Научные и технические библиотеки №4 2012 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Шилов В. В. Синкретизм в развитии методологии библиотековедения

Юхновец Т. С. Информационные ресурсы библиотек в системе удовлетворения информационных потребностей студентов вуза (по материалам социологического исследования)

Доценко О. Ф. Библиотека и образование: векторы взаимодействия

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Болдырев П. А. Функциональная модель управления процессом формирования фонда библиотеки вуза

Дригайло С. В. Газетный фонд Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского: формирование, моделирование и использование

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Торхауг Й., Йепсен Э. Т. Успехи и неудачи цифровых (электронных) библиотечных сервисов: десятилетний опыт Дании

Трачук Л. Ф. Особенности веблиографических пособий: теоретический аспект

Леонтьев А. А. Сайт Отделения ГПНТБ СО РАН – простые решения и эффективность

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Корифеи нашей профессии – М. Дьюи и Ш. Р. Ранганатан

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Борисова О. О. Новая страница в учебно-методическом обеспечении организационно-управленческих дисциплин


ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

УДК 025.1

О. О. Борисова

Новая страница
в учебно-методическом обеспечении
организационно-управленческих дисциплин

Рец. на кн.: Клюев В. К. Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки : учеб.-метод. пособие / В. К. Клюев. – Москва : Литера, 2011. – 112 с.

Ключевые слова: организационно-управленческие дисциплины, библиотеки, менеджмент, библиотечная микроэкономика, библиотечное право, хозяйственная деятельность, фандрейзинг, учебное пособие.

В 2007 г. вышел в свет сборник избранных работ известного библиотековеда В. К. Клюева«Управленческая  экономика российской библиотеки», пользующийся большим спросом у вузовских педагогов и библиотечных руководителей-практиков. И вот перед нами его новая работа – учебно-методическое пособие «Менеджмент ресурсного потенциала библиотеки» (Москва : Литера, 2011), – изданная в рамках Федеральной целевой программы «Культура России» и логически продолжающая предыдущий  труд.  Материал представлен в жанре учебно-методического пособия, ориентированного на широкую аудиторию современных разнопрофильных библиотечно-информационных специалистов.

В учебных планах вузовской специальности 07121 «Библиотечно-информационная деятельность» и введённого с 2011/12 учебного года  направления подготовки бакалавров и магистров 071900 «Библиотечно-информационная деятельность» присутствует ряд организационно-управленческих дисциплин, учебников по которым в настоящее время нет. В этом контексте издание профильной литературы  – само по себе значимое событие. А появление качественного учебного пособия – событие вдвойне. Недаром этой работе В. К. Клюева присвоен рекомендательный гриф отраслевого Учебно-методического объединения, нацеливающий на её использование студентами.

Книга состоит из трёх самостоятельных разделов:  «Организационно-экономические основы управления ресурсным комплексом библиотеки», «Правовая регламентация экономической активности российской библиотеки» и «Инициативная профессиональная деятельность в контексте дополнительного ресурсного обеспечения библиотеки». Каждый из них будет востребован при изучении различных организационно-управленческих дисциплин (что очень ценно!). Все разделы, в свою очередь, делятся на  небольшие главы, посвящённые отдельным  аспектам хозяйственно-экономической деятельности библиотеки.

Первый раздел – «Организационно-экономические основы управления ресурсным комплексом библиотеки» – посвящён проблемному рассмотрению теоретико-прикладных основ библиотечной микроэкономики.

Многолетний опыт преподавания рецензентом организационно- управленческих дисциплин свидетельствует об определённых трудностях при изучении студентами именно этой темы. Доступное изложение сложного материала в этом разделе – подарок автора всем нам!

Правовой регламентации экономической активности библиотеки  посвящён второй раздел. В нём даются акцентированные толкования терминов библиотечное право, субъекты правоотношений библиотечного права, источники библиотечного права и др. Затем достаточно конкретно (с анализом правоустанавливающих норм основных фоновых, ряда смежных и базовых федеральных законов) рассмотрены юридические основания функционирования библиотеки как экономической единицы и субъекта правоотношений. Предмет особого внимания в этой главе – мало отражённые в специальной литературе вопросы локального нормативного регулирования, а также правовой составляющей развития кадрового ресурса библиотеки.

В третьем  разделе – «Инициативная профессиональная деятельность в контексте дополнительного ресурсного обеспечения библиотеки» – В. К. Клюев подробно рассматривает инициативную хозяйственную деятельность библиотеки как внебюджетный источник её  ресурсного обеспечения.

Особое внимание уделено вопросам хозяйственно-договорных отношений с участием библиотеки, формированию цен на дополнительные виды и формы сверхнормативных услуг и обслуживания, организационно-экономическим методам управления библиотечным персоналом.  Автор также детально освещает роль маркетинговой службы в обосновании конъюнктурно-экономических аспектов деятельности библиотеки и использовании инструментария фандрейзинга. Доходчиво «прописаны» как технология самого фандрейзинга, так и алгоритм взаимодействия библиотеки с потенциальными инвесторами (благотворителями, спонсорами, грантовыми фондами).

Несомненное дидактическое достоинство учебного пособия – наличие резюме в конце каждой главы, а также вопросов для самопроверки, что значительно облегчает усвоение материала.  Привлекает внимание список литературы (46 названий), отражающий актуальные публикации по теме пособия.

Рецензия, как правило, должна содержать пожелания на будущее. В данном контексте удивляет отсутствие документальных приложений (их всегда было много в предыдущих книгах Владимира Константиновича!). Полагаю, что иллюстративный материал выгодно дополнил  бы и эту удачную работу.

В рецензируемом пособии комплексно представлены материалы многолетнего педагогического опыта В. К. Клюева как в высшей школе, так и в сфере дополнительного  профессионального образования. Это позволило систематизировать и комплексно изложить актуальные  знания в области организационно-экономических аспектов деятельности современной библиотеки.

Новая книга, безусловно, займёт достойное место среди немногочисленных учебно-методических пособий по этой проблематике и будет способствовать активизации профессионального экономического мышления российских библиотечно-информационных специалистов.

  
На главную