Научные и технические библиотеки №3 2012 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 10. Информатика на библиотечных факультетах

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Столяров Ю. Н. «Документальная информация» в государственной Номенклатуре специальностей научных работников. Статья третья. Оптимистические предложения

Койшигулова Г. К. Стандарт образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и принципы его разработки в Республике Казахстан

Ихлова Н. И. Библиограф центральной отраслевой библиотеки: аспекты профессии

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Бочарова Е. Н., Васильев А. В., Кочукова Е. В. Автоматизация процессов комплектования и обработки литературы на основе информационно-библиотечной системы «Библиобус»

ИФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. «Библиотечная, библиографическая, научно-информационная деятельность» – новый раздел в таблицах ББК

ИФЛА–2011

Хакетт Т. TLIB – Договор по библиотекам и архивам

НАША ИСТОРИЯ

Шапошников К. А. Мемориальная работа в научной библиотеке

Меренкова Н. А. Благотворительные средства в создании научных и специальных библиотек Орловской губернии дореволюционного периода

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Езова С. А. Большая книга о главном

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Рагозина С. Н. Библиотека Пермского государственного педагогического университета: прошлое и настоящее

Измаилова М. Х.-М. Научной библиотеке Дагестанского государственного университета – 80 лет

Владимир Александрович Голубев


ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

УДК 027.7

С. Н. Рагозина

Библиотека Пермского государственного педагогического
университета: прошлое и настоящее

Рассмотрена история становления фундаментальной библиотеки Пермского государственного педагогического университета как важная страница в летописи высшего образования в Пермском крае. Статья посвящена 95-летию библиотеки.

Ключевые слова: Пермский государственный педагогический университет, Фундаментальная библиотека, юбилей, история, фонды, обслуживание.

История фундаментальной библиотеки Пермского государственного педагогического университета – это не только важная страница в летописи высшего образования в Пермском крае, но и история первого на Урале большого собрания книжных сокровищ.

В 1916 г. в Перми открылось отделение Петроградского университета. Одновременно начала создаваться библиотека отделения. Первоначальный фонд состоял из двух крупных пожертвований, сделанных бывшим Главным управлением по делам печати и Императорским Петроградским университетом.

Разумеется, библиотека создавалась не один год. Её организаторами были профессора, научные сотрудники университета, профессионалы и любители словесности. В Пермь приезжают специалист по древнерусской словесности и русской литературе XIX в. профессор А. П. Кадлубовский (в 1916–1917 гг. – первый декан историко-филологического факультета) и профессор Н. П. Обнорский, преподававший зарубежную литературу и латинский язык. С трудом они находят квартиру на Пермской улице, в доме Рязанова. Оборудуют помещение, и в январе 1917 г. библиотека, после совершения молебна, была открыта для читателей.

После февральской революции 1917 г. Пермское отделение Петроградского университета преобразовано в Пермский университет. В связи с этим началось обсуждение кандидатуры, кому будет вверена библиотека, когда университет обретет полную самостоятельность, и в августе 1917 г. главным библиотекарем Пермского университета становится Николай Петрович Обнорский. Он был бессменным руководителем библиотеки до 1932 г.

Территориальная разрозненность библиотеки в пределах города усложняла обслуживание читателей и расстановку кадров. Поэтому Н. П. Обнорский в своем письме в ректорат от 15.09.1920 г. поставил вопрос о едином помещении для библиотеки. Решить проблему удалось быстро благодаря тому, что университету было передано здание только что отстроенной Земской управы. 2декабря 1921 г. была закончена перевозка книжного имущества университета в новое здание.

Развитие в Перми научного центра, подкрепленного университетскими кадрами, способствовало появлению нового учебного заведения – Пермского института народного образования, который в 1921 г. был преобразован в Пермский пединститут. В Институте народного образования была своя библиотека, основой которой послужили фонды Фребелевского института, учительской семинарии и пожертвования частных лиц. В 1922 г. Пединститут реорганизован в педагогический факультет Пермского государственного университета (ПГУ). Библиотека Пединститута – 25 тыс. книг общего характера и 8 тыс. книг по дошкольным и школьным вопросам – была слита с библиотекой университета и перевезена в то же здание Земской управы.

В марте 1927 г. в фундаментальную библиотеку передали библиотеку Музея древностей при ПГУ. (На этот фонд имеется отдельная картотека в составе картотеки «Редкие книги библиотеки ПГПУ».)

С 1928 по 1932 г. библиотека имела возможность получать обязательный экземпляр целого ряда изданий от Государственной книжной палаты.

В 1930 г. в связи с реорганизацией ПГУ и выделением из него самостоятельных институтов остро встал вопрос о фундаментальной библиотеке. 18 мая 1930 г. Ликвидационно-организационная комиссия ПГУ (именно она решала проблему реорганизации) вынесла вердикт:

1. Распределить между вузами по принадлежности все учебники и учебную литературу ... соответственно числу студентов, пользующихся этими книгами.

2. Начавшуюся инвентаризацию библиотеки продолжать с расчетом распределения всех книжных фондов между отдельными вузами в соответствии с их специальностями.

3. Само распределение провести после инвентаризации специальной комиссией из представителей всех вузов.

Таким образом, ценнейшей коллекции книг, собранной с таким трудом и тщательностью, первой научной библиотеке на Урале грозило раздробление. Но на ее защиту встал директор библиотеки Н. П. Обнор­ский. Он написал письмо в Ликвидационную комиссию, копия письма была послана в Народный комиссариат просвещения. В нём Н. П. Обнорский указывал на необходимость сохранения библиотеки как единого целого и на нецелесообразность деления сформированного научного книжного ядра.

На заседании Ликвидационной комиссии было заслушано выступление Н. П. Обнорского с просьбой о пересмотре решений, связанных с перераспределением фондов фундаментальной библиотеки между вузами, и вынесено постановление: «Решение комиссии от 18 мая <...> отменить и признать необходимым сохранение библиотеки в виде Центральной научной библиотеки при пермских вузах». Вскоре пришел ответ и из Наркомпроса, в котором утверждалось решение Ликвидационной комиссии от 2.04.1930 г. и предлагалось университету представить проект фундаментальной библиотеки, обслуживающей все вузы.

В итоге фундаментальная библиотека ПГУ была названа Центральной научной библиотекой пермских вузов, задача которой определялась коротко: обслуживать научно-исследовательскую работу пермских вузов, а также местных учреждений и частных лиц.

При каждом пермском вузе были организованы самостоятельные библиотеки. Административно-хозяйственные и финансовые вопросы, а также обсуждение планов и отчетов ЦНБ осуществляла коллегия директоров пермских вузов и директор библиотеки. Для непосредственного руководства библиотека были причислена к Пермскому педагогическому институту, а содержание ЦНБ приняли на себя обслуживаемые ею пермские вузы в разных долях. Инвалютные кредиты, отпускаемые вузам на приобретение иностранной литературы, передавались полностью в распоряжение ЦНБ и расходовались с утверждения директората. Каждый из вузов имел право настаивать, чтобы при ежегодной закупке книг не менее 90% предоставляемой в его распоряжение библиотечной суммы тратилось на закупку книг по его заявке. Смета ЦНБ присоединяется как особая часть к смете Пединститута

Казалось, все было продумано и учтено. Но гладко было только на бумаге. Как раз в тот период библиотека находилась в очень тяжелом положении. Финансирование ЦНБ шло только за счет Пединститута; другие вузы отчисляли средства либо очень скудно, либо ничего не выделяли. Встал вопрос о передаче ЦНБ в ведение Наркомпроса. Неразбериха и споры об оплате содержания библиотечных работников привели к тому, что длительное время им вообще не выплачивалась зарплата.

Наконец, 5 марта 1931 г. состоялось специальное совещание представителей педагогического, сельскохозяйственного, химико-технологи­чес­кого институтов, посвященное содержанию Центральной межвузовской научной библиотеки. Директор Педагогического института С. А. Стойчев отметил: поскольку вузы не выполняют свои обязанности по содержанию ЦНБ, необходимо сократить половину штата её сотрудников и частично законсервировать книжный фонд. В ходе прений выяснилось: все категорически отказываются финансировать ЦНБ, мотивируя это тем, что начали создавать свои библиотеки.

В результате содержание ЦНБ и комплектование её фонда пришлось взять на себя Педагогическому институту. В связи с этим с 1 мая 1931 г. до покрытия фактических расходов, падающих на долю вузов, пользование библиотекой их читателями прекратилось.

С осени 1931 г. Пермский университет возобновил свою работу, и вопрос о библиотеке возник вновь: кому ей принадлежать? В университете открылись отделения негуманитарного цикла. Библиотека осталась в помещении Пединститута с условием, что в трехмесячный срок выделит и передаст университету научную литературу по физико-математическим и естественнонаучным специальностям. Много книг было передано медицинскому, сельскохозяйственному вузам.

С 1932 г. стабилизировалась смета библиотеки – теперь уже фундаментальной библиотеки Пермского педагогического института; появилась возможность планировать приобретение книг, начать составление каталогов. Но в это время ушел из библиотеки Н. П. Обнорский – её бессменный руководитель.

По данным 1935 г. состояние библиотеки было следующим: для книгохранения использовались 9 комнат нижнего этажа главного корпуса института, включая и коридоры; общая площадь – 529 м2., что составляло лишь 60% от требуемой для нормальной работы.

Книжный фонд насчитывал 167 571 экз. Кроме того, в библиотеках кафедр находилось большое количество книг, которые не были учтены в фундаментальной библиотеке. Из всего этого количества книг только
35 тыс. основного книжного фонда было отражено в каталогах, что явилось прямым следствием недостатка финансирования в предыдущие годы. В штат библиотеки входили директор и 10 библиотекарей.

В феврале 1935 г. Наркомпрос выделил специальные ассигнования на обработку фондов. В библиотеку передана литература из кабинетов, и началась работа по систематизации старых не разобранных ранее фондов. Это обогатило фонд ценными изданиями. Так, из кабинета литературы в фонд библиотеки попали книги Литературно-театрального музея университета (отражены в картотеке редких книг). Этот музей был создан в начале 1929 г. по инициативе П. С. Богословского при поддержке общественности Урала.

Дальнейшая судьба библиотеки тесно связана с деятельностью старейшего библиотекаря – Валентины Николаевны Вишневецкой. Ректор Пединститута Чумаков писал, что ей «приходится выполнять в библиотеке работы высшего порядка, требующие знания иностранных языков, знакомства с научной классификацией и общим содержанием главных научных дисциплин, т.е. работу научного характера...». Начав с научно-техни­ческого сотрудника, она прошла путь до заместителя директора библиотеки. Под её руководством велись комплектование и обработка фондов, заполнение инвентарных книг. К 1940–1941 учебному году в библиотеке был наведен порядок.  Книжный фонд к тому времени насчитывал 243 915 экз.

В годы Великой Отечественной войны в здании института находился госпиталь. Площадь библиотеки была сокращена вдвое, часть фонда законсервирована. Но жизнь не остановилась: чтение помогало раненым переносить страдания. В Перми в эвакуации оказалось много людей науки, преподавателей вузов, творческой интеллигенции.

 Президент Академии педагогических наук Иван Андреевич Каиров, работая в библиотеке, создавал свой будущий учебник «Педагогика»; искусствовед Сергей Сергеевич Данилов на материалах библиотеки написал «Историю драматического театра». Все эти трудные годы библиотекой руководила Феофания Денисовна Бойченко.

В 1946 г. библиотечный фонд увеличился до 320 тыс. экз. Развитие библиотеки шло вполне ритмично. В то время здесь трудились Герман Аркадьевич Кобяшов и Елизавета Васильевна Золотова: они обладали прекрасными организаторскими способностями.

1960-е гг. отмечены в жизни библиотеки открытием свободного доступа к фонду читального зала, организацией справочно-библиогра­фического отдела, началом проведения библиотечно-библиографических занятий со студентами, особым вниманием к информационной работе.

Росло количество читателей библиотеки, увеличивался её штат; появились сектора каталогизации и книгохранения. Работники библиотеки участвовали во всех массовых мероприятиях института.

В 1968 г. библиотека получила дополнительные помещения в новом учебном корпусе. В 1970 г. библиотеке предоставлено помещение (50 м2) в студенческом общежитии, где разместили фонд дореволюционной периодики.В 1975 г. там же оборудовано под книгохранилище еще пять комнат для фонда  иностранной литературы, выделенного из общего библиотечного фонда.

В 1982 г. библиотека расширилась за счет помещения в новом учебном корпусе, куда переведены некоторые отделы (комплектования и обработки, справочно-библиографический, периодики), а также администрация библиотеки. Отдел обслуживания получил еще один читальный зал, в котором решено было сосредоточить литературу естественно-научного цикла. Здесь же читатели получили возможность пользоваться периодическими изданиями по всем отраслям знаний.

В 1988 г. заведующей библиотекой назначена Мария Ивановна Костицина.

С 1992 г. в библиотеке ведется проверка фонда, в результате которой исправляются ошибки, ликвидируются недостатки инвентаризации 1961–1962 гг. В 1994 г. выделен и описан фонд рукописных книг и книг кирилловской печати (84 экз.), в отдельную коллекцию собраны факсимильные издания (29 экз.); приведены в порядок материалы из коллекции Пермского литературно-театрального музея, а также некоторые личные архивы, хранящиеся в фондах библиотеки.

К 1996 г. в структуре библиотеки были следующие отделы: комплектования, научной обработки литературы и организации каталогов, обслуживания (с секторами), справочно-библиографический, периодики, книгохранения. В библиотеке работали 43 человека. Согласно приказу Минобразования от 20.05.1997 г. № 951. библиотека отнесена ко второй группе по оплате труда руководящих работников и специалистов.

В 2000 г. в библиотеке началась автоматизация библиотечно-библиографических процессов, что позволило активизировать информационное обеспечение пользователей. В 2001 г. сотрудники библиотеки приступили к освоению АИБС MARC SQL; началось создание электронного каталога библиотеки.

В 2001 г. библиотека стала участницей программы «Книжные памятники Прикамья (книга и вера Перми Великой)». К тому времени в фонде выделены коллекции редких рукописных и старопечатных изданий; началась работа по описанию других коллекций, в частности изданий до 1825 г.

В 2005 г. инициирован проект по организации свободного доступа пользователей к электронным ресурсам библиотеки в читальном зале естественной литературы.И в октябре 2008 г. открылся Зал электронных информационных ресурсов – для самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава, студентов, сотрудников ПГПУ; здесь предоставляется доступ к образовательным ресурсам Интернета, электронному каталогу и электронным информационным ресурсам библиотеки.

В 2007 г. библиотека ПГПУ совместно с библиотекой ПГТУ выиграла грант Российского фонда фундаментальных исследований на осуществление проекта Электронная библиотека «Религиоведение и русская религиозная философия в изданиях XVIII – начала XX в.», в рамках которого библиотека ПГПУ начала работу по созданию электронной коллекции на базе собственных фондов. Главным результатом стал сайт «Библиотека религиоведения и русской религиозной философии. Издания XVIII – начала XX в.».

В настоящее время библиотекой руководит Галина Михайловна Подгорных. В фонде библиотеки – 860 тыс. печатных единиц; её услугами пользуются более 8 500 человек; ежегодное количество посещений – свыше 380 тыс.; ежегодная книговыдача превышает 700 тыс. Библиотека располагает 45 компьютерами.

Сама история предоставила нам еще одну возможность задуматься над смыслом  деятельности библиотеки и в прошлом и, что особенно важно, в настоящем; критично и взвешенно оценить то, что было сделано Педагогическим университетом за время его существования, и заглянуть в будущее. Но не в то будущее, которое придет через 100 лет, а в ближайшее, которое наступит уже завтра и так или иначе затронет судьбу каждого из нас. И это будет то будущее, которое мы приблизим сами благодаря осознанию необходимости сохранения нашего культурного наследия.

Список источников

Документы из архива Фундаментальной библиотеки ПГПУ.

Иллюстрированный сборник-ежегодник Пермского Губернского Земства [Текст]. Вып. 2. – Пермь : Электро-тип. Губ. Земства, 1916. – XLVIII, 268, [2], 25 л. ил. и карт.

История библиотеки ПГПУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pspu.ru/articles/277-istoriya-biblioteki

Капцугович И. С.Пермский педагогический в судьбах людей [Текст] : документ.-публицист. очерк. Кн. 1 / Капцугович Игорь Севостьянович. – Пермь : Книжный мир, 2006. – 376 с.; Кн. 2. – 2008. – 270 с.

Отчет об открытии Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916-1917 уч. году (По 1-е июня 1917 г.) [Текст] / [Сост. К. Покровский]. – Пермь,
1918. – 72 с.

Пермский педагогический факультет. Обзор деятельности за 1923-1924 уч. год. [Текст]. – Пермь : Изд. журн. «Экономика»,1925. – 11 с.

  
На главную