятельности", участниками которого стали 20 представителей библиотек России и Литвы.

Программа тренинга состояла из теоретической и практической частей. Содержание теоретической части: актуализация знаний о понятии, этапности и содержании креативности; определение и уточнение взаимосвязей инновация – креативность, проектная деятельность – креативность. Практическая часть включала: отработку некоторых техник сбора информации, генерализации идей и систематизации знаний;  развитие невербальной креативности; формирование навыка эффективного использования собственных ресурсов.

Среди основных целей тренинга – гармонизация самооценки, изменение стереотипов поведения, развитие навыков креативного мышления.

При отработке техник креативного мышления развивались идеи изменений библиотечной деятельности.

Очень интересные проекты стали результатом техники "Метафора". Библиотеку необходимо было представить как "Макдоналдс" и как ресторан высокого класса: какими будут "меню, персонал, дизайн, режим работы" таких библиотек. Если подобные проекты реализовать, то появятся библиотеки совершенно нового типа.

Техника "10 + 10" ярко продемонстрировала возможные концепции развития библиотек. Нужно было подобрать десять прилагательных, подходящих к слову "библиотека" и десять совершенно не подходящих. В итоге несочетаемые, казалось бы, слова как раз и показали пути возможного развития библиотек.

Очень интересная техника "Произвольно выбранные слова". Из газеты нужно выбрать три слова и составить максимальное количество предложений со словом "библиотека". В результате появились идеи концептуального развития библиотечно-информационной деятельности.

Каждую технику отрабатывали в двух группах, это создало соревновательность и придало эмоциональность.

В процессе тренинга были предложены упражнения на раскрытие и использование собственных ресурсов участников, что дает возможность проявить креативность в работе.

Впечатления от тренинга были отражены в анкетах. Из анализа анкет стало ясно, что подобные мероприятия востребованы, интересны и остро необходимы библиотечным специалистам.

Публикацию подготовили

О. А. Чувильская, А. В. Чувильский,
Г. М. Чередник

(ЦУНБ им. Н. А. Некрасова)

  
На главную