Научные и технические библиотеки №12 2012 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Ракитская Л. М. Лекция-тренинг – эффективная форма обучения пользователей поиску документов в справочно-правовых системах (Опыт Центра правовой информации РГБ)

Грабарь Н. Г., Соколовская Т. Б. Современное информационное пространство и формирование информационных потребностей пользователей

Протопопова Е. Н. Информационное обеспечение инновационного развития приграничных территорий

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Лобузина Е. В. Интернет-комплекс научной библиотеки как средство интеграции информационных ресурсов

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Кадровый кризис. Статья 2. Какое библиотечное образование необходимо России?

Корниенко В. А. Эффективность использования персональных инновационных коммуникативных каналов общения в профессиональной деятельности

БИБЛИОТЕЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Бычкова Е. Ф. Элементы экологического дизайна в библиотеках

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Каратыгина Т. Ф. Библиотековедческие воззрения Фёдора Ивановича Каратыгина. (К 120-летию со дня рождения)

Калинина Л. Ю. Благодарная память коллег. Посвящение Светлане Исидоровне Сулименко

Глибицкая С. Б. Библиограф И. М. Кауфман и Центральная научная библиотека Харьковского университета: связи и параллели

Любушко Е. Э. Библиотеке Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина – 80 лет

Указатель материалов, опубликованных в 2012 г.

Систематический указатель

Авторский указатель


УДК 004+026.06

В. А. Корниенко

Эффективность использования
персональных инновационных коммуникативных
каналов общения в профессиональной деятельности

Рассмотрены современные коммуникативные каналы, с помощью которых осуществляется общение в научной среде. Проанализированы результаты исследований, проведённых в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского.

Ключевые слова: Национальная библиотека Украины им. В. И. Вернадского, повышение квалификации, библиотечная профессия, профессиональное общение, межличностное общение, библиотековедение, коммуникативные каналы связи.

В науке межличностное общение между специалистами и учёными, личный обмен исследовательскими находками, знаниями, идеями остаются по-прежнему актуальными.

Результаты исследований, проводимых в последние годы в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ), демонстрируют тяготение учёных и специалистов к непосредственному индивидуальному общению и подтверждают необходимость поддерживать инициативу персонала по расширению творческих деловых контактов.

Современные технические средства связи значительно облегчают и ускоряют налаживание непосредственных контактов между учёными. В науковедении всё большее внимание обращается на интенсивность использования каналов формальной и неформальной коммуникации [10], а также на связь между информационной и творческой активностью учёных [11], «так как информация и коммуникация продолжают все теснее связываться друг с другом в современной среде развивающихся технологий» [2]. Научная активность в процессе общения разработчиков представляет наибольший интерес как одна из форм повышения квалификации. Инновационные технологии обеспечивают прежде всего оперативность обмена научными идеями, знаниями.

Изучение межличностных отношений в научной среде необходимо ввиду их существенного влияния на ход научных исследований и получение эффективных конечных результатов. Не является секретом, что в научной среде индивидуальность и лидерство оказывают значительное влияние на результаты исследований. Предложенная в частной беседе авторитетным исследователем, лидером идея зачастую бывает не менее важна, чем официальная публикация.

Персонал НБУВ получает необходимую информацию для сопровождения проводимых НИР как с помощью традиционных библиотечно-информационных, так и инновационных коммуникативных каналов связи с использованием онлайнового доступа к электронным каталогам, базам данных, доставки документов электронной почтой и т.д. Около половины респондентов НБУВ осуществляют поиск профессиональной информации на веб-сайтах, в том числе персональных.

В Интернете всё чаще можно найти личные страницы учёных. Они считают, что сайты – это существенная часть их профессиональной деятельности. Основные свойства таких сайтов – самодеятельность, неформальность и неподцензурность [5]. Часть библиотековедов полагает, что пассивные библиотекари при непосредственном общении порой испытывают дискомфорт и поэтому малообщительны, тем не менее они могут проявлять активность при использовании инновационных компьютерных технологий [13].

Следует отметить, что большинство сайтов по содержанию довольно лаконичны, на них представлена, как правило, следующая информация: краткие автобиографические данные учёного, адрес, учёная степень и звания, должность, членство в научных организациях, место работы и список публикаций [5, 8]. Для учёных, ведущих изыскания в области библиотековедения либо близком научном направлении, важны даже краткие сведения, так как они необходимы для налаживания личных контактов либо в качестве библиографических сведений при ведении научных разработок. Изобилие веб-страниц привело к появлению нового термина веб-Дью: веб-страницам, как и другим электронным ресурсам, можно присваивать индексы классификации [18, 22, 23], что свидетельствует об их научной значимости.

С 2006 г. отраслевой Научно-учебный центр прикладной информатики Национальной академии наук Украины обучает сотрудников НБУВ создавать персональные сайты, организовывать электронные конференции, а также – инновационным библиотечно-информационным технологиям по обмену информацией с помощью электронной почты и др. Проводились тренинги по организации личных сайтов и их оформлению. Слушатели получили навыки самостоятельного наполнения профессиональной информацией персональных сайтов и их художественного оформления, организации персональных блогов, поиска информации через Wеb 2.0 (при участии Центра информационных технологий при посольстве США и Центра библиотечно-информационных технологий НБУВ).

Генеральный директор ГПНТБ России Я. Л. Шрайберг рассматривает Wеb 2.0 как следующий этап развития Интернета, когда основа Сети – не сайты, а люди, их взаимодействие и коммуникации [9]. Активное внедрение библиотечно-информационных технологий и функционирование новейших коммуникативных каналов связи предоставляют исследователям возможность не только осуществлять ускоренную передачу информации и обеспечивать библиографический поиск, но и оперативнее знакомиться с полнотекстовыми документами на электронных носителях, непосредственно выставляемыми на некоторых персональных сайтах коллег. Зарубежные учёные полагают, что изучение новых технологий приведёт в конечном счёте к формированию основ Wеb 3.0.

Благодаря интенсивному внедрению компьютерных технологий в библиотеках стало возможным создание на межгосударственном уровне служб типа “Габріель”, на портале которой представлены 38 национальных библиотек государств – членов Совета Европы, в том числе: национальные библиотеки России (РГБ и РНБ), Эстонии, Латвии, Литвы, Украины [14]. Такая служба является кооперативной сетью информационной системы. Доступ к её порталу бесплатный. “Габріель” поддерживает связь между сотрудниками библиотек-участниц и предоставляет им возможность в индивидуальном порядке получать информацию о национальных библиотеках Европы из единого источника по адресам: http://www.konbib.nl/gabriel/, http://www.bl.uk/gabriel/, http://www.ddb.de/gabriel/, http://renki.helsinki.fi/gabriel/, http://nuk/uni-lj.si/gabriel/. Таким образом обеспечивается выход на домашнюю страницу, где можно найти информацию о самой службе, её возможностях, сайты всех национальных библиотек Европы, сведения о дополнительных услугах, предлагаемых порталом [14].

Актуальна проблема преодоления языковых барьеров. Её решение на микро- и макроуровне [2] существенно облегчается благодаря развитию инновационных технологий. Так, например, службой “Габріель” поддерживаются различные языки, в том числе и русский [14]. Вследствие роста научных коллективов, научных школ возникает множество «диалектов» научного языка, что приводит к утрате важнейшего свойства научной терминологии [20], позволяющего учёным понимать друг друга, – однозначности. Растёт синонимия, полисемия научного языка, научную информацию всё труднее превращать в знание, т.е. в систему. Одна из причин этого – неясность, неопределённость терминов, употребляемых одним коллективом, для других коллективов. Утрачивается коммуникативная функция научного языка: общение между учёными превращается в совокупность монологов [17, 20]. Вместе с тем, когда появляются новые термины, возникает необходимость ввести их в научную лексику. Совместная работа, поиск золотой середины способствуют межличностному общению и облегчают понимание отраслевой научной терминологии.

Работая в библиотеке, трудно оставаться вне сферы общения; её расширение будет содействовать имиджу библиотеки и профессии библиотекаря. Девиз специалистов-библиотековедов – «Суть профессии – быть коммуникативным» [24]. «Библиотечные работники считают, что незнание сути их специальности приводит к отсутствию признания среди читателей, сослуживцев в учреждениях или учебных заведениях, властей, правительства, общества в целом» [Там же]. Это действительно так. Можно и нужно изменить имидж библиотечной профессии. Исследования, проведённые в последние годы в НБУВ, подтвердили необходимость поддерживать инициативу персонала по расширению творческих и деловых контактов.

Межличностное общение необходимо для достижения следующих целей:

  • развитие приоритетных научных и научно-прикладных направлений;
  • эффективный обмен научными достижениями посредством как традиционных, так и инновационых технологий;
  • понимание проблем библиотековедения и их эффективное решение;
  • повышение имиджа библиотечной профессии и др.

Общение может происходить на научном уровне (между учёными и специалистами в библиотечной сфере) и на прикладном (с целью обмена опытом работы).

Результаты проведённого исследования показали, что специалисты и учёные на практике всё активнее используют возможности инновационных коммуникативных каналов связи при межличностном профессиональном общении, которое позволяет находить недостающую профессиональную информацию. Непрерывное, опережающее обучение, переподготовка, самообразование должны дополняться межличностным общением, выполняющим роль эффективного связующего звена между различными формами повышения квалификации.

Исследования подтверждают, что межличностное общение с помощью коммуникативных каналов связи – один из эффективных рычагов управления персоналом, технологиями, идеями. Дальнейшее развитие библиотековедения без профессионального общения не возможно.

Список источников

1. Бездрабко В. В. Документознавство в Україні: інституціоналізація та сучасний розвиток : [Монографія] / В. В. Бездрабко. – К., 2009. – 720 с.

2. Бернет Г., Джиджер П. Т. Малые формы, жизненные миры, информация: последствия информационного поведения социальных групп в государственной политике и общественной сфере / Г. Бернет, П. Т. Джиджер / Междунар. форум по информации. – 2008. – Т. 33. – № 4. – С. 3–14.

3. Библиотечная энциклопедия / Рос. гос. б-ка. – Москва, 2007. – 1300 с.

4. Borland J. A smarter Web // MIT Technology Review. – 2007. – Vol. 110, No. 2. – P. 64–71.

5. Борщев В. Б. Индивидуальные сайты учёных как средство научной коммуникации / В. Б. Борщев // НТИ. – Сер.1. – 2004. – № 8. – С. 13–14.

6. Воропаева А. Досвід використання електронних підручників Центру навчальної літератури в Донецькому національному технічному університеті / А. Воропаева // Львівська національна наукова бібліотека України імені В. Стефаника: історія і сучасність: доп. та повідомлення. Між нар. наук. конф., Львів, 28–30 жовт. 2010 р. – Львів, 2010. – С. 17–18.

7. Гольдорф С. В. Интернет-семинар как форма повышения квалификации библиотекарей / С. В. Гольдорф // Вестник БАЕ. – 2011. – № 1. – С. 75–77.

8. Ежов А. Измерение информации в сети: методика библиометрического анализа персонализированных страниц учёных / А. Ежов // Библ. дело. – 2005. – № 3. – С. 22–25.

9. Иванова Е. В., Волкова К. Ю. 12-й Международный семинар «Электронные ресурсы и международный обмен: «Восток – Запад»». (Обзор работы) / Е. В. Иванова, К. Ю. Волкова // Науч. и техн. б-ки. – 2010. – № 11. – С. 53–70.

10. Коршунов О. П. Система документальных коммуникаций (СДК) / О. П. Коршунов // Вестник МГУКИ. – 2003. – Т. 2. – С. 121–126.

11. Кугель С. А., Зусьман О. М., Минкина В. А. Информационное поведение учёных – представителей научной элиты / С. А. Кугель, О. М. Зусьман, В. А. Минкина // НТИ. – Сер. 1. – 1995. – С. 12–18.

12. Кун Томас. Структура научных революций / Томас Кун. – Москва, 1975. – 288 с.

13. Матвеев М. Ю. Зарубежные ресурсы об имидже библиотек и библиотекаря / М. Ю. Матвеев // Библиография. – 2008. – № 5. – С. 139–146.

14. Національні бібліотеки світу на початку ХХІ сторіччя. – К., НПБУ, 2005. – 48 с.

15. Паршукова Г. Б. Компьютерные инструменты в библиотечной деятельности : учеб. пособие / Г. Б. Паршукова; ГПНТБ СО РАН. – Новосибирск, 2005. – 142 с.

16. Пименталь Дэвид М. Исследование классификации как речевого общения / Дэвид М. Пименталь // Междунар. форум по информ. – 2008. – Т. 33. – № 2. – С. 12–16.

17. Румянцева Н. Л. Развитие цивилизации и развитие науки / Н. Л. Румянцева // НТИ. – Сер. 1. – 2007. – №3. – С. 1–10.

18. Reitz J. M. Dictionary for library and information science / Joan M. Reitz. – Westport, CT; London : Libraries Unlimited, 2004. – 788 p.

19. Соколова Ю. В. Вебинар как средство продвижения и сопровождения Системы автоматизации библиотек ИРБИС / Ю. В. Соколова // Науч. и техн. б-ки. – 2011. – № 8. – С. 55–58.

20. Солоїденко Г. І. Українська бібліотечна термінологія: становлення та основні етапи розвитку / Г. І. Солоїденко. – К., 2010. – 203 с.

21. Стрелкова И. Б. Формирование кадровых ресурсов библиотек в новой информационной среде : науч.-практ. пособие / И. Б. Стрелкова. – Минск : Новое знание, 2008. – 223 с.

22. Стрішенец Н. Класифікація в електронному середовищі // Бібл. Вісник, 2010. – № 5. – С. 34–43.

23. Стрішенец Н. В. Сучасна амеріканська бібліотечно-інформаційна терміносистема : бібліотекознавчий аспект / Н. В. Стрішенец. – К., 2011. – 501 с.

24. Царёва А. В. Библиотечно-информационное образование во Франции : науч.-метод. пособие / А. В. Царёва. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. – 184 с.

  
На главную