УДК 023+174
О нашей психологической культуре.
Предисловие к статье Н. В. Марьясовой
«Духовно-нравственные основы
профессиональной деятельности»
Профессиональный психолог, кандидат психологических наук Н. В. Марьясова
написала для нашего журнала статью о духовно-нравственных основах
профессиональной деятельности. Я с огромным интересом прочитал её, несмотря на
то что в статье нет слов библиотека, библиотекарь… Мне, автору
почти сорока бесед о библиотечной профессии, стало стыдно: о её
духовно-нравственных основах я не писал.
У нас особая сфера деятельности: мы работаем с людьми, а не с
книгами, как некоторые думают. Книги – лишь предметы нашего взаимодействия, а
язык – инструмент. Мы считаем, что читатели нуждаются только в книгах, в
информации. Поэтому часто отправляем их к компьютеру, за которым они могли бы
поработать и дома. Но ведь многие приходят к нам, чтобы пообщаться со
специалистом, который умело введёт в мир знаний. К сожалению, их нередко
встречают бездуховные библиотекари.
Духовно-нравственные начала в человеке не связаны с религией.
Процитирую строки статьи Н. В. Марьясовой: «Духовность в человеке
раскрывается через его направленность, ценности и смыслы. Через его
представление о должном, о морально-нравственном императиве, который
регулирует
поступки человека, его представления о подлинно человеческом отношении к себе,
к другим и к деятельности».
С Натальей Валерьевной я познакомился на 7-й Рабочей встрече
библиотечных социологов и психологов в Москве в апреле 2012 г. Теперь, работая
в библиотеке, она изучает нашу профессиональную деятельность «изнутри», и мы
ждём от неё интересных материалов.
Читая статью, постарайтесь увидеть в ней себя, свою библиотеку,
своих коллег.
Э. Р. Сукиасян
УДК 023+174
Н. В. Марьясова
Духовно-нравственные основы
профессиональной деятельности
Рассмотрены психологические факторы
профессиональной деятельности человека, которые способствуют повышению
производительности и эффективности труда.
Ключевые слова: профессия, деятельность, культура,
общество, труд, прогресс, нравственность, структура, человек.
Социальные изменения, происходящие
практически во всех сферах современного общества, затрагивают и
профессиональную деятельность человека. Для нашей страны характерно
взаимодействие глобальных тенденций развития производительных сил и
специфических российских закономерностей и особенностей. Кардинально меняются
и значительно усложняются как профессиональная деятельность в целом, так и её
конкретные виды.
Важное направление изменений, где переплетаются и глобальные тенденции, и
специфические отечественные особенности, – это изменение соотношения
между двумя основными классами профессиональной деятельности
– субъект-объектным и субъект-субъектным. Если в течение длительного
исторического периода явно доминировал первый из них, то в середине–конце
XX в.
произошёл явный перевес в пользу второго, и эта тенденция с развитием общества
только усиливается. На первый план выходят именно субъект-субъектные виды
деятельности, в которых предмет труда человека – другой человек.
Субъект-субъектные виды
деятельности становятся
доминирующими в психологии труда. Меняется отношение и к самому труду. Труд
постепенно начинает оцениваться значительной частью общества объективно и
трезво – как средство, которое даёт ровно такую отдачу, насколько хорошо или
плохо оно будет использовано. В результате многие квалифицированные
специалисты осознают необходимость повышать эффективность своего труда.
Для этого нужны психологические знания о труде: они способствуют повышению
профессиональной компетентности, которая является основным фактором, главной
производительной силой индивидуального труда.
Именно поэтому психология труда – важный фактор повышения
эффективности профессиональной деятельности. В обществе, в его образовательных
структурах меняется отношение к психологическим знаниям, в том числе и к
прикладной психологии.
Знания об основных
психологических закономерностях и основах профессиональной деятельности
рассматриваются сегодня как необходимый компонент общей культуры личности
специалиста любого профиля. В силу этого психологические дисциплины, в
частности психология труда, вводятся в учебные программы вузов не только
психологического, но и других профилей.
Расширение
сфер профессиональной деятельности, появление совершенно новых для нашего
общества коммерческих организаций, изменение социально-экономических
взаимоотношений – всё это способствует
изучению профессиональной деятельности. Осознаны сложность и значимость
успешного подбора кадров, обучения управлению людьми, ориентации в мире
профессий; пришло понимание того, что необходима научно обоснованная система
знаний для обеспечения экономически эффективных и безопасных организации,
развития, формирования, диагностики, коррекции, регуляции и управления
профессиональной деятельностью человека.
Сложность решения этих
задач, с одной стороны, состоит в том, что сегодня существует много разных
профессий, в структуре которых происходят быстрые и комплексные изменения. С
другой стороны, область психологического знания – теоретического,
методологического, методического и практического – значительно расширилась и
обогатилась. В этих условиях от психолога требуется быстро ориентироваться и в
реальной ситуации, и в научных знаниях для успешной организации
профессиональной деятельности.
Так
что же представляет собой в
профессиональной деятельности человека объективная духовная реальность?
Чем является для человека профессия? Почему востребована психологическая
наука? Как обеспечить соответствие человека его профессии?
В разные периоды жизни мы
размышляем о том, кем будем.
В дошкольном возрасте ребёнок мечтает стать
космонавтом, шофёром, лётчиком, художником, артистом или музыкантом.
Подростки более зрело обдумывают выбор своей будущей профессии. После окончания школы нужно
решать вопрос: кем быть. Но всё
это – прелюдия к сложному, длительному, трудно прогнозируемому пути в
профессию. Настоящая жизнь в профессии начинается с того момента, когда
человек становится проводником профессии, т.е. активным деятелем,
созидателем социальных ценностей.
Наша духовная и физическая
жизнь связана с жизнью в профессии. Профессия как род занятий,
регламентированный социальными, юридическими и техническими нормативами,
реализуется в трудовой деятельности и существует независимо от желания
исполнителя. Профессия как объективная реальность оживает и
одухотворяется только в профессиональной деятельности; в то же время,
осваивая профессию, человек познаёт себя, свои возможности и профессиональную
реальность как общественную и жизненную необходимость, осознает свою
социальную роль и ответственность.
Таким образом, человек и профессия –
это два взаимосвязанных явления, нормальное взаимодействие которых позитивно и
для общества, и для самого человека как индивидуума и профессионала. Для
каждого мыслящего человека профессиональная деятельность – это то, к чему он
стремится, о чём мечтает, что изучает, познаёт, осваивает, осознаёт и
преобразует.
Духовная
ценность профессиональной деятельности
заключается ещё и в том, что она
востребована обществом. Многоэтапный и сложный путь
в профессию сопровождается кризисами профессионального
становления человека как личности. Позитивное движение по этому пути требует разумной
активизации духовных, психических и
физических сил.
Если кризис
профессионального становления мы преодолеваем конструктивно, происходит
профессиональное развитие личности. Но не всем и не на всех этапах своего
развития удаётся самостоятельно найти конструктивное решение. Поэтому могут
возникать деструктивные изменения, которые приводят к нарушению целостности
личности, снижают её адаптивность и устойчивость, отрицательно влияют на
продуктивность деятельности и даже могут привести к профессиональной
деформации специалиста. Чтобы осознать трудности, которые мы испытываем в
профессиональной деятельности, и способы их преодоления, необходимо, прежде
всего, познать сущность человека, осмыслить его взаимосвязь с миром и раскрыть
его уникальность.
Человек
многогранен и непредсказуем. Его устремления и действия могут быть
рациональными и иррациональными (например, стремление к знаниям и их
неправильное использование). Он может любить и ненавидеть, созидать и
разрушать, быть самостоятельным, свободным и зависимым.
Духовность в
человеке раскрывается через его направленность, ценности и смыслы,
представление о должном, морально-нравственном императиве, который регулирует поступки. Именно эти ценности активизируют силу
духа, ответственность и позволяют нам преодолевать экстремальные ситуации.
К
созидательным ценностям относятся те, которые обеспечивают творчество в
деятельности. Ценности переживания характеризуют интенсивность
чувствительности человека к явлениям окружающего мира в зависимости от их
осознания. Эти ценности можно рассматривать как основные пути поиска смысла
жизни. Жизнь ставит перед человеком вопросы, на которые ему приходится
ежедневно и ежечасно отвечать не словами, а действиями.
Взаимодействуя с внешним предметным миром,
человек стремится к познанию предметов, в процессе которого формируется
определённое оценочное отношение
(позитивное или негативное) к ним, осознаваемое как связь между
предметом и своим «Я». Мир, в котором мы живём, многообразен, сложен,
непредсказуем.
Изучение взаимосвязей человека и
профессии выявило сложность, многогранность, динамичность и иерархичность
связей, возникающих при взаимодействии человека с окружающим миром, и раскрыло
пути их осмысления.
Личностный и психологический уровни становятся главными
объектами внимания в трудовом процессе, остро встаёт проблема безопасности
производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления.
Эти стороны организации труда определяют основные тенденции развития знаний о
трудовой деятельности в XXI в. Всё это
обусловливает необходимость глубокого
развития специальной науки, изучающей человеческий фактор в процессе трудовой
деятельности – психологии труда.
Происходящие в нашем обществе изменения переориентируют
традиционную психологию труда на решение новых духовных проблем, развитие
новых направлений (при этом никто не отменял классическую психологию труда).
Это – стратегическая задача развития психологии труда, и её ещё предстоит
решать в нашей стране.
|