Научные и технические библиотеки №9 2013 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Жукова В. П. Медиа-библиотека: терминологический анализ

Рупошев А. Р. Роль периодических изданий информационно- консультационных служб в информационном обеспечении производственной, образовательной и управленческой деятельности

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Назаровец С. А. Поддержка открытого доступа к библиотековедческим интернет-ресурсам в Украине: декларации и реальность

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Булатов А. А., Соболевский А. А., Мартиросян С. Т. Анализ и выбор методов миграции электронных образовательных ресурсов на портативные аппаратные платформы

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Знак информационной продукции: проблемы исполнения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Глазунова Л. В. Интернет-портал в системе профессиональной информационной инфраструктуры украинского библиографоведения

ЮБИЛЕИ

Сукиасян Э. Р. Давно это было. (К 75-летию Ю. Н. Столярова)

Глазков М. Н. Юбилей коллеги. (К 60-летию В. В. Добровольского)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. «LBF–2013» – ежегодная Лондонская книжная ярмарка. Обзор работы


БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

УДК 026.06

В. П. Жукова

Медиа-библиотека:
терминологический анализ

Рассмотрены процессы медиатизации библиотеки на фоне происходящих в обществе изменений. Исследованы понятия: медиатека, гибридная библиотека, электронная библиотека, цифровая библиотека. На основе терминологического анализа определено понятие медиа-библиотека.

Ключевые слова: библиотека, гибридная библиотека, медиа-библиотека, медиатека, цифровая библиотека, электронная библиотека, виртуальная библиотека.

В современном мире в качестве ведущего фактора развития общества выступает глобализация. При этом возрастает стратегическая роль информационных ресурсов. Исследуя проблемы глобализации, учёные дают различные трактовки современному обществу, процессам и явлениям, порождая новую терминологию. Ф. Махлуп и Й. Масуде охарактеризовали это общество как «информационное». Д. Белл разработал концепцию «постиндустриального общества». М. Кастельс назвал его «сетевым», так как оно базируется на информационно-коммуникационных технологиях и информационные потоки имеют приоритетное значение.

А. И. Ракитов описал идею общества, основанного на знании. Н. Штер представил общество знания как общество риска. Н. Луман подчёркивает, что этот риск характеризуется неравномерным пространственно-временным распределением случайных факторов, которые в высшей степени зависят от субъекта и способа анализа риска. Г. Бехманн выдвинул тезис о том, что Интернет является обществом, так как представляет собой среду социальных коммуникаций, в частности коммуникаций риска [1].

Такое множество концепций связано с многообразием современной информационной среды. Следовательно, можно заключить, что мы живём в медиа-обществе, где постоянно возрастают информационные потоки, появляются новые способы и средства передачи информации, новые средства и каналы социальных коммуникаций.

Цель этой статьи – на основе терминологического анализа определить понятие медиа-библиотека.

Термин медиа (от латинского media, medium – среда, средство, способ, посредник) введён М. Маклюэном (1911–1980). Он отмечал: «Чтобы быть по-настоящему, грамотным, надо быть грамотным в мире медиа» [2].

Изначально понятие медиа употреблялось, когда шла речь о совокупности средств массовой информации. Сегодня же в интернет-пространстве создать статью, музыкальный ролик, электронное издание и многие другие ресурсы может любой пользователь. Поэтому и термин медиа получил новое значение. Новая среда (New media), где вся информация находится в цифровых форматах, с точки зрения Л. Мановича, открывает новые возможности для коммуникационных технологий и электронных способов доставки информации посредством Интернета [3].

В современном обществе ИКТ, внедрённые в практическую деятельность, предоставляют всем возможность реализовывать свои образовательные, профессиональные, творческие и другие потребности, а используя электронные коммуникации в интерактивном режиме, – получать знания на основе управляемой информации.

Н. Б. Кириллова пришла к выводу, что социокультурная среда на рубеже XX–XXI вв. модернизировалась в таких направлениях, как компьютеризация библиотек, музеев, архивов; создание общедоступных баз и банков данных в области гуманитарных и социальных наук, а также широкой сети культурно-информационных и научно-информационных центров; развитие многоязычных секторов в Интернете; обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства [2].

Эффективное использование в библиотеках новых ИКТ расширяет возможности доступа пользователей к информации. Поэтому актуальным становится преобразование традиционных библиотек в медиа-библиотеки. Это связано с необходимостью структурирования знания на основе научной информации, созданием нового типа информационных продуктов библиотеки, в которых будет сконцентрирована необходимая для пользователя информация высокого качества.

В связи с компьютеризацией и автоматизацией библиотечной деятельности в ХХ в. во Франции появились медиатеки. Манифест ЮНЕСКО рассматривает медиатеку как демократический институт в сфере образования, культуры и информации. Это фонд электронных книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, презентаций, а также техническое обеспечение для просмотра и воспроизведения фонда и оборудование, необходимое для его сохранения и доступа к нему.

Медиатека может быть как отдельным учреждением, так и структурным подразделением библиотеки.

Создаётся интегрированное культурное и информационное пространство, в котором используются различные средства коммуникации, информационные ресурсы на разных носителях и технологии по их воспроизведению [4].

Во Франции медиатеки заменили дома культуры, стали центрами деловой, учебной, образовательной и досуговой информации. Уже не одно десятилетие медиатеки работают в Японии, Германии, Дании, Финляндии и других странах. В России и Украине тоже начали появляться медиатеки, причём их не всегда можно функционально отождествить с традиционной библиотекой. Например, МХТ им. А. П. Чехова создал медиатеку своих лучших спектаклей, доступную в Интернете. В Сети можно найти множество медиатек, представляющих собой коллекции различных мультимедийных продуктов, а также – программные ресурсы по созданию мультимедийных коллекций.

В англоязычных странах употребляют термин гибридные библиотеки. Ввели его С. Саттон и К. Рабридж. Гибридная библиотека – это форма существования современной библиотеки, функционирующей на базе традиционной и автоматизированной технологий. Английский учёный Ч. Оппенгейм считает, что этот термин появился в 1970–1980-е гг. в сфере информационных технологий [5–7].

В современном информационном пространстве активно развиваются электронные библиотеки (тождественное понятие – цифровая библиотека). В. Армс определяет электронную библиотеку как коллекцию информации в цифровых форматах с соответствующими сервисами, которая хранится и доступна в Сети [8], А. И. Земсков и Я. Л. Шрайберг – как локальные или распределённые электронные ресурсы, объединённые общей идеологией структуризации и доступа [9].

По определению Американской федерации цифровых библиотек, цифровая библиотека – организация со специальным штатом сотрудников, основная цель которой – отбор, структурирование, предоставление доступа, переработка, распространение, сохранение целостности и обеспечение сохранности коллекций цифровых ресурсов [10]. Доступность в Интернете – общий признак электронных библиотек и цифровых коллекций.

В лексиконе библиотековедения появился термин виртуальная библиотека. Ю. Н. Столяров, исследуя это понятие, приходит к выводу, что термин имеет условное, метафорическое, нестрогое значение и предполагает, что такая библиотека нереальна, существует в виде некоего экранного образа. Но в то же время чтение документа и получение информации – вполне реальные процессы [11]. Библиотеки мира, хранящие в своих фондах мировое культурное наследие, имеют возможность «открыть двери своих библиотек» через Интернет и предоставить читателям электронные каталоги, базы данных, оцифрованные коллекции редких книг, а также проводить экскурсии, знакомя с архитектурой зданий, организацией внутренней среды библиотеки и многим другим. Возможно, виртуальная библиотека в будущем будет представлена в виде компьютерной игры, где будет виртуальный библиотекарь и каждый пользователь сможет создать свой виртуальный образ для её посещения.

Систематизируя носители информации и способы её передачи, М. Бакленд выделяет три типа библиотек. Первый – это традиционная библиотека, имеющая фонд на бумажных носителях, карточные каталоги и обслуживающая посетителей на абонементах и в читальных залах. Второй – библиотека, оснащённая компьютерной техникой, электронным каталогом и полнотекстовыми базами данных, имеющая традиционный фонд, предоставляющая услуги пользователям в своих помещениях. Третий – библиотека, документные ресурсы которой представлены в электронном виде, а обслуживание осуществляется на основе электронного ресурса (с помощью сетевых технологий доступа) [12]. Медиа-библиотека должна соединить в себе эти три вида.

Участие библиотек в информатизации общества можно расценивать как деятельность, оказывающую влияние на социум посредством развития личности в процессе удовлетворения информационных потребностей. Библиотеки активно адаптируются к изменениям, происходящим в социуме. Соответственно их деятельность в медиа-обществе состоит в дальнейшей организации работ по сбору, накоплению, сохранению, обработке, передаче и распространению документальной информации; в создании информационных продуктов и предоставлении услуг на основе внедрения различных инноваций.

Сегодня изменяются информационные потребности читателей – в направлении профессионального чтения. Досуговое чтение зачастую заменяется зрелищными, мультимедийными формами. Поэтому одна из главных задач библиотеки на современном этапе – структурирование научной информации, которая является основой для развития образования, производства и науки.

Авторитетный пример медиа-библиотеки – современное чудо света – Новая Александрийская библиотека. В её структуре – 300 читальных залов на 3500 мест, книгохранилища, конференц-центр, специализированные библиотеки для слепых, подростков и детей, три музея, четыре галереи искусств, лаборатория по реставрации рукописей, планетарий. В фондах библиотеки – более полумиллиона томов, среди которых – уникальные образцы мировой культуры. Здесь расположено зеркало Архива Интернета. Современная Александрина собирает в своих фондах документы на различных носителях информации [14].

Таким образом, медиа-библиотека представляет собой многоуровневую документно-информационную структуру с высокоорганизованной технологической средой, которой присущи основные функции библиотеки. Информация может быть представлена на различных носителях современными средствами аудио-телевизуальных и виртуальных коммуникаций, особое внимание уделяется структурированию научной информации. Причём медиатека, электронная или виртуальная библиотеки могут быть элементами системы медиа-библиотеки. Она в свою очередь – элемент информационного пространства, библиотека без границ, т.е. гибридная библиотека.

Можно заключить, что медиа-библиотека представляет собой многоуровневую информационную среду, где жизненные циклы информации протекают с использованием различных информационно-коммуникационных технологических средств, разнообразных способов информационно-библиотечного производства и при активном привлечении посредников-партнёров.

Список источников

1. Жукова В. П. Аналіз концепцій постіндустріального суспільства // Культурологія та соціальні комунікації : інноваційні стратегії розвитку : матеріали міжнар. наук. конф., 22–23 листоп. 2012 р. – Х. : ХДАК, 2012. – С. 174, 175.

2. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Н. Б. Кириллова – Москва, 2005. – 398 с.

3. Manovich L. The Language of New Media / L. Manovich – The MIT Press, 2002. – 307 с.

4. Володин Б. Ф. Медиатека и утопия: французская модель библиотечной информатизации / Б. Ф. Володин // Библ. дело. – 2003. – № 5 (05). – С. 39–41.

5. Oppenheim С. What is the hybrid library? / С. Oppenheim, D. Smithson // Journal of Information Science. 1999. – № 25 (2). – P. 97–112.

6. Rusbridge C. Towards the hybrid library : [Электронный ресурс] / C. Rusbridge // D-Lib Magazine. – Режим доступа: http://mirrored.ukoln.ac.uk/lis-journals/dlib/dlib/dlib.html. – Загл.
с экрана.

7. Sutton S. A. Future service models and the convergence of functions: the reference librarian as technician, author and consultant / S. A. Sutton // The roles of reference librarians: today and tomorrow / Kathleen Low (ed.). – New York : The Haworth Press, 1996. – 160 р.

8. Армс В. Электронные библиотеки : учеб. пособие по курсам «Информатика» и «Информационные системы» / В. Армс. – Москва : ПИК ВИНИТИ, 2002. – 273 с.

9. Земсков А. И. Электронные библиотеки : учеб. для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. – Москва : Либерея, 2003. – 351 с.

10. Digital Library Federation : [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diglib.org. – Загл. с экрана.

11. Столяров Ю. Н. Критика термина «виртуальная библиотека» [1997] // Библиотековедение : Избранное. 1960–2000 годы. – Москва : Пашков дом, 2001. – С. 222.

12. Бакленд М. Модернизация библиотечного дела : манифест / М. Бакленд. – Москва : ОГИ, 2001. – 269 с.

13. Iльганаєва В. О. Бiблiотека в сучасному iнформацiйному середовищi: основнi стратегiї розвитку / В. О. Iльганаєва // Вiсн. Харк. держ. акад. культури : зб. наук. пр. – Х., 1999. – Вип. 1 : Бiблiотекознавство. Документознавство. Iнформатика. – С. 30–37.

14. Жукова В. П. Олександрійська бібліотека в соціальному часі і просторі // Вісник Харківської державної академії культури : зб. наук. пр. – Х. : ХДАК, 2013. – Вип. 38. – С. 168–177.

  
На главную