ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ
УДК 026.06+01
Л. В. Глазунова
Интернет-портал в системе профессиональной информационной инфраструктуры украинского библиографоведения
На
основе анализа современного библиографоведческого контента сделана попытка
разработать модель специализированного портала как интегрированного ресурса,
аккумулирующего научный потенциал современного украинского библиографоведения.
Ключевые слова: библиографоведение, Украина, интернет-портал,
библиографоведческие ресурсы, профессиональная информационная инфраструктура,
средства информационной поддержки,
коммуникационные средства, электронная библиотека.
Современный этап (1991–2012 гг.) развития библиографической
науки как дисциплины социально-коммуникационного цикла имеет интеграционную
направленность, которая реализуется в содержательном и организационном аспектах
исследований, объединяющих учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность.
Определяющей чертой постсоветской библиографической науки, по
мнению профессора М. Г. Вохрышевой, является отсутствие специальных
научно-исследовательских институтов, изучающих библиографоведческую
проблематику [1. С. 140, 141]. В основном научно-исследовательские
подразделения функционируют в структуре библиотек, информационных центров,
вузов и др. Этот фактор негативно влияет на темпы развития научного
библиографоведческого знания, но при этом стимулирует укрепление связи между
научной и практической библиографической деятельностью, в частности на уровне внедрения определённых идей в учебный процесс.
Проведённый нами институциональный анализ современного украинского
библиографоведения позволил выявить основные тенденции развития организационных
форм его существования. В украинском библиографоведении, при отсутствии
академического сектора науки, доминирующими являются вузовский и отраслевой – в
виде научно-исследовательских подразделений крупнейших библиотек и
государственного научного учреждения – Книжная палата Украины им. Ивана
Федорова [2].
Результаты практической, научно-исследовательской, учебной и
управленческой библиографической деятельности в настоящее время представлены в
документах, существующих как в электронном, так и в нонэлектронном виде.
Цель этой статьи – анализ современного библиографоведческого контента
и разработка модели специализированного портала как интегрированного ресурса,
аккумулирующего научный потенциал современного украинского библиографоведения.
Вебометрический анализ библиографоведческих сетевых ресурсов
свидетельствует, что сегодня именно отраслевой сектор наиболее интегрирован в интернет-среду.
Главным генератором контента здесь выступают библиотеки, в частности
Национальная библиотека Украины им. В. И. Вернадского (НБУВ), которая аккумулирует и
предоставляет в общественное пользование результаты научно-исследовательской
работы как своих научных сотрудников, так и других субъектов библиографоведения
через систему электронных универсальных полнотекстовых, реферативных и сигнальных
библиографических ресурсов. Среди них:
«Наукова електронна
бібліотека України» (http://www.irbis-nbuv.gov.ua). Основная её составляющая – полные тексты авторефератов диссертаций,
защищённых в Украине (начиная с 1998 г.), выборочно – монографии и учебные
пособия, доступные в читальных залах НБУВ или на сайте;
портал «Наукова періодика України» (http://www.nbuv.gov.ua/portal)
– один из крупнейших универсальных по содержанию ресурсов, содержащий
0,6 млн электронных версий статей из 1,7 тыс. изданий. Украинские профессиональные
научные периодические и продолжающиеся издания по социальным коммуникациям
представлены здесь наиболее полно и постоянно актуализируются. Специализированная
программа определяет общее число обращений к журналам и сборникам научных
трудов и упорядочивает издания по интенсивности их использования. С
2011 г. дополнительно приводится рейтинг периодических изданий по
количеству их посещений пользователями с уникальными интернет-адресами;
украинский реферативный журнал «Джерело» и реферативная БД «Україніка наукова»
(http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=REF_EX&P21DBN=REF&S21CNR=20&Z21ID=),
к которой обеспечен онлайновый доступ.
Представленные ресурсы аккумулирует специализированная библиотека
«Бібліотекознавча література» (http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_lib/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=BIBL&P21DBN=BIBL&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID=),
которая функционирует в тестовом режиме с 2012 г. Разноуровневая информация – справочная, фактографическая,
полнотекстовая, библиографическая, сигнальная – доступна через базы данных «Каталог
залу бібліотекознавчої літератури», «Публікації співробітників НБУВ», «Бібліотекарям –
Електронний каталог НБУВ», «Бібліотекарям
– Наукова електронна бібліотека», «Бібліотекарям – Реферативна інформація», «Бібліотекарям –
Автореферати дисертацій», «Бібліотекарям – Інформаційні ресурси Інтернет»,
«Бібліотекарям – Віртуальна бібліографічна довідка». В сущности, это консолидированный отраслевой ресурс,
который в дальнейшем может стать платформой для веб-портала.
Пользователи могут вести поиск по содержательным признакам, с помощью
Рубрикатора НБУВ «Бібліотекознавство. Документознавство. Архівознавство. Книгознавство»,
что повышает релевантность результатов. Однако раздел «Библиографоведение» на
момент написания статьи в этом рубрикаторе ещё не был представлен.
Научный срез работы вузов и
ведущих библиотек в области библиографоведения доступен в электронных версиях
печатных изданий: аналитических пятилетних обзорах научно-исследовательской
работы; отраслевых научно-вспомогательных библиографических пособиях и
ежегодных перспективных координационных планах на сайте генератора – Национальной
парламентской библиотеки Украины (НПБУ) в разделе «Бібліотечному фахівцю»
(http://profy.nplu.org). К сожалению, ни структура, ни полнота отбора
материалов не позволяет указанным источникам претендовать на всесторонний охват
объекта нашего исследования.
Универсальна по содержанию «База даних науково-дослідних, дослідно-конструкторських
робіт і дисертацій України» (http://www.uintei.kiev.ua/viewpage.php?page_id=57) Украинского института экономической и
научно-технической информации. Этот ресурс создан на основе фонда бумажных и
магнитных носителей и отображает библиографическую информацию о выполненных НИОКР, учёных советах и защищённых диссертациях по всем отраслям знаний. На
основе информации, содержащейся в этой БД, издаются «Бюлетень реєстрації НДДКР
і дисертаційних робіт» и «Збірник рефератів дисертацій, науково-дослідних та
дослідно-конструкторських
робіт».
Средством для ориентирования специалистов в накопленных и
создаваемых профессиональных ресурсах можно считать коммуникационный навигатор
(путеводитель) под условным названием «Бібліотечна періодика»; он представлен на сайте
методической службы Харьковской государственной научной библиотеки им.
В. Г. Короленко («Колегам-бібліотекарям»; http://korolenko.kharkov.com/metod/index.php?id=8&sub=2) [3]. Материал в путеводителе сгруппирован в соответствии с
современными научными представлениями относительно места библиографоведения в
системе социально-коммуникационных наук, в числе которых библиотековедение,
библиографоведение, документология, книговедение, информология, журналистика,
музееведение, архивоведение.
В пределах каждой из тематических рубрик в алфавитном порядке
представлены расширенные библиографические описания периодических и
продолжающихся изданий двух видов: аналоговые электронные издания (идентичные
печатным оригиналам) и оригинальные (существующие лишь в Сети) отечественные и
зарубежные электронные издания. Описания источников снабжены гиперссылками на
место постоянного хранения ресурса: сайты библиотек, издательств, репозитарии
вузов и т.п. В примечаниях отмечены особенности доступа к ресурсу, например
необходимость регистрации.
Сегодня в путеводителе «Бібліотечна періодика» представлена информация
о 40 наименованиях изданий. Мониторинг и актуализация информации в
веблиографическом навигаторе будут происходить постоянно. Планируется расширять
спектр периодических изданий и структуру навигатора.
Представленные выше ресурсы частично отражают научно-библиографическую деятельность
вузовского сектора библиографоведения, преимущественно в виде авторефератов
диссертаций преподавателей, защищённых в изучаемый нами период. В то же время
учебный сегмент (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы и
др.) в Интернете представлен лишь фрагментарно и с нарушением авторских прав.
Чуть ли не единственное исключение – оцифровка библиографоведческих (а из
смежных дисциплин – документологических, книговедческих) работ профессора
Ровенского государственного гуманитарного университета
Г. Н. Швецовой-Водки, доступ к которым обеспечен через репозитарий
Научной библиотеки Киево-Могилянской академии (http://oa.elibukr.org) и
страницу «Бібліотека творів місцевих авторів» (http://www.on-libr.info) Ровенской
государственной областной библиотеки.
Профильные ресурсы (материалы конференций, семинаров и др.) размещаются
также на сайтах тех учреждений, которые образуют инфраструктуру библиографии:
книжной палаты, библиотек, архивов, музеев, издательско-книготорговых
организаций, органов НТИ, СМИ.
Учитывая постоянный рост отраслевого документного потока,
расширение круга субъектов НИР в области библиографоведения, отсутствие
координации в научно-исследовательской, учебной, практической и управленческой
деятельности, необходимость актуального и оперативного реагирования на события
и факты библиографической жизни и другие факторы, считаем необходимой
разработку специализированного библиографоведческого интернет-портала.
Интернет-портал – это сайт, организованный как системное многоуровневое
объединение разных ресурсов и сервисов в информационных системах [4]. Он является одним из способов
технической поддержки, структуризации информации в информационных сетях,
организации (упрощения) навигации по ресурсам Сети. Главная цель работы портала
– предоставление максимального количества интернет-сервисов для привлечения
наибольшего числа пользователей.
При создании порталов реализуются информационный, функциональный и
управленческий подходы. Информационный подход позволяет рассматривать портал
как единую точку доступа к информационным ресурсам; функциональный подход – как
контейнер для технологических сервисов, объединяющий поиск информации, рассылку
новостей, возможности общей работы пользователей; управленческий подход
предназначен для эффективного использования информационных ресурсов портала и
поддержки решений [5. С. 166].
В настоящее время многие исследователи отмечают, что происходит
смена парадигмы в формальных научных коммуникациях, в результате чего на рубеже
ХХ и ХХІ вв. возникло мощное международное движение Открытого доступа к
научному знанию. «В качестве основных инструментов этого движения выступают
институциональные электронные архивы открытого доступа к научным публикациям и
электронные научные журналы открытого доступа» [6. С. 6].
Под влиянием технологических новаций изменяется характер социального
взаимодействия, возникают новые формы свободного обмена диверсифицированной
информацией – веб-сайты, чаты, онлайновые телефорумы, теле- и видеоконференции,
дискуссионные листы, электронные книги, гостевые книги, создаются сетевые
экстерриториальные коллективы, деятельность внутри которых определяется как
«телеработа» и распространяется вне географических и административных границ [7; 8].
Фактор Интернета влияет на социальную организацию науки, формы воспроизведения
научного знания.
Библиографоведческий портал как современный интегрирующий
информационный ресурс должен базироваться на технологиях распределённого
формирования контента с координирующей рабочей группой специалистов.
Интерактивность обеспечивается путём внедрения сервисов Web 2.0 и 3.0. Этому способствуют
функциональные возможности порталов [4]:
1. Обслуживание
большого числа пользователей.
2. Широкий
спектр информации, возможности сохранять и классифицировать разнородную
информацию. Автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального
поиска.
3. Способность
агрегировать информацию из разных источников.
4. Поддержка
совместной работы и обеспечение взаимодействия пользователей.
5. Осуществление
релевантного полнотекстового поиска.
6. Возможности
персонализации – предоставления персонифицированой доставки информации конечным
пользователям; настройка рабочего места пользователя в соответствии с его
индивидуальными запросами, привычками и требованиями.
7. Поддержка
основных сетевых форматов.
8. Возможности
поиска. Реализация удобных и эффективных поисковых механизмов с использованием
в качестве источников различных информационных ресурсов (структурированных,
неструктурированных, метаданных) и оценка достоверности и полноты полученных
данных.
9. Защита
хранящейся информации благодаря использованию программных и физических способов
обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом,
конфиденциальность и целостность данных и т. д.).
10. Интеграция
– обеспечение возможности взаимодействия пользователей всеми приложениями и
информационными ресурсами (в соответствии с их приоритетом) через единый
интерфейс.
11. Создание
и использование приложений для интеллектуального анализа (так называемые
системы управления знаниями).
Управление правами доступа предусматривает предоставление разным
группам пользователей разных возможностей для скачивания информации, участия в
дискуссиях, формирования контента и др. Кроме того, современный отраслевой
веб-портал позволяет максимально реализовать преимущества формальных
коммуникаций (главным образом публикаций в периодических и продолжающихся изданиях)
и устранить их недостатки (неоперативность, неизбирательность, чрезмерность,
отсутствие обратной связи между генераторами и потребителями информации).
В предлагаемой нами модели библиографоведческого портала представлены
две составляющие: первая представляет собой набор типовых сервисов практически
любых порталов; вторая непосредственно отражает специфику библиографоведения
как отрасли науки о социальных коммуникациях, показывает его структуру с точки
зрения аспектно-объектного подхода.
Современные типовые составляющие порталов в той или иной мере
включают информационные и коммуникационные средства, которые мы разделили на три
группы:
1. Средства информационной поддержки – календарь мероприятий,
лента новостей, доска объявлений, информационные рассылки;
2. Средства коммуникации – сервисы обмена текстовыми сообщениями в
режиме реального времени, форум, гостевая книга, подкастинг,
IP-телефония, голосовая почта, социальные сети, блоги и микроблогинг,
общественные (социальные) закладки, Wiki, теги, сайт, портал, электронные
телеконференции, семинары, вебинары [8];
3. Электронная библиотека – официальные документы, статьи, электронные
книги, аудио-, видеоматериалы, фотогалереи и др.
Все три группы – динамичные, так как зависят непосредственно от
уровня развития интернет-сервисов и телекоммуникационных технологий.
Вторая составляющая контента портала базируется на представлениях
о библиографоведении как о сложном полиморфном и полидисциплинарном объекте,
который в преломлении профессионального ресурса (портала) может включать
разделы: теория и методология библиографии; история библиографии и
библиографоведения (с персоналиями); методика и технология библиографии;
организация библиографии; виды библиографии; библиографическое образование и
библиографическая наука.
Широкие возможности систематизации контента, его
формально-семантического построения в пределах портала позволяют отразить поликонцептуальность
современного библиографоведения, его институциональные и
организационно-управленческие трансформации, освещать терминосистему в
эволюционном контексте; структурировать сегмент по аспектам, видам
библиографии, компонентной структуре библиографической деятельности,
профессиональной инфраструктуре и т.п.
Таким образом, объединение современных представлений о библиографоведении
как дисциплине социально-коммуникационного циклас возможностями многоуровневого построения контента (представление
новостной, фактографической, библиографической, реферативной, полнотекстовой
информации и др.) позволит создать гибкую нелинейную структуру, в совокупности
отражающую все составляющие и при этом обеспечивающую пользователей релевантной
интегрированной информацией, которую по функциональному признаку можно
дифференцировать согласно видам библиографической деятельности на практическую,
научно-исследовательскую, педагогическую (учебную), управленческую. При этом
возможности библиографии в управлении знаниями [9] будут реализованы в каждом из выделенных разделов путём включения
библиографических записей. Развитие сервисов, позволяющих отслеживать
статистику и цитирование публикаций, позволит в содержательном аспекте
предоставлять наукометрические и библиометрические данные для анализа как
отдельных объектов и дисциплин библиографоведения, так и библиографической науки
в целом.
Интернет-портал должен объединить существующие и вновь генерируемые
электронные ресурсы по библиографоведению в единое целое и наряду с
традиционными средствами представления информации стать важным информационным
каналом, основным профессиональным информационным ресурсом, обеспечивающим
внутридисциплинарные и междисциплинарные связи и в целом открытый доступ к научному
знанию.
Список источников
1.
Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие для вузов /
М. Г. Вохрышева ; Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара,
2004. – 367 с.
2.
Глазунова Л. В. Вища школа в соціально-комунікаційній
інфраструктурі сучасного вітчизняного бібліографознавства / Л. В. Глазунова // Вiсн. Харк. держ. акад. культури. – 2011. – Вип.32. – С.133–143.
3.
Глазунова Л. В. Коммуникативный навигатор «Библиотечная периодика» в
системе профессиональных ресурсов виртуальной службы «Коллегам – бібліотекарям»
ХГНБ им. В. Г. Короленко / Л. В. Глазунова // Библиотечное дело – 2012: библиотечно-информационная
деятельность в пространстве науки, культуры и образования: скворцовские чтения
: материалы Семнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 25–26 апр. 2012 г.) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств [и др.]. – Москва:МГУКИ,2012.
– Ч.2. –С.23–25.
4.
Корпоративные
информационные порталы[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.e-commerce.ru/cgi/print.asp.
5.
Информационно-образовательная система
управления научной деятельностью организации на основе технологии web-порталов / С. Д. Каракозов, Е. М. Скурыдина,
А. В. Овчаров и др. // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – №
5. – С. 163–166.
6.
Московкин В. М. Развитие формальных научных коммуникаций в условиях
экспоненциального роста знаний и цифровой революции / В. М. Московкин
// Междунар. форум по информ. – 2008. – Т. 33, № 2. – С. 6–11.
7.
Арефьев П. Г.Интеграция российского академического сообщества в
глобальные коммуникации [Электронный ресурс] / П. Г. Арефьев //
Социол. журн. –2001. –№ 2. –Режим доступа:
http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-01aref.html.
8.
Кулёва О. В. Средства электронной коммуникации /
О. В. Кулёва // Библиосфера. – 2012. – № 3. – С. 36–41.
9.
Теплицкая А. В. Библиография
как механизм управления знанием / А. В. Теплицкая // Библ. дело –
XXI век. – 2006. – № 1. –
С. 230–234.
|