Научные и технические библиотеки №7 2015 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Столяров Ю. Н. О сущностных функциях элементов библиотеки и их наименовании. Постановочная статья

Редькина Н. С. Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек

ФОНДЫ БИБЛИОТЕК: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Гуреев В. Н., Мазов Н. А.Модели и критерии отбора изданий в фонд научной библиотеки

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Цветкова В. А. Стали ли мы меньше читать? Рассуждения на тему

Крауз М. Г. Популярнее, чем когда-либо: восприятие библиотек в США и будущие тенденции их развития

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ АССОЦИАЦИИ

20 лет Российской библиотечной ассоциации

Мамаева С. А. РБА в системе профессиональных коммуникаций

КНИГОВЕДЕНИЕ

Динер Е. В. Анализ книговедческих подходов к типологии книги

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Одиноков В. Г. О преходящем и вечном. К 55-летию Научной библиотеки Новосибирского государственного университета


УДК 028

В. А. Цветкова
Библиотека по естественным наукам РАН

Стали ли мы меньше читать?
Рассуждения на тему…

Информационный век выдвинул «новую парадигму чтения». В статье акцентировано внимание на вопросах, связанных с потреблением информации: объёмы информации, которые может воспринять человек; скорость передачи и восприятия информации; источники и носители информации в современном обществе; изменение лексики. Показано, что традиционная печатная (бумажная) книга и новые возможности интернет-технологий должны стать взаимодолняющими источниками информации.

Ключевые слова: традиционная книга, электронные ресурсы, чтение, источники информации.

UDC 028

Valentina Tsvetkova
Russian Academy of Sciences Library for Natural Sciences

Have we been reading less?
Insights

The author focuses on the issues related to information consumption: volume of information the humans are able to digest; rate of information transfer and understanding; sources and media in modern society; changing vocabulary. She argues that traditional printed (paper) books and Internet-technology new opportunities should become complementary sources of information.

Keywords: traditional book, digital resources, reading, information consumption.

«Есть нечто, думал он, перелистывая страницы,
в этом приятном ощущении, когда держишь в руке тяжёлую книгу,
в этой возможности задуматься, отыскать нужное место
без всякой суеты с обратной перемоткой.
Фишер был убеждён, что книга является более
цивилизованным средством хранения информации».

А. Азимов*

*Азимов А. Немезида : фантастический роман /
Пер. с англ. Ю. Соколова. – М. : Эксмо, 2007. – С. 101.

«Книга не умрёт, книга останется необходимой»
У. Эко

Среди проблем исследования информационного рынка наибольшую тревогу вызывает тенденция устойчивого падения тиражей практически по всему спектру изданий, особенно по научным книгам и журналам.

Период, в котором мы живём (начало ХХI в.), чаще всего обозначается как «информационное общество».

Понятие информационное общество возникло как попытка определить те процессы, которые наблюдаются в обществе и не связаны непосредственно с изменениями производительных сил, а опираются на влияние знаний (информации) на все сферы общественных отношений.

Определений термина информационное общество существует множество, и их число продолжает расти. Приведу три наиболее популярных, которые не противоречат друг другу.

Информационное общество (Information society) – ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли инфокоммуникаций, информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), созданием глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах [1. С. 143].

Информационное общество, по мнению И. С. Мелюхина, имеет три отличительные характеристики: во-первых, информация используется как один из экономических ресурсов с целью повысить эффективность производства, укрепить конкурентоспособность, стимулировать инновации; во-вторых, информация становится предметом массового потребления общества; в-третьих, происходит формирование информационного сектора в экономике, который растёт более быстрыми темпами, чем остальные [2. С. 7].

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно в высшей её форме – знаний [3].

Все определения делают акцент на увеличении потребления информации. В связи с этим возникает вопрос: как получается, что потребление информации возрастает, а читать стали меньше. Это – противоречие или закономерность?

Остановимся на некоторых аспектах обсуждаемого вопроса.

1. Зачем мы читаем? Чтобы получить новую информацию, трансформировать её в новые знания, применить знания в реальной жизни, как для практической деятельности, так и для интеллектуального развития.

2. Сколько нужно читать? Вопрос очень сложный и в значительной мере носит индивидуальный характер.

Мы всё громче обсуждаем вопросы, связанные с тем, что общество стало меньше читать, а значит потреблять меньше информации. Но ведь это противоречит концепции информационного общества.

Интернет, электронные книги, компьютерные игры, телевидение и прочие компьтеризованные «штучки» всё больше заполняют наше информационное пространство и становятся основными информационными источниками для значительной части населения.

Сегодня очень активно обсуждаются вопросы: дети, молодёжь мало читают, не знают классической литературы; порой мы констатируем: «Нынешнее поколение деградирует». Тема эта весьма сложная. Обусловлена она тем, что традиционная книга становится не приоритетным источником информации и не всегда является источником или катализатором генерации новых знаний. Книга становится в один ряд с современными медийными средствами. И это – веление времени.

В. П. Леонов пишет: «Книга…. Мы рассуждаем о ней, имея в виду некую данность, определённую давным-давно человеком. Мы говорим: человек без книги жить не может. Мы изучаем её формы, функции, назначение на разных этапах развития общества. Мы исследуем её влияние на формирование человека, его поведение. Нас тревожит будущее книги в эпоху электронных коммуникаций, тревожит будущее библиотек. Сколько было выдвинуто гипотез, теорий относительно книги, её сущности и секретов воздействия! Всё это так, и всё это очень важно» [4].

3. Стали ли мы сегодня получать меньше информации? В каком виде и в какой форме мы её получаем?

Нынешнее информационное поле характеризуется постоянным ростом объёмов информации и многообразием её источников. Только телевидение предоставляет более сотни каналов (хорошие или плохие – это отдельный вопрос).

Источники информации и их носители отличаются большим разнообразием: традиционные – на бумажных носителях; электронные – книги, учебники, базы данных, каталоги; телевидение; радио (надо отметить, что некоторые программы, например «Красная звезда», ведут огромную работу по ознакомлению слушателей с интереснейшими произведениями литературы); интернет; телефония.

Подаваемая медийными средствами информация воспринимается детьми, да и взрослыми, без всяких усилий. Можно одновременно слушать, смотреть, в это же время во что-то играть, получая удовольствие. Со всем этим многообразием новое поколение находится в «дружественных» отношениях. А вот книга отодвигается из числа приоритетов на получение информации, «мода» на неё прошла, если так можно сказать, но по аналогии с одеждой – это «классика», которая не стареет и нужна в особо важные моменты жизни.

Не могу не согласиться с позицией А. В. Соколова, изложенной в великолепной статье [5]: «Магия книги и магия Интернета увлекают людей в виртуальные миры, но миры принципиально различные: книга приглашает своих читателей в психогенный мир, созданный естественным человеческим общением, а киберпространство Интернет – это техногенный мир, живущий по законам (алгоритмам) техносферы. … Магия книги заключается в том, что она содержит часть духовности своего автора, которая взывает к духовности читателя». В новом обществе должен быть найден компромисс, баланс этих двух взаимодополняющих видов получения информации, который будет способствовать сохранению культурного наследия человечества, в том числе книжного, и оперативному и объёмному доведению информации до её потребителя.

4. Скорость. Темпы передачи и восприятия информации. Мы хотим получать очень много информации очень быстро, в легко воспринимаемой форме. При этом «скорость восприятия информации человеком (например, скорость чтения) сегодня такая же, как и тысячи лет назад, и увеличить её невозможно» [6. С. 16], а объём информации и оперативность её пополнения постоянно растут. Мультики в картинках дети воспринимают с лёгкостью, а вот чтение книги для них – большой труд. В гонке за «информационным питанием» выхватывается то, что быстро усваивается и не требует затрат умственной энергии и времени. (Мой опыт общения с внуками показывает: если отключают на даче электричество, то через некоторое время наступает «книжный рай» – дети читают книги.)

5. Смена лексики. Каждое поколение сталкивается с новым лексическим наполнением. Предыдущее поколение не слышало слов «интернет», «компьютер», «информационный век», «скайп», «мобильник» и т.д. Нынешнее плохо понимает, что значат слова «окольная дорога», «верста», «телега» и т.д.

С первого класса школы в программе появляются тексты, которые сложно воспринять не только школьникам начальных классов, но и взрослым людям: это не адаптированные под современный язык тексты былин, переводы, и даже А. С. Пушкин уже требует дополнительных пояснений. Например, «Песнь о Вещем Олеге» – сразу же нужны толкования: почему «Вещий», кто такие «хазары» и почему они «неразумные», что такое «нивы» и т.д. Ребёнок это не понимает, не воспринимает и, соответственно, не хочет читать.

Знакомство с книгой, как правило, связано с голосом мамы, красочными картинками. Но вот наступает момент, когда ребёнка начинают «приучать» читать самостоятельно. А это уже большой труд, и далеко не всякий готов трудиться.

Следовательно, необходимы более продуманные программы школьного обучения чтению, особенно в начальных классах. Возможно, они должны быть построены не по принципу: от «старого» классического – к современному, а, наоборот, от современного – к «классическому» [7]. Но это только предположение.

Создаётся впечатление, что новое поколение получает информации не меньше, чем предыдущее, а существенно больше. Не зря появились исследования и программы, направленные на «информационную безопасность личности». Должна согласиться с автором работы [8] в том, «что процент читающих и не читающих не изменился. Если не увеличился. Просто книга перетекла из одного формата в другой».

Здесь уместно сказать несколько слов о понятии универсальная книга, которое упоминается Полем Отле в «Трактате о документации» (в данном случае мы ссылаемся на перевод Р. С. Гиляревского [9. С. 304]): это «идеальная, подлинная, синтетическая, интегральная, оптимальная, будущая, предсказанная книга, которая придёт на смену книге нынешней».

И. Г. Хомякова [10] отмечает, что такой универсальной книгой становится интернет, в котором отражены книжные богатства большинства библиотек мира, который превращается в универсальное хранилище, в некий инструмент доступа ко всем богатствам мира.

Вместе с тем есть, на мой взгляд, один нюанс в проблеме «чтение». Когда мы читаем книгу в традиционной печатной форме, мы осмысливаем текст, задумываемся над ним. Электронные же формы не располагают к детальному осмыслению и анализу каждого слова, они приглашают к «скоростному» чтению. В этом одна из проблем восприятия информации, особенно если это касается научной литературы.

Со школьной скамьи нас учат передавать основное содержание прочитанного текста в форме изложений или сочинений. Это требует собственного взгляда на проблему. Студенты готовят эссе, рефераты. Специалисты – обзоры, аналитические или реферативные, и. т.д. Информационные службы формируют реферативные базы и банки данных на основе разного рода документов. Во всех этих случаях требуется умение понимать основную проблему и излагать её в краткой форме в соответствии с поставленной целью. Не зря в реферативных службах допускается аспектное реферирование. Например, реферируемая статья затрагивает вопросы физики, химии и биологии – в этом случае на статью могут быть подготовлены три реферата, в каждом из которых акценты делаются на соответствующую тематическую область.

Таким образом, проблема, обозначенная сегодня как «чтение», имеет огромное значение для дальнейшего развития инновационной экономики и информационного общества. На государственном уровне есть понимание того, что эта проблема достаточно важная и требует внимания.

В 2007 г. Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом инициирована Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007–2020 гг. [11]. Предпринимаются попытки разработать разного рода методики и руководства для молодёжи по чтению в интернете [12]. Не могу судить насколько это эффективно, но, имея большой опыт работы с интернет-ресурсами и наблюдая за студентами, сомневаюсь, что руководства станут действенным инструментом для развития интереса к чтению, особенно у детей. Однако это только моё мнение, которое носит наблюдательный характер, и не претендует на специальное исследование.

Позиции государств в вопросах чтения и формирования фондов весьма различны. Есть подход, когда государство идёт по весьма своеобразному пути. В Италии готовится законопроект, предусматривающий сокращение срока заключения в тюрьме за каждую прочитанную книгу на три дня (за год – не более 48 дней) для тех, кто отбывает наказание не менее пяти месяцев (http://www.rusnovosti.ru; 11.05.2014). Есть и такая позиция государства: когда финансирование комплектования фондов университетских библиотек имеет строго определённую направленность на формирование исключительно электронных информационных ресурсов.

В заключение уместно привести такое рассуждение: «Читали вслух: Диккенса, Толстого, Чехова. Когда у Антона подросла дочка, он пытался устроить такие же семейные чтения, и позже – когда появилась внучка. Но НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ ни тогда, ни потом – что-то ушло безвозвратно, и нельзя было повторить даже такую простую вещь» [13. С. 233].

Сегодня нужны новые подходы, которые позволят сочетать традиционные и новейшие способы получения информации и знаний. Призывы к чтению только традиционных книг не помогут решить проблему чтения.

Попытки разработать методики и интернет-руководства чтением в электронной среде похвальны [14]. Это говорит о том, что проблема действительно серьёзная. Но трудно поверить, что эта мера – действенная. Сегодня мы находимся в поиске подходов, которые бы позволили оптимально сочетать традиционные формы с новыми электронными технологиями чтения и восприятия информации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / А. В. Гиглавый, Ю. М. Горностаев, В. И. Дрожжинов, С. Н. Сериков, А. А. Штрик ; под ред. В. И. Дрожжинова. – Москва : Эко-Трендз, 2002. – 264 с.
Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya na osnove ego reorganizatsii i informatizatsii. Mirovoy opyt / A. V. Giglavyy, Yu. M. Gornostaev, V. I. Drozhzhinov, S. N. Serikov, A. A. Shtrik ; pod red. V. I. Drozhzhinova. – Moskva : Eko-Trendz, 2002. – 264 s.

2. Мелюхин И. С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности // Информ. о-во. – 1997. – № 4–6. – С. 3–26.
Melyuhin I. S. Informatsionnoe obshchestvo i balans interesov gosudarstva i lichnosti // Inform. o-vo. – 1997. – № 4–6. – S. 3–26.

3. Википедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org (09.03.2015)
Vikipediya. Rezhim dostupa: http://ru.wikipedia.org (09.03.2015)

4. Леонов В. П. Книга как космический субъект // Имидж библиотеки в условиях интеграции в мировое информационное пространство : материалы Междунар. форума библ. идей, Казань, 20–21 ноября 2008 г. / М-во культуры Респ. Татарстан, Казан. гос. ун-т культуры и искусств ; сост.: О. А. Калегина, Ю. Н. Дрешер, Р. З. Богоудинова, И. Х. Аюпова ; науч. ред. З. Р. Валеева. – Казань : изд-во Казан гос. ун-та культуры и искусств, 2008. – С. 8–22.
Leonov V. P. Kniga kak kosmicheskiy subekt // Imidzh biblioteki v usloviyah integratsii v mirovoe informatsionnoe prostranstvo : materialy Mezhdunar. foruma bibl. idey, Kazanь, 20–21 noyabrya 2008 g. / M-vo kultury Resp. Tatarstan, Kazan. gos. un-t kultury i iskusstv ; sost.: O. A. Kalegina, Yu. N. Dresher, R. Z. Bogoudinova, I. H. Ayupova ; nauch. red. Z. R. Valeeva. – Kazan : izd-vo Kazan gos. un-ta kultury i iskusstv, 2008. – S. 8–22.

5. Соколов А. Зачем библиотеки информационному обществу? // Нева. – 2011. – № 9. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/neva/2011/9/so16.html
Sokolov A. Zachem biblioteki informatsionnomu obshchestvu? // Neva. – 2011. – № 9. – Rezhim dostupa: http://magazines.russ.ru/neva/2011/9/so16.html

6. Войскунский В. Г., Франц В. И. Компрессия текста при информационном насыщении выдачи в ИПС: новая концепция // НТИ. Сер. 2. – 2003. – № 2. – С. 15–16.
Voyskunskiy V. G., Frants V. I. Kompressiya teksta pri informatsionnom nasyshchenii vydachi v IPS: novaya kontseptsiya // NTI. Ser. 2. – 2003. – № 2. – S. 15–16.

7. Цветкова В. А. Чтение: сегодня и завтра // Наука о книге. Традиции и инновации : материалы Двенадцатой международ. науч. конф. по проблемам книговедения. – Т. 2. – Москва : Наука, 2009. – С. 176–177.
TSvetkova V. A. Chtenie: segodnya i zavtra // Nauka o knige. Traditsii i innovatsii : materialy Dvenadtsatoy mezhdunarod. nauch. konf. po problemam knigovedeniya. – T. 2. – Moskva : Nauka, 2009. – S. 176–177.

8. Дементьева С. Проблема чтения в современном обществе. – Режим доступа: http//demsvet.ru/chtenie-knig
Dementeva S. Problema chteniya v sovremennom obshchestve. – Rezhim dostupa: http//demsvet.ru/chtenie-knig

9. Отле П. Библиотека, библиография, документация: Избранные труды пионера информатики / Рос. гос. б-ка ; пер. с англ. и фр. Р. С. Гиляревского и др. ; предисл., сост., коммент. Р. С. Гиляревского. – Москва : ФАИР-ПРЕСС : Пашков Дом, 2004. – 348 с.
Otle P. Biblioteka, bibliografiya, dokumentatsiya: Izbrannye trudy pionera informatiki / Ros. gos. b-ka ; per. s angl. i fr. R. S. Gilyarevskogo i dr. ; predisl., sost., komment. R. S. Gilyarevskogo. – Moskva : FAIR-PRESS : Pashkov Dom, 2004. – 348 s.

10. Хомякова И. Г. Поль Отле (1868–1944) и его предвидения информационного-коммуникационных технологий: по материалам зарубежных публикаций // Культура и образование. – Ноябрь 2013. – № 3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vestnik-rzi.ru/2013/11/1091
Homyakova I. G. Paul Otle (1868–1944) i ego predvideniya informatsionnogo-kommunikatsionnyh tehnologiy: po materialam zarubezhnyh publikatsiy // Kultura i obrazovanie. – Noyabr 2013. – № 3 [Elektronnyy resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.vestnik-rzi.ru/2013/11/1091

11. «Национальная программа поддержки и развития чтения» на 2007–2020 гг. Разработана Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом. – Режим доступа: http://www.library.ru/1/act/doc/php
«Natsionalnaya programma podderzhki i razvitiya chteniya» na 2007–2020 gg. Razrabotana Federalnym agentstvom po pechati i massovym kommunikatsiyam sovmestno s Rossiyskim knizhnym soyuzom. – Rezhim dostupa: http://www.library.ru/1/act/doc/php

12. Дорохина С. В. Интернет-руководство чтением молодёжи как педагогический процесс // Десятые Денисьевские чтения : материалы науч. конф. – Орёл, 2013. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Dorohina S. V. Internet-rukovodstvo chteniem molodezhi kak pedagogicheskiy protsess // Desyatye Denisevskie chteniya : materialy nauch. konf. – Orel, 2013. – 1 elektron. opt. disk (CD-ROM).

13. Чудаков А. П. Ложится мгла на старые ступени. Роман-идиллия. – Москва : Время, 2014. – 640 с., ил.
Chudakov A. P. Lozhitsya mgla na starye stupeni. Roman-idilliya. – Moskva : Vremya, 2014. – 640 s., il.

14. Дорохина С. В. Интернет-руководство чтением молодёжи как средство развития и поддержки чтения в информационном обществе / автореф. дис. …канд. пед. наук. – Москва : МГУКИ. – 2014 (31 окт. 2014 г.). – Режим доступа: http://nauka.msuc.org/
Dorohina S. V. Internet-rukovodstvo chteniem molodezhi kak sredstvo razvitiya i podderzhki chteniya v informatsionnom obshchestve / avtoref. dis. …kand. ped. nauk. – Moskva : MGUKI. – 2014 (31 okt. 2014 g.). – Rezhim dostupa: http://nauka.msuc.org/

  
На главную