УДК 026.6
С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков
Автоматизированная система межбиблиотечного абонемента
и доставки документов под ИРБИС.
Новые результаты
Представлены результаты очередного этапа проекта разработки
автоматизированной системы МБА и ДД в ГПНТБ СО РАН: режим перенаправления
заказа в другие библиотеки в АРМ МБА Системы автоматизации библиотек ИРБИС,
веб-интерфейсы заказа по МБА, просмотр состояния заказов на основе Web-ИРБИС64,
а также технология учёта поступлений денежных средств и расходов абонента.
Ключевые слова:
межбиблиотечный абонемент, доставка документов, Государственная публичная
научно-техническая библиотека СО РАН, Система автоматизации библиотек ИРБИС,
электронные каталоги, базы данных, электронная почта, платные услуги.
Разработка новой версии автоматизированной системы МБА и ДД ГПНТБ
СО РАН началась в 2005 г. В качестве программного обеспечения используется
АРМ МБА системы ИРБИС32.
В ходе внедрения АРМ МБА существенно доработано [1]. Так, внесены изменения в модуль
«Выдача» (выдача оригинала издания), связанные с методикой расчёта даты
возврата издания, принятой в ГПНТБ СО РАН. Разработан модуль «Выполнение выдачи
электронной копии», что позволило автоматизировать процесс подготовки сообщений
абонентам по электронной почте с вложенными файлами электронных копий. Внесены существенные изменения в модуль регистрации
операций в записях заказа. Переработано информационно-технологическое
обеспечение системы; разработаны наборы новых статистических выходных форм
различного назначения.
В результате АРМ МБА
обеспечивало выполнение следующих функций:
- ведение БД абонентов различных подразделений и секторов МБА;
- работу с БД заказов, принимаемых как в электронной, так и в традиционной
форме;
- отслеживание прохождения заказа;
- регистрацию выдачи литературы, возврата, продления;
- регистрацию выдачи копий и электронных копий;
- формирование выходных форм: адресной карточки, почтовой карточки,
сопроводительного документа на заказ (бланк-заказ), статистических отчётов по
абонентам и заказам за определённый период времени;
- уведомление абонентов по электронной почте о неудовлетворенных
заказах («Возвраты», «Отказы», «Занято», …).
В статье [1] были
определены дальнейшие задачи, которые необходимо решить при автоматизации
службы МБА ГПНТБ СО РАН:
- разработка режима направления заказа в другие библиотеки (путем
взаимодействия с почтовым клиентом или иными способами);
- доработка веб-части автоматизированной системы МБА для просмотра
состояния заказов пользователями через Интернет;
- доработка и внедрение безбумажной технологии учёта поступлений
денежных средств и расходов абонента.
Эти задачи выполнялись на очередном этапе проекта в 2009–2011 гг.
По состоянию на 2009 г., в АРМ МБА предоставлялась функция
для фиксации выполнения заказа по МБА из фондов ГПНТБ СО РАН. Но в работе МБА
особенно актуальна задача перенаправления поступившего заказа в другие
библиотеки или подразделения.
Для решения этой задачи построена модель взаимодействия библиотек
с АРМ МБА. Определено, какие необходимые функции отсутствуют в АРМ МБА и какое
программное обеспечение следует разработать дополнительно.
Для АРМ МБА создан специальный интерфейс для перенаправления
заказа в другие библиотеки или подразделения [2].
В БД МБА добавляются записи абонентов на все библиотеки-фондодержатели,
куда может быть перенаправлен заказ. В записях указывается метод отправки
заказов в библиотеку по умолчанию. Это может быть перенаправление по
электронной почте с вложением бланка заказа в формате Microsoft Word / Rich
Text Format или также по электронной почте на адрес библиотеки с прикреплённой
записью заказа в текстовом формате системы ИРБИС.
В виде специальных записей в БД абонентов МБА добавляются и отдельные
подразделения библиотеки, куда может быть направлен заказ. При перенаправлении
в другое подразделение электронная почта не используется: доступ к
перенаправленному заказу подразделение получает непосредственно в централизованной
БД МБА.
Для перенаправления заказа сотрудник МБА выбирает библиотеку или
подразделение – исполнителя заказа; при необходимости указывает
метод отправки заказа, отличный от метода отправки по умолчанию, и отмечает
опцию уведомления пользователя (абонента) о перенаправлении заказа в другую
библиотеку.
Перенаправление заказов между отдельными подразделениями выполняется
без отправки сообщений по электронной почте – внутри МБА: подразделения «видят»
заказы, перенаправленные в их адрес.
Метод отправки заказа по электронной почте с прикреплённой записью
заказа используется, если библиотека-фондодержатель тоже использует программное
обеспечение АРМ МБА. Для такого режима работы создано программное обеспечение
для импорта (загрузки) заказа в БД.
С ноября 2010 г. в ГПНТБ СО РАН внедряется Web-ИРБИС [3]. В связи с этим принято решение о
разработке сервиса оформления заказа по МБА в Web-ИРБИС и сервиса просмотра
состояния заказов по МБА (удалёнными пользователями через Интернет).
Основная проблема разработки
сервиса – различие форматов баз данных, платформ, используемых программным
обеспечением АРМ МБА (ИРБИС32) и Web-ИРБИС (ИРБИС64). Для её решения создана
специализированная (технологическая) БД заказов в ИРБИС64, разработано ПО «Периодическое
копирование заказов из БД И64 в БД И32 и синхронизация».
В ПО применяется
полнофункциональная DLL для клиентского доступа к БД через сервер ИРБИС64
(irbis64_client.dll). Для взаимодействия с БД ИРБИС32 используется библиотека
ISIS32.DLL, а также разработки специалистов ГПНТБ СО РАН: класс Tisis и набор
дополнительных функций.
В программе выделяются две основные функции.
1. Копирование заказов.
Периодически просматривается БД заказов ИРБИС64. Для новых заказов выполняется
расформатирование заказанного документа электронного каталога по заданным в
настройках форматам. Результаты расформатирования записываются в БД МБА
ИРБИС32.
2. Синхронизация заказов в
БД МБА ИРБИС32 с БД ИРБИС64. Для синхронизации используются номер абонента;
номер заказа по МБА, заданный абонентом; дата и время заказа; регистрационный
(внутрисистемный) номер заказа по МБА.
Синхронизация проводится по расписанию; периодичность обработки
заказов, находящихся на определённом этапе выполнения, может различаться.
Например, синхронизация для заказов «в обработке» выполняется чаще, чем для
заказов на этапе «выдан оригинал».
Если в БД ИРБИС32 находится несколько заказов с заданным термином,
то программа выбирает заказ по дате и времени оформления заказов.
Конечное представление сервисов МБА в Web-ИРБИС определилось в
ходе детального обсуждения с сотрудниками МБА ГПНТБ СО РАН.
В сервисе заказа по МБА из ЭК пользователям предоставляются гиперссылки
заказа по МБА для каждого вида выдачи (оригинал, копия, электронная копия). При
реализации сервиса использованы имеющиеся в дистрибутиве форматы заказа
читателями из ЭК с удалением некоторых ограничений. Например, заказ по МБА
разрешён на издания, все экземпляры которых заняты или доступны только в
библиотеках сети.
Реализован также заказ по МБА на издания, отсутствующие в ЭК.
Пользователю предлагается выбрать вид заказа – на книгу или периодическое
издание; внести сведения об издании и отметки библиотеки-заказчицы.
Сервис «Состояние заказов по
МБА и ДД» представлен в виде таблицы:
Номер заказа
|
Заказное издание
|
Дата
заказа
|
Шифр издания
|
Операция
по
заказу
|
Дата
|
Для заполнения таблицы выполняется команда Web-ИРБИС на поиск
записей по словарю в технологической БД ИРБИС64. В столбце «Операция по заказу»
предусмотрено информирование пользователя о состоянии заказа: «В обработке»,
«Выдан оригинал до (с указанием даты)», «Выдана ксерокопия», «Выдана
электронная копия», «Возврат», а также о различных видах отказов по заказам.
С использованием
JavaScript-модуля «Standardista Table
Sorting» [4] реализована сортировка
таблицы на стороне пользователя по отдельным столбцам. По умолчанию
предлагается сортировка по убыванию даты заказа.
Разработанные сервисы введены в эксплуатацию в отделе МБА ГПНТБ СО
РАН в 2011 г. для коллективных абонентов.
Ведётся разработка дополнения к
сервису «Состояние заказов по МБА и ДД», что позволит пользователям выполнять
различные запросы по заказу в соответствии с технологическим путём заказа:
отметка о получении издания по заказу; отметка об отправке издания по заказу;
запрос на продление.
Поступившие запросы фиксируются в отдельном поле записи заказа в
технологической БД, а при синхронизации передаются из технологической БД в БД
МБА (ИРБИС32).
При подключении дополнения в состоянии заказов по МБА и ДД появляются
кнопки для отправки запросов, а также объединённый технологический путь заказа,
включающий операции, зарегистрированные в отделе МБА, и запросы, отправленные
пользователем. В технологическом пути выводятся: значок, поясняющий, кем
зарегистрирована операция; наименование, дата и время операции.
Ещё одно актуальное направление в автоматизации МБА – это разработка
технологии учёта поступлений денежных средств и расходов абонента. Определённая
функциональность уже присутствовала в дистрибутиве АРМ МБА [5]: это запись БД МБА для хранения цен
платных операций для разных видов абонентов; поля записей абонентов для
хранения остаточной суммы абонента с учётом предоплаты; специальный модуль АРМ
для выполнения операций по списанию.
В ГПНТБ СО РАН функциональность
расширена. Реализован графический интерфейс для отображения информации о
платных услугах по заданному абоненту. В интерфейсе предоставлены: функция
ввода информации о поступлении/списании денежных средств с указанием дополнительной
информации о документе; опция, позволяющая разрешить обслуживание конкретного
абонента в долг, а также указать отличный от нуля порог отключения. Предложена
схема автоматического списания средств по заказу со счёта абонента сразу после
выполнения заказа.
Основные действия пользователей АРМ по
работе с платными услугами автоматически записываются в журнал. Кроме того, в
АРМ введены ограничения по редактированию полей записей абонентов, связанных с
выполнением платных услуг.
В ближайшей перспективе – предоставление информации о платных
услугах абонентам на основе Web-ИРБИС.
Список источников
1.
Баженов С. Р., Паршиков Р. М. Внедрение АРМ МБА системы ИРБИС в ГПНТБ СО РАН //
Науч. и техн. б-ки. – 2009. – № 11. – С. 108–112.
2.
Баженов С. Р., Паршиков Р. М. Автоматизированная система МБА ГПНТБ СО РАН // Информационное обеспечение науки. Новые
технологии : сб. науч. тр. – Москва, 2009. – С. 218–224.
3.
Внедрение системы
WEB-ИРБИС в крупной библиотеке [Электронный ресурс] / С. Р. Баженов, Р. М. Паршиков,
Л. В. Ильина // Информационные технологии и электронные ресурсы в
библиотеках : межрегион. науч.-практ. конф. (26–30 сент. 2011 г., Респ. Бурятия,
г. Улан-Удэ) : тез. докл. – Новосибирск, 2011.
4. Crosby N. Standardista Table Sorting (A client-side JavaScript
Table Sort module) [Electronic resource]. – Режим доступа:
http://www.workingwith.me.uk/articles/scripting/standardista_table_sorting.
5.
Очагова Л. Н., Подморина Е. Б. Автоматизация технологии МБА ГПНТБ России на базе
ИРБИС / Л. Н. Очагова, Е. Б. Подморина // Науч. и техн.
б-ки. – 2005. – № 2. –
С. 127–133.
|