Научные и технические библиотеки №10 2012 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Соколов А. В. О бедном магистре замолвите слово

Каратыгина Т. Ф. Формирование межкультурной толерантности студентов – будущих специалистов в сфере библиотечно-информационного обслуживания

Стрелкова И. Б. Молодой учёный в библиотечной сфере: ценностная мотивация и профессиональная востребованность

Марьясова Н. В. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности

Байрамова И. З. Современное состояние кадрового обеспечения библиотек Азербайджанской Республики

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Леонтьев А. А. Эволюция информационных технологий, Интернет и библиотека: триумф Интернета или несбывшиеся надежды

Кирьянова А. П. Применение технологий интернет-маркетинга в научной библиотеке: теоретический аспект

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Стирлинг П., Ильен Г., Санц П., Сепетьян С. Депонирование электронных документов во Франции: пятилетний опыт применения нового законодательства и уроки на будущее

НАША ИСТОРИЯ

Глазков М. Н. Забытый персонаж эпохи

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Крымский форум накануне юбилея: Девятнадцатая Международная конференция «Крым». Обзор работы


УДК 023+174

О нашей психологической культуре.
Предисловие к статье Н. В. Марьясовой
«Духовно-нравственные основы
профессиональной деятельности»

Профессиональный психолог, кандидат психологических наук Н. В. Марьясова написала для нашего журнала статью о духовно-нравственных основах профессиональной деятельности. Я с огромным интересом прочитал её, несмотря на то что в статье нет слов библиотека, библиотекарь… Мне, автору почти сорока бесед о библиотечной профессии, стало стыдно: о её духовно-нравственных основах я не писал.

У нас особая сфера деятельности: мы работаем с людьми, а не с книгами, как некоторые думают. Книги – лишь предметы нашего взаимодействия, а язык – инструмент. Мы считаем, что читатели нуждаются только в книгах, в информации. Поэтому часто отправляем их к компьютеру, за которым они могли бы поработать и дома. Но ведь многие приходят к нам, чтобы пообщаться со специалистом, который умело введёт в мир знаний. К сожалению, их нередко встречают бездуховные библиотекари.

Духовно-нравственные начала в человеке не связаны с религией. Процитирую строки статьи Н. В. Марьясовой: «Духовность в человеке раскрывается через его направленность, ценности и смыслы. Через его представление о должном, о морально-нравственном императиве, который регулирует поступки человека, его представления о подлинно человеческом отношении к себе, к другим и к деятельности».

С Натальей Валерьевной я познакомился на 7-й Рабочей встрече библиотечных социологов и психологов в Москве в апреле 2012 г. Теперь, работая в библиотеке, она изучает нашу профессиональную деятельность «изнутри», и мы ждём от неё интересных материалов.

Читая статью, постарайтесь увидеть в ней себя, свою библиотеку, своих коллег.

 Э. Р. Сукиасян

УДК 023+174

Н. В. Марьясова

Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности

Рассмотрены психологические факторы профессиональной деятельности человека, которые способствуют повышению производительности и эффективности труда.

Ключевые слова: профессия, деятельность, культура, общество, труд, прогресс, нравственность, структура, человек.

Социальные изменения, происходящие практически во всех сферах современного общества, затрагивают и профессиональную деятельность человека. Для нашей страны характерно взаимодействие глобальных тенденций развития производительных сил и специфических российских закономерностей и особенностей. Кардинально меняются и значительно усложняются как профессиональная деятельность в целом, так и её конкретные виды.

Важное направление изменений, где переплетаются и глобальные тенденции, и специфические отечественные особенности, – это изменение соотношения между двумя основными классами профессиональной деятельности – субъект-объектным и субъект-субъектным. Если в течение длительного исторического периода явно доминировал первый из них, то в середине–конце XX в. произошёл явный перевес в пользу второго, и эта тенденция с развитием общества только усиливается. На первый план выходят именно субъект-субъектные виды деятельности, в которых предмет труда человека – другой человек.

Субъект-субъектные виды деятельности становятся доминирующими в психологии труда. Меняется отношение и к самому труду. Труд постепенно начинает оцениваться значительной частью общества объективно и трезво – как средство, которое даёт ровно такую отдачу, насколько хорошо или плохо оно будет использовано. В результате многие квалифицированные специалисты осознают необходимость повышать эффективность своего труда. Для этого нужны психологические знания о труде: они способствуют повышению профессиональной компетентности, которая является основным фактором, главной производительной силой индивидуального труда.

Именно поэтому психология труда – важный фактор повышения эффективности профессиональной деятельности. В обществе, в его образовательных структурах меняется отношение к психологическим знаниям, в том числе и к прикладной психологии.

Знания об основных психологических закономерностях и основах профессиональной деятельности рассматриваются сегодня как необходимый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. В силу этого психологические дисциплины, в частности психология труда, вводятся в учебные программы вузов не только психологического, но и других профилей.

Расширение сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических взаимоотношений – всё это способствует изучению профессиональной деятельности. Осознаны сложность и значимость успешного подбора кадров, обучения управлению людьми, ориентации в мире профессий; пришло понимание того, что необходима научно обоснованная система знаний для обеспечения экономически эффективных и безопасных организации, развития, формирования, диагностики, коррекции, регуляции и управления профессиональной деятельностью человека.

Сложность решения этих задач, с одной стороны, состоит в том, что сегодня существует много разных профессий, в структуре которых происходят быстрые и комплексные изменения. С другой стороны, область психологического знания – теоретического, методологического, методического и практического – значительно расширилась и обогатилась. В этих условиях от психолога требуется быстро ориентироваться и в реальной ситуации, и в научных знаниях для успешной организации профессиональной деятельности.

Так что же представляет собой в профессиональной деятельности человека объективная духовная реальность? Чем является для человека профессия? Почему востребована психологическая наука? Как обеспечить соответствие человека его профессии?

В разные периоды жизни мы размышляем о том, кем будем. В дошкольном возрасте ребёнок мечтает стать космонавтом, шофёром, лётчиком, художником, артистом или музыкантом. Подростки более зрело обдумывают выбор своей будущей профессии. После окончания школы нужно решать вопрос: кем быть. Но всё это – прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в профессию. Настоящая жизнь в профессии начинается с того момента, когда человек становится проводником профессии, т.е. активным деятелем, созидателем социальных ценностей.

Наша духовная и физическая жизнь связана с жизнью в профессии. Профессия как род занятий, регламентированный социальными, юридическими и техническими нормативами, реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания исполнителя. Профессия как объективная реальность оживает и одухотворяется только в профессиональной деятельности; в то же время, осваивая профессию, человек познаёт себя, свои возможности и профессиональную реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою социальную роль и ответственность.

Таким образом, человек и профессия – это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала. Для каждого мыслящего человека профессиональная деятельность – это то, к чему он стремится, о чём мечтает, что изучает, познаёт, осваивает, осознаёт и преобразует.

Духовная ценность профессиональной деятельности заключается ещё и в том, что она востребована обществом. Многоэтапный и сложный путь в профессию сопровождается кризисами профессионального становления человека как личности. Позитивное движение по этому пути требует разумной активизации духовных, психических и физических сил.

Если кризис профессионального становления мы преодолеваем конструктивно, происходит профессиональное развитие личности. Но не всем и не на всех этапах своего развития удаётся самостоятельно найти конструктивное решение. Поэтому могут возникать деструктивные изменения, которые приводят к нарушению целостности личности, снижают её адаптивность и устойчивость, отрицательно влияют на продуктивность деятельности и даже могут привести к профессиональной деформации специалиста. Чтобы осознать трудности, которые мы испытываем в профессиональной деятельности, и способы их преодоления, необходимо, прежде всего, познать сущность человека, осмыслить его взаимосвязь с миром и раскрыть его уникальность.

Человек многогранен и непредсказуем. Его устремления и действия могут быть рациональными и иррациональными (например, стремление к знаниям и их неправильное использование). Он может любить и ненавидеть, созидать и разрушать, быть самостоятельным, свободным и зависимым.

Духовность в человеке раскрывается через его направленность, ценности и смыслы, представление о должном, морально-нравственном императиве, который регулирует поступки. Именно эти ценности активизируют силу духа, ответственность и позволяют нам преодолевать экстремальные ситуации.

К созидательным ценностям относятся те, которые обеспечивают творчество в деятельности. Ценности переживания характеризуют интенсивность чувствительности человека к явлениям окружающего мира в зависимости от их осознания. Эти ценности можно рассматривать как основные пути поиска смысла жизни. Жизнь ставит перед человеком вопросы, на которые ему приходится ежедневно и ежечасно отвечать не словами, а действиями.

Взаимодействуя с внешним предметным миром, человек стремится к познанию предметов, в процессе которого формируется определённое оценочное отношение (позитивное или негативное) к ним, осознаваемое как связь между предметом и своим «Я». Мир, в котором мы живём, многообразен, сложен, непредсказуем.

Изучение взаимосвязей человека и профессии выявило сложность, многогранность, динамичность и иерархичность связей, возникающих при взаимодействии человека с окружающим миром, и раскрыло пути их осмысления.

Личностный и психологический уровни становятся главными объектами внимания в трудовом процессе, остро встаёт проблема безопасности производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Эти стороны организации труда определяют основные тенденции развития знаний о трудовой деятельности в XXI в. Всё это обусловливает необходимость глубокого развития специальной науки, изучающей человеческий фактор в процессе трудовой деятельности – психологии труда.

Происходящие в нашем обществе изменения переориентируют традиционную психологию труда на решение новых духовных проблем, развитие новых направлений (при этом никто не отменял классическую психологию труда). Это – стратегическая задача развития психологии труда, и её ещё предстоит решать в нашей стране.

  
На главную