Научные и технические библиотеки №10 2012 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Соколов А. В. О бедном магистре замолвите слово

Каратыгина Т. Ф. Формирование межкультурной толерантности студентов – будущих специалистов в сфере библиотечно-информационного обслуживания

Стрелкова И. Б. Молодой учёный в библиотечной сфере: ценностная мотивация и профессиональная востребованность

Марьясова Н. В. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности

Байрамова И. З. Современное состояние кадрового обеспечения библиотек Азербайджанской Республики

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Леонтьев А. А. Эволюция информационных технологий, Интернет и библиотека: триумф Интернета или несбывшиеся надежды

Кирьянова А. П. Применение технологий интернет-маркетинга в научной библиотеке: теоретический аспект

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Стирлинг П., Ильен Г., Санц П., Сепетьян С. Депонирование электронных документов во Франции: пятилетний опыт применения нового законодательства и уроки на будущее

НАША ИСТОРИЯ

Глазков М. Н. Забытый персонаж эпохи

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Крымский форум накануне юбилея: Девятнадцатая Международная конференция «Крым». Обзор работы


УДК 023+174

Т. Ф. Каратыгина

Формирование межкультурной толерантности студентов –
будущих специалистов в сфере
библиотечно-информационного обслуживания

Обоснована необходимость формирования межкультурной толерантности как важного профессионального качества специалистов, работающих в библиотечно-информа­ционной сфере. Рассмотрен, в частности, опыт МГУКИ.

Ключевые слова: библиотеки, толерантность, библиотекари, студенты, информационно-библиотечная деятельность, Московский государственный институт культуры и искусств.

Своеобразным эпиграфом к этой статье могли бы послужить слова некогда широко известного советского педагога Антона Семеновича Макаренко: «Воспитывая современную молодежь, мы воспитываем историю страны, человечества».

В самом деле, наше настоящее и будущее во многом зависит от того, насколько воспримет молодое поколение позитивный опыт предшественников, как он будет творчески преобразован, развит в интересах и каждой отдельной личности и всего сообщества.

Стратегический ресурс развития общества – это культура, накопленные знания, базирующиеся на приоритете общечеловеческих ценностей, среди которых на первом месте – духовное и физическое здоровье молодых граждан. Признанными лидерами в деле создания и упрочения этого ресурса являются библиотечные учреждения, названные в Манифесте ЮНЕСКО о публичных библиотеках окном в мир знаний, проводниками демократических идей.

Успешная деятельность и координация усилий публичных и специальных библиотек (прежде всего учебных заведений), а также научных универсальных и отраслевых библиотечных учреждений различных систем и ведомств как на региональном, так и межрегиональном, межгосударственном уровне – главная предпосылка их активного влияния на решение важнейших социальных задач общества, среди которых центральное место занимает формирование образованного и жизненно активного молодого поколения.

Залог реализации этого – оптимизация (гармонизация) обучения профессионалов в сфере библиотечно-информационного обслуживания, стерж­нем чего является формирование у будущих специалистов такого необходимого профессионального качества, как межличностная и межкультурная толерантность, или терпимость, к различным общественным взглядам и позициям.

Обмен духовными ценностями, знакомство с достижениями науки и культуры других народов, обогащая личность, пробуждая интерес к иным людям и явлениям (первоначально воспринимаемым порой сугубо отрицательно – как нечто абсолютно непонятное и потому чуждое и плохое), постепенно позволяют увидеть внутреннюю «похожесть» разных представителей человеческого сообщества, почувствовать их внутреннее родство.

Своеобразный диалог культур, выступая в профессиональном плане как условие взаимодействия в использовании информации в виде документации, в житейском плане способствует установлению добрососедства, мирного сосуществования как в сугубо камерном, так и в глобальном смысле, становясь примиряющим фактором, помогающим снимать напряженность в различных коллективах и сообществах, создавать обстановку доверия и взаимного уважения, предупреждать большие и малые конфликты.

Прививать студентам в стенах высших и средних специальных учебных заведений чувство толерантности можно в нескольких направлениях. В первую очередь – при освещении цикла общенаучных и общественных дисциплин: литературы, истории, философии. Именно эти дисциплины предопределяют философское кредо, методологическую платформу, на которой стоит библиотекарь, его особые личностные качества – самоотверженность, энтузиазм, включенность в жизнь соотечественников.

Это особенно важно на современном этапе, когда всё настойчивее звучит мысль о возрождении приоритетной цементирующей роли просвещенческих идеалов, необходимых прежде всего для движения вперёд, одинаково предпочтительных и дорогих всему человечеству (это, конечно, мир, дружба, уважение к каждому члену общества, здоровье, сочувствие, хорошая семья, профессия по сердцу, реализация творческих замыслов, гуманистические морально-нравственные установки, определяющие духовные и душевные качества), необходимых каждому человеку для того, чтобы он самореализовался, был понят окружающими, по достоинству оценен, был счастлив.

Не должны быть забыты и достижения религиозной философской мысли, провозглашающие, наряду с общечеловеческими ценностями, и созидательную роль чтения.

Изложение положений философии космизма не обойдется без освещения жизненного и творческого подвига Николая Фёдоровича Фёдорова идеального библиотекаря Румянцевского музея – колыбели Российской государственной библиотеки.

По Н. Ф. Федорову, книжная культура и библиотека как её несущая конструкция призваны сыграть решающую роль в «воскрешении» духовного национального монолита. Исходя из этого, он обосновывает сакральный статус библиотечного дела и библиографии и придает чтению характер священнодействия.

У Н. Ф. Фёдорова библиотека становится своеобразным музеем духовно-материального книжного мира, который отражает степень национального (и в определенной мере интернационального) единства поколений.

В рассматриваемом ключе сегодня чрезвычайно актуальны и постулаты буддистской философии, использующей такое понятие как радостный ум, что и должен демонстрировать каждый библиотекарь. Миссия библиотекаря – не просто содействовать успешной трудовой деятельности общества и прежде всего молодежи, помогать ей в получении образования и постоянном обновлении знаний, но и учить радости познания (получения знаний), преодолению трудностей в овладении ими, радости от воплощения своих идей и планов в жизнь, удовлетворения плодами своего труда,
которые одинаково полезны и каждому отдельному человеку и обществу в целом.

Такими качествами обладает, например, автор недавно вышедшего в России научно-практического пособия «Проектная деятельность библиотеки по развитию толерантных отношений в полиэтническом регионе» Эльмир Нурмагомедович Якубов, директор Хасавюртовской городской централизованной библиотечной системы, недавний выпускник магистратуры МГУКИ, рассмотревший проблему толерантности на примере самого сложного в этническом и конфессиональном отношении региона не только России, но и мира – Республики Дагестан. Имя и деятельность Э. Н. Яку­бова хорошо знакомы многим представителям библиотечной общественности по его публикациям, выступлениям на конгрессах ИФЛА и других международных и российских форумах.

Исповедование толерантности – в известной мере один из путей обретения человеком (в данном случае имеются в виду и субъект, и посредник информационно-библиотечной деятельности, т.е. и пользователь, и библиотекарь) счастья. Поэтому весьма продуктивно при изложении дисциплин общенаучного и общеобразовательного циклов обращать внимание на то, что объединяет людей, гармонизирует их отношения, вселяет оптимизм, свидетельствует о справедливой оценке – оценке по заслугам – вклада той или личности в развитие культуры в целом и библиотечного дела в частности как неотъемлемой её части.

Отмечу важность особого акцента, который должен быть сделан (для формирования межкультурной толерантности студентов как важного профессионального качества будущих специалистов в сфере информационно-библиотечной деятельности) при преподавании дисциплин профессионального цикла и прежде всего библиотековедения. Так, раскрывая проблемы библиотечного менеджмента и маркетинга, управления коллективом, нельзя не заострить внимание на необходимости определения направлений наиболее рационального взаимодействия сотрудников, участвующих в одном и том же технологическом или управленческом цикле, выработке чувства команды, партнерских творческих отношений. Здесь особенно поможет использование достижений соционики.

При ознакомлении будущих специалистов в сфере библиотечно-информационной деятельности с содержанием и методикой формирования и сохранения библиотечных фондов также важно подчеркивать, что комплектатор должен исходить прежде всего из того, что объединяет людей, т.е. следовать духу и букве Декларации принципов толерантности (принята ЮНЕСКО в 1995 г.) и Декларации тысячелетия (принята ООН в 2000 г.), предлагающих направить энергию людей на достижение сотрудничества.

Успех деятельности библиотекаря обеспечивается его стремлением ориентироваться во всех особенностях национальных культур обслуживаемого населения, формировать фонд таким образом, чтобы всемерно и позитивно отражать эти особенности. Занимая равноудаленную позицию от всего, что вызывает конфронтацию в обществе, сотрудник библиотеки должен стремиться, чтобы собранные в фонде документы сближали людей, олицетворяли культурное многообразие, пропагандировали высшие этические ценности.

Наконец, особый смысл межкультурная толерантность приобретает при изучении вопросов содержания и методики библиотечно-информационного обслуживания.

Важное значение имеет определение и показ соотношения таких понятий, как толерантность библиотекаря и свобода библиотекаря, толерантность библиотекаря и нравственность. При этом нужно особо подчеркнуть, что лишь следование постулатам нравственности, базирующимся на достижениях мировой философской гуманистической мысли, позволит в контексте данной библиотекарю свободы наиболее оптимально, квалифицированно помочь как каждому индивиду в отдельности, так и обществу в целом в созидательной деятельности.

Успешное формирование межкультурной толерантности студентов, интеллигентности и гуманизма немыслимо без использования соответствующих педагогических приемов, суть которых сводится к пониманию одновременно простой и сложной истины: студент – не сосуд, который надо наполнить, а светильник, который необходимо зажечь.

В нынешний год, объявленный по инициативе Президента РФ Годом истории, наше внимание особо обращено на труды выдающихся историков, среди которых одно из первых мест принадлежит «Истории Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Этот труд может служить для преподавателей вузов одновременно и методологической (философской), и методической основой.

Н. М. Карамзин провозгласил тезис «История должна быть нравственной» и, опираясь на свой литературный дар, сумел приблизить историю к молодежи. Не перегружая изложение фактами и выкладками, которые абсолютно не интересны молодым людям, ещё не обладающим солидным запасом знаний, Н. М. Карамзин смог «завлечь» изучением истории представителей всех социальных слоёв, инициировал воссоздание исторических образов в музыке, литературе, живописи, скульптуре и т.д. Его книга (в кратком изложении – для детей) хранилась во многих домашних библиотеках. А великий критик В. Г. Белинский в своих рецензиях приветствовал каждый новый том «Истории…» Карамзина как «успех в народном воспитании».

В завершение подчеркну: помимо аудиторных обязательных учебных занятий, в формировании межкультурной толерантности студентов как важного профессионального качества будущих специалистов в сфере информационно-библиотечной деятельности не менее важную роль играет внеаудиторная воспитательная работа со студентами. Некоторые позитивные её примеры даёт опыт ведущего российского вуза культуры – Московского государственного института культуры и искусств.

Большое значение имели проведенные МГУКИ в 2010 и 2011 гг. Международные московские форумы «Культура как стратегический ресурс ХХI века». В преддверии форума 2011 г. состоялось заседание «круглого стола» «Культурная среда и культурная идентичность народов современной России».

Под патронатом ректората в МГУКИ создан Этноцентр, первым руководителем которого был Рамазан Гаджимурадович Абдулатипов, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, член Союза писателей Москвы, лауреат Премии Правительства России за серию работ «Народы моей России», известный политик, депутат Государственной Думы.

Сегодня МГУКИ – крупнейший вуз культуры с широким спектром специальностей и направлений культурологического, библиотечно-информационного и художественного образования. В университете обучаются более 12 тыс. студентов из 36 стран.

Вклад МГУКИ в развитие общества несомненен: 80 тыс. его выпускников честно и самоотверженно выполняют высокую миссию – служить на благо России, развивать и беречь её самое большое достояние – великую многонациональную культуру.

Редакция и редколлегия нашего журнала сердечно поздравляют Татьяну Фёдоровну с юбилеем и от всей души желают ей доброго здоровья, новых творческих свершений и талантливых учеников!

  
На главную