УДК 02(476)+023
И. Б. Стрелкова
Молодой учёный в библиотечной сфере:
ценностная мотивация и профессиональная востребованность
Рассмотрена молодёжная научная политика в библиотечной сфере
Беларуси. Проанализированы причины профессиональной миграции молодых учёных из
библиотечной сферы в педагогическую или иную.
Ключевые слова: молодые учёные, библиотеки, Беларусь,
научное сообщество, профессия.
В своей профессиональной
деятельности молодой учёный – библиотечный специалист – стремится не только
реализовать себя как личность, раскрыть свои возможности, способности и
таланты, но и принести пользу библиотеке и её читателям. Однако чтобы
стремление к достижению профессиональных и научных целей не угасло, необходим
постоянно действующий ценностно-мотивационный механизм, обеспечивающий
возможность достижения нового уровня профессионализма, развития карьеры,
самореализации и самосовершенствования молодого учёного в библиотечной сфере.
Одним из эффективных факторов мотивации в профессиональной и
научно-исследовательской деятельности является феномен признания [1].
Молодому учёному необходимо признание как минимум коллег-библиотекарей и как
максимум научного сообщества.
Научный и профессиональный потенциал молодого учёного должен
быть востребован библиотекой, поддержан её кадровой молодёжной научной и
профессиональной политикой.
Во многих ли библиотеках Беларуси созданы необходимые условия
для тех, кто заинтересован в проведении современных практикоориентированных
научных исследований, способен поставить работу библиотеки на рельсы
инноватики?
К сожалению, возникает ощущение, что молодёжной научной
политики в библиотечной сфере Беларуси как таковой не существует. Специального
исследования мы не проводили, однако результаты комплексного изучения
современного состояния и перспектив развития персонала вузовских библиотек
страны (проведено нами в 2006 г.), подтверждённые выборочным опросом
руководителей библиотек вузов и республиканских отраслевых научных библиотек в
2009 и 2011 гг., свидетельствуют, что создание необходимых условий для
сотрудников, обучающихся в аспирантуре и занимающихся научной деятельностью,
не является приоритетным направлением улучшения кадровой ситуации в
университетских и научных библиотеках Республики Беларусь [2. С. 112,
113].
Белорусское научное библиотечное сообщество невелико – его
представляют 27 учёных (сведения на апрель 2012 г.); из них 7 работают в
библиотеках (Национальной библиотеке Беларуси, ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси,
библиотеке БГУКИ), 18 – в числе профессорско-преподавательского состава БГУКИ,
двое имеют степень доктора педагогических наук по специальности 05.25.03 –
«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
Возрастной состав: только 6 учёных можно отнести к категории
молодых (кандидаты наук до 42 лет); 15 – старше 55 лет, в том числе 5 – старше
70 лет.
Каждого аспиранта, а тем более молодого кандидата наук мы знаем
«в лицо» – по публикациям в профессиональной печати, выступлениям на научных
форумах, научно-практических конференциях, иных профессиональных библиотечных
и педагогических площадках; отслеживаем путь его профессиональной миграции и
степень востребованности его потенциала.
В связи с этим весьма актуальны слова Э. Р. Сукиасяна: «Хочется
спросить директоров, зав. отделами: эти люди нужны вам в повседневной
деятельности?.. Если вам полезен кандидат наук в коллективе, сделайте так,
чтобы ему стало невыгодно уходить на другую преподавательскую или чисто
исследовательскую работу… Если ваш сотрудник защитил диссертацию по теме,
связанной с его непосредственной работой в библиотеке, … то вы как
руководитель просто обязаны дать ему возможность продолжать свои исследования.
Признательность сотрудника будет прямо способствовать успешному выполнению им
непосредственных обязанностей. …Опытный и авторитетный руководитель-практик,
который уверенно держит в своих руках все нити управления, не должен опасаться
наличия кандидатов наук среди своих подчинённых» [3].
Нам представляется, что руководителю библиотеки следует
опасаться иного: неопределённости перспектив, невостребованности научного
потенциала, слабого обеспечения условий научного труда и творческой
самореализации. Все эти факторы негативно влияют на идентификацию молодёжи с
научным сообществом, приводят к росту социальной апатии, нежеланию работать в
библиотеке, миграции молодых учёных из библиотечной сферы в педагогическую или
иную сферу деятельности (автор этой статьи может служить ярким
подтверждением подобной миграции).
В результате исследования, проведённого ГПНТБ СО РАН, выявлены
причины нежелания российских аспирантов и молодых учёных работать в науке и в
библиотеке: наличие лучших перспектив для профессиональной реализации в других
областях; желание и возможность учиться или работать за рубежом либо применить
свои знания и квалификацию для работы в иностранных компаниях;
востребованность молодых учёных в коммерческих организациях и др. [4.
С. 238, 239]. Вероятно, при проведении подобного исследования в Беларуси
подобный перечень был бы не менее разнообразным.
Как показывает практика, молодой учёный, обладающий высокой
мотивацией для интеллектуального и профессионального развития, находит своё
место в системе дополнительного профессионального образования –
в Академии последипломного образования Республики Беларусь (http://www.academy.edu.by),
Центре проблем развития образования БГУ (http://charko.narod.ru),
Республиканском институте высшей школы (http://nihe.bsu.by/), Республиканском
институте инновационных технологий БНТУ (http://www.bntu.by/riit/item/riit.html)
и др.
В условиях перехода вузов и
крупнейших библиотек Беларуси к деятельности, основанной на системе
менеджмента качества, особое внимание руководства библиотек должно быть
направлено на «философию организации, основанной на стремлении к качеству и
практике управления, которая приводит к всеобщему качеству» [5].
Эффективное управление библиотекой
подразумевает использование научного и профессионального потенциала молодых
учёных для достижения результата, а результат – это достойное место библиотеки
в научном и профессиональном библиотечном сообществе.
Теория и практика современного библиотековедения
свидетельствуют о том, что структуры, допустившие дефицит компетентных молодых
сотрудников, в том числе аспирантов и молодых учёных, теряют престиж и
перспективу. Библиотекам необходимо найти оптимальные пути решения
этой проблемы: выработать стратегию
управления профессиональной карьерой таких специалистов, придать целевой
характер профессиональному обучению, оказывать стартовую материальную
поддержку, формировать позитивный образ профессии библиотекаря. Успех
коллектива библиотеки зависит от каждого
руководителя, имеющего в своём распоряжении инструменты для мотивации
персонала и умело использующего их и свои знания [6].
Внедрение идей современного менеджмента качества предполагает
существенные изменения, не только единовременные, но прежде всего, постоянные
инновации. Человеческий аспект в этих изменениях является фундаментальным, так
как именно поведение людей определяет, что и как можно изменить, какую это
принесёт пользу. Качество ценностно-мотивационного механизма деятельности
руководства в отношении сотрудников библиотеки – молодых учёных будет влиять
на все технологические и инновационные процессы, происходящие в библиотеке.
Список источников
1.
Осипов А. И.
Ценностная мотивация ученого [Электронный ресурс] / А. И. Осипов.
– Режим доступа :
http://www.belisa.org.by/ru/print/?brief=titul_kadr09. – Дата
доступа: 20.10.2011.
2. Стрелкова И. Б.
Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной
среде : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008.
– 230 с. – (Профессионалам библиотечного дела).
3. Сукиасян Э. Р.
Кандидат наук в библиотечном коллективе // Сукиасян Э. Р. Библиотечная
профессия и кадровый менеджмент : избр. ст. 2004–2011 гг. / Э. Р. Сукиасян. –
/
С.-Петербург : Профессия, 2011. – С. 262–265.
4.
Редькина Н. С.
Поддержка молодых учёных и специалистов в ГПНТБ СО РАН / Н. С. Редькина //
Молодые в библиотечном деле. – 2006. – № 2–3 (февраль-март). – С. 237–243.
5. Денисова А. А.
Управление персоналом в системе менеджмента качества [Электронный ресурс]. –
Режим доступа :
http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=11587&table=
papers_file&type=0&conn=confDB.
–Дата доступа: 10.09.2009.
6. Стрелкова-Зыль И. Б.
Кадровые ресурсы библиотек: теория и практика управления
развитием : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова-Зыль. – Москва : Литера,
2011. – 240 с. – (Современная библиотека).
|