Научные и технические библиотеки №9 2012 год
Содержание:

ХVII ЕЖЕГОДНАЯ СЕССИЯ КОНФЕРЕНЦИИ РБА

Мещерякова В. В. Всероссийский библиотечный конгресс 2012 года в Перми

Резолюция Всероссийского библиотечного конгресса – XVII Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Евстигнеева Г. А. Международный книгообмен ГПНТБ России: цифры, факты, выводы

Бескаравайная Е. В., Слащева Н. А., Харыбина Т. Н. Информационные потребности сотрудников Пущинского научного центра РАН

«РОССИЙСКИЙ “БИБЛИОБУС” В АМЕРИКЕ–2» (Научно-образовательная профессиональная программа «Библиотечное дело, информационные системы и образование в США – 2011»)

Шрайберг Я. Л., Волкова К. Ю., Линдеман Е. В., Ермилина И. В. Американские репортажи: семинары, «круглые столы», библиотечные встречи

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Столяров Ю. Н. Нонэлектронный документ: правомерность термина

К ЮБИЛЕЮ ВАЛЕРИЯ ПАВЛОВИЧА ЛЕОНОВА

Гедримович Г. В. Истинный подвижник Профессии – В. П. Леонов

Столяров Ю. Н. Библиотечный романтик. (Открытое письмо В. П. Леонову)

Леонов В. П. Будущее библиотеки как предмет изучения

НАША ИСТОРИЯ

Шапошников К. А. Из истории Чертковской библиотеки. Архивные документы о передаче Чертковской библиотеки в собственность Московского городского общественного управления (1871–1873 гг.)

Мотульский Р. С. Библиотеки Беларуси 1930-х гг. в зеркале статистики (по итогам Всероссийской библиотечной переписи 1934 г.)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. Создание новых информационных сервисов для цифровой эпохи – главная тема Билефельдского форума 2012 года


УДК 002.009.7:303.6

Е. В. Бескаравайная, Н. А. Слащева, Т. Н. Харыбина

Информационные потребности сотрудников
Пущинского научного центра РАН

Проанализированы информационные потребности научных сотрудников Пущинского научного центра РАН с целью совершенствования информационно-библиографи­ческого обслуживания.

Ключевые слова: Пущинский научный центр РАН, библиотечно-информационное обслуживание, информационные потребности, анкетирование, библиометрическая информация, патентная информация, электронные ресурсы.

Центральная научная библиотека (далее – ЦБП) Пущинского научного центра (ПНЦ) РАН уделяет большое внимание изучению информационных потребностей своих читателей [1, 2]. Так, в 2011 г. в ЦБС БЕН РАН проведено анкетирование, направленное на сбор сведений о справочно-библиографическом и информационном обслуживании сотрудников ПНЦ РАН с учетом тематических направлений их исследований. Необходимость проведения такого исследования была вызвана существенно изменившейся в настоящее время конъюнктурой и предоставляемых информационных услуг, и информационного пространства в целом.

Сотрудниками БЕН РАН, в том числе и ЦБП, была разработана анкета для выяснения степени информированности респондентов о возможностях библиотеки, способах получения ими библиографической, полнотекстовой, библиометрической информации, а также других дополнительных услугах.

В соответствии с действующей структурой РАН в ЦБП выделены две группы пользователей, представляющих отделения РАН:

Отделение биологических наук РАН – 8 научно-исследовательских институтов;

Отделение математических наук РАН – 1 научно-исследовательский институт.

В анкетировании и опросе участвовали 9 НИИ ПНЦ. Полученные данные достаточно репрезентативны как по общему количеству обследований, так и по охвату различных специальностей и научной квалификации. Самую многочисленную группу анкетируемых составили специалисты Института биологического приборостроения – 20%, в остальных научных учреждениях центра – в среднем 9–13% от общего числа принимавших участие в анкетировании. Среди респондентов были директора, заместители директоров, учёные секретари (18 человек), руководители отделов, лабораторий, ведущие и старшие научные сотрудники (45), младшие научные сотрудники (24), аспиранты и магистранты (9).

Распределение пользователей с учетом возрастных категорий отражает общую картину состояния кадров в РАН. Самая многочисленная группа, принимавшая участие в анкетировании, – сотрудники старше 60 лет (около 40%). Следует отметить, что по численности респондентов эта группа равна группе наиболее активных пользователей 36–60 лет; к сожалению, на долю молодых научных сотрудников 22–35 лет приходится лишь 18%, а до 22 лет – 3%.

В ходе анкетирования нас интересовало, из каких источников пользователи ПНЦ РАН узнают о новых услугах и возможностях информационного обслуживания, в том числе о доступе к сетевым электронным ресурсам. Им было предложено семь вариантов ответа о шести наиболее распространенных каналах получения информации с возможностью выбора одновременно нескольких: при общении с сотрудниками библиотеки, с сайта библиотеки, от коллег, от сотрудников библиотеки по электронной почте, с доски объявлений, с других сайтов Интернета (седьмой вариант – не получаю информацию).

Около 90% респондентов отметили информирование при непосредственном общении с сотрудниками библиотеки; более 30% – оповещение по электронной почте. Не остается без внимания и традиционный канал оповещения – доска объявлений – более 50%. Около 25% респондентов обращаются за информацией на сайт библиотеки.

Отмеченные способы информирования проанализированы с учетом возрастных категорий пользователей. Во всех группах респондентов наиболее распространено получение сведений об услугах библиотеки от её сотрудников: это особенно характерно для двух возрастных групп – до 22 и старше 60 лет. Пользователи 22–35 лет (40%) предпочитают доску объявлений; около 35% получают информацию от сотрудников библиотеки; 25% обращаются к сайту библиотеки. Возрастная группа 35–45 лет почти в равных пропорциях использует все предложенные способы получения информации.

Следующая часть анкеты содержала вопросы о способах получения читателями (самостоятельно или прибегая к услугам библиотеки) библиографической и полнотекстовой информации. Около 45% респондентов обращаются в библиотеку за библиографическими данными и около 50% – за полнотекстовыми. Примерно 30% респондентов находят информацию для научной работы самостоятельно из ресурсов, доступных библиотеке или находящихся в свободном доступе. Отмечено устойчивое преобладание запросов на библиографическую информацию для пользователей всех НИИ ПНЦ РАН.

Ответы на эту часть анкеты проанализированы также с учётом возрастных категорий пользователей. Для получения необходимой полнотекстовой или библиографической информации респонденты старше 60 лет (около 70% респондентов) обращаются в библиотеку; примерно 40% опрошенных в возрасте от 22 до 60 лет также обращаются в библиотеку, а около 35% работают самостоятельно. Группа респондентов до 22 лет работает самостоятельно с ресурсами, к которым имеет доступ библиотека или находящимися в свободном доступе.

В последнее десятилетие значительно вырос интерес к библиометрическим индикаторам, отражающим различные направления научной деятельности. В контексте информационно-библиотечного обслуживания предоставление библиотекой библиометрических данных рассматривается как перспективная услуга, и именно это направление работы – новое и востребованное [3–5].

Один из вопросов анкеты был посвящен этому сегменту: читателям было предложено несколько наиболее распространенных продуктов на основе библиометрических данных (сведения по тематике исследования, о цитировании публикаций учёного, организации и т.п., об импакт-факторе изданий, международном сотрудничестве). Выяснилось, что лишь 1% опрошенных не высказал интереса к получению подобной информации.

Востребованность библиометрической информации проанализирована с точки зрения занимаемой должности респондентов. Для всех категорий отмечена значительная заинтересованность в библиометрических данных по тематике исследований. Представители администрации НИИ РАН хотели ли бы в первую очередь получать данные, относящиеся к организации, отдельным специалистам и т.п.

Востребованность пользователями ПНЦ РАН каждого вида библиометрической информации проанализирована в зависимости от возраста респондентов. Все респонденты заинтересованы в получении библиометрических сведений по тематике исследований. При этом молодёжь до 22 лет нуждается в получении данных только по тематике собственных исследований; остальные возрастные группы примерно в равной степени заинтересованы в получении всех видов библиометрических данных: о цитировании работ учёных, организациях, изданиях, в том числе о импакт-факторе журналов, а также о международном сотрудничестве.

Анкета также содержала вопрос о необходимости патентного информирования пользователей. Выяснилось, что в среднем более 50% респондентов в нём нуждаются, а среди руководителей, зам. директоров, ведущих научных сотрудников востребованность патентного информирования составляет от 65% до 75% – в зависимости от института ПНЦ РАН.

Сегодня существуют различные возможности информационной поддержки научных исследований и разнообразные многофункциональные информационные продукты, о которых пользователям следует знать. В связи с этим один из вопросов анкеты касался сбора сведений о обучающих семинарах и тренингах по использованию конкретных сетевых ресурсов. Почти все респонденты высказались за организацию таких мероприятий, в том числе 100% руководящих специалистов НИИ РАН и около 80% ведущих и старших научных сотрудников.

Таким образом, проведенное в ЦБП исследование позволило оценить интересы и потребности современного читателя научной библиотеки, целесообразность внедрения новых форм справочно-библиографического и информационного обслуживания ученых РАН, а также наметить пути повышения качества предоставляемых услуг.

Результаты анализа информационных потребностей показали:

Электронная почта и другие каналы автоматизированного информирования пользователей востребованы многими специалистами ПНЦ РАН. Следует развивать справочно-библиографическое обслуживание в режиме онлайн-сервиса «виртуальная справка» и т.п.

Для сотрудников практически всех НИИ ПНЦ РАН характерно преобладание знаний и навыков в работе с полнотекстовыми электронными источниками по сравнению с библиометрическими, что свидетельствует о целесообразности внедрения и развития новых форм справочно-библиогра­фического обслуживания.

Значительная часть читателей заинтересована в организации обучающих мероприятий, посвященных использованию конкретных сетевых ресурсов.

Предоставляемая библиотекой библиометрическая информация (в особенности тематическая) востребована большинством респондентов, которые пожелали в будущем получать рассылку с обновлением данных.

Патентное информирование специалистов РАН может рассматриваться как одно из перспективных направлений деятельности современной научной библиотеки.

Список источников

1. Харыбина Т. Н., Слащева Н. А., Мохначева Ю. В. Комплексная методика изучения информационных потребностей пользователей (Опыт Центральной библиотеки Пущинского научного центра РАН) // Науч. и техн. б-ки. – 2008. – № 4. – С. 62–71.

2. Слащева Н. А. Вклад Библиотеки по естественным наукам РАН в развитие библиометрических исследований // Вклад информ.-библ. системы РАН в развитие отеч. библиотековедения, информатики и книговедения : юбилейн. науч. сб., посвящ. 100-летию Информ.-библ. Совета Рос. акад. наук. – Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2011. – С. 242–253.

3. Харыбина Т. Н., Слащева Н. А. Библиометрические исследования в научной библиотеке // Модернизация России: наука, образование, высокие технологии : Тезисы 2-й Всерос. конф. по науковедению, 15–17 ноября 2010 г. : материалы конф. – Москва. – 2010. –
С. 215–217.

4. Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н. Обеспечение учёных библиометрической информацией в Центральной библиотеке Пущинского научного центра РАН (отдел БЕН РАН) // XIV Науч. семинар «Информационное обеспечение науки: новые технологии»; 30 авг. –
3 сент. 2010 г. : материалы семинара. – Екатеринбург. – 2010. – С. 199–205.

5. Мохначева Ю. В., Харыбина Т. Н. Возможности использования библиометрических методов в информационном обеспечении научных исследований в академических библиотеках // Пробл. методол. междисциплинар. исслед. и комплекс. обеспечения науч.-исслед. деятельности : Информ. сб. науч. трудов. – Екатеринбург. – 2010. – Вып. № 5. – С. 80–97.

  
На главную