Научные и технические библиотеки №9 2013 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Жукова В. П. Медиа-библиотека: терминологический анализ

Рупошев А. Р. Роль периодических изданий информационно- консультационных служб в информационном обеспечении производственной, образовательной и управленческой деятельности

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП И ОТКРЫТЫЕ АРХИВЫ ИНФОРМАЦИИ

Назаровец С. А. Поддержка открытого доступа к библиотековедческим интернет-ресурсам в Украине: декларации и реальность

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ. ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Булатов А. А., Соболевский А. А., Мартиросян С. Т. Анализ и выбор методов миграции электронных образовательных ресурсов на портативные аппаратные платформы

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Бахтурина Т. А. Знак информационной продукции: проблемы исполнения Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

Глазунова Л. В. Интернет-портал в системе профессиональной информационной инфраструктуры украинского библиографоведения

ЮБИЛЕИ

Сукиасян Э. Р. Давно это было. (К 75-летию Ю. Н. Столярова)

Глазков М. Н. Юбилей коллеги. (К 60-летию В. В. Добровольского)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Земсков А. И. «LBF–2013» – ежегодная Лондонская книжная ярмарка. Обзор работы


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БИБЛИОТЕКАХ

УДК 026.06+01

Л. В. Глазунова

Интернет-портал
в системе профессиональной информационной инфраструктуры
украинского библиографоведения

На основе анализа современного библиографоведческого контента сделана попытка разработать модель специализированного портала как интегрированного ресурса, аккумулирующего научный потенциал современного украинского библиографоведения.

Ключевые слова: библиографоведение, Украина, интернет-портал, библиографоведческие ресурсы, профессиональная информационная инфраструктура, средства информационной поддержки, коммуникационные средства, электронная библиотека.

Современный этап (1991–2012 гг.) развития библиографической науки как дисциплины социально-коммуникационного цикла имеет интеграционную направленность, которая реализуется в содержательном и организационном аспектах исследований, объединяющих учебно-исследова­тельскую и научно-исследовательскую деятельность.

Определяющей чертой постсоветской библиографической науки, по мнению профессора М. Г. Вохрышевой, является отсутствие специальных научно-исследовательских институтов, изучающих библиографоведческую проблематику [1. С. 140, 141]. В основном научно-исследовательские подразделения функционируют в структуре библиотек, информационных центров, вузов и др. Этот фактор негативно влияет на темпы развития научного библиографоведческого знания, но при этом стимулирует укрепление связи между научной и практической библиографической деятельностью, в частности на уровне внедрения определённых идей в учебный процесс.

Проведённый нами институциональный анализ современного украинского библиографоведения позволил выявить основные тенденции развития организационных форм его существования. В украинском библиографоведении, при отсутствии академического сектора науки, доминирующими являются вузовский и отраслевой – в виде научно-исследовательских подразделений крупнейших библиотек и государственного научного учреждения – Книжная палата Украины им. Ивана Федорова [2].

Результаты практической, научно-исследовательской, учебной и управленческой библиографической деятельности в настоящее время представлены в документах, существующих как в электронном, так и в нонэлектронном виде.

Цель этой статьи – анализ современного библиографоведческого контента и разработка модели специализированного портала как интегрированного ресурса, аккумулирующего научный потенциал современного украинского библиографоведения.

Вебометрический анализ библиографоведческих сетевых ресурсов свидетельствует, что сегодня именно отраслевой сектор наиболее интегрирован в интернет-среду. Главным генератором контента здесь выступают библиотеки, в частности Национальная библиотека Украины им. В. И. Вер­надского (НБУВ), которая аккумулирует и предоставляет в общественное пользование результаты научно-исследовательской работы как своих научных сотрудников, так и других субъектов библиографоведения через систему электронных универсальных полнотекстовых, реферативных и сигнальных библиографических ресурсов. Среди них:

«Наукова електронна бібліотека України» (http://www.irbis-nbuv.gov.ua). Основная её составляющая – полные тексты авторефератов диссертаций, защищённых в Украине (начиная с 1998 г.), выборочно – монографии и учебные пособия, доступные в читальных залах НБУВ или на сайте;

портал «Наукова періодика України» (http://www.nbuv.gov.ua/portal) – один из крупнейших универсальных по содержанию ресурсов, содержащий 0,6 млн электронных версий статей из 1,7 тыс. изданий. Украинские профессиональные научные периодические и продолжающиеся издания по социальным коммуникациям представлены здесь наиболее полно и постоянно актуализируются. Специализированная программа определяет общее число обращений к журналам и сборникам научных трудов и упорядочивает издания по интенсивности их использования. С 2011 г. дополнительно приводится рейтинг периодических изданий по количеству их посещений пользователями с уникальными интернет-адресами;

украинский реферативный журнал «Джерело» и реферативная БД «Україніка наукова» (http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis64r_81/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=REF_EX&P21DBN=REF&S21CNR=20&Z21ID=), к которой обеспечен онлайновый доступ.

Представленные ресурсы аккумулирует специализированная библиотека «Бібліотекознавча література» (http://www.irbis-nbuv.gov.ua/cgi-bin/irbis_lib/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=BIBL&P21DBN=BIBL&S21FMT=&S21ALL=&Z21ID=), которая функционирует в тестовом режиме с 2012 г. Разноуровневая информация – справочная, фактографическая, полнотекстовая, библиографическая, сигнальная – доступна через базы данных «Каталог залу бібліотекознавчої літератури», «Публікації співробітників НБУВ», «Бібліотекарям – Електронний каталог НБУВ», «Бібліотекарям – Наукова електронна бібліотека», «Бібліотекарям – Реферативна інформація», «Бібліотекарям – Автореферати дисертацій», «Бібліотекарям – Інформаційні ресурси Інтернет», «Бібліотекарям – Віртуальна бібліографічна довідка». В сущности, это консолидированный отраслевой ресурс, который в дальнейшем может стать платформой для веб-портала.

Пользователи могут вести поиск по содержательным признакам, с помощью Рубрикатора НБУВ «Бібліотекознавство. Документознавство. Архівознавство. Книгознавство», что повышает релевантность результатов. Однако раздел «Библиографоведение» на момент написания статьи в этом рубрикаторе ещё не был представлен.

Научный срез работы вузов и ведущих библиотек в области библиографоведения доступен в электронных версиях печатных изданий: аналитических пятилетних обзорах научно-исследовательской работы; отраслевых научно-вспомогательных библиографических пособиях и ежегодных перспективных координационных планах на сайте генератора – Национальной парламентской библиотеки Украины (НПБУ) в разделе «Бібліотечному фахівцю» (http://profy.nplu.org). К сожалению, ни структура, ни полнота отбора материалов не позволяет указанным источникам претендовать на всесторонний охват объекта нашего исследования.

Универсальна по содержанию «База даних науково-дослідних, дослідно-конструкторських робіт і дисертацій України» (http://www.uintei.kiev.ua/viewpage.php?page_id=57) Украинского института экономической и научно-технической информации. Этот ресурс создан на основе фонда бумажных и магнитных носителей и отображает библиографическую информацию о выполненных НИОКР, учёных советах и защищённых диссертациях по всем отраслям знаний. На основе информации, содержащейся в этой БД, издаются «Бюлетень реєстрації НДДКР і дисертаційних робіт» и «Збірник рефератів дисертацій, науково-дослідних та дослідно-конструкторських робіт».

Средством для ориентирования специалистов в накопленных и создаваемых профессиональных ресурсах можно считать коммуникационный навигатор (путеводитель) под условным названием «Бібліотечна періо­дика»; он представлен на сайте методической службы Харьковской государственной научной библиотеки им. В. Г. Короленко («Колегам-бібліотекарям»; http://korolenko.kharkov.com/metod/index.php?id=8&sub=2) [3]. Материал в путеводителе сгруппирован в соответствии с современными научными представлениями относительно места библиографоведения в системе социально-коммуникационных наук, в числе которых библиотековедение, библиографоведение, документология, книговедение, информология, журналистика, музееведение, архивоведение.

В пределах каждой из тематических рубрик в алфавитном порядке представлены расширенные библиографические описания периодических и продолжающихся изданий двух видов: аналоговые электронные издания (идентичные печатным оригиналам) и оригинальные (существующие лишь в Сети) отечественные и зарубежные электронные издания. Описания источников снабжены гиперссылками на место постоянного хранения ресурса: сайты библиотек, издательств, репозитарии вузов и т.п. В примечаниях отмечены особенности доступа к ресурсу, например необходимость регистрации.

Сегодня в путеводителе «Бібліотечна періодика» представлена информация о 40 наименованиях изданий. Мониторинг и актуализация информации в веблиографическом навигаторе будут происходить постоянно. Планируется расширять спектр периодических изданий и структуру навигатора.

Представленные выше ресурсы частично отражают научно-библио­графическую деятельность вузовского сектора библиографоведения, преимущественно в виде авторефератов диссертаций преподавателей, защищённых в изучаемый нами период. В то же время учебный сегмент (учебники, учебные пособия, учебно-методические материалы и др.) в Интернете представлен лишь фрагментарно и с нарушением авторских прав. Чуть ли не единственное исключение – оцифровка библиографоведческих (а из смежных дисциплин – документологических, книговедческих) работ профессора Ровенского государственного гуманитарного университета Г. Н. Швецовой-Водки, доступ к которым обеспечен через репозитарий Научной библиотеки Киево-Могилянской академии (http://oa.elibukr.org) и страницу «Бібліотека творів місцевих авторів» (http://www.on-libr.info) Ровенской государственной областной библиотеки.

Профильные ресурсы (материалы конференций, семинаров и др.) размещаются также на сайтах тех учреждений, которые образуют инфраструктуру библиографии: книжной палаты, библиотек, архивов, музеев, издательско-книготорговых организаций, органов НТИ, СМИ.

Учитывая постоянный рост отраслевого документного потока, расширение круга субъектов НИР в области библиографоведения, отсутствие координации в научно-исследовательской, учебной, практической и управленческой деятельности, необходимость актуального и оперативного реагирования на события и факты библиографической жизни и другие факторы, считаем необходимой разработку специализированного библиографоведческого интернет-портала.

Интернет-портал – это сайт, организованный как системное многоуровневое объединение разных ресурсов и сервисов в информационных системах [4]. Он является одним из способов технической поддержки, структуризации информации в информационных сетях, организации (упрощения) навигации по ресурсам Сети. Главная цель работы портала – предоставление максимального количества интернет-сервисов для привлечения наибольшего числа пользователей.

При создании порталов реализуются информационный, функциональный и управленческий подходы. Информационный подход позволяет рассматривать портал как единую точку доступа к информационным ресурсам; функциональный подход – как контейнер для технологических сервисов, объединяющий поиск информации, рассылку новостей, возможности общей работы пользователей; управленческий подход предназначен для эффективного использования информационных ресурсов портала и поддержки решений [5. С. 166].

В настоящее время многие исследователи отмечают, что происходит смена парадигмы в формальных научных коммуникациях, в результате чего на рубеже ХХ и ХХІ вв. возникло мощное международное движение Открытого доступа к научному знанию. «В качестве основных инструментов этого движения выступают институциональные электронные архивы открытого доступа к научным публикациям и электронные научные журналы открытого доступа» [6. С. 6].

Под влиянием технологических новаций изменяется характер социального взаимодействия, возникают новые формы свободного обмена диверсифицированной информацией – веб-сайты, чаты, онлайновые телефорумы, теле- и видеоконференции, дискуссионные листы, электронные книги, гостевые книги, создаются сетевые экстерриториальные коллективы, деятельность внутри которых определяется как «телеработа» и распространяется вне географических и административных границ [7; 8]. Фактор Интернета влияет на социальную организацию науки, формы воспроизведения научного знания.

Библиографоведческий портал как современный интегрирующий информационный ресурс должен базироваться на технологиях распределённого формирования контента с координирующей рабочей группой специалистов. Интерактивность обеспечивается путём внедрения сервисов Web 2.0 и 3.0. Этому способствуют функциональные возможности порталов [4]:

1. Обслуживание большого числа пользователей.

2. Широкий спектр информации, возможности сохранять и классифицировать разнородную информацию. Автоматизированные процедуры категоризации результатов индивидуального поиска.

3. Способность агрегировать информацию из разных источников.

4. Поддержка совместной работы и обеспечение взаимодействия пользователей.

5. Осуществление релевантного полнотекстового поиска.

6. Возможности персонализации – предоставления персонифицированой доставки информации конечным пользователям; настройка рабочего места пользователя в соответствии с его индивидуальными запросами, привычками и требованиями.

7. Поддержка основных сетевых форматов.

8. Возможности поиска. Реализация удобных и эффективных поисковых механизмов с использованием в качестве источников различных информационных ресурсов (структурированных, неструктурированных, метаданных) и оценка достоверности и полноты полученных данных.

9. Защита хранящейся информации благодаря использованию программных и физических способов обеспечения безопасности (установление подлинности, управление доступом, конфиденциальность и целостность данных и т. д.).

10. Интеграция – обеспечение возможности взаимодействия пользователей всеми приложениями и информационными ресурсами (в соответствии с их приоритетом) через единый интерфейс.

11. Создание и использование приложений для интеллектуального анализа (так называемые системы управления знаниями).

Управление правами доступа предусматривает предоставление разным группам пользователей разных возможностей для скачивания информации, участия в дискуссиях, формирования контента и др. Кроме того, современный отраслевой веб-портал позволяет максимально реализовать преимущества формальных коммуникаций (главным образом публикаций в периодических и продолжающихся изданиях) и устранить их недостатки (неоперативность, неизбирательность, чрезмерность, отсутствие обратной связи между генераторами и потребителями информации).

В предлагаемой нами модели библиографоведческого портала представлены две составляющие: первая представляет собой набор типовых сервисов практически любых порталов; вторая непосредственно отражает специфику библиографоведения как отрасли науки о социальных коммуникациях, показывает его структуру с точки зрения аспектно-объектного подхода.

Современные типовые составляющие порталов в той или иной мере включают информационные и коммуникационные средства, которые мы разделили на три группы:

1. Средства информационной поддержки – календарь мероприятий, лента новостей, доска объявлений, информационные рассылки;

2. Средства коммуникации – сервисы обмена текстовыми сообщениями в режиме реального времени, форум, гостевая книга, подкастинг, IP-телефония, голосовая почта, социальные сети, блоги и микроблогинг, общественные (социальные) закладки, Wiki, теги, сайт, портал, электронные телеконференции, семинары, вебинары [8];

3. Электронная библиотека – официальные документы, статьи, электронные книги, аудио-, видеоматериалы, фотогалереи и др.

Все три группы – динамичные, так как зависят непосредственно от уровня развития интернет-сервисов и телекоммуникационных технологий.

Вторая составляющая контента портала базируется на представлениях о библиографоведении как о сложном полиморфном и полидисциплинарном объекте, который в преломлении профессионального ресурса (портала) может включать разделы: теория и методология библиографии; история библиографии и библиографоведения (с персоналиями); методика и технология библиографии; организация библиографии; виды библиографии; библиографическое образование и библиографическая наука.

Широкие возможности систематизации контента, его формально-семантического построения в пределах портала позволяют отразить поликонцептуальность современного библиографоведения, его институциональные и организационно-управленческие трансформации, освещать терминосистему в эволюционном контексте; структурировать сегмент по аспектам, видам библиографии, компонентной структуре библиографической деятельности, профессиональной инфраструктуре и т.п.

Таким образом, объединение современных представлений о библиографоведении как дисциплине социально-коммуникационного циклас возможностями многоуровневого построения контента (представление новостной, фактографической, библиографической, реферативной, полнотекстовой информации и др.) позволит создать гибкую нелинейную структуру, в совокупности отражающую все составляющие и при этом обеспечивающую пользователей релевантной интегрированной информацией, которую по функциональному признаку можно дифференцировать согласно видам библиографической деятельности на практическую, научно-исследова­тельскую, педагогическую (учебную), управленческую. При этом возможности библиографии в управлении знаниями [9] будут реализованы в каждом из выделенных разделов путём включения библиографических записей. Развитие сервисов, позволяющих отслеживать статистику и цитирование публикаций, позволит в содержательном аспекте предоставлять наукометрические и библиометрические данные для анализа как отдельных объектов и дисциплин библиографоведения, так и библиографической науки в целом.

Интернет-портал должен объединить существующие и вновь генерируемые электронные ресурсы по библиографоведению в единое целое и наряду с традиционными средствами представления информации стать важным информационным каналом, основным профессиональным информационным ресурсом, обеспечивающим внутридисциплинарные и междисциплинарные связи и в целом открытый доступ к научному знанию.

Список источников

1. Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие для вузов / М. Г. Вох­ры­шева ; Самар. гос. акад. культуры и искусств. – Самара, 2004. – 367 с.

2. Глазунова Л. В. Вища школа в соціально-комунікаційній інфраструктурі сучасного вітчизняного бібліографознавства / Л. В. Глазунова // Вiсн. Харк. держ. акад. культури. – 2011. – Вип.32. – С.133–143.

3. Глазунова Л. В. Коммуникативный навигатор «Библиотечная периодика» в системе профессиональных ресурсов виртуальной службы «Коллегам – бібліотекарям» ХГНБ им. В. Г. Короленко / Л. В. Глазунова // Библиотечное дело – 2012: библиотечно-информа­ционная деятельность в пространстве науки, культуры и образования: скворцовские чтения : материалы Семнадцатой междунар. науч. конф. (Москва, 25–26 апр. 2012 г.) / Моск. гос. ун-т культуры и искусств [и др.]. – Москва:МГУКИ,2012. – Ч.2. –С.23–25.

4. Корпоративные информационные порталы[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-commerce.ru/cgi/print.asp.

5. Информационно-образовательная система управления научной деятельностью организации на основе технологии web-порталов / С. Д. Каракозов, Е. М. Скурыдина, А. В. Овчаров и др. // Мир науки, культуры, образования. – 2011. – № 5. – С. 163–166.

6. Московкин В. М. Развитие формальных научных коммуникаций в условиях экспоненциального роста знаний и цифровой революции / В. М. Московкин // Междунар. форум по информ. – 2008. – Т. 33, № 2. – С. 6–11.

7. Арефьев П. Г.Интеграция российского академического сообщества в глобальные коммуникации [Электронный ресурс] / П. Г. Арефьев // Социол. журн. –2001. –№ 2. –Режим доступа: http://www.nir.ru/sj/sj/sj2-01aref.html.

8. Кулёва О. В. Средства электронной коммуникации / О. В. Кулёва // Библиосфера. – 2012. – № 3. – С. 36–41.

9. Теплицкая А. В. Библиография как механизм управления знанием / А. В. Теплиц­кая // Библ. дело – XXI век. – 2006. – № 1. – С. 230–234.

  
На главную