Научные и технические библиотеки №6 2012 год
Содержание:

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Маршак Б. И., Рагимова М. А., Соколовская В. С. Эволюция Автоматизированной системы Сводного каталога научно-технической литературы

Литвиненко Н. Г. Имидж-каталог – новый информационный ресурс на основе программного обеспечения ИРБИС

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Московкин В. М. Базы данных научной информации и онлайновые поисковые инструменты: использование для управления знаниями

НИР В БИБЛИОТЕКАХ

Поздняков В. Г., Боровских И. В., Каразанова Л. Н., Чебатуркина Н. М. Технологические аспекты оценки результативности НИР научной библиотеки

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Земсков А. И. Библиотеки и экология

Ольсен Рэнди. Зеленая и растущая: воздействие экологически сертифицированной конструкции здания библиотеки на природодружественное функционирование учреждения

Сахавирта Харри. Показывая «зеленый путь»… Опыт библиотеки района Валлила города Хельсинки

НАША ПРОФЕССИЯ

Матлина С. Г. В единстве технологий. (О гуманитаризации библиотечного пространства)

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Васильченко Н. П. Терминологическая дискуссия – разговор продолжается

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Зверевич В. В. Новые ресурсы на новой платформе. (Семинар компании ProQuest: 4–5 октября 2011 г.)


УДК 574

А. И. Земсков

Библиотеки и экология

Обзор выступлений, представленных на сессии «Устойчивые инновации и экологическая информация для всех» 77-й Генеральной конференции ИФЛА (13–18 авг. 2011 г., Сан-Хуан, Пуэрто-Рико).

Ключевые слова: 77-я Генеральная конференция ИФЛА, сессия «Устойчивые инновации и экологическая информация для всех», обзор, экологическая грамотность, экологическое образование, экологическое проектирование, программа сертификации LEED.

В фондах российских библиотек тематика охраны природы представлена достаточно широко, формируются и специальные коллекции;  на конференциях «Крым» и «Либком» уже несколько лет работает секция «Экологическая информации и экологическая культура»; в нашем журнале довольно часто публикуются материалы в соответствующей рубрике. Поэтому информация о деятельности зарубежных библиотек в данном направлении, полагаю, может заинтересовать наших читателей.

Заметим, что помимо принятых у нас понятий и терминов охрана природы и экология в профессиональном общении экологи используют  и ряд других: зеленый (green), устойчивый (sustainable), природодружественный, экологически-ответственный (eco-friendly, eco-consumer, eco-efficiency). Поэтому в данном обзоре – для разнообразия – будут встречаться все перечисленные термины.

Обзор подготовлен по выступлениям, прозвучавшим на сессии «Устойчивые инновации и экологическая информация для всех» (Sustainable innovation and green information for all) специальной группы по интересам «Природоохранная устойчивость и библиотеки» (Environmental Sustainability and Libraries Special Interest Group) в ходе 77-й Генеральной конференции ИФЛА (13–18 авг. 2011 г., Сан-Хуан, Пуэрто-Рико).

На заседании было представлено пять сообщений:

«Экологическая грамотность и растущая роль специалистов по информации в развивающихся странах» (Environmental literacy and the emerging roles of information professionals in developing economies) – Олуреми Абиолу (Oluremi A. Abiolu ) и Олучи Окери (Oluchi O. Okere), библиотека Технологического университета, Нигерия;

«Экологическое образование с помощью публичной библиотеки:  насущная необходимость» (Educación ambiental desde la biblioteca pública: una necesidad imperiosa) – Люсия Абелло (Lucía Abelló Abelló), Городская публичная библиотека, Чили;

«Показывая зеленый путь: защита зеленых ценностей и образа библиотеки на примере библиотеки района Валлила города  Хельсинки, Финляндия» (Showing the green way: advocating green values and image in the Vallila Library, Helsinki, Finland) – Харри Сахавирта (Harri Sahavirta);

«Зеленая и растущая: влияние  библиотеки, получившей награду за успехи в экологической практике, на образ действий всей организации по отношению к природе» (Green and growing: the impact of a LEED Library on an organization's sustainable practices) – Рэнди Ольсен (Randy J. Olsen), Библиотека Истории церкви, Солт-Лейк Сити, США;

«Инновационное использование возобновляемых источников энергии вместо обычных систем в публичных библиотеках Тегерана: иранский опыт» (Innovation of using renewable energy resources instead of conventional systems in public libraries of Tehran: an Iranian experience) – Захра Абазари (Zahra Abazari), Исламский университет  Азад, Иран.

Как видно из «географии» авторов представленных работ, интерес к экологической тематике проявляется по всему миру и в самых разных библиотеках: Финляндии и Чили  (небольшие городские публичные библиотеки; речь идет о повседневной деятельности); Нигерии и Ирана (библиотеки университетов; авторы в основном излагали методические подходы);  США (Библиотека Истории церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Солт-Лейк Сити; здесь основное внимание уделено контролю за проектированием и ходом строительства в соответствии с установленными экологическими нормами).

Экологическое направление работы библиотек имеет два аспекта:

просветительно-информационная деятельность, в том числе формирование тематических коллекций, усовершенствование доступа к материалам по экологии, проведение массовых мероприятий, агитационная работа с читателями; распространение передового библиотечного опыта и, наконец, разработка и обнародование программных действий (политики) и выделение в составе библиотечного персонала специального сотрудника, занимающегося вопросами экологии;

конкретные действия библиотеки как природодружественной организации, стремление получить награду за активность в вопросах экологии.

Общее впечатление от материалов сессии

Во всех сообщениях содержались примеры природодружественного поведения, или деятельности (хотя иногда реализовать это непросто, например, если библиотека находится в одном здании с другими арендаторами): контроль потребления бумаги, контроль за закупками и отходами (корпоративная обработка бумажных отходов на новых машинах позволяет сдавать в год до 160 тонн макулатуры) и т.п.

Практикуется не только коллективное пользование фондами печатных документов, но и другими средствами и предметами: электросчетчиками, спортивными принадлежностями. Например, финские библиотекари, контактируя с частной организацией коллективного пользования – Куинома, содействуют прокату бытовой техники и спортинвентаря (лыж, видеокамер, дрелей). Библиотека действует как посредник, не извлекая никакой выгоды для себя.

Обобщенный экологический мотив – снизить потребление в обществе в целом, и это очень хорошо вписывается в библиотечную парадигму. Продолжение этой линии – повышение активности библиотечного обслуживания – ведет к значительной экономии.

Два наиболее конкретных и, по нашему мнению, интересных для обсуждения доклада – финский и американский – опубликуем полностью (доклады Р. Ольсена и Х. Сахавирта – далее в этом номере. – Ред.), остальные кратко изложим.

Чилийские библиотекари считают, что в числе важнейших функций публичной библиотеки – не только хранение и выдача литературы, но и оказание помощи жителям в неформальном образовании. Они исходят из определения, сформулированного ЮНЕСКО: публичная библиотека – «это локальный информационный центр, обслуживающий всех пользователей знанием и информацией».  Поэтому в дополнение к тем трем направлениям непрерывного образования, которые уже существуют в библиотеке, – поддержка чтения, культурное развитие, обучение информационным технологиям, – добавлено и экологическое образование.

Помимо предоставления пользователям литературы и сетевых ресурсов по экологии, специалисты городской публичной библиотеки считают весьма важным научить своих пользователей «читать природу». В кооперации с лесоводами и сотрудниками ближайшего заповедника они организуют экскурсии для школьников и молодежи, походы к близлежащим холмам для изучения местной флоры и фауны, участвуют в международном Фестивале птиц. Очень интересная профессиональная инициатива – создание в рамках системы Flickr коллекции краеведческих фотоматериалов.

В целом подход наших чилийских коллег очень логичен: поддержка чтения – это постоянная функция библиотеки, так давайте научимся читать книгу природы – не случайно доклад заканчивается словами Жан Жака Руссо: «Есть вечно открытая для каждого книга – это природа».

Исследование иранских коллег из Исламского университета Азад проведено очень обстоятельно. В постановке задачи подчеркнуто: переход публичных зданий, в частности библиотек, на независимые источники возобновляемой энергии, – действительно насущная задача. Аргументация основана на том, что Правительство Ирана ввиду общих финансовых сложностей сократило субсидии библиотекам на оплату расходов за электроэнергию, получаемую традиционным способом – из электросети общего пользования.

В обширном обзоре приводятся результаты экспериментов Центральной  библиотеки Исследовательского центра в г. Юлих (ФРГ), в которой энергия от  солнечных батарей, размещенных на крыше здания, использовалась для производства водорода с последующей утилизацией в топливных элементах (1999 г.); освещён опыт Библиотеки Матаро  близ Барселоны по использованию фотоэлементов в облицовке здания (2003 г.); рассмотрена аналитическая работа китайских специалистов по энергосбережению в больших публичных зданиях (2009 г.).

Методология работы основана на мульткритериальном иерархическом анализе и технологии преференций. Все вычисления, выполненные для нескольких вариантов сценариев, приводят авторов к очевидному выводу: «Хотя сокращение субсидий приведет к росту расходов за электроэнергию, обычные системы остаются намного более экономичными, чем системы на основе возобновляемых источников. Их использование потребует намного большего объема государственных субсидий».

Нигерийские библиотекари сосредоточились на просветительской и пропагандистской стороне дела. Доклад построен на многократном цитировании авторитетных специалистов. Пояснив, что термин устойчивое развитие имеет три равнозначные грани – экология, экономическое развитие и социальное равенство, докладчики сосредоточились на экологической грамотности. Все перечисленные аспекты особенно значимы для развивающихся стран. По мнению докладчиков, помимо простого обеспечения информацией, на библиотекарей возлагаются новые обязанности – активно содействовать позитивным изменениям, вести обучение, быть специалистами по электронным технологиям.  Ничего оригинального – собственно своего – нигерийцы, к сожалению, не показали.

Отечественный опыт

Что можно сказать об отечественном опыте? Конечно, мы ближе к иранским и нигерийским коллегам, т.е., скорее, формируем и пропагандируем тематические коллекции, а также проводим конференции, семинары и слушания. Для того, чтобы конкретные результаты экологической деятельности наших федеральных государственных бюджетных учреждений стали ощутимы, предстоит работать и работать. Наши здания проектировались без учёта экологических проблем, а поведенческие алгоритмы  библиотечного коллектива, скорее, основаны на синдроме дефицита любых материалов и оборудования, так что об экономии ресурсов говорить пока не приходится.

Тем не менее любая библиотека по сути своей является природодружественной. Так, по данным Отчета за 2011 г., книговыдача в ГПНТБ России составила около 2 130 тыс. единиц. Зная, что в среднем одна книга весит примерно 0,5 кг, такой объем книговыдачи, а в данном случае – книгоспроса, при отсутствии библиотечных фондов потребовал бы дополнительного изготовления 1 090 тыс. кг бумаги. Поскольку из одного дерева получается не более 60 кг бумаги, работа ГПНТБ России сберегла  за год 1500–2000 деревьев. Если же учесть, что выпуск одной книги сопровождается высвобождением 4 кг двуокиси углерода, приведенные цифры означают, что ГПНТБ  России «устранила» выброс примерно 9 тыс. тонн двуокиси.

Конечно, эти оценки достаточно условные, но методика понятна. Такой же экологический подход можно применить и к внедрению новых технологий – электронных книг, печати по заказу и т.п. Ведь в мире из 4 млрд ежегодно издаваемых книг реализуется лишь 3 млрд, а остальное было произведено напрасно – до человека не дошло.

Нормативы «зеленого» проектирования

LEED – The Leadership in Energy & Environmental Design (http://greenawards.ru/ru/about/leed-usgbc) – «Руководство по энергетическому и экологическому проектированию» – это рейтинговая система сертификации для так называемых зеленых зданий (green building).

Система LEED разработана в 1998 г. Американским советом по зеленым зданиям (United States Green Building Council – USGBC; http://www. usgbc.org/ ) как Зеленый строительный стандарт измерения энергоэффективности и экологичности проектов и зданий для осуществления перехода строительной индустрии к проектированию, строительству и эксплуатации таких зданий.

В состав LEED USGBC входят: 30 тыс. индивидуальных членов,

18 тыс. членов компаний, 160 470 аккредитованных профессионалов LEED.

Объемы и результаты выполненной работы: 525 человеко-лет, потраченных на разработку стандарта; проекты в 117 странах (на 2010 г.); 7 100 тыс. кв. м сертифицированных только коммерческих площадей; 5 462 сертифицированных коммерческих объекта;  5 988 сертифицированных частных объектов; 27 696 зарегистрированных коммерческих объектов; 24 939 зарегистрированных частных объектов; объекты в климатических зонах от –30 до +50 градусов Цельсия.

Стандарт LEED v.3, вышедший в 2009 г., состоит из шести разделов:

1. Прилегающая территория,

2. Эффективность использования водных ресурсов,

3. Энергия и атмосфера здания,

4. Материалы и ресурсная база,

5. Качество внутреннего воздуха,

6. Новые стратегии в проекте и инновации.

Эти разделы содержат разное количество требований, по соответствию которым оцениваемый проект получает зачётные баллы.

Система устроена так, что, не продумав или пропустив хотя бы одно требование, соискатель сертификата не сможет его получить. Итоговый сертификат определяется общей суммой зачётных баллов по гибкой сертификационной шкале и имеет несколько градаций.

Важно отметить, что LEED не заменяет собой требования нормативных документов, установленных в той или иной стране государственными ведомствами (в России – ГОСТы, СНиПы, призванные обеспечить необходимый минимум безопасности для людей). LEED только привносит более совершенные, отвечающие современным требованиям критерии оценки качества.

Новый подход помогает решить следующие задачи:

  • снижение уровня потребления энергетических и материальных ресурсов;

  • снижение неблагоприятного воздействия на природные эко-системы;

  • обеспечение гарантированного уровня комфорта среды обитания

  • человека;

  • создание новых энергоэффективных и энергосберегающих продуктов, новых рабочих мест в производственном и эксплуатационном секторах;

  • формирование общественной потребности в новых знаниях и технологиях в области возобновляемой энергетики.

Российским инвесторам стоит обратить внимание на LEED главным образом потому, что эта система формирует у проектировщиков ответственность за эффективность решений и будущие функции систем.

LEED – это выражение новой философии бизнеса, которая видит развитие общества в достижении баланса между целями современного поколения, связанными с удовлетворением своих потребностей, и возможностями для достижения соответствующего уровня благ последующими поколениями.

  
На главную