Библиотечно-информационная
деятельность: теория и практика
УДК 027.7
Ф. К. Тлюстен
Библиотека вуза как общедоступный центр
правовой и социально значимой информации
На примере научной библиотеки Адыгейского государственного
университета рассмотрена роль библиотеки в организации информационной составляющей
социально-культурной среды региона.
Ключевые слова: библиотеки
вузов, информационное общество, социокультурная среда, дистанционное
обслуживание, электронное правительство, юридическая клиника, центры правовой
информации, пользователи с ограниченными возможностями, Республика Адыгея,
национальный проект «Образование», Научная библиотека Адыгейского
государственного университета.
На фоне усиливающейся регионализации всех сфер российской жизни библиотеки
входят в число тех учреждений, которые должны и могут взять на себя
значительную долю ответственности за обеспечение информационной, правовой и
культурной целостности такой огромной страны, как Россия, единства ее регионов
и центра.
Рассматривая библиотеки как центры общественного доступа к информации,
необходимо отметить, что именно они напрямую содействуют глобальной
информатизации общества, обеспечивая доступ к информационным ресурсам, повышают
уровень информированности общества, реализуют
свою базовую информационную функцию.
Понимание роли и миссии
библиотечных учреждений находит отражение в государственной политике последних
лет. Целый ряд важных инициатив, связанных с библиотеками, заявлен на самом
высоком уровне. На базе библиотек работают центры экологического просвещения,
играющие заметную роль в информационном обеспечении природоохранной деятельности.
Муниципальные библиотеки выступили инициаторами информационной поддержки
института местного самоуправления, став информационным мостом между местной
властью и населением. Активизировалась деятельность библиотек по созданию
публичных центров правовой информации.
В соответствии со сложившимися тенденциями, ключевая составляющая
развития информационного пространства – интеграция в него региональных
библиотек, а также библиотек вузов. Необходимо выявить факторы, влияющие на
«встраивание» вузовских библиотек в федеративное и региональное информационное
пространство, наметить последовательность действий этих библиотек по его
формированию, определить структуру их собственного информационного
пространства, обозначить методы улучшения его качественных характеристик.
В целях обеспечения свободного доступа пользователей к фондам библиотек
государственных вузов Министерство образования и науки РФ совместно с
представителями ведущих вузов, библиотек, издательств и агрегаторов цифрового
контента разработало и разослало проект типового положения о порядке и условиях
доступа к библиотечным фондам вузов граждан, которые не обучаются и не работают
в них. Это обусловлено тем, что библиотеки вузов обладают значительным
информационным потенциалом, а также имеют мощную организационно-технологическую
основу для создания научно-образовательной электронной среды.
Именно поэтому одной из первых инициатив Научной библиотеки
Адыгейского государственного университета (НБ АГУ) стало решение о включении в
число пользователей учителей и учащихся школ города.
Сегодня НБ АГУ – научно-методический центр системы образования Республики
Адыгея – оказывает консультативную, научно-методическую и организационную
помощь библиотекам школ, лицеев, гимназий, колледжей, училищ, а также
внешкольным учреждениям, институту усовершенствования учителей, библиотеке Института
гуманитарных исследований.
В рамках реализации нацпроекта «Образование» в Республике Адыгея с
сентября 2010 г. организовано дистанционное обучение детей-инвалидов. Сначала
на дистанционное обучение перешли всего 23 ребенка-инвалида. В 2011 г. Центр
дистанционного образования оборудовал еще 60 мест для детей с ограниченными возможностями.
Сегодня несколько ребят планируют после 9 класса получать среднее профессиональное
образование. Они продолжат обучение в дистанционном режиме, для чего АГУ подготовил
необходимую базу в Майкопском государственном гуманитарно-техническом колледже.
С вводом в АГУ дистанционного обучения у детей-инвалидов появляется возможность
получить высшее образование.
Необходимая составляющая процесса обучения, организации самостоятельной
работы учащихся – это информационное обеспечение. НБ АГУ, имея опыт работы с
детьми-инвалидами, уже сегодня готова включиться в этот процесс. Год назад
оборудованы три рабочих места для библиотекарей, обеспечивающих в интерактивном
режиме консультирование пользователей с ограниченными возможностями здоровья.
Для организации дистанционного
общения используется программное обеспечение «Skype». Улучшить информационное
обеспечение пользователей этой категории поможет прошедшая апробацию
собственная разработка – система библиографического оповещения «SMSLIBRARY», которая функционирует
в автоматическом режиме. Благодаря реализации нацпроекта «Образование», с
нового учебного года количество пользователей-дистанционников в нашей
библиотеке значительно увеличится.
Для пользователей с ограниченными возможностями, не имеющих
персонального компьютера, подключенного к Интернету, в НБ АГУ установлены
внешние и внутренние пандусы и автоматизированные рабочие места с подключением
ко всем библиотечным и удаленным БД, полнотекстовым электронным библиотекам.
В рамках другого социально значимого проекта – «Электронное правительство»
– жители Республики Адыгея в ближайшее время смогут без бюрократических
процедур воспользоваться государственными услугами федеральных, региональных и
муниципальных органов власти.
Использование современных телекоммуникационных технологий для
улучшения доступа к правительственным службам способствует сотрудничеству между
правительством и гражданами. В этой связи возникает необходимость в организации
массового доступа пользователей к ресурсам Интернета. Неоценимым помощником здесь
должна стать сеть технологически оснащенных библиотек региона.
НБ АГУ для организации доступа пользователей к правительственным
документам в течение последних 10 лет активно использует законодательную БД ИПС
«Законодательство России», а также БД «КонсультантПлюс».
Для доступа к проекту «Электронное правительство» в НБ АГУ созданы
все условия. На базе отдела электронных публикаций открыт Центр правовой
информации; обслуживание пользователей осуществляется в современном
технологическом режиме. Автоматизированные рабочие места для пользователей
обеспечивают бесплатный доступ к электронным правовым ресурсам.
В Центре правовой информации обучают понимать юридический язык, помогают
освоить правовые знания, навыки применения на практике тех или иных законов для
защиты своих интересов. Вместе с тем нередко возникают проблемы, решить которые
поможет только квалифицированный юрист: необходимо разъяснение смысла и
содержания правовых норм. Поэтому в НБ АГУ создана и постоянно работает юридическая клиника. Библиотека стала
центром стажировки молодых юристов-студентов.
Идея создания юридических клиник зародилась еще в XVIII–XIX вв., и связано это было с тем,
что во многих государствах (Германии, России, США) стали обсуждаться проблемы
юридического образования, внедрения методики практического обучения юристов.
В Центре правовой информации НБАГУ
юридическая клиника работает второй год; чтобы привлечь желающих получить
юридическую помощь, используются средства массовой информации (радио,
телевидение, газеты).
Важно, что юридическая клиника стала особым видом благотворительности.
Сегодня наши клиенты – это те, кто по независящим от них причинам не в
состоянии оплатить услуги квалифицированного юриста (пенсионеры,
несовершеннолетние, студенты, инвалиды, безработные, работники бюджетных
организаций, неработающие родители с малолетними детьми и др.).
Как правило, клиенты юридической клиники получают такую помощь,
как консультация и разъяснение правовых актов, устные и письменные ответы по
правовым вопросам, составление исковых и других заявлений, жалоб, актов,
предоставление информации о способах решения правовой проблемы и организациях,
которые могут в этом помочь.
Оказание юридической помощи силами студентов вовсе не означает,
что эта помощь «второго сорта». За её качеством в юридической клинике следит
преподаватель-куратор, который контролирует
работу студентов по конкретному делу, согласует все «шаги» (ведение
досье по делу, подготовку завершающего резюме и сдачу дела в архив).
Первоначально мы предполагали, что будем предоставлять только первичную
юридическую помощь, однако пришлось вести и более серьезные разбирательства.
В большинстве случаев к нам
обращаются те, кто уже прошёл все инстанции. Не получив чёткого и
грамотно обоснованного ответа как в правоохранительных так и в исполнительныхорганах, искать правду люди приходят в независимую
организацию. Студенты с подготовленными документами сопровождают своих клиентов
во всех уже пройденных ими инстанциях.
Результаты таковы: выиграно несколько ранее проигранных дел, за
что студенты получили благодарность от своих клиентов и грамоты от ректора АГУ.
Сегодня мы планируем развивать два новых направления: досудебное
урегулирование конфликтов и финансовый консалтинг.
В заключение хотелось бы отметить, что НБ АГУ благодаря активному
пополнению своей ресурсной базы социально значимой информацией, внедрению
автоматизированных технологий, развитому сервису становится одним из наиболее
заметных и востребованных информационных центров Республики Адыгея.
Проектов, реализацией которых могли бы заниматься как публичные,
так и вузовские библиотеки, очень много. Это могут быть центры по изучению
иностранных языков, делового общения, клубы представителей диаспор и многое
другое. Главное, чтобы библиотеки были открыты для новых инициатив и любой
желающий мог, придя сюда, получить разнообразные информационные услуги. Но для
этого необходимы государственная программа поддержки библиотек, которая
потребует серьезных финансовых затрат; реконструкция библиотек, даже самых
маленьких, расположенных в удаленных районах, полная их автоматизация с
подключением к Интернету. И работать в этих информационных центрах должны высокооплачиваемые специалисты, потому что
требования к их квалификации сегодня очень высокие. Каждая библиотечная сеть
могла бы иметь свой фирменный стиль и, конечно, должны быть уютные комфортные
помещения, куда просто хотелось бы зайти, чтобы пообщаться с интересными людьми.
Таким образом, базовая информационная функция библиотек связана не
только с обеспечением универсального доступа к информационным ресурсам – сегодня
она приобретает ресурсно-ориентирующий, социально-координирующий характер.
Инновационные преобразования, которые происходят в содержании, технологиях,
формах и методах деятельности библиотек, в конечном счете принесут обществу
ощутимые социально значимые результаты.
|