Научные и технические библиотеки №4 2014 год
Содержание:

НИР И НИОКР В БИБЛИОТЕКАХ

Маршак Б. И., Рагимова М. А., Соколовская В. С. Итоги очередного этапа модернизации Интегрированного сводного каталога научно-технической информации стран СНГ

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Бычкова Е. Ф., Кондрашёва И. Ю. Возможности доступа к научным публикациям по экологии: опыт ГПНТБ России

Красильникова И. Ю. Оперативность как важнейший критерий качества доставки документов

Протопопова Е. Н. Мониторинг качества патентно-информационного обслуживания в Брянской области

Абдулаева Т. А. Вопросы книгообеспеченности учебного процесса в вузе

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И СИСТЕМЫ

Зеленина Г. Н. АБИС: основы управления

НАША ПРОФЕССИЯ

Соколов А. В. Парадигма О. П. Коршунова. Статья первая. Понятие библиографической парадигмы

Сукиасян Э. Р. Размышления о будущем книги и библиотеки

Свергунова Н. М. Библиотеки: устойчивое развитие или тенденция к вымиранию?

Имансыдыкова Н. Ж. Образовательная миссия Научной библиотеки Казахского национального педагогического университета им. Абая

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СООБЩЕНИЯ

Иванова Е. В. Международная конференция «Информационные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» – «LIBCOM–2013» (Обзор работы)


НИР И НИОКР В БИБЛИОТЕКАХ

УДК 027.8

Т. А. Абдулаева

Вопросы книгообеспеченности учебного процесса в вузе

Освещён опыт НБ Воронежского государственного аграрного университета им. импера­тора Петра I.

Рассмотрено формирование автоматизированной картотеки книгообеспеченности на базе АРМа «Книгообеспеченность» АБИС «Руслан». Отмечена роль Института референтов кафедр в координации работы библиотеки и кафедры в области формирования и использования библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с современными требованиями к образованию.

Ключевые слова: картотека книгообеспеченности, книгообеспеченность учебного процесса, нормативы книгообеспеченности, Институт референтов кафедр.

Книгообеспеченность учебных дисциплин – один из важнейших показателей образовательного процесса в вузе, так как значения коэффициентов предоставляются в Министерство образования и науки РФ к лицензионной экспертизе. На повестке дня этот вопрос стоит постоянно: и для администрации, и для кафедр, и для библиотеки.

Книгообеспеченность (КО) – число экземпляров книг, отобранных по разным критериям, в расчёте на одного студента: по направлениям и специальностям, циклам дисциплин, конкретным дисциплинам, видам и формам обучения, уровню компонента (федеральный, региональный), видам учебной литературы и т.д. Для вузовской библиотеки показатель КО конкретной дисциплины определяется как частное от деления количества экземпляров учебной литературы, имеющейся в библиотеке по этой дисциплине, на число студентов, её изучающих.

Согласно приказам Минобразования РФ, вуз обязан приобретать основную учебную литературу в таком объёме, чтобы обеспечить каждого студента по всем дисциплинам образовательных программ. В настоящее время обучение ведётся по параллельно действующим Федеральным государственным образовательным стандартам двух поколений: 2-го и 3-го. Так, в соответствии со стандартами 2-го поколения и Приказом Министерства образования РФ от 11 апреля 2001 г. № 1623 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 23.04.2008 № 133) [1] фонд учебной литературы библиотеки обновляется по мере его устаревания (табл. 1).

Таблица 1

Период устареваемости основных учебных изданий
по циклам дисциплин (специалитет)

Общегуманитарные и социально-экономические науки (ГСЭ) Последние 5 лет
Естественно-научные и математические (ЕН) Последние 10 лет
Общепрофессиональные (ОПД) Последние 10 лет
Специальные (СД) Последние 5 лет

Количество необходимой литературы рассчитывается с учётом обеспечения каждого обучающегося в вузе минимумом обязательных и дополнительных учебных изданий по всем циклам дисциплин образовательных программ [Там же] (табл. 2).

Таблица 2

Минимальные нормативы книгообеспеченности дисциплин
(специалитет, 2-е поколение)

Тип литературы

Циклы дисциплин

Коэффициент КО

Основная учебная
литература

Общегуманитарные
и социально-экономические

0,5

Естественно-научные
и математические

0,5

Общепрофессиональные

0,5

Специальные

0,5

Дополнительная учебная литература

По всем циклам дисциплин

0,2-0,25

Фонды основной и дополнительной литературы формируются за счёт как учебной и учебно-методической, методических пособий на бумажных носителях, так и учебной и учебно-методической литературы, методических пособий, включённых в электронно-библиотечные системы (ЭБС), сформированные на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы, методических пособий. Приказ Минобрнауки РФ от 23.04.2008 № 133 обязывает вуз обеспечить каждому обучающемуся возможность доступа к современным информационным базам, в том числе к ЭБС, сформированным на основании прямых договоров с правообладателями указанной литературы [1].

Таблица 3

Минимальные нормативы книгообеспеченности дисциплин
печатными изданиями учебной литературы
(бакалавриат, 3-е поколение)

Тип литературы

Циклы дисциплин

Коэффициент КО

Основная учебная литература

Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б.1)

0,25

Математический и естественно-научный цикл (Б.2)

0,25

Профессиональный цикл (Б.3)

0,25

Дополнительная учебная
литература

По всем циклам дисциплин

0,01-0,02

Таблица 4

Период устареваемости основных учебных изданий
по циклам дисциплин (бакалавриат)

Гуманитарные, социальные и экономические науки

Последние 5 лет

Математические и естественно-научные

Последние 10 лет

Общепрофессиональные

Последние 10 лет

Стандарты 3-го поколения [2] вносят коррективы в нормативы КО учебного процесса и во временные рамки обновления фонда учебных изданий по циклам дисциплин (табл. 3, 4). Так, коэффициент КО был снижен ввиду увеличения доступа обучающихся к электронным ресурсам. ФГОС ВПО 3-го поколения обязывает вуз обеспечить каждому обучающемуся доступ к ЭБС, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам. При этом должна быть предоставлена возможность одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% студентов.

В Приказе Рособрнадзора от 05.09.2011 № 1953 «Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования» [3] сформулированы содержательные и технические характеристики ЭБС. Чтобы расширить доступ к электронным ресурсам, предусмотрена возможность одновременного использования вузом одной или нескольких сторонних ЭБС. Для студентов должны быть доступны не менее трёх учебных и (или) научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам, в том числе входящих в ЭБС.

Нормативы КО учебных дисциплин стандартов 2-го и 3-го поколений разнятся, что затрудняет формирование фонда учебной и методической литературы, так как нормативы приходится совмещать в процессе образовательной деятельности. Возникают сложности в использовании учебной части фонда вузовских библиотек для определённых дисциплин, поскольку фонд учебной литературы специалитета достаточно укомплектован, а издание литературы для бакалавриата только начинает расширяться.

Обычно в вузовских библиотеках заказы на покупку литературы поступают от кафедр. Однако распространена ситуация, когда кафедры не всегда могут отследить наличие, актуальность и соответствие требованиям по аккредитации и лицензированию рекомендованных по дисциплинам изданий. В этом случае вопросы КО дисциплин рассматривает сектор КО отдела формирования и научной обработки фонда, основные направления работы которого следующие: ведение картотеки КО в автоматизированном режиме (внесение данных о контингенте обучающихся, учебных планах, дисциплинах и т.д.); проведение занятий с референтами, консультаций с преподавателями по вопросам КО дисциплин; предоставление статистических данных по КО по заявкам кафедр и других подразделений; редактирование списков литературы по дисциплинам.

В процессе сбора данных об учебном процессе сектор КО взаимодействует со структурными подразделениями вуза: Управлением по планированию и организации учебного процесса (ежегодное предоставление данных о контингенте обучающихся), Отделом планирования учебного процесса (предоставление учебных планов) и деканатами факультетов. Текущие изменения в базу данных вносятся ежегодно.

Сегодня существует достаточное количество разработанных для библиотек программных продуктов. Многие вузовские библиотеки используют Систему автоматизации библиотек ИРБИС, в частности АРМ «Книгообеспеченность».

Научная библиотека Воронежского государственного аграрного университета им. императора Петра I (ВГАУ) в августе 2011 г. приобрела АРМ «КО» АБИС «Руслан» «Сетевая версия + Web-интерфейс», который позволяет любому сотруднику вуза на любом рабочем месте посмотреть веб-отчёты по КО без регистрации. В сентябре 2011 г. начались внедрение и адаптация АРМа под нужды ВГАУ; в 2012 г. продолжены работы по его вводу в постоянную эксплуатацию. В 2013 г. БД АРМ «КО» активно пополнялась сведениями об учебном процессе.

АРМ «КО» предназначен для ввода информации об учебном процессе и создания на основании этих данных отчётов (по параметрам) по КО. Перед вводом в постоянную эксплуатацию АРМа «КО» была изучена нормативно-правовая база, касающаяся перечня направлений подготовки специалистов, бакалавров, магистров. Большая работа проведена по формированию Ecxel-форм «Контингент» и «Дисциплины», что позволило на их основе наполнить справочники и таблицы АРМа «КО» – «Циклы дисциплин», «Компоненты цикла», «Группы», «Дисциплины», «Занятия».

Имея загруженные сведения по справочникам и введя рекомендации на дисциплину, можно формировать отчёты по запрашиваемым параметрам (рис. 1).

Отчёты по КО дисциплин можно сформировать на сайте НБ ВГАУ (www.library.vsau.ru) или же на главной странице её электронного каталога в разделе «Книгообеспеченность. Отчёты» (www.catalog.vsau.ru). На сайте содержатся подробные рекомендации по их созданию в АРМ «КО». Если пользователь все же не смог самостоятельно сформировать отчёт, он может обратиться к готовым отчётам по конкретным направлениям обучения.

Рис. 1. Форма для просмотра отчётов по дисциплине
(на примере дисциплины «Экология агроландшафтов»)

По мере наполнения базы данными возникает необходимость постоянного редактирования записей на предмет уточнения сведений об учебных планах, наименованиях дисциплин, семестрах преподавания и т.д.

В течение учебного года проводится работа по сверке данных в АРМе «КО» по разным параметрам, в том числе: редактирование списков исключений для неоднозначных дисциплин (преподаваемых более одной кафедрой); формирование мега (аналитической) таблицы данных по всем параметрам учебного процесса – преподаётся ли дисциплина в текущем году, рекомендации основной и дополнительной литературы, с грифом, с полными текстами, рекомендации основной литературы типа У (учебная) и УМ (учебно-методическая) и т.д. – с целью анализа текущего состояния БД (рис. 2).

С помощью этой таблицы можно решить многие задачи, накладывая на её графы (столбцы) определённые фильтры, а именно определить:

  • в каких учебных планах есть дисциплина (получить перечень кодов специальностей и названий, соответствующих этим учебным планам);
  • по каким дисциплинам, преподаваемым в текущем учебном году на определённом факультете у очников/заочников, ещё не введены рекомендации основной литературы в АРМ «КО», в том числе по дисциплинам определённого цикла ЕН или ГСЭ, если вопрос с этими циклами стоит особенно остро (рис. 3, 4);
  • по каким дисциплинам у заочников в качестве рекомендуемой основной или дополнительной литературы не указано ни одного издания, имеющего какой-либо гриф;
  • какие дисциплины «закрыты» рекомендациями лучше всего – по ним рекомендованы в качестве основной литературы электронные издания (полнотекстовые ресурсы, соответственно коэффициент обеспеченности=1), издания с каким-либо грифом и т.д. Доступность электронных изданий (полных текстов) особенно актуальна для студентов-заочников;
  • наличие «плохих» рекомендаций: рекомендованная основная литература не имеет никакого грифа и не является учебной или учебно-мето­дической;
  • сверка данных связки «Специальность – Дисциплина», «Учебные планы – Дисциплина»;
  • формирование таблицы Занятия в АРМе «КО» по контингенту, изучающему иностранные языки, с разделением по видам изучаемых языков и с привязкой к реальному количеству студентов, изучающих эти языки.

Рис. 2. Мега(аналитическая) таблица данных по анализу сведений ввода Рекомендаций
в БД АРМа «КО»

 

Рис. 3. Фильтрация по таблице дисциплин, для которых ещё не введены
Рекомендации основной литературы

Рис. 4. Список дисциплин с невведёнными Рекомендациями основной литературы
после фильтрации

Тесное сотрудничество кафедр и библиотеки – залог активной работы преподавателей с библиотечными ресурсами. Для информационного взаимодействия между НБ ВГАУ и кафедрами в 2012 г. создан Институт референтов кафедр, основная задача которого – обеспечение учебного процесса и научных исследований учебными, учебно-методическими и научными изданиями. Утверждены нормативные документы: Положение о референте кафедры и Инструкция для работы по обеспечению университета учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов.

Именно от уровня информированности референтов во многом зависит интерес преподавателей к имеющимся ресурсам, а также их использование в работе. Поэтому в 2012–2013 гг. проведено 10 занятий с референтами по различной библиотечной тематике.

На занятиях референты получают раздаточный материал, который помогает выполнить работу по запросам библиотеки. Например, были представлены шаблоны рабочих программ дисциплин, по которым должны предоставляться сведения в сектор КО; получены рекомендации по составлению Списка Рабочей программы учебной дисциплины, на сайте библиотеки размещена презентация по теме «Формирование БД КО», содержащая нормативную и иную документацию по коэффициентам дисциплин направлений 2-го и 3-го поколений.

Сегодня основная работа референтов направлена на предоставление данных о КО дисциплин, закреплённых за их кафедрами (ведение БД КО), а также сведений о публикационной активности сотрудников кафедр (ведение БД «Труды сотрудников ВГАУ»).

Анализируя работу с референтами (пусть и за небольшой срок), можно сделать выводы:

это важная деятельность, поскольку только тесное взаимодействие может дать конкретные результаты по наполнению БД. Отрадно видеть, что преподаватели осознают значимость вопросов, которые поднимает библиотека, как для учебного процесса конкретно, так и для позиционирования университета в образовательном пространстве страны;

если раньше занятия проводили по итогам внесения данных КО дисциплин, то теперь осознали: чтобы избежать ошибок, следует о них предупреждать! Поэтому с каждым факультетом занятия проводили дважды: перед внесением данных в БД (рассказывали о требованиях к сведениям) и после внесения (указывали на неточности, пробелы в дисциплинах, источниках и т.д.);

целесообразно приглашать на занятия всех желающих специалистов, так как референт не всегда может донести полную информацию до сотрудников кафедры;

выявляются случаи несвоевременного предоставления изменений в Списки Рабочих программ дисциплин (например, в библиотеку поступили новые издания, но они не отражены в Рабочих программах дисциплин);

налицо недостаточная библиографическая грамотность сотрудников (отсутствие навыков работы с информационными ресурсами и т.д.).

Анализируя работу с референтами, можно обозначить типичные ошибки при составлении Списка литературы Рабочих программ дисциплин (п. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины): несоблюдение требований по типу литературы (учебная, учебно-методическая, методическая и т.д.) и норм на «давность» изданий по различным циклам дисциплин (обеспеченными считаются только те дисциплины, по которым есть учебная литература, выпущенная в требуемые сроки); не учитывается количество наименований источников; отсутствие учебных пособий с грифом в списке основной литературы и рекомендуемых источников – в БД ЭК НБ ВГАУ; неправильное библиографическое оформление списка литературы.

Работа в АРМе «КО» требует постоянного совершенствования его функциональных возможностей. В 2012–2013 гг. ведущий программист библиотеки неоднократно обновлял версии АРМа «КО». Добавлены новые функциональные возможности, наиболее существенные из которых следующие:

  • сортировка данных по всем столбцам во всех таблицах АРМа «КО», что облегчило, упростило и ускорило ввод данных (о преподающих кафедрах по дисциплинам);
  • параметр «Удалять из отчётов устаревшие рекомендации». В отчёты попадают только неустаревшие рекомендации. Коэффициент новизны будет всегда равен 1;
  • параметр «Считать все рекомендуемые книги по одной дисциплине взаимозаменяемыми». При формировании отчётов будет считаться, что нужна любая из рекомендованных книг по дисциплине, а не все сразу;
  • создание нескольких комплектов книг в рекомендациях по одной дисциплине;
  • создание альтернативы (аналогов) для книги в рекомендациях в рамках дисциплины;
  • возможность указывать для дисциплины в разных семестрах разные комплекты литературы, а не один комплект литературы на весь период чтения дисциплины, как было ранее;
  • опция «Убирать переводы строк» в Мастере экспорта, что упрощает процедуры выгрузки сведений (в том числе о книгах) из АРМа «КО» – раньше требовалось потратить значительное время на ручную доработку полученного в результате выгрузки файла;
  • в XSLT-шаблонах для импорта книг по Z 39.50 теперь поддерживаются скрипты, что позволяет реализовать более сложную логику при импорте книг.

 

Обозначим перспективные направления работы сектора КО:

  • дальнейшее внесение данных о КО дисциплин в БД «КО» (на сегодня полнота внесённых данных – 82%);
  • изменение графика занятий с референтами кафедр: проведение установочных занятий перед работой с данными кафедр факультетов и  итоговых – после внесения данных;
  • приглашение на занятия с референтами всех желающих сотрудников кафедр;
  • выверка сведений, содержащихся в учебных планах, относительно перечня преподаваемых дисциплин, циклов дисциплин и компонентов цикла;
  • учёт сведений о наличии полных текстов для рекомендованных книг в ЭБС «Лань» и других;
  • cоздание веб-сервиса, который позволит получать свежий вариант аналитической таблицы на основе текущей информации, содержащейся в АРМе «КО», с целью анализа внесённых данных, а также подготовка отчётов об ошибках, обнаруживаемых в данных модуля «КО».

 

В заключение следует отметить: только совместная работа, а также обоюдная заинтересованность помогут, с одной стороны, обнаружить дисциплины, коэффициент КО которых критический, а с другой – ликвидировать информационный вакуум по ряду дисциплин у преподавателей.

Согласованная совместная работа библиотеки и кафедры гарантирует точность занесённых в базу сведений и возможность их использования в учебном процессе как библиотекой, так и кафедрой.

Список источников

1. Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов : Приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 апреля 2001 г. № 1623. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_01/1623.html.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), принятые Минобрнауки России и зарегистрированные Минюстом России (в тексте ФГОСа по каждому направлению/специальности: пункт 7.17 ФГОС ВПО для бакалавриата, пункт 7.18 ФГОС ВПО для магистратуры и специальности). – Режим доступа: http://fgosvpo.ru/.

3. Об утверждении лицензионных нормативов к наличию у лицензиата учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса по реализуемым в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности образовательным программам высшего профессионального образования : Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1953. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_11/n1953.html.

4. Требования к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемые для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации (п. 2 приказа Министерства образования от 23.03.1999 № 716): утверждены 15.10.1999 г.

  
На главную