Научные и технические библиотеки №6 2012 год
Содержание:

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Маршак Б. И., Рагимова М. А., Соколовская В. С. Эволюция Автоматизированной системы Сводного каталога научно-технической литературы

Литвиненко Н. Г. Имидж-каталог – новый информационный ресурс на основе программного обеспечения ИРБИС

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Московкин В. М. Базы данных научной информации и онлайновые поисковые инструменты: использование для управления знаниями

НИР В БИБЛИОТЕКАХ

Поздняков В. Г., Боровских И. В., Каразанова Л. Н., Чебатуркина Н. М. Технологические аспекты оценки результативности НИР научной библиотеки

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Земсков А. И. Библиотеки и экология

Ольсен Рэнди. Зеленая и растущая: воздействие экологически сертифицированной конструкции здания библиотеки на природодружественное функционирование учреждения

Сахавирта Харри. Показывая «зеленый путь»… Опыт библиотеки района Валлила города Хельсинки

НАША ПРОФЕССИЯ

Матлина С. Г. В единстве технологий. (О гуманитаризации библиотечного пространства)

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Васильченко Н. П. Терминологическая дискуссия – разговор продолжается

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Зверевич В. В. Новые ресурсы на новой платформе. (Семинар компании ProQuest: 4–5 октября 2011 г.)


УДК 574

Харри Сахавирта

Показывая «зеленый путь»…
Опыт библиотеки района Валлила города  Хельсинки

Доклад на сессии «Устойчивые инновации и экологическая информация для всех» 77-й Генеральной конференции ИФЛА (13-18 авг. 2011 г.,Сан-Хуан, Пуэрто-Рико).

Представлена экологическая программа библиотеки; рассказано о том, что означает «показывать зеленый путь».

Ключевые слова: библиотека района Валлила г. Хельсинки, знак экологического достоинства ЕcoCompass, зеленые учреждения, энергосбережение, вещи, прокат, экологическая информация.

Природодружественная основа

Библиотеки сами по себе являются вполне зелеными учреждениями, поскольку их базовая деятельность заключается в поиске информации, работе с фондами, предоставлении помещений для проведения публичных собраний и встреч. По этой причине достаточно сложно найти более «зеленые» пути действия, если сам фундамент уже достаточно устойчивый с точки зрения охраны природы. Это мы усвоили, когда  библиотека района Валлила  г. Хельсинки оказалась первым публичным учреждением, которое и завоевало Знак экологического достоинства EcoCompass. (EcoCompass – это фактически упрощенная версия международного экологического стандарта ISO 14001. – Ред.)

Мы получили эту награду наряду с 30-ю малыми предприятиями и Финской национальной оперой. Награду присуждает Природоохранный центр Хельсинки (Helsinki City Environmental Center).

Библиотека района Валлила, средняя по размеру, входит в состав Центральной муниципальной библиотеки Хельсинки.

Библиотека Валлила присоединилась к природоохранному проекту в 2009 г., и в течение 2010 г. мы разработали собственную стратегию и политику, пересмотрели свои подходы ко всем сторонам соответствующей деятельности.

Наша экологическая политика встроена в политику Центральной библиотеки Хельсинки и основана на эффективном использовании фондов, обеспечении сохранности культурного наследия, сближении людей, повышенном внимании к проблемам экологии и заботе о снижении экологической нагрузки. (Всё это, казалось бы, звучит достаточно абстрактно и почти не имеет отношения к повседневной жизни небольшой библиотеки.) В рамках проекта нам пришлось заново обдумывать все экологические проблемы и уяснить для себя, что означает природодружественная библиотека.

Энергосбережение и не только…

Рециркуляция, экологически дружественные закупки и энергосбережение – это ключ к пониманию того, что значит быть природодружественным. Обычно у библиотек нет больших проблем в этой области. Однако отмечу несколько моментов.

Несколько лет тому назад мы полагали, что компьютеры обеспечат нам защиту природы. Однако, насколько можно видеть, использование бумаги не уменьшилось.

В то же время многие стали подсчитывать, сколько компьютеры производят отходов и побочных ненужных продуктов. Кроме того, стало очевидным, что высокотехнологичное оборудование часто обновляется; компьютеры и другие технические устройства потребляют довольно много электричества. В нашей библиотеке вычислили, что наиболее простым способом электросбережения стало бы выключение компьютеров на ночь. Но такая практика не получила распространения,  поскольку обновление всех программ обычно происходит в ночное время. Только совсем недавно эта практика была изменена с учетом требований экологии.

Как муниципальная библиотека мы обязаны выполнять все общие правила, установленные Городским советом. В отличие от малого бизнеса мы не можем принимать независимые решения. Поэтому, к сожалению, простые решения нам недоступны, и с этим мы сталкивались не раз. Помещение библиотеки является частью крупного строительного комплекса, и в одиночку мы не можем решать, какой конкретно вид «зеленых действий» следует предпринять. Например, у нас общие с детскими яслями контейнеры для отходов, однако интересы наших организаций в обращении с отходами сильно различаются и, следовательно, нужны компромиссы. То же самое можно сказать и о системе снабжения. В Городском совете работает специальный отдел по снабжению; его сотрудники выбирают поставщиков и ведут переговоры о ценах. Таким образом, наши закупки определяются сверху, и мы не можем выдвигать собственные критерии. А на городском уровне экологические соображения не всегда являются наиболее важными.

Тем не менее наша экологическая политика предполагает и некоторые действия, цель которых – забота о сбережении. Мы должны думать, где можно сэкономить и каким образом измерить эту экономию. Однако нужно с осторожностью относиться к тому, что вы измеряете. Если следовать самой простой модели, мы должны уменьшать потребление электроэнергии и теплоэнергии на отопление здания. Обычно эти положения лежат в основе экологических проектов. Но всегда ли это возможно в принципе или на практике? В холодные зимы здание должно отапливаться – в  Финляндии температура в зимние месяцы может опускаться ниже 20 градусов Цельсия.

Более того, существует некий парадокс. Иногда оказывается, что больше – это меньше. Сейчас самый простой способ сберечь энергию – это сократить часы работы библиотеки: закрыть библиотеку, выключить освещение, убрать компьютеры. Однако фактически мы делаем совершенно противоположное: стараемся держать библиотеку открытой для посетителей максимальное время, предоставляем помещение для различных собраний или просто для того, чтобы люди могли здесь провести досуг. И поэтому мы должны соответственно освещать библиотеку, хотя в других организациях стремятся освещать как можно меньше помещений. Кроме того, мы стараемся предоставить посетителям достаточное количество компьютеров, чтобы никто не испытывал потребности в собственном. Таким образом, парадоксальный вывод состоит в том, что мы можем существенно уменьшить общее потребление электричества, если увеличим потребление электричества в библиотеке.

Поскольку собственные действия по энергосбережению встречаются с препятствиями, можно полагать, что наилучшая альтернатива – показать другим дорогу, идя по которой можно стать зелеными. Указывать зеленый путь нашим клиентам и другим людям – это значит демонстрировать нашу готовность решать экологические проблемы, быть примером и вдохновлять других идти тем же путем.

Важной составной частью этой деятельности стало завоевание специальной экологической награды. Мы считаем экологические вопросы настолько важными, что начали борьбу за достижение такого уровня организации библиотечной работы, который позволил бы получить эту награду. Прежде всего мы проинформировали посетителей о нашем природо-охранном проекте (информацию о нём можно найти на нашем сайте: www.lib.hel.filen-GB/vallila/greenlibrary).

Следующим шагом была попытка обеспечить удобный доступ к информации по экологическим вопросам. По мере того, как растет количество материала, становится всё труднее и труднее найти надежную релевантную информацию. К сожалению, классификационные системы, используемые библиотекой, не облегчают поиск информации по экологической тематике. Книги о переработке отходов, изменении климата, энергоэффективности сооружений рассеяны по всему фонду, поскольку они относятся к различным отраслям и категориям. В нашей библиотеке все экологические материалы мы разместили на одной полке, где также можно найти брошюры, выпущенные Природоохранным центром. Коллекция, может быть, совсем не большая, но наши читатели активно ею пользуются.

Есть еще один важный момент. Мы не считаем обоснованным требование количественного роста тематической коллекции материалов по экологии. Почему? Наиболее простой путь обеспечить увеличение коллекции – это ничего не исключать из нее. Однако для нас прежде всего важна эффективность фонда, и мы устраняем всю информацию, которая перестала быть актуальной, правдивой: лучше иметь небольшую, но надежную коллекцию, чем большую, но недостоверную.

Следующий этап – это организация встреч, посвящённых вопросам экологии. Так, в 2010 г. мы обсуждали изменения климата, а в 2011 г. – проблемы, связанные с нехваткой пресной воды. Ведущие эксперты охотно откликались на наши приглашения, поэтому мы планируем организовать серию мероприятий по экологическим проблемам в кооперации с экологическими организациями.

И, наконец, нам важно показать пример другим библиотекам. Мы рассказали о нашем экологическом проекте библиотекам Хельсинки и намереваемся действовать таким же образом на национальном уровне. Мы присоединились к национальному экологическому проекту. В значительной мере наша роль состоит в организации обмена опытом и инициировании обсуждения.

Новые идеи

Демонстрация «зеленого пути» предполагает новые виды деятельности и новые идеи. В Хельсинки мы уже испытали несколько новых идей. Наши библиотеки работают с традиционными библиотечными фондами, но многие также предлагают  на прокат, например, различное оборудование и спортивное снаряжение. Часть этих вещей принадлежит другим городским организациям, таким, как Департамент спорта и отдыха, а часть – самим библиотекам. Проблема состоит в том, что кто-то должен все эти вещи купить, а библиотеки должны иметь возможность хранить их.

Библиотека Валлила опробовала немного иной способ выдачи напрокат и организации рециркуляции вещей. Наша библиотека сотрудничает с частной организацией Куинома (Kuinoma), созданной для того, чтобы реализовывать новые идеи в сфере проката. Члены Куинома дают на определённое время собственные вещи (например лыжи, фотокамеры) другим людям. Владелец вещи и заёмщик согласуют условия проката, и  после этого владелец приносит свою вещь в библиотеку, откуда заёмщик её забирает; после использования вещь возвращается сюда же, т.е. библиотека действует как посредник. Между двумя сторонами может осуществляться какая-то номинальная оплата, но библиотека в этом не участвует.

Преимущество подобной деятельности заключается в том, что библиотека не покупает эти вещи, а лишь выполняет посреднические функции. Единственно, что нужно, – это люди, готовые дать взаймы свои вещи. Удивительно, что желающих оказалось так много. Более того, библиотека сотрудничает с Ассоциацией художников Хельсинки (Taidelainaamo), которая дает напрокат художественные произведения.

Мотив такой деятельности библиотеки и её партнёров – попытка снизить потребление. Если вам нужна вещь на пару дней (допустим, для переезда в новую квартиру), вы можете взять её взаймы – вам не нужно всё покупать. Фактически, это то же самое, что и выдавать книги на дом или разрешать посетителям библиотеки пользоваться компьютерами или другим техническим оборудованием бесплатно.

Рассмотренные идеи способствуют расширению рамок концепции многократного использования одного и того же предмета, т.е. это то, что библиотеки делают всегда. Подобные действия  повышают значимость природоохранных аспектов.

«Зеленый образ» и маркетинг библиотек

В определенном смысле библиотеки всегда были и остаются «зелеными». Однако совсем недостаточно просто быть такими – об этом нужно громко и чётко заявлять. И кроме того, мы должны демонстрировать наше дружелюбное отношения к природе. Иными словами мы должны иметь «зеленый образ».

Однако сам по себе «зеленый образ» ничего не меняет, например, не препятствует изменениям климата. Ценность такого образа в том, что он обеспечивает маркетинг самой библиотеки. Здесь библиотеки традиционно были излишне скромными. Но теперь мы должны освоить маркетинг и уделять больше внимания нашему имиджу.

Если библиотеки хотят получить достаточно ресурсов от города, стоит позаботиться о том, чтобы те, кто принимает решения, признали: библиотеки действительно этого заслуживают. То же самое относится к работе с СМИ и читателями. Они должны признать, что библиотеки необходимы, выполняют важную работу, являются ответственными и деятельными. Получение экологической награды и формирование образа природодружественного учреждения – это некоторые из возможных способов добиться такого результата.

В нашей библиотеке мы быстро осознали это. Тот факт, что библиотека присоединилась к Экологическому проекту, получил очень позитивный отклик. Пользователи высоко оценили наши зеленые устремления. Это подтверждает, что зеленые ценности важны в формировании имиджа библиотеки.

Мы с изумлением отметили, что и СМИ заинтересовались нашим экологическим проектом. Два телеканала и наиболее крупные газеты поместили репортажи о нашем сотрудничестве с организацией Куинома и напечатали поздравления по случаю получения награды. Сейчас СМИ еще более заинтересовались нами, удивляясь тому, что мы обслуживаем посетителей не только книжными фондами. Мы это делали в течение нескольких лет, но никто того не замечал. Так что одним из преимуществ нашего экологического проекта оказалась возможность представить нашу библиотеку журналистам и рассказать им, чем она сегодня занимается.

  
На главную