Научные и технические библиотеки №5 2012 год
Содержание:

С Днём библиотек!

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Захаренко М. П. Особенности проявления мотивации в сфере профессиональной библиотечной деятельности

Шилов В. В. Фондоведы: три портрета

Виноградова Е. Б. Диплом Высших библиотечных курсов РГБ: итог, который становится началом

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Классификационная практика в России. Новые задачи и старые проблемы

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Редькина Н. С. Возможности использования вики-технологий в библиотеках

Юрик И. В. Интеграция Центральной научной библиотеки им. Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси в онлайновое пространство научных коммуникаций

Ковалёва А. М. Краеведческий корпоративный ресурс «Алтайский край»

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Лоу Д. Библиотеки в цифровую эпоху: воплощая будущее

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Дворкина М. Я. Александр Евгеньевич Шапошников. К 80-летию со дня рождения

Каратыгина Т. Ф. «Круглый стол», посвященный 80-летию А. Е. Шапошникова


УДК 026.06/476

И. В. Юрик

Интеграция Центральной научной библиотеки им. Я. Коласа
Национальной академии наук Беларуси
в онлайновое пространство научных коммуникаций

Рассмотрены технологии интеграции ЦНБ им. Я. Коласа НАН Беларуси в онлайновое пространство научных коммуникаций с учетом различных форм обмена и распространения научной информации.

Ключевые слова: Центральная научная библиотека им. Я. Коласа Национальной академии наук Беларуси, научные коммуникации, электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных, сводный каталог, электронная доставка документов, электронные научные ресурсы, электронный архив периодических изданий, виртуальная справочная служба, научные форумы, блоги, социальные сети.

Развитие телекоммуникационных систем и компьютерной техники обусловили изменения в профессиональной деятельности ученых и механизмах созидания нового знания, привели к появлению новых форм и средств научных коммуникаций. Сегодня идёт процесс постепенного перехода от традиционной системы научной коммуникации к «гибридной, в которой роль онлайновой составляющей постоянно повышается» [1].

В структуру современной научной коммуникации входят различные компоненты, среди которых – традиционные и электронные формы и методы профессионального взаимодействия. Научная коммуникация может осуществляться в виде официальных (формальная коммуникация) и неофициальных (неформальная коммуникация) контактов [2].

Современная наука владеет богатым арсеналом средств электронных научных коммуникаций, включающим в себя набор инструментов для дистанционного доступа к информации и для ее передачи: от электронных публикаций (например, в электронных журналах, электронных библиотеках, инстуциональных электронных архивах) до личных контактов посредством электронной почты, чатов, форумов, дискуссионных листков рассылок и относительно новых систем, реализованных средствами технологий Web 2.0.

Очевидно, что тенденции формирования онлайнового пространства научных коммуникаций отражаются на деятельности библиотек, в особенности научных и вузовских, поскольку они являются важнейшими, а также наиболее надежными и стабильными коммуникационными каналами научных знаний.

Главная задача, стоящая перед библиотеками в контексте развития научной коммуникации, – это обеспечение доступности достоверной и качественной информации и научных знаний. Решение этой задачи возможно при условии интенсивного развития и внедрения в библиотечно-инфор­мационную деятельность Интернета, современных ИКТ и использования всех электронных форм научных коммуникаций: электронных версий традиционных изданий, представленных в Интернете и доступных по лицензионным соглашениям (книги, журналы, базы данных и др.); электронных изданий, не имеющих печатного аналога; электронных научных журналов и архивов открытого доступа к научным публикациям; электронных библиотек, сайтов; научных систем, реализованных средствами технологий Web 2.0.

В настоящее время в Республике Беларусь библиотеки, имеющие ключевое значение для научной сферы, активно осваивают электронные средства коммуникации. В числе таких библиотек и ЦНБ им. Я. Коласа Национальной академии наук (НАН) Беларуси – ведущая научная библиотека республики, предлагающая богатый арсенал инструментальных средств для доступа к информации и её передачи в соответствии с интересами и информационными запросами ученых и исследователей.

ЦНБ НАН Беларуси предоставляет своим пользователям информацию о научных публикациях, имеющихся в библиотеке, через электронный каталог. Генерируемые библиотекой электронные ресурсы представлены восемнадцатью проблемно-ориентированными базами данных (библиографическими, реферированными, полнотекстовыми), которые выполняют информационную функцию и могут использоваться для оценки развития науки как социальной системы [3].

ЦНБ НАН Беларуси участвует в формировании сводного электронного каталога на базе корпоративной сети библиотек Беларуси и Сводного каталога научно-технической литературы стран СНГ.

В библиотеке открыт Центр интернет-доступа к электронным научным ресурсам, которые содержат уникальные коллекции электронных версий научных журналов, являющихся основным источником оперативной научной информации. К части этих ресурсов открыт удаленный доступ с рабочих мест ученых и специалистов НИИ. Коллекции электронных версий научных журналов служат также ресурсной базой и удобным инструментом для избирательного распространения информации. Кроме того, на базе Центра функционирует система удаленного интернет-заказа и электронной доставки документов, виртуальная справочная служба.

Недавно на сайте ЦНБ НАН Беларуси (http://csl.bas-net.by/) появился новый сервис, предоставляющий пользователям возможность ознакомиться с новыми научными изданиями, поступившими в библиотеку за последние три месяца. Пользователи могут самостоятельно задавать параметры (книги, журналы, дата поступления) для формирования списка новых поступлений.

На сайте библиотеки размещен список журналов, имеющихся в библиотеке; каждое название журнала связано гиперссылкой с библио­графической записью в ЭК. В свою очередь, практически каждая БЗ отражает гиперссылку непосредственно на страницу журнала на сайте издательства. Таким образом, обратившись к ЭК ЦНБ НАН Беларуси, пользователи могут воспользоваться либо полнотекстовой информацией, представленной в архиве журнала, либо аналитической, поскольку в большинстве случаев предлагаются рефераты или аннотации публикуемых в журнале статей, и, наконец, они могут ознакомиться с оглавлением конкретного номера журнала.

В ЦНБ НАН Беларуси ведется работа по продвижению идей открытого доступа (ОД) к информации. Сотрудники библиотеки стали активными членами рабочей группы по ресурсам ОД исполнительного комитета Совета библиотек Беларуси по информационному взаимодействию. На сайте ЦНБ создан путеводитель по ресурсам ОД; в библиотеке проводятся мероприятия в поддержку ОД с участием ученых, издателей научной литературы, представителей библиотек.

Одно из направлений интеграции ЦНБ НАН Беларуси в онлайновое пространство научных коммуникаций – это создание электронного архива периодических изданий; учредитель – Национальная академия наук Беларуси.

В соответствии с договором о сотрудничестве между ЦНБ НАН Беларуси и издательским домом «Белорусская наука» на библиотеку возложены функции по формированию и поддержке электронного архива, организации средств поиска и сервиса, обеспечению различным категориям пользователей онлайнового интернет-доступа к архиву. Цель создания электронного архива – интеграция академических электронных информационных ресурсов в цифровое пространство и пропаганда достижений белорусской науки.

Доступ к полным текстам предоставляется через ЭК: в заданном поле библиографического описания периодического издания указан путь доступа к электронной версии номера журнала, которая представлена в формате PDF в виде гипертекстового документа, дополненного активными элементами (гиперссылками, закладками), «водяными знаками» принадлежности данного документа НАН Беларуси. В настоящее время в открытом доступе представлены полные тексты академических журналов с 2009 г.

К достаточно новому направлению деятельности библиотеки, способствующему развитию научной коммуникации, можно отнести такую форму информационного обслуживания, как определение цитируемости ученых и организаций и проведение наукометрических исследований для выявления тенденций развития того или иного научного направления. Опыт организации этой работы и результаты исследований неоднократно освещались сотрудниками библиотеки на конференциях и в профессиональных изданиях.

Для активизации интереса организаций и отдельных лиц, ведущих научную и образовательную деятельность, к наукометрическим исследованиям и для популяризации достижений белорусской науки в обществе ЦНБ оперативно доводит соответствующую информацию до сотрудников научных учреждений НАН Беларуси, проводит обучающие мероприятия для «неакадемических» читателей, организует рекламные кампании.

В октябре 2011 г. ЦНБ НАН Беларуси совместно с кафедрой «Инженерная педагогика и психология» Республиканского института инновационных технологий БНТУ провела цикл образовательных мероприятий для преподавателей колледжей республики, цель которого – формирование системы компетенций в области использования современных информационных и сетевых коммуникационных технологий в научно-исследо­вательской и профессиональной деятельности современного педагога. В программу вошли мероприятия, раскрывающие роль и значение библиометрических исследований, а также позволяющие ознакомиться с информационными продуктами, с помощью которых можно оценивать публикационную активность ученых.

Для продвижения этого направления работы ЦНБ НАН Беларуси активно использует возможности Интернета. Например, по результатам библиометрических исследований подготовлена информация для размещения на самом популярном белорусском интернет-портале – TUT.BY. Статьи «Индекс цитируемости белорусских ученых: 50 тысяч ссылок за 5 лет» [4] и «Топ-10 самых цитируемых белорусских ученых» [5] вызвали большой интерес у посетителей портала и активно обсуждались на форумах. Число просмотров этих статей только за один день – 1 950 и 3 835 соответственно.

Всё более популярными становятся формы обмена и распространения научной информации, реализованные средствами технологий Web 2.0: научные форумы, блоги, социальные сети и др. Интерес к этим ресурсам со стороны научного сообщества объясняется следующими причинами: возможность расширения формата профессионального взаимодействия, вывода его на глобальный уровень, стимулирование творческих способностей каждого из участников процесса, возможность решения специфичных для науки задач. Более того, ресурсы отвечают традициям сообщества, в котором всегда была важна взаимная оценка коллег и признание ими достигнутых результатов [2].

Из набора сервисов Web 2.0 ЦНБ НАН Беларуси в настоящий момент осваивает микроблоггинг и вики-технологии.

Микроблог в Twitter используется для решения двух основных задач: 1) взаимодействие с целевой аудиторией и эффективное продвижение собственных библиотечно-информационных ресурсов и услуг; 2) популяризация достижений белорусской науки посредством публикации ссылок на интересные статьи в открытом доступе, информационные материалы, подготовленные в том числе и ЦНБ НАН Беларуси, и др.

В качестве стартовой платформы для освоения вики-технологий нами выбрана Википедия. В рамках этого сервиса ведется работа по следующим направлениям: 1) непрерывная актуализация страницы о ЦНБ НАН Беларуси в соответствии с требованиями, предъявляемыми к энцикло­педической информации научно-популярного характера; 2) внешняя оптимизация сайта и привлечение внешнего трафика с Википедии.

Работа по второму направлению в настоящее время включает размещение внешних ссылок с Википедии на базу данных «История белорусской науки в лицах».

В дальнейшем планируется аналогичная работа и с другими ресурсами ЦНБ НАН Беларуси с целью продвижения интеллектуальной продукции и услуг библиотеки, популяризации достижений отечественной науки и пропаганды историко-культурного наследия Беларуси.

Ближайшая перспектива – освоение научных социальных сетей. В результате мониторинга, проведенного сотрудниками библиотеки, выяснилось, что уровень интегрированности белорусских ученых в систему научных коммуникаций в среде Web 2.0 в настоящее время сравнительно невысок. Для развития обмена и распространения научной информации, повышения уровня профессионального общения ученых в социальных сервисах перспективным направлением для библиотеки, на наш взгляд, является освоение научных ресурсов, созданных на платформе Web 2.0, разработка навигаторов по этим ресурсам, проведение обучающих мероприятий.

В заключение следует отметить, что интеграция ЦНБ НАН Беларуси в онлайновое пространство научных коммуникаций осуществляется с учетом всего спектра форм обмена и распространения научной информации, в том числе реализованных средствами технологий Web 2.0.

Список источников

1. Московкин В. Н. Два пути «интернетизации» научных исследований в условиях глобализации / В. Н. Московкин, Е. М. Савченко // НТИ. Сер 1. Организация и методика информационной работы. – 2008. – № 1. – С. 16–18.

2. Богданова И. Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций / И. Ф. Богданова // Социология науки и технологий. – 2010. – Т. 1, № 1. – С. 145–161.

3. Тихонова Л. Система научных коммуникаций и библиотеки [Электронный ресурс] / Л. Тихонова. – Режим доступа: http://www.dvinaland.ru/culture/site/Publications/EoC/EoC2006-3/11.pdf. – Дата доступа: 2.10.2011.

4. Галкин О. Индекс цитируемости белорусских ученых: 50 тысяч ссылок за 5 лет / Олег Галкин // Белорусский портал TUT.BY [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://news.tut.by/it/248962.html. – Дата доступа: 10.09.2011.

5. Галкин О. Топ-10 самых цитируемых белорусских ученых / Олег Галкин // Белорусский портал TUT.BY [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://news.tut.by/society/251882.html. – Дата доступа: 28.09.2011.

  
На главную