Научные и технические библиотеки №12 2012 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Ракитская Л. М. Лекция-тренинг – эффективная форма обучения пользователей поиску документов в справочно-правовых системах (Опыт Центра правовой информации РГБ)

Грабарь Н. Г., Соколовская Т. Б. Современное информационное пространство и формирование информационных потребностей пользователей

Протопопова Е. Н. Информационное обеспечение инновационного развития приграничных территорий

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Лобузина Е. В. Интернет-комплекс научной библиотеки как средство интеграции информационных ресурсов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Кадровый кризис. Статья 2. Какое библиотечное образование необходимо России?

Корниенко В. А. Эффективность использования персональных инновационных коммуникативных каналов общения в профессиональной деятельности

БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Бычкова Е. Ф. Элементы экологического дизайна в библиотеках

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Каратыгина Т. Ф. Библиотековедческие воззрения Фёдора Ивановича Каратыгина. (К 120-летию со дня рождения)

Калинина Л. Ю. Благодарная память коллег. Посвящение Светлане Исидоровне Сулименко

Глибицкая С. Б. Библиограф И. М. Кауфман и Центральная научная библиотека Харьковского университета: связи и параллели

Любушко Е. Э. Библиотеке Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина – 80 лет

Указатель материалов, опубликованных в 2012 г.

Систематический указатель

Авторский указатель


УДК 026.06

Н. Г. Грабарь, Т. Б. Соколовская

Современное информационное пространство
и формирование информационных потребностей пользователей

Освещён опыт работы Научной библиотеки Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. Петра Василенко.

Ключевые слова: информационные потребности, Научная библиотека Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. Петра Василенко, библиотеки, информационное пространство, информационная культура.

В современном информационном пространстве идёт острая конкурентная борьба за внимание граждан; применяются различные средства эмоционального воздействия.

Эмоциональное воздействие (фасцинация), предваряющее информацию, «пробивает» вход в нашу информационную среду и стимулирует формирование информационных потребностей (ИП), которые часто не способствуют ни здоровому образу жизни, ни развитию творческой гармоничной личности. Перед современным человеком постоянно встаёт вопрос: к какому сегменту информационного пространства обратиться для поиска необходимой информации. Ответ на этот вопрос зависит от факторов воздействия на формирование ИП со стороны различных сегментов информационного пространства, составляющей которого является библиотечная среда. Поэтому сегодня всё большее значение в деятельности библиотек приобретает формирование ИП пользователей.

Выберут ли они библиотечную среду для поиска информации, зависит от того, насколько активно библиотеки продвигают свои продукты и услуги, информируют о их качестве и преимуществах по сравнению с ресурсами, предоставляемыми другими сегментами информационного пространства. К таким преимуществам относится достоверность информации – библиотеки предлагают только такую. К тому же библиотеки имеют возможность структурировать информацию в соответствии с потребностями пользователей и организовывать персонально-ориентированное информационно-библиографическое обслуживание.

В своём ежегодном докладе на конференции «Крым-2007» [1] Я. Л. Шрайберг назвал библиотеки катализаторами не только социально-культурной, но и информационно-коммуникационной составляющей общественного прогресса. Он подчеркнул, что характерная черта современной информационной среды – быстрый рост объёма неструктурируемых данных. Поэтому необходимо развивать систему метаинформации. В этой деятельности приоритет остаётся за библиотеками.

Библиотекам недостаточно повышать качество и расширять спектр своих услуг – следует прилагать усилия, чтобы сформировать у читателей потребности воспользоваться ими. В частности, вузовские библиотеки переходят от пассивной позиции (ожидание читателей) к сотрудничеству с подразделениями вуза, что предполагает детальное изучение деятельности учебно-научных подразделений вуза (проведение анкетирования преподавателей и студентов, изучение учебных планов, публикаций сотрудников кафедр и др.).

В этом аспекте может быть полезен опыт Научной библиотеки Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. Петра Василенко (НБ ХНТУСХ). Совместно с подразделениями университета НБ регулярно проводит научно-практические конференции, на которых обсуждаются проблемы, волнующие и библиотечных работников, и профессорско-преподавательский состав.

В целях пропаганды ресурсов и услуг НБ ХНТУСХ в 2011 г. проведён фокус-семинар «Координация работы Научной библиотеки ХНТУСХ с Научно-учебным институтом механотроники и систем менеджмента», на котором заведующие отделами библиотеки рассказали об услугах и информационных ресурсах, предлагаемых читателям. Была организована презентация веб-сайта НБ ХНТУСХ, а также лекций по основам информационного мировоззрения и информационной культуры, продемонстрирован поиск по базам данных.

Для первокурсников, обучающихся дистанционно, была организована запись в библиотеку, во время которой студентов познакомили с ресурсами и услугами, веб-сайтом НБ ХНТУСХ.

Большой интерес у сотрудников кафедр вызывает информирование о поступлениях в библиотеку книг и периодических изданий с использованием технологии электронной доставки документов. Это помогает улучшить обратную связь и формирует потребности в обращении к ресурсам библиотеки.

НБ ХНТУСХ активно занимается организацией досуга своих читателей, способствует изучению ими своего края, творческому освоению литературных произведений, традиций народного творчества.

В результате у читателей формируется образ новой библиотеки, которая охотно и активно идёт им навстречу, знает и учитывает их интересы, активно участвует во всех сферах деятельности университета.

Одно из основных направлений деятельности библиотек – воспитание информационной культуры [2, 3]. Его нельзя сводить к обучению основам библиотечно-библиографических знаний или овладению компьютерной грамотностью. Информационная культура личности – условие её социальной защищённости в информационном обществе. Поэтому деятельность библиотекарей по формированию ИП близка по содержанию к процессам формирования информационного мировоззрения, которое позволяет человеку выработать систему приоритетов для отбора информации. Такая система играет роль защитного фильтра по отношению к агрессивной составляющей информационного пространства. Если у человека не сформирована система ценностей и на её основе – система приоритетов, соответствующая глобальным принципам безопасности жизнедеятельности [4], то на его ИП может повлиять любая часть информационного пространства, в которую он попал, руководствуясь сиюминутной целью.

Чтобы студент мог свободно ориентироваться в продуктах и услугах, предоставляемых библиотекой вуза, он должен уметь работать с библиотечной продукцией и справочно-библиографическим аппаратом. Этому обучают в рамках курса «Информационная культура студента», где предусмотрено развитие навыков работы с каталогами, базами данных, а также осмысление студентом сущности информационной культуры.

Итак, одна из главных задач современной библиотеки – формирование ИП как составной части информационной культуры пользователей.

Список источников

1. Шрайберг Я. Л. Роль библиотек в обеспечении доступа к информации и знаниям в информационном веке / Я. Л. Шрайберг // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 1. – С. 7–43.

2. Гендина Н. И. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н. И. Гендина, Н. И. Кол­кова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006. – 512 с.

3. Гендина Н. И.Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина // Науч. и техн. б-ки. – 2007. – № 3. – С. 40–48.

4. Скобло Ю. С. Безпека життєдіяльності : навч. посіб / Ю. С. Скобло, Т. Б. Соко­ловська, Д. І. Мазоренко, М. М. Троянов. – К. : Кондор, 2003. – 424 с.

а также

Брайчевский С. М., Ландэ Д. В. Современные информационные потоки: актуальная проблематика / С. М. Брайчевский, Д. В. Ландэ // НТИ. Сер. 1. – 2005. – № 11. – С. 21–33.

Глушко В. А. Особенности изучения информационных потребностей специалистов в целях организации системы библиотечно-библиографического обслуживания / В. А. Глушко // Науч. и техн. б-ки СССР. – 1983. – № 6. – С. 3–8.

Грабар Н. Г. Проблема інформаційного шуму в комунікаційному процесі / Н. Г. Грабар // Філософія спілкування: культура мови, цінності : матеріали міжнар. наук.-теор. конф.
28-30 березня 2012 р. / відпов. ред. проф. В. М. Вандишев. – Х., 2012. – 216 с.

Иваницкий А. М., Стрелец В. Б., Корсаков И. А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность / А. М. Иваницкий, В. Б. Стрелец, И. А. Корсаков. – Москва : Наука, 1984. – 200 с.

Курик М. В. Чорнобиль душі нашої / М. В. Курик // Техніка АПК. – 2001. – № 7–9. –
С. 6–7.

Першиков В. И. Толковый словарь по информатике / В. И. Першиков, В. М. Савинков. – Москва : Финансы и статистика, 1999. – 573 с.

Соковнин В. Что такое фасцинация / В. Соковин. – Екатеринбург : Изд-во Авторской Академии фасцинологии, 2009. – 56 с.

Соколовская Т. Б. О надёжности взаимодействия учёного с информационной средой / Т. Б. Соколовская // НТИ. Сер. 2. – 1980. – № 11. – С. 5–10.

Шехурин Д. Е. Природа и сущность информационных потребностей / Д. Е. Шехурин // НТИ. Сер. 1. – 1970. – № 6. – С. 3–9.

Яцемірська М. Культура фахової мови журналіста : навч. посіб. / М. Яцемірська. – Л. : ПАІС, 2004. – 368 с.

  
На главную