Научные и технические библиотеки №10 2012 год
Содержание:

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Соколов А. В. О бедном магистре замолвите слово

Каратыгина Т. Ф. Формирование межкультурной толерантности студентов – будущих специалистов в сфере библиотечно-информационного обслуживания

Стрелкова И. Б. Молодой учёный в библиотечной сфере: ценностная мотивация и профессиональная востребованность

Марьясова Н. В. Духовно-нравственные основы профессиональной деятельности

Байрамова И. З. Современное состояние кадрового обеспечения библиотек Азербайджанской Республики

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Леонтьев А. А. Эволюция информационных технологий, Интернет и библиотека: триумф Интернета или несбывшиеся надежды

Кирьянова А. П. Применение технологий интернет-маркетинга в научной библиотеке: теоретический аспект

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Стирлинг П., Ильен Г., Санц П., Сепетьян С. Депонирование электронных документов во Франции: пятилетний опыт применения нового законодательства и уроки на будущее

НАША ИСТОРИЯ

Глазков М. Н. Забытый персонаж эпохи

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Павлова Н. П. Крымский форум накануне юбилея: Девятнадцатая Международная конференция «Крым». Обзор работы


УДК 023(479.24)

И. З. Байрамова

Современное состояние кадрового обеспечения
библиотек Азербайджанской Республики

На основе статистических данных проанализировано обеспечение кадрами библиотек экономических регионов Азербайджана (на примере Апшеронского, Гянджа-Казахского, Ленкоранского и Куба-Хачмасского).

Ключевые слова: Азербайджанская Республика, библиотеки, библиотечно-информационное обеспечение, библиотечные фонды, библиотечные кадры, региональное развитие.

Библиотечное дело в Азербайджане в последние годы развивается благодаря государственной заботе. Законы, принятые Президентом Ильхамом Алиевым, способствуют развитию библиотек, которые играют важную роль в повышении интеллектуально-культурного потенциала республики.

29 декабря 1998 г. года вступил в силу Закон Азербайджанской Республики «О библиотечном деле», в котором говорится: «Библиотеки являются социальным институтом, собирающим, хранящим произведения печати и другие носители информации, систематически организующим их общественное пользование, как учреждения науки, информации, культуры, образования и воспитания, способствующие повышению интеллектуального и культурного потенциала общества» [5. С. 3]. Развитию библиотечной сферы способствуют повышение экономического потенциала регионов Азербайджана, создание новых рабочих мест и другие факторы.

У каждого из десяти экономических районов республики есть свои географические, демографические, экономические особенности, влияющие на формирование и развитие сети библиотек. Если в первое десятилетие после провозглашения независимости Азербайджана в директивных документах, определяющих пути социально-экономического развития страны, прежде всего обращалось внимание на общереспубликанские проблемы, то во второе десятилетие более пристальное внимание стало уделяться отдельным регионам. В феврале 2004 г. была утверждена «Государственная Программа по социально-экономическому развитию регионов Азербайджанской Республики (2004–2008 гг.)» [1], в которой представлена стратегия развития библиотечной инфраструктуры.

В принятой в 2008 г. «Государственной Программе по развитию библиотечно-информационной сферы в Азербайджане в 2008–2013 гг.» определены направления развития библиотечного дела: оптимизация библиотечной деятельности, планомерное развитие библиотечной сети, коренное улучшение материально-технического снабжения библиотек. В Программе проанализирована катастрофическая ситуация, сложившаяся в издательской отрасли и книжной торговле, которая нарушила систему комплектования библиотечных фондов.

В 2009 г. Государственный комитет по статистике Азербайджанской Республики провёл мониторинг библиотек c целью изучить состояние библиотечного обслуживания населения, а также применение новых технологий в библиотечной сфере и их соответствие мировому уровню. Особое внимание было уделено таким проблемам, как формирование электронных документно-информационных ресурсов и виртуальных библиотек, улучшение кадрового обеспечения библиотек, создание условий для непрерывного образования библиотечных работников.

Результаты мониторинга были проанализированы и отражены в специальном статистическом бюллетене «О деятельности библиотек» [6]. Выявлено, что в Азербайджане действуют 8 507 массовых, детских, юношеских, научных, научно-вспомогательных и других специализированных библиотек. 2 322 (23,7 %) из них работают в городах, 6 185 (72,7 %) – в сельской местности. 50,7 % библиотек относятся к Министерству образования (из них 48,0 % – библиотеки общеобразовательных школ, 2,7 % – профессионально-технических, среднеспециальных и высших учебных заведений), 46,6 % – к Министерству культуры и туризма (из них 44,8 % – массовые, 1,8 % – библиотеки музыкальных школ); 2,7 % – функционируют при других организациях.

Общий объём фонда – 111 млн экз., в том числе: книги – 80,5 %, газеты и журналы – 5,4 %, другие материалы – 14,1 %. На городские библиотеки приходится 72,8 % общего объёма фонда, на сельские – 27,2 %. 34,6 % фонда принадлежит библиотекам общеобразовательных школ, 32 % – сети Министерства культуры и туризма, 21,4 % – научно-техническим, 12 % – библиотекам других учреждений и ведомств.

Качество библиотечной деятельности напрямую зависит от уровня подготовки библиотечных кадров. К сожалению, обеспечение азербайджанских библиотек кадрами, их подготовка и состав, распределение между регионами страны до сих пор не изучались. Эта статья – первая попытка.

Мониторинг покaзал: в библиотеках Азербайджана трудятся 12 729 человек, в том числе 8 727 – библиотечные работники, 4 002 – технический персонал.

45,7 % библиотечных специалистов Азербайджана работают в городах. Только 18,1 % сотрудников имеют высшее специальное образование, 20,2 % – среднее специальное. 15,1 % – имеют высшее неспециальное (не библиотечное) образование, большинство из них (76,6 %) работают в городских библиотеках. У 14,5 % сотрудников библиотек – не библиотечное среднее специальное образование. Почти треть (32,1 %) персонала имеют среднее образование, 77,1 % из них трудятся в сельских библиотеках [6. С. 3–4].

Анализ результатов мониторинга позволяет определить показатели, характеризующие эффективность библиотечной деятельности: соотношение количества читателей и населения; степень удовлетворения читательских запросов; соотношение количества библиотекарей и читателей; число книг, приходящихся на одного читателя.

Результаты мониторинга также дают представление о распределении общего количества библиотечных кадров среди разных регионов республики (включая Баку).

В сельских массовых библиотеках Азербайджана трудятся 2 160 специалистов: 206 имеют высшее специальное образование, 308 – высшее неспециальное, 820 – среднее специальное, 635 – среднее специальное не библиотечное.

В городских массовых библиотеках республики – 4 598 сотрудников: 1 373 – с высшим специальным образованием, 1 010 – высшим неспециальным, 947 – со средним специальным, 626 – средним специальным не библиотечным, 642 – средним [6. С. 22].

Рассмотрим кадровое обеспечение библиотек на примере нескольких экономических районов Азербайджана. В Апшеронский, кроме одноименного административного района, входят Хызинский, Баку и Сумгаит. В этом регионе (не считая Баку) действуют 182 библиотеки, из которых 147 –городские, 35 – сельские. 51 библиотека находится в ведении Министерства культуры и туризма, 100 – в ведении Министерства образования.

Совокупный библиотечный фонд – 3 257 798 экз. Общее количество сотрудников – 169; 26 (15,4 %) из них имеют высшее специальное образование, 37 (21,9 %) – высшее не библиотечное, 39 (23,1 %) – среднее специальное, 28 (16,6 %) – среднее специальное не библиотечное, 39 (23 %) – среднее образование [6].

В Баку работают 3 158 библиотечных специалистов – 36,1 % от их общего числа в Азербайджане. В сравнении с другими регионами уровень обеспеченности кадрами бакинских библиотек можно считать удовлетворительным. 62 % всех библиотек Баку расположены в Сабаильском, Ясамальском и Насиминском районах города, что говорит о их большом научном, образовательном, культурном и информационном потенциале.

Как показывают результаты мониторинга, только 1 186 (37,8 %) библиотекарей Баку имеют высшее специальное образование. Однако этот показатель более чем в два раза превышает аналогичный средний показатель по республике (18,1 %). Доля персонала со средним специальным образованием в библиотеках разных районов города колеблется от 12 до 35 % (в среднем по республике доля таких специалистов – 20,2 %).

Второй по величине экономический район Азербайджана – Гянджа-Казахский, в состав которого входят Агстафинский, Дашкесанский, Кедабегский, Геранбойский, Гёк-Гёльский, Казахский, Самухский, Шамкирский, Товузский административные районы и город Гянджа. Здесь – 1 265 библиотек, из которых 271 (21,4 %) – городские, 994 (78,6 %) – сельские. 652 (51,2 %) библиотеки находятся в ведении Министерства культуры и туризма, 551 (43,6%) – Министерства образования. Совокупный фонд библиотек – 11 773 454. Во всех этих библиотеках – 1 125 сотрудников,
89 (7,9 %) из них имеют высшее специальное, 129 (11,5 %) – высшее не библиотечное, 225 (20 %) – среднее специальное, 173 (15,4 %) – среднее специальное не библиотечное, 509 (45,2 %) среднее образование.

В Ленкоранском экономическом районе, куда входят Астаринский, Джалилабадский, Лерикский, Масаллинский, Ленкоранский административные районы, – 994 библиотеки: 135 (13,6 %) – городских, 859 (86,4 %) – сельских. 479 (48,2 %) библиотек находятся в ведении Министерства культуры и туризма, 490 (43,6 %) – Министерства образования. Совокупный фонд – 6 578 166 экз. Кадровый состав: всего 734 специалиста, из которых 53 (7,2 %) имеют высшее специальное, 43 (5,9 %) – высшее не библиотечное, 125 (17 %) – среднее специальное, 158 (21,5 %) – среднее специальное не библиотечное, 355 (48,4 %) – среднее образование. Из этого следует, что образовательный уровень библиотечных кадров региона не отвечает современным требованиям.

Куба-Хачмасский экономический район (административные районы Шабран, Хачмас, Куба, Кусар и Сиязань) располагает 698 библиотеками. 105 (15 %) из них – в городах, 593 (85 %) – в сельских населённых пунктах. Совокупный фонд – 4 782 603 экз. 356 (51 %) библиотек относятся к Министерству культуры и туризма, 318 (45,7 %) – к Министерству образования.

Кадровые ресурсы этих библиотек: всего 569 сотрудников (6,5 % от общего числа библиотечных работников республики). 26 (4,6 %) – с высшим специальным образованием, 23 (4 %) – высшим не библиотечным, 106 (18,6 %) – средним специальным, 78 (13,7 %) – средним специальнымне библиотечным и 336 (59,1 %) – со средним. В Куба-Хачмасском районе, как и в других, большинство сотрудников имеют только среднее образование.

Анализ статистических данных позволяет сделать вывод: библиотеки остро нуждаются в квалифицированных специалистах, способных решать сложные задачи, которые ставит общество перед современными библио­теками. Необходимо более рационально использовать потенциал таких сотрудников, назначая их на наиболее ответственные должности, поскольку именно библиотекари высокой квалификации способны быстро усваивать новые знания, осваивать передовые методы работы, применять их на практике, повышая тем самым качество работы библиотеки [8. С. 181].

В «Государственной Программе по социально-экономическому раз­витию регионов Азербайджанской Республики (2009–2013 гг.)» ставятся задачи углубления реформ в системе профессионально-технического и высшего образования, адаптации кадровой подготовки к рынку труда, сохранения и приумножения научно-технического потенциала и его социальной защиты, создания современного механизма комплектования фондов библиотек и системы информационного обеспечения библиотек, развития библиотечно-информационной компьютерной сети и др. [2].

Вопросы развития и перспективы библиотечной отрасли как важной составляющей социально-экономического развития регионов постоянно находятся в центре внимания руководства республики, что ярко отражено в «Государственной Программе по развитию библиотечно-информационной сферы в Азербайджане в 2008–2013 гг.». В этой Программе предусмотрены: организация рационального использования библиотечных ресурсов, усиление роли профессиональных библиотечных кадров, подготовка Государственного реестра книжных памятников Азербайджана, перевод наиболее ценной части библиотечных фондов в цифровую форму, повышение уровня библиотечно-библиографического обслуживания всех слоёв населения, улучшение кадрового обеспечения библиотек, усовершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации библиотечных работников. За время действия Программы многие её задачи уже реализованы.

Список источников

1. Azərbaycan Respublikası regionlarının sosial-iqtisadi inkişafı Dövlət Proqramı (2004–2008-ci illər) // Azərbaycan. – 2004. – 11 fevral.

2. Azərbaycan Respublikası regionlarının 2009–2013-cü illərdə sosial-iqtisadi inkişafı Dövlət Proqramı. – Bakı : Nurlar, 2009. – 184 s.

3. Azərbaycan Respublikasında kitabxana-informasiya sahəsinin 2008–2013-cü illərdə inkişafı üzrə Dövlət Proqramı // Kitabxanaşünaslıq və biblioqrafiya: elmi-nəzəri, metodiki və təcrübi jurnal. – 2008. – № 2. – S. 6–29.

4. Azərbaycanda kitabxanaların fəaliyyətinin yaxşılaşdırılması haqqında. Azərbaycan Respublikası Prezidentinin sərəncamı // Azərbaycan. – 2007. – 21 aprel.

5. Kitabxana işi haqqında Azərbaycan Respublikasının Qanunu // Kitabxanaşünaslıq və biblioqrafiya. 1999. – № 1. – S. 3–16.

6. Kitabxanaların fəaliyyəti haqqında statistik müayinənin nəticələri barədə. Statistik bülleten. Azərbaycan Respublikasının Dövlət Statistika Komitəsi. – Bakı. – 2009. – 88 s.

7. Xələfov A. A. Kitabxanaşünaslığa giriş : Dərslik (3 hissədə). – H. 2. – B., 2010. – 432 s.

8. İsmayılov X. İ. Kitabxana işinin təşkili və idarə olunması : Dərslik. – Bakı : Nurlar, 2009. – 392 s.

  
На главную