ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ
УДК 027.7
С. Н. Рагозина
Библиотека Пермского государственного педагогического
университета: прошлое и настоящее
Рассмотрена история становления фундаментальной библиотеки
Пермского государственного педагогического университета как важная страница в
летописи высшего образования в Пермском крае. Статья посвящена 95-летию
библиотеки.
Ключевые слова: Пермский государственный
педагогический университет, Фундаментальная библиотека, юбилей, история, фонды,
обслуживание.
История фундаментальной
библиотеки Пермского государственного педагогического университета – это не
только важная страница в летописи высшего образования в Пермском крае, но и
история первого на Урале большого собрания книжных сокровищ.
В 1916 г. в Перми открылось
отделение Петроградского университета. Одновременно начала создаваться
библиотека отделения. Первоначальный фонд состоял из двух крупных
пожертвований, сделанных бывшим Главным управлением по делам печати и Императорским
Петроградским университетом.
Разумеется, библиотека
создавалась не один год. Её организаторами были профессора, научные сотрудники
университета, профессионалы и любители словесности. В Пермь приезжают специалист
по древнерусской словесности и русской литературе XIX в. профессор А. П. Кадлубовский
(в 1916–1917 гг. – первый декан историко-филологического факультета) и
профессор Н. П. Обнорский, преподававший зарубежную литературу и латинский
язык. С трудом они находят квартиру на Пермской улице, в доме Рязанова.
Оборудуют помещение, и в январе 1917 г. библиотека, после совершения
молебна, была открыта для читателей.
После февральской революции 1917 г. Пермское отделение
Петроградского университета преобразовано в Пермский университет. В связи с
этим началось обсуждение кандидатуры, кому будет вверена библиотека, когда
университет обретет полную самостоятельность, и в августе 1917 г. главным
библиотекарем Пермского университета становится Николай Петрович Обнорский. Он
был бессменным руководителем библиотеки до 1932 г.
Территориальная
разрозненность библиотеки в пределах города усложняла обслуживание читателей и
расстановку кадров. Поэтому Н. П. Обнорский в своем письме в ректорат
от 15.09.1920 г. поставил вопрос о едином помещении для библиотеки. Решить
проблему удалось быстро благодаря тому, что университету было передано здание
только что отстроенной Земской управы. 2декабря 1921 г. была закончена перевозка книжного имущества
университета в новое здание.
Развитие
в Перми научного центра, подкрепленного университетскими кадрами,
способствовало появлению нового учебного заведения – Пермского института
народного образования, который в 1921 г. был преобразован в Пермский
пединститут. В Институте народного образования была своя библиотека, основой
которой послужили фонды Фребелевского института, учительской семинарии и
пожертвования частных лиц. В 1922 г. Пединститут реорганизован в педагогический
факультет Пермского государственного университета (ПГУ). Библиотека Пединститута
– 25 тыс. книг общего характера и 8 тыс. книг по дошкольным и школьным вопросам
– была слита с библиотекой университета и перевезена в то же здание Земской
управы.
В марте
1927 г. в фундаментальную библиотеку передали библиотеку Музея древностей при
ПГУ. (На этот фонд имеется отдельная картотека в составе картотеки «Редкие
книги библиотеки ПГПУ».)
С 1928 по 1932 г. библиотека
имела возможность получать обязательный экземпляр целого ряда изданий от
Государственной книжной палаты.
В 1930 г. в связи с
реорганизацией ПГУ и выделением из него самостоятельных институтов остро встал
вопрос о фундаментальной библиотеке. 18 мая 1930 г.
Ликвидационно-организационная комиссия ПГУ (именно она решала проблему
реорганизации) вынесла вердикт:
1. Распределить между вузами по
принадлежности все учебники и учебную литературу ... соответственно числу
студентов, пользующихся этими книгами.
2. Начавшуюся инвентаризацию
библиотеки продолжать с расчетом распределения всех книжных фондов между
отдельными вузами в соответствии с их специальностями.
3. Само распределение провести
после инвентаризации специальной комиссией из представителей всех вузов.
Таким образом, ценнейшей
коллекции книг, собранной с таким трудом и тщательностью, первой научной
библиотеке на Урале грозило раздробление. Но на ее защиту встал директор
библиотеки Н. П. Обнорский. Он написал письмо в Ликвидационную комиссию,
копия письма была послана в Народный комиссариат просвещения. В нём Н. П. Обнорский
указывал на необходимость сохранения библиотеки как единого целого и на
нецелесообразность деления сформированного научного книжного ядра.
На заседании Ликвидационной
комиссии было заслушано выступление Н. П. Обнорского с просьбой о
пересмотре решений, связанных с перераспределением фондов фундаментальной библиотеки
между вузами, и вынесено постановление: «Решение комиссии от 18 мая <...>
отменить и признать необходимым сохранение библиотеки в виде Центральной научной
библиотеки при пермских вузах». Вскоре пришел ответ и из Наркомпроса, в котором
утверждалось решение Ликвидационной комиссии от 2.04.1930 г. и
предлагалось университету представить проект фундаментальной библиотеки,
обслуживающей все вузы.
В итоге фундаментальная
библиотека ПГУ была названа Центральной научной библиотекой пермских вузов,
задача которой определялась коротко: обслуживать научно-исследовательскую
работу пермских вузов, а также местных учреждений и частных лиц.
При каждом пермском вузе были
организованы самостоятельные библиотеки. Административно-хозяйственные и
финансовые вопросы, а также обсуждение планов и отчетов ЦНБ осуществляла
коллегия директоров пермских вузов и директор библиотеки. Для непосредственного
руководства библиотека были причислена к Пермскому педагогическому институту, а
содержание ЦНБ приняли на себя обслуживаемые ею пермские вузы в разных долях. Инвалютные
кредиты, отпускаемые вузам на приобретение иностранной литературы, передавались
полностью в распоряжение ЦНБ и расходовались с утверждения директората. Каждый
из вузов имел право настаивать, чтобы при ежегодной закупке книг не менее 90%
предоставляемой в его распоряжение библиотечной суммы тратилось на закупку книг
по его заявке. Смета ЦНБ присоединяется как особая часть к смете Пединститута
Казалось, все было продумано и
учтено. Но гладко было только на бумаге. Как раз в тот период библиотека находилась
в очень тяжелом положении. Финансирование ЦНБ шло только за счет Пединститута; другие
вузы отчисляли средства либо очень скудно, либо ничего не выделяли. Встал
вопрос о передаче ЦНБ в ведение Наркомпроса. Неразбериха и споры об оплате
содержания библиотечных работников привели к тому, что длительное время им
вообще не выплачивалась зарплата.
Наконец, 5 марта 1931 г.
состоялось специальное совещание представителей педагогического,
сельскохозяйственного, химико-технологического институтов, посвященное
содержанию Центральной межвузовской научной библиотеки. Директор Педагогического
института С. А. Стойчев отметил: поскольку вузы не выполняют свои
обязанности по содержанию ЦНБ, необходимо сократить половину штата её сотрудников
и частично законсервировать книжный фонд. В ходе прений выяснилось: все категорически
отказываются финансировать ЦНБ, мотивируя это тем, что начали создавать свои
библиотеки.
В результате содержание ЦНБ и
комплектование её фонда пришлось взять на себя Педагогическому институту. В
связи с этим с 1 мая 1931 г. до покрытия фактических расходов, падающих на
долю вузов, пользование библиотекой их читателями прекратилось.
С осени 1931 г. Пермский
университет возобновил свою работу, и вопрос о библиотеке возник вновь: кому ей
принадлежать? В университете открылись отделения негуманитарного цикла. Библиотека
осталась в помещении Пединститута с условием, что в трехмесячный срок выделит и
передаст университету научную литературу по физико-математическим и естественнонаучным
специальностям. Много книг было передано медицинскому, сельскохозяйственному
вузам.
С 1932 г. стабилизировалась
смета библиотеки – теперь уже фундаментальной библиотеки Пермского
педагогического института; появилась возможность планировать приобретение книг,
начать составление каталогов. Но в это время ушел из библиотеки Н. П. Обнорский
– её бессменный руководитель.
По данным 1935 г. состояние
библиотеки было следующим: для книгохранения использовались 9 комнат нижнего
этажа главного корпуса института, включая и коридоры; общая площадь – 529 м2.,
что составляло лишь 60% от требуемой для нормальной работы.
Книжный фонд насчитывал 167 571
экз. Кроме того, в библиотеках кафедр находилось большое количество книг,
которые не были учтены в фундаментальной библиотеке. Из всего этого количества
книг только
35 тыс. основного книжного фонда было отражено в каталогах, что явилось прямым
следствием недостатка финансирования в предыдущие годы. В штат библиотеки
входили директор и 10 библиотекарей.
В феврале 1935 г. Наркомпрос
выделил специальные ассигнования на обработку фондов. В библиотеку передана литература
из кабинетов, и началась работа по систематизации старых не разобранных ранее
фондов. Это обогатило фонд ценными изданиями. Так, из кабинета литературы в
фонд библиотеки попали книги
Литературно-театрального музея университета (отражены в картотеке редких книг).
Этот музей был создан в начале 1929 г. по инициативе
П. С. Богословского при поддержке общественности Урала.
Дальнейшая судьба библиотеки тесно
связана с деятельностью старейшего библиотекаря – Валентины Николаевны Вишневецкой.
Ректор Пединститута Чумаков писал, что ей
«приходится выполнять в библиотеке работы
высшего порядка, требующие знания иностранных языков, знакомства с научной
классификацией и общим содержанием главных
научных дисциплин, т.е. работу научного характера...».
Начав с научно-технического сотрудника, она прошла путь до заместителя директора
библиотеки. Под её руководством велись
комплектование и обработка фондов, заполнение инвентарных книг. К 1940–1941
учебному году в библиотеке был наведен порядок. Книжный фонд к тому времени насчитывал 243 915 экз.
В годы
Великой Отечественной войны в здании института находился госпиталь. Площадь
библиотеки была сокращена вдвое, часть фонда законсервирована. Но жизнь не
остановилась: чтение помогало раненым переносить страдания. В Перми в эвакуации
оказалось много людей науки, преподавателей вузов, творческой интеллигенции.
Президент Академии педагогических
наук Иван Андреевич Каиров, работая в библиотеке, создавал свой будущий
учебник «Педагогика»; искусствовед Сергей Сергеевич Данилов на материалах
библиотеки написал «Историю драматического театра». Все эти трудные годы
библиотекой руководила Феофания Денисовна Бойченко.
В 1946 г. библиотечный фонд
увеличился до 320 тыс. экз. Развитие библиотеки шло вполне ритмично. В то время
здесь трудились Герман Аркадьевич Кобяшов и Елизавета Васильевна Золотова: они
обладали прекрасными организаторскими способностями.
1960-е гг. отмечены в жизни
библиотеки открытием свободного доступа к фонду читального зала, организацией
справочно-библиографического отдела, началом проведения
библиотечно-библиографических занятий со студентами, особым вниманием к информационной
работе.
Росло количество читателей библиотеки,
увеличивался её штат; появились сектора каталогизации и книгохранения.
Работники библиотеки участвовали во всех массовых мероприятиях института.
В 1968 г. библиотека
получила дополнительные помещения в новом учебном корпусе. В 1970 г. библиотеке
предоставлено помещение (50 м2) в студенческом общежитии, где разместили
фонд дореволюционной периодики.В 1975 г.
там же оборудовано под книгохранилище еще пять комнат для фонда иностранной литературы, выделенного из общего
библиотечного фонда.
В 1982 г. библиотека
расширилась за счет помещения в новом учебном корпусе, куда переведены некоторые
отделы (комплектования и обработки, справочно-библиографический, периодики), а
также администрация библиотеки. Отдел обслуживания получил еще один читальный
зал, в котором решено было сосредоточить литературу естественно-научного цикла.
Здесь же читатели получили возможность пользоваться периодическими изданиями по
всем отраслям знаний.
В 1988 г. заведующей
библиотекой назначена Мария Ивановна Костицина.
С 1992 г. в библиотеке
ведется проверка фонда, в результате которой исправляются ошибки, ликвидируются
недостатки инвентаризации 1961–1962 гг. В 1994 г. выделен и описан
фонд рукописных книг и книг кирилловской печати (84 экз.), в отдельную коллекцию
собраны факсимильные издания (29 экз.); приведены в порядок материалы из
коллекции Пермского литературно-театрального музея, а также некоторые личные
архивы, хранящиеся в фондах библиотеки.
К 1996 г.
в структуре библиотеки были следующие отделы: комплектования, научной обработки
литературы и организации каталогов, обслуживания (с секторами), справочно-библиографический, периодики, книгохранения. В библиотеке
работали 43 человека. Согласно приказу Минобразования от 20.05.1997 г. №
951. библиотека отнесена ко второй группе по оплате труда руководящих
работников и специалистов.
В 2000 г.
в библиотеке началась автоматизация библиотечно-библиографических
процессов, что позволило активизировать информационное обеспечение
пользователей. В 2001 г. сотрудники библиотеки приступили к освоению АИБС
MARC SQL; началось создание электронного каталога библиотеки.
В 2001 г.
библиотека стала участницей программы «Книжные памятники Прикамья (книга и вера
Перми Великой)». К тому времени в фонде выделены коллекции редких рукописных и
старопечатных изданий; началась работа по описанию других коллекций, в
частности изданий до 1825 г.
В 2005 г.
инициирован проект по организации свободного доступа пользователей к
электронным ресурсам библиотеки в читальном зале естественной литературы.И в октябре 2008 г. открылся Зал электронных информационных
ресурсов – для самостоятельной работы
профессорско-преподавательского состава, студентов, сотрудников ПГПУ; здесь
предоставляется доступ к образовательным ресурсам Интернета, электронному
каталогу и электронным информационным ресурсам библиотеки.
В
2007 г. библиотека ПГПУ совместно с библиотекой ПГТУ выиграла грант
Российского фонда фундаментальных исследований на осуществление проекта
Электронная библиотека «Религиоведение и русская религиозная философия в
изданиях XVIII – начала XX в.», в рамках которого библиотека ПГПУ начала
работу по созданию электронной коллекции на базе собственных фондов. Главным
результатом стал сайт «Библиотека религиоведения и русской религиозной
философии. Издания XVIII – начала XX в.».
В настоящее время библиотекой
руководит Галина Михайловна Подгорных. В фонде библиотеки – 860 тыс. печатных
единиц; её услугами пользуются более 8 500 человек; ежегодное количество посещений
– свыше 380 тыс.; ежегодная книговыдача превышает 700 тыс. Библиотека располагает
45 компьютерами.
Сама история предоставила нам еще
одну возможность задуматься над смыслом
деятельности библиотеки и в прошлом и, что особенно важно, в настоящем;
критично и взвешенно оценить то, что было сделано Педагогическим университетом
за время его существования, и заглянуть в будущее. Но не в то будущее, которое
придет через 100 лет, а в ближайшее, которое наступит уже завтра и так или
иначе затронет судьбу каждого из нас. И это будет то будущее, которое мы
приблизим сами благодаря осознанию необходимости сохранения нашего культурного
наследия.
Список источников
Документы из архива Фундаментальной библиотеки ПГПУ.
Иллюстрированный
сборник-ежегодник Пермского Губернского Земства [Текст]. Вып. 2. –
Пермь : Электро-тип. Губ. Земства, 1916. – XLVIII, 268, [2], 25 л. ил. и
карт.
История библиотеки ПГПУ [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://pspu.ru/articles/277-istoriya-biblioteki
Капцугович И. С.Пермский педагогический в судьбах
людей [Текст] : документ.-публицист. очерк. Кн. 1 / Капцугович Игорь
Севостьянович. – Пермь : Книжный мир, 2006. – 376 с.; Кн. 2. – 2008. – 270 с.
Отчет об открытии
Пермского отделения Петроградского университета и деятельности его в 1916-1917
уч. году (По 1-е июня 1917 г.) [Текст] / [Сост. К. Покровский]. –
Пермь, 1918.
– 72 с.
Пермский педагогический факультет. Обзор
деятельности за 1923-1924 уч. год. [Текст]. – Пермь : Изд. журн.
«Экономика»,1925. – 11 с.
|