Научные и технические библиотеки №4 2012 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Шилов В. В. Синкретизм в развитии методологии библиотековедения

Юхновец Т. С. Информационные ресурсы библиотек в системе удовлетворения информационных потребностей студентов вуза (по материалам социологического исследования)

Доценко О. Ф. Библиотека и образование: векторы взаимодействия

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Болдырев П. А. Функциональная модель управления процессом формирования фонда библиотеки вуза

Дригайло С. В. Газетный фонд Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского: формирование, моделирование и использование

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Торхауг Й., Йепсен Э. Т. Успехи и неудачи цифровых (электронных) библиотечных сервисов: десятилетний опыт Дании

Трачук Л. Ф. Особенности веблиографических пособий: теоретический аспект

Леонтьев А. А. Сайт Отделения ГПНТБ СО РАН – простые решения и эффективность

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Корифеи нашей профессии – М. Дьюи и Ш. Р. Ранганатан

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Борисова О. О. Новая страница в учебно-методическом обеспечении организационно-управленческих дисциплин


УДК 027.7

Т. С. Юхновец

Информационные ресурсы библиотек
в системе удовлетворения информационных потребностей
студентов вуза
(по материалам социологического исследования)

Представлены итоги социологического исследования, проведённого на базе Библиотеки Института журналистики Белорусского государственного университета с целью углублённого изучения взаимодействия библиотек в формировании образовательных информационных ресурсов.

Ключевые слова: Беларусь, научные библиотеки, вузовские библиотеки, взаимодействие, фонды, информационные ресурсы, формирование, использование, студенты, информационные потребности, социологические исследования.

Взаимодействие в формировании информационных ресурсов, прежде всего образовательных, – одно из приоритетных направлений деятельности современных библиотек. С целью более глубокого изучения этого направления на базе Библиотеки Института журналистики Белорусского государственного университета проведён социологический опрос (анкетирование) в период с апреля по июль 2011 г. Объектом для анкетирования были выбраны студенты I–IV курсов.

В Институте журналистики обучаются 1 566 студентов. Объём выборки был определён двумя наиболее распространёнными способами: с помощью специальной таблицы расчета объёма выборки для надежности 95% [1] и путем математических расчетов [2]. Таблица позволяет найти объём выборки при определении таких критериев, как ожидаемая и допустимая степень отклонения (в % от генеральной совокупности). Установив допустимую степень отклонения – 3%, а ожидаемую – 1%, мы получили объём выборки 260 элементов.

Этот способ игнорирует генеральную совокупность, и для корректировки объёма выборки на объём генеральной совокупности была использована формула: n = n’ / (1 + n’ / N), где n’ – объём выборки до учета влияния объёма генеральной совокупности; N – объём генеральной совокупности; n – пересмотренный объём выборки после учета влияния объёма генеральной совокупности. То есть, объём выборки с учётом объёма генеральной совокупности был рассчитан следующим образом: 260 / (1 + 260 / 1566) = 224. Итак, в исследовании приняли участие 224 студента при генеральной совокупности – 1566 студентов.

Анкета состояла из открытых и закрытых вопросов, образующих два блока. В первый блок вошли вопросы, направленные на выявление: степени удовлетворения информационных потребностей студентов в библиотеке вуза; особенностей информационных потребностей студентов с точки зрения запрашиваемых ими видов документов по целевому назначению из фонда библиотеки вуза; основных целей использования научных документов из фонда библиотеки вуза; мнений студентов о необходимости научных документов в фонде библиотеки, о возможности удовлетворения информационных потребностей студентов с помощью информационных ресурсов библиотеки вуза.

Второй блок содержал вопросы, касающиеся использования студентами информационных ресурсов крупнейших научных библиотек Беларуси, мнений студентов о необходимости учебных документов в фондах этих библиотек и о возможности удовлетворения информационных потребностей только с помощью информационных ресурсов одной крупнейшей научной библиотеки.

Ответы студентов на вопрос «Какие информационные ресурсы – печатные или электронные – они чаще используют» показали следующее. Большинство студентов I курса чаще использует электронные информационные ресурсы. Среди студентов II курса равное количество тех, кто использует преимущественно электронные ресурсы, и тех, кто одинаково часто обращается к печатным и электронным ресурсам – по 44,4%. Студенты III курса (42,8%) предпочитают печатные ресурсы, а студенты IV курса (55,6%) используют печатные и электронные ресурсы с одинаковой частотой.

Полученные данные – свидетельство активного использования респондентами как печатных, так и электронных информационных ресурсов библиотеки вуза.

На вопрос «Часто ли вы получаете отказ на запрашиваемые вами документы из фонда библиотеки?» большинство студентов каждого курса дали отрицательный ответ: 92,3% – Iкурс, 66,6% – II, 85,7% – III и 77,8% – IV. Такие данные говорят в первую очередь о профильном формировании информационных ресурсов библиотеки вуза и, соответственно, о достаточно высоком уровне удовлетворения информационных потребностей студентов библиотекой вуза. Последнее подкрепляют и оценки студентов степени удовлетворения их информационных потребностей в библиотеке вуза по пятибалльной шкале: никто из студентов не поставил один или два балла; четыре балла поставили в среднем 50% студентов каждого курса.

На вопрос «Используете ли вы научные документы из фонда библиотеки вашего вуза?» более половины студентов каждого курса ответили положительно: 61,5% – I курс; 55,5% – II; 71,4% – III и 77,8% – IV. В то же время ощутимым оказалось и количество студентов, не использующих научные документы: Iкурс – 30,8%; II – 44,5%; III – 28,6%; IV– 22,2%.

Среди используемых видов научных документов у студентов I–III курсов преобладают журналы, у IV курса – сборники материалов конференций. В целом обнаружилась тенденция снижения обращения к журналам и повышения использования материалов конференций по мере увеличения продолжительности обучения студентов в вузе. Примечателен и тот факт, что студенты I курса использовали только два вида научных документов – журналы и материалы конференций, а студенты остальных курсов – четыре или пять видов: журналы, сборники материалов конференций и научных трудов, монографии, авторефераты диссертаций.

Ответы респондентов на вопрос о конечных целях использования научных документов из фонда библиотеки вуза позволяют выделить три основные цели для студентов каждого курса в порядке снижения их значимости. Так, для студентов I и II курсов на первом месте – подготовка к сдаче экзамена, на втором – к сдаче зачёта, на третьем – к семинарскому занятию. У студентов III и IV курсов – иные приоритеты: на первом месте – написание курсовой работы, и потребность в использовании научных документов для этой цели на IV курсе усиливается; на втором месте – подготовка к сдаче экзамена, затем – к сдаче зачёта.

Преобладающее большинство студентов старших (в среднем 91%) и младших (в среднем 77,5%) курсов рассматривают научные документы как обязательный элемент фонда библиотеки вуза. При этом, как показал опрос, студенты Iи II курсов в отличие от старшекурсников редко используют научные документы. Следует добавить, что некоторые студенты младших курсов затруднились с ответом на этот пункт анкеты, а среди старшекурсников таких оказалось значительно меньше. Учебные документы студенты каждого курса используют достаточно часто.

Таким образом, у студентов младших и старших курсов отмечена одинаково устойчивая потребность в учебных документах, но у студентов старших курсов появляется и потребность в научных документах. Это позволяет сделать вывод: важной составляющей обучения студентов на старших курсах становится их научно-исследовательская деятельность. По мнению студентов в целом, удельный вес научных документов в фонде библиотеки вуза должен составлять от 20% до 40%.

Более половины студентов каждого курса не считают возможным удовлетворение своих информационных потребностей только с помощью ресурсов библиотеки вуза. Тем не менее определённый удельный вес составили студенты, которые считают это возможным, но есть и те, кто затруднился выразить своё мнение, что может свидетельствовать об узком понимании студентами этого вопроса, т.е. при ответе они исходили из оценки уровня удовлетворения своих информационных потребностей именно в библиотеке своего вуза.

Причины, по которым невозможно удовлетворение информационных потребностей студентов только с помощью информационных ресурсов библиотеки вуза, по мнению респондентов, следующие:

1) отсутствие или недостаточное количество экземпляров произведений художественной литературы, литературно-художественных;

2) недостаточное количество экземпляров учебных документов по специальности;

3) большой содержательный объём необходимой студентам информации, который не может обеспечить фонд библиотеки вуза. 

Отмеченные причины обусловили тот факт, что большинство студентов пользуются не только библиотекой вуза, но и другими библиотеками республики. Студенты каждого курса чаще всего пользуются услугами Национальной библиотеки Беларуси: I курс – 69,2%; II – 55,6%; III – 81,3%; IV – 93,7%. Причём среди студентов – пользователей Национальной библиотеки Беларуси достаточно много и тех, кто также обращается и в Центральную научную библиотеку им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси.

В то же время в среднем 32% студентов Iи II курсов не пользуются крупнейшими научными библиотеками республики. Однако уже на III курсе таких студентов существенно меньше – 6,2%, а на IV курсе их вообще нет. Последние показатели подтверждают закономерность: на старших курсах программный материал обучения требует от студентов обращения к широкому спектру информационных ресурсов, включая узкоотраслевые и межотраслевые документы.

Частота посещения респондентами крупнейших научных библиотек республики колеблется от нескольких раз в месяц до нескольких раз в год, что обусловлено конечными целями посещения: подготовка к семинарским занятиям и экзаменационной сессии, написание курсовых и дипломных работ. Ответы студентов о конечных целях посещения крупнейших научных библиотек позволяют выделить три наиболее значимые цели для студентов каждого курса. Для студентов Iи II курсов на первом месте – подготовка к сдаче экзамена, на втором – к сдаче зачёта. На третьем месте у студентов I курса –  подготовка к семинарскому занятию, а у студентов II курса – к курсовой работе. У студентов III и IV курсов на первом месте – написание курсовой работы, но у третьекурсников на втором и третьем месте – подготовка к сдаче экзамена и зачёта соответственно, а у студентов IV курса – написание дипломной работы и подготовка к экзамену.

Следует отметить, что значимость определённых конечных целей для студентов I–IV курсов постепенно либо понижается, либо повышается. К целям, значимость которых понижается, относятся подготовка к семинарскому занятию, экзамену и зачёту, написание статьи, а к тем, значение которых повышается, – написание курсовой и дипломной работ.

В крупнейших научных библиотеках республики респонденты используют как печатные, так и электронные информационные ресурсы. Однако более половины студентов предпочитают печатные ресурсы. Вместе с тем значительное число студентов одинаково часто используют и печатные, и электронные ресурсы. Всё это даёт основание полагать, что потребность у студентов не только в печатных, но и в электронных информационных ресурсах будет сохраняться и в дальнейшей их учёбе.

На вопрос «Считаете ли вы необходимым наличие в фондах крупнейших научных библиотек Беларуси учебных документов?» преобладающее большинство студентов (в среднем 92%) ответили положительно. При этом более половины студентов каждого курса считают, что удельный вес учебных документов в фондах этих библиотек должен составлять 40%. Такие мнения студентов могут быть обусловлены недостаточно полным удовлетворением их информационных потребностей в библиотеке вуза.

В крупнейших научных библиотеках республики студенты младших курсов чаще используют учебные документы, а старшекурсники – научные документы.

Около половины студентов не считают возможным удовлетворение своих информационных потребностей только с помощью информационных ресурсов одной крупнейшей научной библиотеки. (Фактор, препятствующий этому, по их мнению, – невозможность собирать и хранить все имеющиеся информационные ресурсы в одной библиотеке.) Тем не менее немало респондентов полагают, что вполне реально удовлетворение их информационных потребностей ресурсами только одной крупной научной библиотеки. Подобные мнения можно объяснить недостаточной осведомлённостью студентов об информационных возможностях библиотеки, т.е. студенты могут оценивать её потенциал только по статусу в обществе.

По поводу формирования информационных ресурсов крупнейших научных библиотек республики студенты наиболее часто высказывали следующие пожелания:

  • увеличить приобретение актуальных научных документов и произведений художественной литературы;
  • расширить круг приобретаемых электронных информационных ресурсов, в том числе зарубежных баз данных периодических изданий;
  • увеличить количество оцифрованных учебных и научных документов в фондах;
  • более оперативно обновлять имеющиеся в библиотеках базы данных.

Результаты проведённого социологического исследования должны способствовать совершенствованию формирования информационных ресурсов библиотек вузов и крупнейших научных библиотек республики, а также их  взаимодействию в этом направлении; содействовать выработке совместных  решений и стратегий по удовлетворению информационных потребностей студентов вузов. Кроме того, полученные в ходе исследования данные могут быть использованы студентами факультета информационно-документных коммуникаций Белорусского государственного университета культуры и искусств при изучении особенностей информационных потребностей студентов вузов и формирования информационных ресурсов крупнейших научных библиотек.

Список источников

1. Аудит Монтгомери / Филипп Л. Дефлиз, Генри Р. Дженик, Винсент М. О’Рейлли, Маррей Б. Хирш ; пер. с англ. и под ред. Я. В. Соколова. – Москва : Аудит, 1997. – 542 с.

2. Аренс Элвин А. Аудит  / Э. А. Аренс, Дж. К. Лоббек ; [пер. с англ. М. А. Терехова]. – Москва : Финансы и статистика, 2003. – 558 с.

  
На главную