ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ
ЯЗЫКИ
И СИСТЕМЫ
УДК 002:34
Т. А. Бахтурина
Знак
информационной продукции: проблемы
исполнения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
Рассмотрен
новый элемент оформления выходных сведений информационной продукции и новый
элемент библиографической записи – знак информационной продукции.
Проанализированы проблемы его внедрения в библиотечное и издательское дело.
Ключевые слова: знак информационной продукции, размещение, содержание,
правила оформления, классификация возрастных ограничений, место в библиографической
записи.
1 сентября 2012 г. вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и развитию». Закон ввёл в обращение новый термин, новый
элемент оформления выходных сведений информационной продукции и новый элемент
библиографической записи – знак
информационной продукции.
Квалифицированный каталогизатор/библиограф никогда не ограничивается
узкими практическими задачами составления описания, он не просто переносит
элементы оформления выходных сведений в соответствующее место библиографической
записи. Каталогизатор действует осознанно, анализирует, что это за элемент, что
он означает, какова его роль в издании, каким целям он служит, какими
законами/стандартами регламентируется. Особенно, если это новый элемент. Вот
почему мы так подробно рассказываем о термине знак информационной продукции, истории его возникновения, типологии
изданий, в которых он должен размещаться, о его месторасположении, размере и
дизайне.
Закон имел большой, взрывной резонанс в самых разных слоях общества
и в самых различных, порой неожиданных аспектах.
Несмотря на то, что официально Закон опубликован 31 декабря 2010 г.,
общественность оказалась не подготовленной к его исполнению. Возникло множество
проблем и вопросов; чтобы ответить на них, создавались
рекомендации, проводились совещания, давались разъяснения в печати.
Проблема
№ 1 – Сфера действия Федерального закона
Сфера действия Закона имеет множество аспектов – правовых, экономических,
психологических, типологичеcких, терминологичеcких; он затрагивает широкий круг
заинтересованных лиц и организаций: издателей, писателей, психологов,
книгораспространителей, книготорговцев, библиотекарей (комплектаторов,
каталогизаторов, работников обслуживания), педагогов, родителей.
Федеральный закон распространяется на отношения в сфере информационной
продукции: предназначенную для оборота на территории Российской Федерации
продукцию средств массовой информации, печатную, аудиовизуальную продукцию на любых
видах носителей, программы для ЭВМ и базы данных, а также информацию,
распространяемую посредством зрелищных мероприятий,
информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, и сетей
подвижной радиотелефонной связи.
Федеральный закон не распространяется на отношения в сферах:
1) оборота информационной продукции, содержащей научную, научно–техническую,
статистическую информацию;
2) распространения информации, недопустимость ограничения доступа
к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149–ФЗ «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими
федеральными законами;
3) оборота информационной
продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную
ценность для общества;
4) рекламы.
Расширительное толкование сферы распространения Закона чиновниками
привело к тому, что сбитые с толку издатели, первоначально не предполагавшие,
что он коснётся книжного бизнеса, стали маркировать и те издания, на которые Закон
не распространяется, размещая знак в таких местах издания и в такой форме,
которая не предусмотрена. Ещё менее понятна ситуация в отношении критериев
оценки фондов библиотек, ответственности библиотечных работников и организации
доступа детей разных возрастных категорий к книгам и аудиовизуальным
произведениям, находящимся в библиотеках.
Рекомендации Минкомсвязи России, выработанные при участии
Роспечати, ведущих издательских домов, библиотечного сообщества, были призваны
упорядочить возникший хаос и добавили в этот перечень учебники и учебные
пособия; издания, содержащие нормативные правовые акты, информацию о
деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
издания, содержащие информацию о состоянии окружающей среды.
В результате стало ясно, какие издания не маркируются – к четырём
позициям Закона добавились ещё четыре. Это, наверное, 90% всей продукции, но
тогда не понятно, зачем создавались Закон, подзаконные акты, классификации
изданий и детских возрастов, проходили бурные обсуждения. Достаточно было одним
знаком обозначить взрослую продукцию, запрещённую для детей. В первой статье
Закона эти 10 % определяются одной фразой: защита детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в том числе от той, которая
содержится в информационной продукции.
Проблема
№ 2 – Знак информационной продукции
Уязвимость термина. Само название термина – спорное и даже неправильное:
этот ограничительный знак – понятие
гораздо более узкое, чем широкий термин продукция.
Содержательно знак относится только к одному аспекту продукции – читательского,
возрастного назначения (адреса), т.е. это знак ограничения, защиты от продукции
и т.п., но не знак самой продукции. Создаётся впечатление, что первоначально
было: «Знак возрастного ограничения в информационной продукции», а потом
укоротили слишком длинный термин, «выплеснув ребёнка». Поскольку Закон – о защите
детей, наверное, было бы более логично назвать знак так – «знак защиты».
А пока, чувствуя несовершенство термина, его называют и «знак информационной
защиты», и «метки, символизирующие возрастные ограничения», и «сведения об
информационной безопасности (ИБ)», и «информация по возрастной классификации».
Знак информационной продукции – графическое и (или) текстовое
обозначение информационной продукции в соответствии с её классификацией.
Производитель и (или) распространитель обозначают категории информационной
продукции знаком и (или) текстовым предупреждением об ограничении её
распространения среди детей с соблюдением требований Федерального закона
следующим образом:
1) применительно к категории информационной продукции для детей,
не достигших возраста шести лет, – цифрой «0» и знаком «плюс» (0+);
2) применительно к категории информационной продукции для детей,
достигших возраста шести лет, – цифрой 6 и знаком «плюс» (6+) и (или) текстовым
предупреждением: «для детей старше шести лет»;
3) применительно к категории информационной продукции для детей,
достигших возраста двенадцати лет, – цифрой «12» и знаком «плюс» и (или)
текстовым предупреждением – «для детей старше 12 лет»;
4) применительно к категории информационной продукции для детей,
достигших возраста шестнадцати лет, – цифрой «16» и знаком «плюс» (16+) и (или)
текстовым предупреждением – «для детей старше 16 лет»;
5) применительно к категории информационной продукции, запрещённой
для детей, – цифрой «18» и знаком «плюс» (18+) и (или) текстовым предупреждением
– «запрещено для детей».
Неточности в определении компонентов знака: в виде цифры «0» и
знака «плюс», цифры «18» и знака «плюс». Получается, знак состоит из цифры и
знака.
Кроме того, главный компонент знака – не цифра, а число. Цифра –
знак для обозначения числа, число – понятие, служащее выражением количества,
то, при помощи чего производится счёт предметов и явлений. Число состоит из одной и более цифр: 18 – две цифры, 1 и 8
изображаются одной.
Проблема
№ 3 – Возрастные категории
Согласно Федеральному закону, все материалы должны быть маркированы
по вышеперечисленным возрастным категориям.
Эта классификация примерно соответствует принятому делению детства
на возрастные периоды:
1) младенческий – от рождения до 1 года;
2) преддошкольный возраст – от 1 года до 3 лет;
3) дошкольный возраст – от 3 до 7 лет;
4) младший школьный возраст – от 7 до 11/12 лет;
5) средний школьный возраст (подростковый) – от 12 до 15 лет;
6) старший школьный возраст (юношеский) – от 15 до 18 лет.
Старше 18 лет – взрослые.
Обе классификации страдают субъективизмом в определении возрастной
категории: например, в классификации Закона в одной группе – и шестилетние
малыши-дошкольники и одиннадцатилетние школьники-пятиклассники, (получается,
что 12-летним можно то, что нельзя
11-летним). А как отличить 12-летнего от 11-летнего? По внешнему виду – росту,
весу? По метрике? По внутреннему состоянию и развитию семилетки могут быть
более продвинутыми и эрудированными, чем те, кто старше.
Проблема № 4 – Место расположения в
выходных сведениях издания
Этот знак не просто «витал в воздухе», но и появлялся на книгах
ещё до выхода Закона – в кружочках, уголочках – и обозначал класс школы или возраст
ребёнка.
Использовались все числа, а не только определённые законом пять категорий:
0+, 6+, 12+, 16+, 18+. Многие издатели и сейчас выставляют на обложках любые из
чисел в пределах 18.
Такие же знаки ставят на упаковках с кормом для кошек и собак: RoyalCanin 12+ (полнорационный
сухой корм подходит стареющим стерилизованным кошкам старше 12 лет); Омега 6+ (корм
для собак старше шести лет).
Согласно Закону, знак информационной продукции (значок с указанием
возраста «0+», «6+», «12+», «16+» и «18+») должен располагаться на печатной
(книжной) полосе, содержащей выходные сведения, и не должен быть меньше
шрифтов, используемых на этой полосе. Знак может дублироваться на обложке
книги. Если книжная продукция запрещена для детей («18+»), соответствующий знак
обязательно должен присутствовать на обложке.
Выходные сведения и выпускные данные. Неточная формулировка в
Законе: «на полосе печатной (книжной) продукции, содержащей выходные сведения».
По ГОСТу Р 7.0.3–2006 «Издания. Основные элементы. Термины и определения», выходные сведения определяются как составная часть аппарата
издания, содержащая совокупность данных, всесторонне характеризующих издание и
предназначенных для информирования потребителей, библиографической обработки и
статистического учёта изданий. В примечании указано, что состав, место
расположения выходных сведений и требования к ним определены ГОСТом Р
7.0.4. Место расположения включает в себя титульный лист (основная
титульная страница, концевая титульная страница, совмещённый титульный лист и
др.), оборот титульного листа, контртитул, выпускные данные, надвыпускные
данные, страницы обложки, сторонки переплёта.
Из положений стандартов видно, что выходные сведения располагаются
во множестве мест, а Закон определяет одно конкретное, одну полосу издания, и
это та полоса, как следует из контекста, на которой помещены выпускные данные.
Выпускные и предшествующие им надвыпускные данные выступают всегда
в связке, являются составной частью выходных сведений и располагаются на
концевой странице издания или на заменяющем её элементе, чаще всего – на
обороте титульного листа.
И поскольку знак информационной продукции аналогичен категории
надвыпускных данных «вид издания по целевому назначению», то и располагается
он, как правило, на концевой странице издания или (в порядке исключения) – на
обороте титульного листа. Иногда (это нарушение) издатели помещают его в макете
аннотированной карточки.
По Закону знак должен размещаться на первой странице обложки
журнала. В журнале «Вокруг света», например, на с. 12 после сведений о
редколлегии в левом нижнем углу можно обнаружить надпись мелкими буквами:
Информационная продукция от 12 лет и старше. Кружочка нет. Зато на следующей
странице с рекламой Ситроена в верхнем левом углу помещено в кружке «18+», хотя
Закон не распространяется на рекламу.
При этом нарушено положение о дизайне знака:
Знак информационной продукции по размеру не должен быть меньше логотипа
издания или шрифтов, используемых на полосе, при этом шрифт знака по
начертанию, цвету должен отличаться от основного шрифта и цветных подложек,
используемых на первой полосе периодического печатного издания.
Проблема
№ 5 – Экспертиза информационной продукции
Экспертиза информационной продукции проводится экспертами и (или)
экспертными организациями, аккредитованными федеральным органом исполнительной
власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного
самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных
объединений, граждан на договорной основе. В случае несогласия с результатами
экспертизы заинтересованное лицо вправе оспорить экспертное заключение в
судебном порядке.
Издателей тревожит субъективизм экспертов при определении возрастных
категорий и типологии изданий, подлежащих маркировке. Они опасаются, как бы
исполнение этого Закона не довели до абсурда и не превратили его в способ
идеологического и экономического воздействия на издателей литературы.
Местознака информационной продукции в
библиографической записи. Знак
информационной продукции – это обозначение читательского адреса, категория одной из групп сведений,
относящихся к заглавию, поэтому сведения о знаке отражают в области заглавия –
в квадратных скобках.
При разночтении между
сведениями о знаке информационной продукции в выпускных данных и на
обложке/переплёте, это можно отразить в примечании.
|