Научные и технические библиотеки №4 2012 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Шилов В. В. Синкретизм в развитии методологии библиотековедения

Юхновец Т. С. Информационные ресурсы библиотек в системе удовлетворения информационных потребностей студентов вуза (по материалам социологического исследования)

Доценко О. Ф. Библиотека и образование: векторы взаимодействия

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Болдырев П. А. Функциональная модель управления процессом формирования фонда библиотеки вуза

Дригайло С. В. Газетный фонд Национальной библиотеки Украины им. В. И. Вернадского: формирование, моделирование и использование

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Торхауг Й., Йепсен Э. Т. Успехи и неудачи цифровых (электронных) библиотечных сервисов: десятилетний опыт Дании

Трачук Л. Ф. Особенности веблиографических пособий: теоретический аспект

Леонтьев А. А. Сайт Отделения ГПНТБ СО РАН – простые решения и эффективность

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

НАША ПРОФЕССИЯ

Сукиасян Э. Р. Корифеи нашей профессии – М. Дьюи и Ш. Р. Ранганатан

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Борисова О. О. Новая страница в учебно-методическом обеспечении организационно-управленческих дисциплин


УДК 02 + 37

О. Ф. Доценко

Библиотека и образование: векторы взаимодействия

Рассмотрена деятельность Научной библиотеки Приморской государственной сельскохозяйственной академии, направленная на продвижение информационных ресурсов и услуг в образовательную среду академии. Представлены формы и методы обучения  пользователей методике поиска информации в электронных базах данных.

Ключевые слова: Приморская государственная сельскохозяйственная академия, Научная библиотека, библиотечно-информационное обслуживание, информационные ресурсы, информационные услуги, информационный поиск, электронный каталог, база данных, библиотечная веб-страница, пользователи, консультирование, обучение.

Реформа образования в России не может не влиять на содержание деятельности вузовских библиотек как участников образовательного процесса, включенных в информационно-образовательное пространство вузов и обеспечивающих его информационными ресурсами – локальными и удаленными.

Развитие интернет-технологий открыло для Научной библиотеки Приморской государственной сельскохозяйственной академии (ПГСХА) новые пути и возможности библиотечно-информационного обслуживания, поиска и получения библиографической и полнотекстовой информации из библиотек и информационных учреждений всего мира.

Свою миссию Научная библиотека ПГСХА видит во всестороннем обеспечении информационными ресурсами и услугами учебной и научной деятельности академии. Сегодня важно не только создавать необходимые условия для доступа к информационно-библиотечным услугам, но и своевременно информировать о появлении новых услуг и обучать пользователей работе с ними.

Пользователи библиотеки признают потенциальную важность тех или иных предлагаемых библиотекой академии ресурсов и услуг, однако не спешат ими воспользоваться. Результаты анализа статистики обращений показали: большинство баз данных остаются невостребованными. Дополнительный статистический анализ использования периодических изданий выявил невостребованность и ряда научных журналов. Нечасто обращаются пользователи к новым услугам библиотеки (например к электронной доставке документов), т.е. недостаточный уровень информационной культуры пользователей препятствует использованию ими электронных информационных ресурсов.

Особенно важна информационная культура профессорско-препода­вательского состава, поскольку её уровень оказывает влияние не только на результаты их собственной информационной деятельности, но и на формирование навыков работы с информацией у студентов. Именно поэтому мы решили, что в первую очередь акцент нужно сделать на информирование и обучение преподавателей работе с электронными ресурсами библиотеки. А формы и методы взаимодействия библиотеки с преподавательским составом могут быть самыми разнообразными.

Прежде всего, учитывая особенности профессорско-препода­ватель­ской среды, была разработана система инструктивно-методических материалов  по использованию электронных ресурсов библиотеки, алгоритмы, памятки и путеводители: Электронный каталог научной библиотеки ПГСХА; Электронные реферативные журналы ВИНИТИ; Терминал удаленного доступа ЦНСХБ; Электронная доставка документов; Электронная библиотека; Ресурсы Интернета в помощь учебному и научному процессам.

Конечно, мы используем и традиционные формы продвижения информационных услуг. Так, с целью информирования о новых возможностях и ресурсах сотрудники информационно-библиографического отдела проводят дни кафедр.  Для этого составлена стандартная программа по теме «Информационное обеспечение научных исследований в ПГСХА», где раскрываются такие направления: веб-страница Научной библиотеки и электронный каталог – особенности поиска  информации; отечественные и зарубежные базы данных по профилю кафедры в сети библиотеки и Интернете и порядок доступа к ним; справочно-библиографическое и информационное обслуживание сотрудников по профилю кафедр, отражение тематики кафедр в каталогах, картотеках и библиографических указателях; услуги информационно-библиографического отдела и др.

Сотрудники информационно-библиографического отдела библиотеки систематически проводят необходимые индивидуальные и групповые консультации для преподавателей, аспирантов и студентов.

Библиотека использует возможность рассказать об информационных ресурсах и услугах на заседаниях методического  и ученого советов академии.  В последнее время подготовлены сообщения по темам: «Электронные научные ресурсы удаленного доступа», «Обеспечение образовательного процесса доступом к электронно-библиотечным системам», «Анализ распределения публикаций кафедр ПГСХА по количеству статей, опубликованных  в ведущих рецензируемых журналах ВАК за 2006–2010 годы».

Индивидуальное консультирование по использованию информационных ресурсов проводят все отделы обслуживания во всех институтах академии. В процессе обслуживания библиотекари не только выполняют разные виды библиографических справок и консультаций, оказывают помощь в поиске и подборе литературы, но и раскрывают перед читателями  возможности библиотеки, знакомят с библиотечно-информационными услугами и ресурсами.

Одна из форм индивидуальной работы, которую применяет библиотека, – это рассылка информации по виртуальному чату внутри локальной сети академии. Виртуальный чат особенно активно используется сотрудниками информационно-библиографического отдела и электронного читального зала для рассылки информации (по ИРИ и ДОР, об открытии доступа к удаленным ресурсам, о новых поступлениях документов), а также приглашений на семинары и др.

Основной инструмент массового информирования пользователей – веб-страничка библиотеки: с её помощью раскрываются фонд библиотеки (через ЭК), электронные ресурсы, виртуальные выставки, обзоры литературы и многое другое.

Повысить эффективность информационного обеспечения преподавателей и студентов позволяет информационно-рекламная продукция библиотеки, в том числе буклеты серии «Электронные ресурсы Научной библиотеки ПГСХА», которые могут получить пользователи во всех отделах обслуживания.

И ещё один источник информирования об услугах библиотеки – газета «Вестник академии»»: здесь сотрудники библиотеки публикуют свои статьи, заметки, причём почти в каждом номере. Информация о ресурсах и услугах библиотеки помещается также на информационных стендах во всех институтах ПГСХА.

За последние годы в библиотеке сложилась система продвижения электронных ресурсов в научную среду академии. Она включает многие составляющие: развитие ресурсной базы (приобретение электронных ресурсов); рекламно-информационное обеспечение (буклеты, путеводители по ресурсам, информационные листки, стенды); организационно-методическое и технологическое обеспечение (программа информирования, методические руководства по методике поиска информации); техническое и программное обеспечение; управление (координация и анализ работы с электронными ресурсами); обучение кадров (проведение семинарских занятий с сотрудниками библиотеки, работающими с электронными ресурсами, освоение необходимых в работе программ); обучение пользователей (индивидуальное консультирование и групповое обучение, проведение семинарских занятий и др.).

Все это в комплексе дает положительные результаты, увеличивается спрос на предоставляемые библиотекой информационные ресурсы и услуги. Однако еще остается значительная часть наших пользователей, которые не используют в учебной и научной деятельности возможности информационных ресурсов.  Работа в этом направлении требует постоянного внимания, анализа, совершенствования и, конечно, участия руководства академии, прежде всего, чтобы придать официальный статус системе формирования информационной культуры.

  
На главную