ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ
УДК 655.552
С. А. Езова
Большая книга о главном
Рец на кн.: Сукиасян Э. Р. Библиотечная профессия и кадровый менеджмент /
Э. Р. Сукиасян. – С.-Петербург : Профессия, 2011. – 430 с.
Ключевые слова: Э. Р. Сукиасян,
библиотечная профессия, кадровый менеджмент, библиотечное образование,
библиотечные кадры, рецензия.
Когда я спрашиваю студентов-заочников,
читали ли они Э. Р. Сукиасяна (речь не об учебной литературе по
предмету), в ответ: «Да, да читали», «Как же его не читать – читаем», «Не
тривиально пишет, берет за живое»…
Всё это имеет прямое отношение к
статьям Эдуарда Рубеновича, опубликованным в авторском сборнике «Библиотечная
профессия. Кадры. Непрерывное образование» (Москва : ГРАНД-ФАИР, 2004. – 446
с.), а также к публикациям 2004–2011 гг., вошедшим в новый сборник, о
котором речь пойдет дальше.
Книга «Библиотечная профессия и кадровый менеджмент»
включает три раздела: 1. Библиотечная профессия. 2. Библиотечные кадры.
3. Библиотечное образование; каждому из них предшествует вступление. Издание
дополняют два указателя – именной и предметный, а также обширный список
сокращений.
Этой книгой Э. Р. Сукиасян
«приоткрывает окно» в библиотечный мир Европы и Америки. Причем делает это
тонко, мастерски, порой даже походя, но всегда к месту и ко времени.
В книге освещено множество граней
библиотечной профессии, библиотечной деятельности, и поэтому хочется сравнить
ее с голограммой, т.е. объемным изображением, но воспроизведенным не с помощью каких-либо
технологий, а посредством прекрасного живого русского языка вкупе с энциклопедическим
знанием рассматриваемых проблем.
С Эдуардом Рубеновичем можно не
соглашаться, спорить и даже недоумевать по поводу некоторых его положений, но
самое главное – чтение его трудов будоражит мысль, заставляет думать.
Книга изобилует
ненавязчивыми рекомендациями, советами по различным профессиональным аспектам. Меня
подкупает читателецентристский подход к библиотечному делу, акцентирование
внимания на проблемах профессиональной этики, делового этикета, общения,
коммуникативной культуры и многих других.
С большим
интересом я прочла статьи о подготовке магистров в США, поскольку в
отечественной высшей школе начинает внедряться компетентностный подход,
осуществляется переход на подготовку бакалавров и магистров. Э. Р. Сукиасян
предупреждает: «…изучать американский опыт надо внимательно и серьезно» (с.
280).
Проблемы
библиотечного образования, в частности непрерывного, повышения квалификации библиотекарей,
самообразования – в эпицентре книги, поскольку их решение обусловливает будущее
развитие библиотечного дела в России. Особенно наглядно это отражено в объемном
материале «Повышение квалификации сотрудников библиотеки: практические советы
руководителю» (с. 361–396).
Интонации
автора, манеры изложения – страстные, будоражащие мысли, тревожные,
возмущенные, заинтересованные, восхищенные, недоумевающие и т.д., но никогда
равнодушные и бесстрастные.
Крылатое
выражение «Стиль – это человек», принадлежащее французскому естествоиспытателю Жоржу Леклерку Бюффону, означает: стиль
– есть неповторимая особенность человека, отражающая его природные свойства. В
работе Э. Р. Сукиасяна прослеживается яркий, самобытный стиль его
личности.
Знакомство автора с практикой
библиотек разных типов и видов, наличие многочисленных контактов с
библиотекарями России и зарубежных стран делают книгу убедительной для
библиотечной общественности.
Книга содействует самообразованию
читателя, развивает его самосознание, саморефлексию и поэтому должна стать
настольной при изучении студентами курса «Введение в специальность».
Наличие
обратной связи автора со своей читательской аудиторией свидетельствует о
жизненности проблем, над которыми он размышляет, и привлекает читателей к
диалогу, дискуссии.
В
заключение отмечу, что Э. Р. Сукиасян – не только известный ученый-библиотековед,
но и талантливейший популяризатор библиотечной профессии, знаток тонкостей
библиотечной отрасли, транслятор идей гуманизма в библиотечной сфере.
Новый
сборник Э. Р. Сукиасяна хочется порекомендовать всем, кто связан с
профессией библиотекаря независимо от уровня специального образования,
должности, научного статуса, ибо он даст импульс к активизации деятельности
специалиста в библиотечной отрасли, к творчеству, развитию личностного и
профессионального потенциала.
|