УДК 02 + 37
О. Ф. Доценко
Библиотека и образование: векторы взаимодействия
Рассмотрена деятельность Научной библиотеки Приморской
государственной сельскохозяйственной академии, направленная на продвижение
информационных ресурсов и услуг в образовательную среду академии. Представлены
формы и методы обучения пользователей
методике поиска информации в электронных базах данных.
Ключевые слова:
Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Научная библиотека,
библиотечно-информационное обслуживание, информационные ресурсы, информационные
услуги, информационный поиск, электронный каталог, база данных, библиотечная
веб-страница, пользователи, консультирование, обучение.
Реформа образования в России не может не влиять на содержание
деятельности вузовских библиотек как участников образовательного процесса,
включенных в информационно-образовательное пространство вузов и обеспечивающих
его информационными ресурсами – локальными и удаленными.
Развитие интернет-технологий открыло для Научной библиотеки
Приморской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА) новые пути и
возможности библиотечно-информационного обслуживания, поиска и получения
библиографической и полнотекстовой информации из библиотек
и информационных учреждений всего мира.
Свою миссию Научная библиотека ПГСХА видит во всестороннем обеспечении
информационными ресурсами и услугами учебной и научной деятельности академии. Сегодня
важно не только создавать необходимые условия для доступа к
информационно-библиотечным услугам, но и своевременно информировать о появлении
новых услуг и обучать пользователей работе с ними.
Пользователи библиотеки признают потенциальную
важность тех или иных предлагаемых библиотекой академии ресурсов и услуг,
однако не спешат ими воспользоваться. Результаты анализа статистики обращений
показали: большинство баз данных остаются невостребованными. Дополнительный
статистический анализ использования периодических изданий выявил невостребованность и ряда научных журналов. Нечасто обращаются пользователи к новым
услугам библиотеки (например к электронной доставке документов), т.е.
недостаточный уровень информационной культуры пользователей препятствует
использованию ими электронных информационных ресурсов.
Особенно важна информационная культура
профессорско-преподавательского состава, поскольку её уровень оказывает
влияние не только на результаты их собственной информационной деятельности, но
и на формирование навыков работы с информацией у студентов. Именно
поэтому мы решили, что в первую очередь акцент нужно сделать на информирование
и обучение преподавателей работе с электронными ресурсами библиотеки. А формы и
методы взаимодействия библиотеки с преподавательским составом могут быть самыми
разнообразными.
Прежде всего, учитывая
особенности профессорско-преподавательской среды, была разработана система
инструктивно-методических материалов по
использованию электронных ресурсов библиотеки, алгоритмы, памятки и
путеводители: Электронный каталог научной библиотеки ПГСХА; Электронные
реферативные журналы ВИНИТИ; Терминал удаленного доступа ЦНСХБ; Электронная
доставка документов; Электронная библиотека; Ресурсы Интернета в помощь
учебному и научному процессам.
Конечно,
мы используем и традиционные формы продвижения информационных услуг. Так, с
целью информирования о новых возможностях и ресурсах сотрудники
информационно-библиографического отдела проводят дни кафедр. Для этого составлена стандартная программа
по теме «Информационное обеспечение научных исследований в ПГСХА», где
раскрываются такие направления: веб-страница Научной библиотеки и электронный
каталог – особенности поиска
информации; отечественные и зарубежные базы данных по профилю кафедры в
сети библиотеки и Интернете и порядок доступа к ним; справочно-библиографическое
и информационное обслуживание сотрудников по профилю кафедр, отражение тематики
кафедр в каталогах, картотеках и библиографических указателях; услуги информационно-библиографического
отдела и др.
Сотрудники информационно-библиографического отдела библиотеки
систематически проводят необходимые индивидуальные и групповые консультации для
преподавателей, аспирантов и студентов.
Библиотека
использует возможность рассказать об информационных ресурсах и услугах на
заседаниях методического и ученого
советов академии. В последнее время подготовлены
сообщения по темам: «Электронные научные ресурсы удаленного доступа»,
«Обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным
системам», «Анализ распределения публикаций кафедр ПГСХА по количеству статей,
опубликованных в ведущих рецензируемых
журналах ВАК за 2006–2010 годы».
Индивидуальное
консультирование по использованию информационных ресурсов проводят все отделы
обслуживания во всех институтах академии. В процессе обслуживания библиотекари не
только выполняют разные виды библиографических справок и консультаций,
оказывают помощь в поиске и подборе литературы, но и раскрывают перед
читателями возможности библиотеки,
знакомят с библиотечно-информационными услугами и ресурсами.
Одна из
форм индивидуальной работы, которую применяет библиотека, – это рассылка
информации по виртуальному чату внутри локальной сети академии. Виртуальный чат
особенно активно используется сотрудниками информационно-библиографического
отдела и электронного читального зала для рассылки информации (по ИРИ и ДОР, об
открытии доступа к удаленным ресурсам, о новых поступлениях документов), а
также приглашений на семинары и др.
Основной
инструмент массового информирования пользователей – веб-страничка библиотеки: с
её помощью раскрываются фонд библиотеки (через ЭК), электронные ресурсы,
виртуальные выставки, обзоры литературы и многое другое.
Повысить
эффективность информационного обеспечения преподавателей и студентов позволяет
информационно-рекламная продукция библиотеки, в том числе буклеты серии
«Электронные ресурсы Научной библиотеки ПГСХА», которые могут получить
пользователи во всех отделах обслуживания.
И ещё один
источник информирования об услугах библиотеки – газета «Вестник академии»»: здесь
сотрудники библиотеки публикуют свои статьи, заметки, причём почти в каждом
номере. Информация о ресурсах и услугах библиотеки помещается также на
информационных стендах во всех институтах ПГСХА.
За последние годы в библиотеке сложилась система продвижения
электронных ресурсов в научную среду академии. Она включает многие
составляющие: развитие ресурсной базы (приобретение электронных ресурсов);
рекламно-информационное обеспечение (буклеты, путеводители по ресурсам,
информационные листки, стенды); организационно-методическое
и технологическое обеспечение (программа информирования, методические
руководства по методике поиска информации); техническое и программное обеспечение;
управление (координация и анализ работы с электронными ресурсами); обучение
кадров (проведение семинарских занятий с сотрудниками библиотеки, работающими с
электронными ресурсами, освоение необходимых в работе программ); обучение
пользователей (индивидуальное консультирование и групповое обучение,
проведение семинарских занятий и др.).
Все это в комплексе дает положительные результаты, увеличивается
спрос на предоставляемые библиотекой информационные ресурсы и услуги. Однако
еще остается значительная часть наших пользователей, которые не используют в учебной
и научной деятельности возможности информационных ресурсов. Работа в этом направлении требует
постоянного внимания, анализа, совершенствования и, конечно, участия
руководства академии, прежде всего, чтобы придать официальный статус системе формирования информационной культуры.
|