Научные и технические библиотеки №4 2013 год
Содержание:

Соколов А. В. Информатические опусы. Опус 11. Явления и сущность информационной потребности

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Сукиасян Э. Р., Чёрный Ю. Ю. Единая среда как фактор развития науки

Люс Рик, Гросгал Ли Вайнриб. Библиотеки в изменяющейся вузовской среде

Уэйд Мартин. Заново «изобретая» библиотеку: роль стратегического планирования, маркетинга, внешних связей в деятельности Национальной библиотеки Шотландии

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Матвеева Е. А. Внедрение Системы автоматизации библиотек ИРБИС в вузах Омского региона: состояние и перспективы развития

Михайленко И. И. Создание межвузовской электронно-библиотечной системы

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Сукиасян Э. Р. Кадровый кризис. Статья 4. Организационные пути решения проблем библиотечного образования

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Ловейкина Л. В., Астапович Л. Л. Формирование библиографической записи: новый подход в соответствии с современными требованиями каталогизации документов

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ СИБИД

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ

Швецова-Водка Г. Н. Нонэлектронный документ как результат дихотомической классификации понятия «документ»

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Дивногорцев А. Л. Посвящение В. В. Серову – выдающемуся библиотечному деятелю

Агашина И. В. Специальные библиотеки на фоне истории страны

Коваль Л. М. Настольная книга о специальных библиотеках

ЮБИЛЕИ

Литвина Л. Г. Университетская библиотека: взгляд через призму истории. (К 70-летию научной библиотеки Омского государственного технического университета)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Трушина И. А. Итоги 25-го Всероссийского конкурса научных работ по библиотековедению, библиографии и книговедению

Маркарова Т. С. Заседание секции «Информационно-библиотечное обеспечение науки и образования» ХIII Международной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения» (21 дек. 2012 г., Москва, ИНИОН РАН)


АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
И СИСТЕМЫ

УДК 026.06

Е. А. Матвеева

Внедрение Системы автоматизации библиотек ИРБИС
в вузах Омского региона:
состояние, перспективы развития

Представлен анализ организационных и технологических аспектов внедрения Системы автоматизации библиотек ИРБИС в Омском регионе. Основа анализа – результаты анкетирования вузовских библиотек Омска.

Ключевые слова: Омский государственный технический университет, Система автоматизации библиотек ИРБИС, анкетирование, информационные ресурсы, дилеры, консультационная помощь, Ассоциация ЭБНИТ.

Научная библиотека Омского государственного технического университета (ОмГТУ) входит в число крупнейших вузовских библиотек города. С 2001 г. НБ ОмГТУ занимается развитием и продвижением Системы автоматизации библиотек ИРБИС в регионе.

В настоящее время среди наших партнёров 41 организация – пользователь этой системы; из них 13 – библиотеки вузов Омска.

В практику взаимодействия с библиотеками-партнёрами кроме консультирования, поставки/обновления дистрибутивов и прочего входит организация и проведение анкетных опросов, последний из которых был в сентябре – октябре 2011 г. Предмет исследования – анализ внедрения системы ИРБИС в работу вузовских библиотек Омска как на технологическом, так и на документационном уровне. Данные 2011 г. сопоставлялись с результатами предыдущего анкетирования, проведённого в 2007 г.

Как показало исследование, все респонденты используют второе поколение системы ИРБИС – ИРБИС64. Ряд вузов включил в практику работы некоторые модули ИРБИС128: ОмГТУ, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Если оценивать, как организована работа с серверной частью системы ИРБИС, то вне библиотеки, т.е. в одном из структурных подразделений вуза, расположены серверы семи организаций (53,8%). В такой ситуации библиотеке приходится согласовывать свою работу с внутренними службами вуза, что не всегда может гарантировать оптимальную работу. У шести библиотек (46,2%) – собственные серверы.

Среди перемен, произошедших в структуре библиотек за последние три года, можно выделить следующие тенденции. Сбор данных о книгообеспеченности учебного процесса в автоматизированном режиме, внедрение электронной книговыдачи, в том числе для удалённых пользователей, внесли свои коррективы в технологические процессы библиотек. Они переводятся на технологию, поддерживаемую специально созданными АРМами, что обусловило изменение структуры и штатного расписания библиотек. Например, в НБ ОмГТУ создан отдел электронных библиотек; в штатное расписание библиотеки Омского государственного института сервиса (ОГИС) введена должность ведущего программиста.

Основные количественные изменения за последние три года касаются увеличения числа рабочих мест для сотрудников и пользователей. Например, в библиотеке СибАДИ открыт зал аспирантов и магистрантов (одно рабочее место для сотрудника и 10 – для читателей); в НСХБ Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ) им. П. А. Столыпина организованы дополнительные рабочие места во всех отделах для ввода в электронный каталог и обработки фонда по технологиям RFID и штрихового кодирования.

Таким образом, библиотеки меняют свою структуру, с одной стороны, под влиянием внешних факторов (необходимость предоставления данных по книгообеспеченности для аккредитации и лицензирования вуза), с другой, – в связи с переводом традиционного процесса книговыдачи в электронную форму.

При эксплуатации любого программного продукта возникают проблемы как технологического, так и организационного характера. Среди первых наши коллеги назвали: «некорректное снятие статистики и проведение сортировки в АРМ «Каталогизатор» (ОГИС), «следование инструкции в АРМе «Каталогизатор» не приводит к необходимому результату» (ОГИС), «замедление работы книговыдачи» (ОмА МВД России), «получение статистических данных» (ОмГАУ им. П. А. Столыпина).

Некоторые вузы просто указали АРМы, работа с которыми не всегда проходит без сбоев, не называя при этом конкретные проблемы, – это «Книгообеспеченность» и «Книговыдача». Сотрудники ОмГУ им. Ф. М. Достоев­ского отметили, что проблемы с АРМом «Книгообеспеченность» они решают в ходе переписки с разработчиком АРМа. В анкете ОмЭИ, который недавно перешёл на ИРБИС64, отмечены проблемы со всеми АРМами, что вызвано переходом с одного поколения системы на другое.

Среди организационных проблем пользователи называли: отсутствие подробной инструкции по АРМу «Книгообеспеченность» (ОмГАУ им. П. А. Столыпина), «сложно выбрать время для глобальной корректировки баз, невозможно корректировать во время работы электронной книговыдачи. АРМ «Книгообеспеченность» достаточно трудоёмкое и требует хороших пользовательских навыков и внимания» (ОмГПУ).

В анкетах мы увидели и недостатки своей работы как дилеров. Библиотека Омского института (филиала) РГТЭУ указала на недостаточную поддержку системы: «Консультации часто оказываются неэффективными или затяжными по времени» (консультации в НБ ОмГТУ, на форуме).

Из полученных ответов мы можем сделать вывод, что самым сложным для освоения в вузовских библиотеках, как и три года назад, остается АРМ «Книгообеспеченность». На втором месте – АРМ «Каталогизатор»: его указывают те библиотеки, которые недавно стали работать в системе ИРБИС64. На третьем месте – АРМы «Книговыдача» и «Комплектатор».

Освоение и эксплуатация развивающейся системы требуют постоянного повышения квалификации персонала. Каждая библиотека при этом выбирает свой подход к обучению сотрудников. Половина опрошенных указали «Посещение обучающих семинаров». Респонденты имели в виду ежегодный межрегиональный семинар, который организует НБ ОмГТУ совместно с Ассоциацией ЭБНИТ. Также были названы консультации, презентации и тренинги. Кроме того, в библиотеке ОмГМА Минздравсоцразвития России дополнительно проводятся обзоры литературы; сотрудники библиотеки ОмГУПС закончили курсы повышения квалификации для администраторов системы ИРБИС в Ярославле и участвуют в вебинарах, организуемых МУБиНТ.

При приёме новых сотрудников возникает необходимость их обучения работе в системе ИРБИС. И здесь каждая организация также выбирает свой подход. Самый распространённый – индивидуальные консультации или занятия/обучение. Процессом обучения руководит либо заведующий отделом, либо сотрудник, хорошо знающий ИРБИС. В трёх вузах при обучении дополнительно используют презентационные материалы; в 33,3% ответов отмечено, что консультации проводятся параллельно с изучением документации; в одной из библиотек для коллектива проводятся тренинги.

Составляющая дилерской работы – это консультационная помощь партнёрам, поэтому мы решили уточнить, какой вид консультаций предпочитают наши коллеги. 46,1% респондентов назвали личное посещение НБ ОмГТУ; 53,8% – звонок по телефону; 61,5% – письмо по электронной почте; 38,5% – общение в IСQ. Сотрудники ОмГАУ им. П. А. Столыпина отметили: хорошей поддержкой является выезд специалиста НБ ОмГТУ в библиотеку для групповой консультации. Следует признать, что такой вид помощи в практике нашей работы используется редко: выезды сотрудников носят разовый характер и обычно связаны с критической ситуацией, сложившейся у наших партнёров.

Ассоциация ЭБНИТ также поддерживает пользователей системы – это одна из её задач. Разработчики, в частности, общаются с пользователями на форумах Ассоциации ЭБНИТ. Ответы, полученные при проведении исследования, показали, что все респонденты знакомы с форумами и обращаются к ним регулярно.

К вспомогательным инструментам для изучения АРМов «Каталогизатор» и «Комплектатор» относятся электронные пособия «ИРБИС в примерах. Комплектатор» и «ИРБИС в примерах. Каталогизатор». В настоящее время ими пользуются 8 из 13 опрошенных организаций. Из числа тех библиотек, которые не обращаются к вспомогательным инструментам, только библиотека Омского института (филиала) РГТЭУ пояснила в анкете: отказ от их использования обусловлен тем, что её сотрудники – уверенные пользователи ИРБИС и больше не нуждаются в этих инструментах.

Стремясь максимально полно раскрыть свой фонд для пользователей и расширить спектр предоставляемых информационных ресурсов, библиотеки создают собственные на основе ИРБИС. Встроенный в систему «Календарь знаменательных дат» ведут библиотеки ОмГУПС и ОмГТУ; каталог периодических изданий с аналитической росписью – библиотека ОмГПУ. Популярна среди вузовских библиотек и БД, в которой отражаются работы сотрудников вуза. В библиотеке ОмГАУ им. П. А. Столыпина созданы также БД «Редкий фонд», «Информационно-библиографическая база данных»; в ОмГПУ ведётся БД «Методика библиотечной работы», в ОмЭИ – «Краеведение», в СибАДИ – «История СибАДИ», «История Отечества», «Организационно-технологическая документация».

Можно сделать вывод, что создаваемые библиотеками информационные ресурсы достаточно традиционны – зачастую они являются продолжением тех тематических и специальных картотек, которые изначально велись в карточной форме.

Система ИРБИС предоставляет своим пользователям ряд сервисных функций, предполагающих выход в Интернет. Работа в Сети предусматривает и использование форумов, ведущихся на сайте Ассоциации ЭБНИТ. В настоящее время у библиотек уже не возникает проблем с доступом к Интернету. Сотрудники всех библиотек-респондентов имеют на своих рабочих местах возможность выходить в Сеть. Исключение – только библиотека ОмА МВД России, что связано с её ведомственной принадлежностью, которая не предполагает открытости своих ресурсов.

Рассматривая изменения, произошедшие за трёхлетний период, важно понять, в каком направлении будет развиваться система в дальнейшем. Для ИРБИС – это внедрение третьего поколения продукта – ИРБИС128.

Из анкет наших респондентов видно, что четыре вуза (30,8%) в
регионе планируют переходить на ИРБИС128. Среди них – ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и ОмГТУ, которые уже начали работать с отдельными модулями нового поколения. Однако несмотря на то, что Омск можно назвать родиной третьего поколения системы ИРБИС, большинство опрошенных в настоящее время не собираются использовать в работе новое поколение системы. Мы можем выдвинуть несколько гипотез такого решения: неполный пакет модулей в новом поколении ИРБИС, нестабильное финансовое положение вузов, неполное качественное обеспечение технологических процессов имеющейся версии системы.

Если сравнивать этот опрос с предыдущим, то можно отметить, что библиотеки достаточно осторожно отвечают на вопросы, связанные с планами развития. Так, в анкетах 2007 г. среди пользователей ИРБИС64 было только четыре вуза. Но после межрегионального обучающего семинара «Система автоматизации библиотек ИРБИС: новые возможности формирования информационно-образовательной среды региона», прошедшего в том же году, библиотеки стали активно переходить на новое поколение системы. И анкеты 2011 г. показали, что ИРБИС64 внедрена во всех опрошенных вузах.

Итак, по результатам проведённого исследования можно констатировать: в библиотеках сложилась чёткая структура распределения трудовых ресурсов по автоматизированным технологическим процессам, поэтому создание новых отделов и секторов носит единичный характер. В то же время перевод технологических процессов в автоматизированный режим приводит к организации новых рабочих мест для персонала и пользователей библиотек.

АРМ «Книгообеспеченность» по-прежнему вызывает затруднения как в процессе работы с ним, так и в связи с необходимостью выделять конкретного сотрудника для этого технологического процесса.

Улучшилась ситуация с доступом библиотек к Интернету, что позволяет им профессионально общаться на форумах Ассоциации ЭБНИТ и оперативно получать ответы на вопросы. Освоение АРМов упростилось с помощью вспомогательных инструментов: «ИРБИС в примерах. Комплектатор» и «ИРБИС в примерах. Каталогизатор».

Все вузовские библиотеки региона перешли на работу со вторым поколением ИРБИС. И хотя освоение третьего поколения – ИРБИС128 – носит пока единичный характер, мы надеемся, что наши партнёры в ближайшем будущем оценят перспективы использования этого продукта.

Возросла ответственность НБ ОмГТУ как дилера. С повышением уровня работы партнёров повышаются и требования к консультационной поддержке коллег. Расширяется география библиотек – участниц ежегодного межрегионального обучающего семинара «ИРБИС: новые возможности формирования информационно-образовательной среды региона» и партнёров по поставке и сопровождению системы.

  
На главную