Научные и технические библиотеки №3 2012 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 10. Информатика на библиотечных факультетах

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Столяров Ю. Н. «Документальная информация» в государственной Номенклатуре специальностей научных работников. Статья третья. Оптимистические предложения

Койшигулова Г. К. Стандарт образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» и принципы его разработки в Республике Казахстан

Ихлова Н. И. Библиограф центральной отраслевой библиотеки: аспекты профессии

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Бочарова Е. Н., Васильев А. В., Кочукова Е. В. Автоматизация процессов комплектования и обработки литературы на основе информационно-библиотечной системы «Библиобус»

ИФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. «Библиотечная, библиографическая, научно-информационная деятельность» – новый раздел в таблицах ББК

ИФЛА–2011

Хакетт Т. TLIB – Договор по библиотекам и архивам

НАША ИСТОРИЯ

Шапошников К. А. Мемориальная работа в научной библиотеке

Меренкова Н. А. Благотворительные средства в создании научных и специальных библиотек Орловской губернии дореволюционного периода

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Езова С. А. Большая книга о главном

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Рагозина С. Н. Библиотека Пермского государственного педагогического университета: прошлое и настоящее

Измаилова М. Х.-М. Научной библиотеке Дагестанского государственного университета – 80 лет

Владимир Александрович Голубев


УДК 02:37(574)

Г. К. Койшигулова

Стандарт образования по специальности
«Библиотечно-информационная деятельность»
и принципы его разработки в Республике Казахстан

Раскрыты исходные принципы формирования стандарта образования по специальности «Библиотечно-информационная деятельность», базирующиеся на междисциплинарной интеграции библиотековедения и информатики.

Ключевые слова: Республика Казахстан, высшее библиотечное образование, образовательные стандарты, библиотековедение, информатика, междисциплинарная интеграция, библиотечно-информационная деятельность, информационные технологии.

В едином образовательном пространстве СССР существовали единые базовые принципы и требования к профессиональной подготовке библиотечных кадров высшей и средней квалификации. После распада СССР и образования независимых суверенных республик каждой из них потребовалось выработать собственные подходы в этом направлении.

В Республике Казахстан государственная политика в области образования, в том числе и в библиотечной сфере, определяется Законом «Об образовании», в соответствии с которым разрабатывается система образовательных стандартов. Определяющее направление его содержания – создание условий и возможностей для присоединения национальной системы высшего образования к Болонскому процессу, в связи с чем Министерство образования и науки Республики Казахстан в 2007 г. официально утвердило Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, хотя двухуровневая подготовка кадров началась гораздо раньше.

На основе этих документов разрабатывается Государственный общеобязательный стандарт высшего образования специальности (ГОСО), раскрывающий основные принципы образовательной траектории в конкретной профессиональной сфере.

Согласно ГОСО, образовательная программа включает в себя общеобразовательные и профессиональные направления, которые определяют перечень дисциплин, объединенных в циклы (модули)  общеобязательных, базовых и профилирующих. В свою очередь, каждый из них состоит из дисциплин обязательного (государственного) компонента и компонента по выбору.

Обязательный компонент обеспечивает единое образовательное пространство в республике и не подлежит содержательному изменению до последующей стадии его разработки (обновление осуществляется через каждые четыре года).

Компонент по выбору обеспечивает вариативность и гибкость подходов к формированию дисциплин исходя из потребностей того региона, где находится высшее учебное заведение, структуры сложившихся в нем научных школ и индивидуальных интересов самого обучающегося.

Составная часть ГОСО – типовой учебный план, содержащий в развернутом виде перечень учебных дисциплин специальности, обязательных для всех вузов республики соответствующего профиля.

Разработка учебных дисциплин по специальности «Библиотечно-информационная деятельность» возложена на Республиканское учебно-методическое объединение, образованное на базе Южно-Казахстанского государственного университета им. М. Ауэзова,  куда входят представители всех учебных заведений республики, где готовят библиотечные кадры.

В настоящее время разрабатывается библиотечный образовательный стандарт третьего поколения. Но не изменился, как и в предыдущих поколениях, универсальный профиль подготовки кадров, что и в современных условиях представляется наиболее оптимальным.

Следующая целевая установка, которой руководствовались составители: обязательный компонент должен содержать перечень дисциплин, образующих с течением времени стабильное фундаментальное ядро,  программы которых, по меткому выражению А. В. Соколова, достигли уровня классики [1. С. 95]. Такое ядро, как известно,  составляли следующие курсы: «Книговедение», «Библиотековедение. ОК», «Библиографоведение. ОК», «Библиотечный фонд», «Библиотечные каталоги», «Организация и методика библиотечно-библиографического  обслуживания»,  «Управление библиотечным делом», отраслевые библиографические комплексы и др. Таким образом, составители стандарта исходили из того, что стабильность, устойчивость и преемственность – определяющие факторы.

В качестве базовых эти дисциплины включены в цикл общепрофессиональных дисциплин, естественно, актуализированы их наименования и существенно перестроены программы.

Безусловно, в ГОСО отражены дисциплины, относящиеся к сфере инноватики (менеджмент и маркетинг, экономика в БИД, стратегическое управление библиотекой и др.).

Не менее важно способствовать взаимопроникновению учебных курсов, являющихся неотъемлемой  частью книговедения, библиотековедения и библиографоведения, и дисциплин, которые в большей мере относятся к  информатике.

Как известно, целесообразность и возможность такой междисциплинарной интеграции достаточно убедительно раскрыл Р. С. Гиляревский в книге, опубликованной еще тридцать с лишним лет назад. В ней он изложил результаты  сопоставительного анализа содержания наиболее значимых учебников и других учебных материалов, авторы которых – отечественные и зарубежные специалисты. Вывод, к которому однозначно приходит Р. С. Гиляревский – необходимо большее взаимопроникновение библиотековедения и информатики, которые он считает самостоятельными дисциплинами. Примечательно  название заключительного раздела книги – «Интеграция учебных курсов» [2].

Эту же проблематику последовательно развивает Я. Л. Шрайберг в своих публикациях и особенно – в Ежегодных докладах Международной конференции «Крым» [3]. Так, в докладе 2001 года он подчеркивает: «Особенно актуальной сегодня является проблема изменения учебных и образовательных программ по дисциплинам, связанным с подготовкой библиотекарей и специалистов смежных профессий», а также, что  проблема основных функций библиотеки сегодня относится к ключевым положениям уже не только библиотековедения, но и информационных наук [Там же. С. 23, 27].

Более того,  этот подход, как известно, успешно воплощается на практике на основе реализации образовательного проекта,  предложенного специалистами ГПНТБ России. Мы внимательно изучаем этот опыт и заимствуем его с учетом казахстанских реалий.

Базовой для «информационной компоненты» (словосочетание позаимствовано у Я. Л. Шрайберга), несомненно, является «Информатика». Однако она как общезначимая научная дисциплина для любых специальностей отражена в нашем стандарте в цикле общенаучных дисциплин, что предопределяет безотносительность его программы к конкретной сфере деятельности.

Ввиду этого оптимальным решением было бы введение в ГОСО курса  «Прикладная информатика», программа которого должна стать результатом сотрудничества информатиков  и  библиотековедов, поскольку речь идет о статусе  общепрофессиональной дисциплины.  Этот вопрос по объективным причинам пока остается открытым, поскольку мы не уверены, что сегодня можно достигнуть необходимого взаимопонимания.

Избранный нами подход, основанный на интегрировании соответствующих учебных дисциплин,  поясним на примере цикла дисциплин, входящих в комплексный курс «АБИС». Мы опирались на опыт его преподавания в рамках специализации «Компьютерные технологии в библиотечных и информационных системах» на кафедре электронных библиотек, информационных технологий и систем МГУКИ (преподаватели – в основном сотрудники ГПНТБ России).

Этот курс наряду с такими, как  «Документоведение», «Библиотековедение», Библиографоведение», «Менеджмент в БИД» и другие, включен нами в цикл базовых (общепрофессиональных) дисциплин  в качестве государственного компонента с соответствующей перестройкой его программы, в связи с чем «АБИС» как предмет преподавания стал одним из основных общезначимых курсов, которые формируют фундаментальную теоретическую базу специальности. Преподавание этого курса предусмотрено на втором году обучения, когда главными формами занятий становятся лекции и семинары.  Основные теоретические аспекты, рассматриваемые в соответствующих дисциплинах комплекса, перенесены в «АБИС».

Разделы «АБИС», имеющие в основном практическую направленность и связанные с технологическими процессами, в известных пределах  были взаимоувязаны с традиционными дисциплинами, представленными в государственном компоненте и компоненте по выбору цикла профилирующих дисциплин. Теоретическое наполнение содержания их программ по возможности минимизировано. Отметим также, что для  бакалавриата материал значительно упрощен: например, «Проектирование АБИС», частично разделы курсов «Лингвистическое обеспечение АБИС», «Организация и технология АБИС» изучаются на магистерском уровне.

«АРМ каталогизатора» стал неотъемлемой частью курса «Библиотечные каталоги» (привлекательным представляется предложение Э. Р. Сукиасяна назвать его «Каталоговедением»). «АРМ комплектатора»  вписан в курс «Библиотечный фонд»,  «АРМ администратора» – в «Менеджмент в БИД».

Чрезвычайно необходим, хотя бы в виде тренинговой версии, «АРМ библиографа»,  который можно было бы использовать в учебных целях в курсе  «Организация и методика библиографической работы в библиотеке»  для отработки и освоения соответствующих  процессов и операций. Использовать лишь интернет-ресурсы для полноценной реализации этих целей недостаточно, поскольку библиографический труд сопряжен с выполнением не только  формальных, но и интеллектуальных процессов и операций.  

Есть все основания полагать, что перспективы «информационной компоненты» специальности  и использования ИКТ и Интернета в библиотечной сфере в наибольшей мере  будут связаны именно с библиографической деятельностью библиотеки. Библиографическое обслуживание всегда признавалось одним из самых ответственных и наиболее сложных участков работы библиотеки. В условиях, когда библиотеки реально становятся публичными, образовательными, консультативными и интернет-центрами, центрами правовой и деловой информации [3. С. 61], виртуальное информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание потребует подготовки библиографов высочайшей квалификации.

В ГОСО это обстоятельство максимально учтено в общем и  отраслевых комплексах дисциплин библиографического компонента, где значительное место отведено методике работы с электронными ресурсами и овладению студентами современными информационными технологиями.

Список источников

1. Соколов А. В. Эволюция библиотечной школы // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 1. – С. 89–109.

2. Гиляревский Р. С. Информатика и библиотековедение. Общие тенденции в развитии и преподавании. – Москва : Наука, 1974. – 203 с.

3. Шрайберг Я. Л. Ежегодные доклады Международной конференции «Крым» 2001–2010 : сб. – Москва : ГПНТБ России, 2010. – 360 с.

  
На главную