Научные и технические библиотеки №7 2012 год
Содержание:

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ

Шрайберг Я. Л. Свободный доступ к ресурсам библиотек сферы образования и науки страны: новый федеральный проект на российском библиотечно-информационном пространстве

ДОКУМЕНТОЛОГИЯ

Швецова-Водка Г. Н. Оригинальная трактовка документирования и документа

Столяров Ю. Н. Некорректная трактовка документирования и документа

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Тлюстен Ф. К. Библиотека вуза как общедоступный центр правовой и социально значимой информации

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Шилов В. В. Отбор документов для пополнения библиотечных фондов: теоретико-психологические основы

«РОССИЙСКИЙ «БИБЛИОБУС» В АМЕРИКЕ-2» (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование: США – 2011»)

Шрайберг Я. Л., Волкова К. Ю., Линдеман Е. В., Ермилина И. В. Конференция в Колумбийском университете

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Гёмпель Рената, Свенссон Ларс. Работа с обязательным экземпляром сетевых публикаций в Германии

К ЮБИЛЕЮ Э. Р. СУКИАСЯНА

Сукиасян Э. Р. Человек, опередивший компьютерную эпоху. К 120-летию со дня рождения Ш. Р. Ранганатана

Правила представления статей, принятыми в нашей редакции


Библиотечно-информационная деятельность:
теория и практика

УДК 027.7

Ф. К. Тлюстен

Библиотека вуза как общедоступный центр
правовой и социально значимой информации

На примере научной библиотеки Адыгейского государственного университета рассмотрена роль библиотеки в организации информационной составляющей социально-культурной среды региона.

Ключевые слова: библиотеки вузов, информационное общество, социокультурная среда, дистанционное обслуживание, электронное правительство, юридическая клиника, центры правовой информации, пользователи с ограниченными возможностями, Республика Адыгея, национальный проект «Образование», Научная библиотека Адыгейского государственного университета.

На фоне усиливающейся регионализации всех сфер российской жизни библиотеки входят в число тех учреждений, которые должны и могут взять на себя значительную долю ответственности за обеспечение информационной, правовой и культурной целостности такой огромной страны, как Россия, единства ее регионов и центра.

Рассматривая библиотеки как центры общественного доступа к информации, необходимо отметить, что именно они напрямую содействуют глобальной информатизации общества, обеспечивая доступ к информационным ресурсам, повышают уровень информированности общества,  реализуют свою базовую информационную функцию.

Понимание роли и миссии библиотечных учреждений находит отражение в государственной политике последних лет. Целый ряд важных инициатив, связанных с библиотеками, заявлен на самом высоком уровне. На базе библиотек работают центры экологического просвещения, играющие заметную роль в информационном обеспечении природоохранной деятельности. Муниципальные библиотеки выступили инициаторами информационной поддержки института местного самоуправления, став информационным мостом между местной властью и населением. Активизировалась деятельность библиотек по созданию публичных центров правовой информации.

В соответствии со сложившимися тенденциями, ключевая составляющая развития информационного пространства – интеграция в него региональных библиотек, а также библиотек вузов. Необходимо выявить факторы, влияющие на «встраивание» вузовских библиотек в федеративное и региональное информационное пространство, наметить последовательность действий этих библиотек по его формированию, определить структуру их собственного информационного пространства, обозначить методы улучшения его качественных характеристик.

В целях обеспечения свободного доступа пользователей к фондам библиотек государственных вузов Министерство образования и науки РФ совместно с представителями ведущих вузов, библиотек, издательств и агрегаторов цифрового контента разработало и разослало проект типового положения о порядке и условиях доступа к библиотечным фондам вузов граждан, которые не обучаются и не работают в них. Это обусловлено тем, что библиотеки вузов обладают значительным информационным потенциалом, а также имеют мощную организационно-технологическую основу для создания научно-образовательной электронной среды.

Именно поэтому одной из первых инициатив Научной библиотеки Адыгейского государственного университета (НБ АГУ) стало решение о включении в число пользователей учителей и учащихся школ города.

Сегодня НБ АГУ – научно-методический центр системы образования Республики Адыгея – оказывает консультативную, научно-методическую и организационную помощь библиотекам школ, лицеев, гимназий, колледжей, училищ, а также внешкольным учреждениям, институту усовершенствования учителей, библиотеке Института гуманитарных исследований.

В рамках реализации нацпроекта «Образование» в Республике Адыгея с сентября 2010 г. организовано дистанционное обучение детей-инвалидов. Сначала на дистанционное обучение перешли всего 23 ребенка-инвалида. В 2011 г. Центр дистанционного образования оборудовал еще 60 мест для детей с ограниченными возможностями. Сегодня несколько ребят планируют после 9 класса получать среднее профессиональное образование. Они продолжат обучение в дистанционном режиме, для чего АГУ подготовил необходимую базу в Майкопском государственном гуманитарно-техническом колледже. С вводом в АГУ дистанционного обучения у детей-инвалидов появляется возможность получить высшее образование.

Необходимая составляющая процесса обучения, организации самостоятельной работы учащихся – это информационное обеспечение. НБ АГУ, имея опыт работы с детьми-инвалидами, уже сегодня готова включиться в этот процесс. Год назад оборудованы три рабочих места для библиотекарей, обеспечивающих в интерактивном режиме консультирование пользователей с ограниченными возможностями здоровья.

Для организации  дистанционного общения используется программное обеспечение «Skype». Улучшить информационное обеспечение пользователей этой категории поможет прошедшая апробацию собственная разработка – система библиографического оповещения «SMSLIBRARY», которая функционирует в автоматическом режиме. Благодаря реализации нацпроекта «Образование», с нового учебного года количество пользователей-дистанционников в нашей библиотеке значительно увеличится.

Для пользователей с ограниченными возможностями, не имеющих персонального компьютера, подключенного к Интернету, в НБ АГУ установлены внешние и внутренние пандусы и автоматизированные рабочие места с подключением ко всем библиотечным и удаленным БД, полнотекстовым электронным библиотекам.

В рамках другого социально значимого проекта – «Электронное правительство» – жители Республики Адыгея в ближайшее время смогут без бюрократических процедур воспользоваться государственными услугами федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Использование современных телекоммуникационных технологий для улучшения доступа к правительственным службам способствует сотрудничеству между правительством и гражданами. В этой связи возникает необходимость в организации массового доступа пользователей к ресурсам Интернета. Неоценимым помощником здесь должна стать сеть технологически оснащенных библиотек региона.

НБ АГУ для организации доступа пользователей к правительственным документам в течение последних 10 лет активно использует законодательную БД ИПС «Законодательство России», а также БД «Консультант­Плюс».

Для доступа к проекту «Электронное правительство» в НБ АГУ созданы все условия. На базе отдела электронных публикаций открыт Центр правовой информации; обслуживание пользователей осуществляется в современном технологическом режиме. Автоматизированные рабочие места для пользователей обеспечивают бесплатный доступ к электронным правовым ресурсам.

В Центре правовой информации обучают понимать юридический язык, помогают освоить правовые знания, навыки применения на практике тех или иных законов для защиты своих интересов. Вместе с тем нередко возникают проблемы, решить которые поможет только квалифицированный юрист: необходимо разъяснение смысла и содержания правовых норм. Поэтому в НБ АГУ создана и постоянно работает юридическая клиника. Библиотека стала центром стажировки молодых юристов-студентов.

Идея создания юридических клиник зародилась еще в XVIII–XIX вв., и связано это было с тем, что во многих государствах (Германии, России, США) стали обсуждаться проблемы юридического образования, внедрения методики практического обучения юристов.

В Центре правовой информации НБАГУ юридическая клиника работает второй год; чтобы привлечь желающих получить юридическую помощь, используются средства массовой информации (радио, телевидение, газеты).

Важно, что юридическая клиника стала особым видом благотворительности. Сегодня наши клиенты – это те, кто по независящим от них причинам не в состоянии оплатить услуги квалифицированного юриста (пенсионеры, несовершеннолетние, студенты, инвалиды, безработные, работники бюджетных организаций, неработающие родители с малолетними детьми и др.).

Как правило, клиенты юридической клиники получают такую помощь, как консультация и разъяснение правовых актов, устные и письменные ответы по правовым вопросам, составление исковых и других заявлений, жалоб, актов, предоставление информации о способах решения правовой проблемы и организациях, которые могут в этом помочь.

Оказание юридической помощи силами студентов вовсе не означает, что эта помощь «второго сорта». За её качеством в юридической клинике следит преподаватель-куратор, который контролирует  работу студентов по конкретному делу, согласует все «шаги» (ведение досье по делу, подготовку завершающего резюме и сдачу дела в архив).

Первоначально мы предполагали, что будем предоставлять только первичную юридическую помощь, однако пришлось вести и более серьезные разбирательства.

В большинстве случаев к нам  обращаются те, кто уже прошёл все инстанции. Не получив чёткого и грамотно обоснованного ответа как в правоохранительных так и в исполнительныхорганах, искать правду люди приходят в независимую организацию. Студенты с подготовленными документами сопровождают своих клиентов во всех уже пройденных ими инстанциях.

Результаты таковы: выиграно несколько ранее проигранных дел, за что студенты получили благодарность от своих клиентов и грамоты от ректора АГУ.

Сегодня мы планируем развивать два новых направления: досудебное урегулирование конфликтов и финансовый консалтинг.

В заключение хотелось бы отметить, что НБ АГУ благодаря активному пополнению своей ресурсной базы социально значимой информацией, внедрению автоматизированных технологий, развитому сервису становится одним из наиболее заметных и востребованных информационных центров Республики Адыгея.

Проектов, реализацией которых могли бы заниматься как публичные, так и вузовские библиотеки, очень много. Это могут быть центры по изучению иностранных языков, делового общения, клубы представителей диаспор и многое другое. Главное, чтобы библиотеки были открыты для новых инициатив и любой желающий мог, придя сюда, получить разнообразные информационные услуги. Но для этого необходимы государственная программа поддержки библиотек, которая потребует серьезных финансовых затрат; реконструкция библиотек, даже самых маленьких, расположенных в удаленных районах, полная их автоматизация с подключением к Интернету. И работать в этих информационных центрах должны  высокооплачиваемые специалисты, потому что требования к их квалификации сегодня очень высокие. Каждая библиотечная сеть могла бы иметь свой фирменный стиль и, конечно, должны быть уютные комфортные помещения, куда просто хотелось бы зайти, чтобы пообщаться с  интересными людьми.

Таким образом, базовая информационная функция библиотек связана не только с обеспечением универсального доступа к информационным ресурсам – сегодня она приобретает ресурсно-ориентирующий, социально-координирующий характер. Инновационные преобразования, которые происходят в содержании, технологиях, формах и методах деятельности библиотек, в конечном счете принесут обществу ощутимые социально значимые результаты.

  
На главную