НИР И НИОКР В БИБЛИОТЕКАХ
УДК 021.64
И. Ю. Красильникова
Оперативность как важнейший критерий качества
доставки документов
По результатам мониторинга, проведённого ГПНТБ СО РАН, выявлены
проблемы, снижающие оперативность предоставления документов пользователям МБА и
ДД. Предложены меры для повышения качества обслуживания.
Ключевые слова:
доставка документов, информация, критерии качества, межбиблиотечный абонемент и
доставка документов (МБА и ДД), оперативность, права личности, сроки доставки.
Библиотеки России в состоянии смягчить диспропорции неравномерного
развития информационной инфраструктуры, открыть широкий доступ к информационным
сетям всем гражданам.
В мае 2013 г. Всероссийский библиотечный конгресс РБА прошёл
под девизом: «Библиотека и права личности».
Информационные права являются неотъемлемой частью фундаментальных
прав человека и зафиксированы международными документами:
- «Всеобщей декларацией прав человека», провозглашённой Генеральной
Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. (статья 19);
- «Европейской Конвенцией о защите прав человека», принятой 4 ноября
1950 г. в Риме.
В этих документах подчёркнуто: каждый гражданин имеет право искать,
получать и свободно распространять информацию и идеи любыми средствами
независимо от государственных границ. Ограничения этого права могут
устанавливаться законом только в целях охраны личности, семейной,
профессиональной, коммерческой и государственной тайны, а также нравственности
[1].
Эти основополагающие права получили развитие в Конституции Российской
Федерации. Уточнения механизмов реализации прав на информацию отражаются в
законах, указах, постановлениях, распоряжениях и других правовых актах. В информационно-библиотечной
деятельности руководствуются федеральными законами «О библиотечном деле», «Об
обязательном экземпляре документов», «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации» [2]
и другими, трактующими права современных пользователей библиотек на получение
информации.
Свободный доступ граждан к информации – в библиотеки, информационные
системы – формально неограничен. Информация должна быть открыта для всех и
предоставляться постоянно с гарантией достоверности и полноты.
Один из каналов передачи информации по заказам пользователей –
межбиблиотечный абонемент и доставка документов (МБА и ДД), входящий в число
важнейших средств коммуникаций в информационном пространстве. Документами,
регламентирующими деятельность МБА и ДД, служат все перечисленные выше, а также
«Положение о национальной системе
межбиблиотечного абонемента и доставке документов Российской Федерации»,
«Порядок функционирования национальной системы межбиблиотечного абонемента и
доставки документов Российской Федерации»[3]. В них
установлено: по системе МБА и ДД могут взаимодействовать разные виды и типы
библиотек, документы читателям могут доставляться на разных носителях.
Обеспечение пользователей публичным доступом, в том числе удалённым
(с применением интернет-технологий), стало в последние годы одной из
первоочередных задач обслуживания науки, культуры, образования. Представители как
названных, так и других сфер профессиональной деятельности заинтересованы в
качественном получении услуг по системе МБА и ДД, в которой главными
индикаторами эффективности обслуживания всегда являлись полнота и оперативность
выполнения заказов.
Термин оперативность
означает свойство, качество, в котором заложена оценочная характеристика
чьих-либо действий, направленных на быстрое и правильное решение поставленных
задач. Оперативность в предоставлении документов очень важна для пользователей,
когда они принимают деятельное участие в исследовательских, образовательных,
информационных, производственных, культурных процессах. Поэтому важная задача
МБА и ДД – получение документов, отсутствующих в отдельно взятой библиотеке, из
других организаций, причём в кратчайшие сроки.
Первое, что необходимо сделать, – определить время, затраченное на
доставку, второе – повысить результативность положительного исполнения заказа
от момента его отправки до получения
документа. Подробные рекомендации и практические советы можно найти в
публикациях отечественных и зарубежных авторов [4; 5].
В 2012 г. ГПНТБ СО РАН провела мониторинг сроков доставки документов,
т.е. выполнения заказов различных групп пользователей. Далее в статье
представлены результаты наблюдений.
За январь-август 2012 г. от
библиотек научно-исследовательских
учреждений (НИУ) Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН
поступило 3 946 заказов; дан 291 отказ, т.е. заказы удовлетворены на
92,6% [6. С. 54].
От городских организаций (помимо ННЦ СО РАН) с января по август
2012 г. поступило 3 896 заказов; дано 48 отказов (1,2%). Основная
часть заказов (98,8%) отработана через два дня после поступления, т.е. к следующему
посещению ГПНТБ СО РАН представителем городского коллектива (ответственного за
МБА) [Там же].
Проведён также анализ сроков выполнения заказов иногородних абонентов за январь-июнь 2012 г. [Там
же. С. 55]. Поступило и отработано 3 048 заказов. Из них: выполнено 80,5%;
отказы – 15%; возврат заказов абонентам из-за отсутствия денежных средств на
услуги – 1,5%; отказ по причинам «дублетных заказов» и др. – 3%.
Самое большее количество иногородних заказов (67%) выполнено в
течение трёх дней в виде электронных копий. До семи дней выполнялись заказы на
выдачу оригиналов изданий (20%). Заказы, подвергшиеся библиографической
доработке (5%), задержаны не более чем на 15 дней, указанных в договорах. Свыше
15 дней задерживалось 8% заказов, главным образом из-за отсутствия или недостаточности
у абонентов денежных средств (табл.1).
Таблица
1
Сроки отработки заказов иногородних абонентов МБА и ДД
в ГПНТБ СО РАН
Сроки
отработки заказов по дням
|
Количество
заказов
(в том числе в %)
|
до трёх |
2 019 (67)
|
до семи |
620 (20)
|
до
пятнадцати |
157 (5)
|
свыше
пятнадцати |
252 (8)
|
всего |
3 048 (100)
|
В целом, 92% заказов иногородних абонентов выполнено в регламентированный
срок [6. С. 56].
Мониторинг сроков доставки документов распространялся также на
заказы читателей ГПНТБ СО РАН, выполненные библиотеками России. За период
наблюдения (январь-август 2012 г.) оформлено 488 заказов. Получено из
других библиотек 354 документа, или 72,5%, поступило 106 отказов (21,7%), 5,7%
заказов находились в стадии выполнения в период проведения мониторинга (табл. 2).
Таблица
2
Заказы читателей ГПНТБ СО РАН по МБА и ДД
Показатели
|
Количество
заказов (в том числе в %)
|
Оформлено заказов
|
488 (100)
|
Повторно оформленные заказы
|
115 (24)
|
Получено документов: всего
|
354 (72,5)
|
в том числе –
электронные копии
|
275 (78)
|
– ксерокопии
|
51 (14)
|
– оригиналы
|
28 (8)
|
Отказы
|
106 (21,7)
|
Заказанные документы доставлены на разных носителях информации: 78%
– электронные копии; бумажные копии – 14%; оригиналы изданий (произведения
печати) – 8% [7. С. 58].
Анализ показал, что из 60% читательских заказов на электронные копии,
36% выполнено в срок до трёх дней, 24% – до 1 недели. Однако 18% цифровых копий
поступило в ГПНТБ СО РАН из крупнейших библиотек России только через 2 недели
(табл. 3).
Таблица
3
Сроки выполнения заказов читателей
ГПНТБ СО РАН другими библиотеками России
Сроки
|
Количество
заказов (в том числе в %)
|
до 3-х дней |
125 (36)
|
до 1 недели |
83 (24)
|
до 2 недель |
64 (18)
|
до 1 месяца |
33 (9)
|
до 2-х
месяцев |
22 (6)
|
до 3-х
месяцев |
27 (7)
|
Всего
выполнено заказов |
354 (100)
|
При технологии электронной доставки документов (ЭДД) недельных
сроков выполнения заказа не должно быть (если, конечно, на них не повлияла
очерёдность в получении документа в той библиотеке, куда направлен заказ).
Возможны и другие причины, задерживающие выполнение заказов, например,
удалённость фонда, техническая неисправность оборудования, отсутствие денежных
средств у заказчика. Однако в подобных случаях библиотека-заказчица должна быть
извещена о причинах. В «Кодексе этики российского библиотекаря», принятом
Конференцией РБА 26 мая 2011 г., прописана норма, которая указывает на
необходимость обеспечения высокого качества библиотечных услуг и высокого
уровня культуры общения библиотекаря с пользователями.
Несмотря на то, что нормативный срок выполнения одного заказа федеральными
библиотеками страны, предусмотренный в договорах, – 5–10 дней, для ГПНТБ СО РАН
он фактически больше, когда связан с почтовыми пересылками (табл. 4).
Таблица
4
Сроки выполнения заказов
для читателей ГПНТБ СО РАН
библиотеками России
Сроки доставки заказов
|
Количество заказов
(в том числе в %)
|
до 1 месяца |
33
(9)
|
до 2-х месяцев |
22
(6)
|
до 3-х месяцев |
27
(7)
|
Всего
|
82
(22)
|
Количество отказов за исследуемый период – 21,7 %. Чаще всего даются
следующие формулировки отказов: «Единственный экземпляр не выдаётся», «Издание
занято читателем», «Издание находится в переплёте».
Помимо этих причин, указывались и другие, возникающие при определённых
обстоятельствах:
- временное приостановление выполнения заказов в связи с очередными
отпусками, сменной работой, больничными листами персонала;
- длительные ожидания, связанные с перечислением денежных средств,
которое осуществляют бухгалтерские работники;
- частое перебазирование фондов и их консервация;
- технические сбои и неполадки в работе автоматизированных систем,
электронной почты или отражении информации на сайте исполнителя;
- заказы остались без ответов фондодержателей.
В подобных случаях 24% заказов по просьбам читателей оформлялись
повторно. Среди таких заказов были те, которые проходили библиографическую проверку
в нескольких библиотеках, поскольку отказы, полученные от одних,
переоформлялись другим. В прежние годы практиковались постановка на очередь и
координация заказов, от которых библиотеки отказались с введением платных услуг.
После оформления повторных заказов удлиняется общий срок ожидания
документов пользователями. Мало того, отдельные исполнители взимают плату и за
отказы! Заказ не удовлетворён, читатель зря надеялся и ждал, к тому же ещё
должен нести материальные затраты. За что платить? За неполноту фонда?
Отказы, полученные из библиотек
страны, сгруппированы по срокам их получения: 50% поступили в течение трёх
дней, 34% – до одной недели,
10% – до двух недель, 6% – до 1 месяца [7.
С. 61]. Общее число отказов – 106.
Как выяснилось, на сроки выполнения заказов влияют и другие факторы.
Это могут быть:
- выборочное пополнение фондов федеральных библиотек отечественными
изданиями;
- длительные сроки обработки вновь приобретённых изданий;
- нерегулярное отражение документов в справочно-поисковом аппарате
библиотек;
- неправильное библиографическое описание документа, представленное
читателем;
- различные степени сложности информационного поиска;
- недостаточное умение библиотекарей использовать информационные
ресурсы и средства поиска;
- традиционные способы доставки и виды носителей информации, выбранные
читателями.
Результаты анализа сроков доставки документов и отказов читателям
ГПНТБ СО РАН свидетельствуют о том, что крупнейшие библиотеки России не всегда
соответствуют основным критериям эффективности обслуживания по МБА и ДД –
полноте и оперативности (см. табл. 4) – и при этом не несут ответственности за
низкие показатели обслуживания. По нашему мнению, это происходит потому, что в
системе МБА и ДД нет чётких официальных нормативно-правовых документов,
регулирующих её деятельность. К сожалению, не сформулированы требования,
которые должны предъявляться к участникам системы, с указанием перечня санкций
к нарушителям принятых обязательств.
Основные документы, регламентирующие деятельность МБА и ДД [3] утверждены в 2003 г., но за
десять лет их существования не были опубликованы на страницах профессиональной
библиотечной печати. Их описания до сих пор нельзя найти даже в электронном
каталоге РГБ.
Несмотря на это, в сфере нормативно-правового регулирования библиотечной
деятельности в России за последние годы предпринят ряд мер. Например, по
оценкам специалистов, используются от 70 до 500 федеральных и региональных
законов, а также других подзаконных актов органов исполнительной власти
Российской Федерации. Однако их следует структурировать по содержанию [8. С. 43] и дополнить новыми, поскольку
ими не охвачены многие направления деятельности. Так, для МБА и ДД важны:
нормативные показатели, результаты по предоставлению услуг, технологические документы.
С февраля 2013 г. сроки отработки заказов МБА и ДД в ГПНТБ СО
РАН следующие: до двух часов; до одного дня; до двух дней; до трёх дней; до
семи дней; до двух недель; до одного месяца; до двух месяцев; до трёх месяцев.
Статистические данные выполнения заказов, поступивших от пользователей
ГПНТБ СО РАН за 9 месяцев 2013 г., представлены в табл. 5.
Таблица
5
Сроки выполнения заказов пользователей МБА и ДД ГПНТБ СО РАН
за 9 месяцев 2013 г.
Срок
выполнения
|
Выдача, %
|
Выданные
документы
|
Пользователи
|
до двух часов |
57
|
оригиналы изданий |
библиотеки
Новосибирского научного центра |
29
|
электронные копии |
иногородние абоненты |
25
|
оригиналы изданий |
городские
абоненты |
22
|
электронные копии |
читатели ГПНТБ
СО РАН (при отсутствии документа в Библиотеке) |
до одного дня |
55
|
оригиналы изданий |
городские
абоненты |
39
|
оригиналы изданий |
библиотеки
Новосибирского научного центра |
24
|
электронные копии |
иногородние абоненты |
22
|
электронные копии |
читатели ГПНТБ
СО РАН (при отсутствии документа в Библиотеке) |
Нельзя отрицать, что количественные показатели дают достоверную и
объективную информацию о состоянии и изменении использования ресурсов библиотек.
Однако такие показатели необходимо дополнять мнениями и оценками самих
пользователей. Оптимальным считается сочетание количественных и качественных
показателей [5. С. 11].
Результаты проведённого в 2011 г. анкетирования библиотек СО РАН
подтвердили вывод о том, что пользователи одобрительно относятся к услугам
ЭДД, предоставляемым информационно-библиотечными учреждениями России. В среднем
61% пользователей дали положительную оценку ЭДД, поскольку она экономит время
(табл. 8).
Таблица
8
Положительные оценки ЭДД, данные пользователями ГПНТБ СО РАН
Критерии
оценки
|
Общее количество
абонентов,
выставивших
положительные
оценки, %
|
Количество
читателей,
выставивших
положительные оценки, %
|
Средний
процент
положительных оценок
|
Качествовыполнения копий
|
80
|
53
|
66,5
|
Оперативность
доставки
|
70
|
67
|
68,5
|
Полнота
удовлетворения заказов
|
70
|
88
|
79
|
Удобство
работы с полученными цифровыми
копиями
на мониторе ПК
в библиотеке
|
65
|
15
|
40
|
Информирование
о выполнении заказов
|
55
|
47
|
51
|
Не устраивают пользователей условия предоставления цифровых копий,
продиктованные требованиями IV
части Гражданского кодекса Российской Федерации [9]. Например, 90% опрошенных желают получать в личное пользование
электронные документы, а не их распечатки; некоторые предложили снять
ограничения на копирование, равное 15% текста; 86% – хотят самостоятельно отслеживать состояние заказов, обращаясь в библиотеку
через Интернет. Также пользователи отрицательно относятся к отказам на издания,
имеющиеся в фондах федеральных библиотек в одном экземпляре.
Большинство читателей ГПНТБ СО РАН связывают дальнейшее развитие
услуг МБА и ДД с новыми информационными технологиями и сервисами, позволяющими
быстро получать документ или информацию о его отсутствии либо о невозможности
его отправки. На наш взгляд, учёт мнений пользователей, пересмотр
законодательных норм, а также правил фондодержателей позволят поднять
качественный уровень услуг МБА и ДД.
Сегодня общеизвестно, что для поиска различной информации, способствующей
решению профессиональных и общих жизненных проблем, пользователи постоянно
обращаются к Интернету. Однако также известно, что не всё можно выложить во Всемирную
паутину и найти в ней. Альтернативой для получения информации может быть
система МБА и ДД.
Сотрудники библиотек должны понимать, насколько пользователям важна
оперативность, когда онивыполняют срочные задания, реализуют
планы, занимаются построением и развитием бизнеса. Если пользователь МБА и ДД
не получил документ в указанный срок, то надобность в нём отпадает, а о
возможностях библиотек создаётся негативное представление. Более того,
ущемляются гражданские права на получение информации.
Чтобы свести к минимуму отрицательные воздействия на систему МБА и
ДД, сотрудникам библиотек необходимо решить целый ряд общесистемных задач, которые
должны предусматривать:
1) участие в законотворческом процессе, выработку предложений по
корректировке федеральных законов и внесению дополнений, касающихся ИТ и ЭДД (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г.
№ 78-ФЗ «О библиотечном деле»,Гражданский
кодекс Российской Федерации, часть IV);
2) проведение ревизии регламентирующих документов, придание им
официального статуса с обязательным опубликованием (Положение и Порядок [3] обновить, утвердить, опубликовать;
ГОСТ 7.31–89 официально отменить);
3) предоставление доступа к собираемым в РГБ цифровым показателям
МБА и ДД различных библиотек в целях сравнения их деятельности, выявления
передовых позиций или просчётов в работе;
4) повышение методического обеспечения персонала путём разработки и
публикации организационной, нормативной и технологической документации;
5) использование автоматизированных технологий разных уровней:
централизованного – для приоритетных групп пользователей (сети, ведомства);
децентрализованного – для свободных, неограниченных обращений;
6) исключение из тарифов библиотек оплаты за отказы;
7) перенаправление заказов по координации в случае отказа;
8) унификацию формулировок отказов;
9) постановку заказов на очередь в случае, если документ занят;
10) установление единых нормативных сроков отработки заказов;
11) внедрение системы менеджмента и качества;
12) проведение мероприятий по непрерывному образованию кадров.
Таким образом, наблюдения за сроками доставки документов, изучение
мнений пользователей МБА и ДД, проведённые в ГПНТБ СО РАН, выявили ряд проблем,
которые необходимо решать не только локально – внутри конкретного
информационно-библиотечного учреждения, но и в национальном масштабе.
Предстоит разработать новую стратегию развития, предоставления
информации и услуг пользователям МБА и ДД, и начать нужно с нормативно-правового
регулирования этой деятельности. Необходимо уделить особое внимание чёткому
определению обязанностей библиотек и их структурных подразделений по
своевременной подготовке и предоставлению потребителю необходимых документов и
предусмотреть ответственность за нарушение обязательств.
Список источников
1. Хургин В. М. О праве граждан на доступ к информации /
В. М. Хургин // Науч. и техн.
б-ки. – 2004. – № 5. – С. 5–15.
2.
Федеральный закон от 29 декабря
1994 г. № 78-ФЗ о библиотечном деле(по состоянию
на 09.01.2010 г. в ред. ФЗ № 118-ФЗ от 26.06.2007; № 160-ФЗ от 23.07.2008;
№ 183-ФЗ от 27.10.2008; № 1 19-ФЗ от 03.06.2009; № 370-ФЗ от 27.12.2009). –
Режим доступа: http://www.legis.ru/misc/doc/262/;
Федеральный закон от 23 ноября
1994 г. № 77-ФЗ об обязательном
экземпляре документов. – Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116575; Федеральный
закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ об информации, информационных
технологиях и о защите информации. – Режим доступа:
http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html/
3.
Положение о национальной системе
межбиблиотечного абонемента и доставки документов Российской Федерации. –
Москва, 2003. – 11 c.; Порядок
функционирования национальной системы межбиблиотечного абонемента и доставки
документов Российской Федерации. – Москва, 2003. – 19 с.
4. Полл Р.
Измерение качества деятельности библиотек : пер. с англ. – стер. переизд. /
Розвита Полл, Петер те Бокхорст. – Москва : Пашков дом, 2010. – С. 45; 47;
98–112; Романов П. С. Эффективность работы зарубежных
библиотек: методы расчета и оценка : моногр. / П. С. Романов / под
общ. ред. В. Г. Позднякова. – Москва : ЦНСХБ Россельхозакадемии. –
2008. – 262 с.; Красильникова И. Ю.Критерии качества и измерения услуг межбиблиотечного абонемента и
доставки документов / И. Ю. Красильникова // Науч. и техн. б-ки. –
2010. – № 5. – С. 31–40.
5. Чудинова В. П.Измерение ценности и критерии
эффективности деятельности библиотек: зарубежный опыт : науч.-практ. пособие /
В. П. Чудинова. – Москва : Литера, 2011. – 256 с. – (Современная
библиотека).
6. Красильникова И. Ю.
Сроки выполнения заказов пользователей в секторах отдела межбиблиотечного
абонемента / И. Ю. Красильникова, Н. Н. Беспоместных,
Е. А. Кукула // Новости ГПНТБ СО РАН. – 2012. – № 4.– С. 53–57.
7. Красильникова И. Ю.
Сроки выполнения заказов читателей ГПНТБ СО РАН, оформленных по МБА и ДД /
И. Ю. Красильникова, М. А. Шевченко // Там же. – С. 57–62.
8. Бойкова О. Ф. Правовая среда российской библиотеки
[Электронный ресурс] : учеб.-практ. пособие / О. Ф. Бойкова,
В. К. Клюев. – Москва : Либерея-Бибинформ, 2011. – 224 с. – Режим
доступа: http://www.library.ru/1/kb/articles/kluev/3/24_pravovaya.pdf
9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. – Режим доступа:
http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/2961c7004c2a1b11bc49bfada48e05a4/gk4_last.pdf?MOD=AJPERES&CACHEID=2961c7004c2a1b11bc49bfada48e05a4
|