Научные и технические библиотеки №9 2015 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Лобузин И. В. Технология обеспечения жизненного цикла цифровых ресурсов научной библиотеки

Имансыдыкова Н. Ж. Библиотеки Казахстана на современном этапе

БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАТАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Как и почему мы перерабатываем таблицы ББК

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Свергунова Н. М. Педагогическая составляющая в деятельности библиотеки вуза

НАША ИСТОРИЯ

Столяров Ю. Н. Вклад И. Д. Шумахера в развитие русской науки и культуры. (К 325-летию со дня рождения первого российского библиотекаря и библиотековеда)

Гранкина И. И. Разработка масштабных проектов подготовки библиотечных кадров в России в конце 1917 – начале 1921 г.

Глазков М. Н. Утраченное имя: видный эмигрантский библиотекарь-библиограф С. П. Постников

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Новое издание таблиц ББК (в одном томе с алфавитно-предметным указателем)


УДК 026:37(574)

Н. Ж. Имансыдыкова
Научная библиотека Казахского национального педагогического университета им. Абая

Библиотеки Казахстана на современном этапе

Проанализировано развитие библиотечного дела в Республике Казахстан. Особое внимание уделено функциям и месту современной библиотеки в обществе. Показано значение Государственной программы «Medeny myra» («Культурное наследие») для пополнения фондов качественной литературой на государственном языке. Рассмотрены процессы формирования электронных ресурсов, электронных библиотек, баз данных, а также Казахской Национальной электронной библиотеки. Показано место вузовской библиотеки в подготовке специалистов.

Ключевые слова: библиотека, Казахстан, комплектование фондов, «Medeny myra» («Культурное наследие»), электронные ресурсы, Национальная академическая библиотека.

UDС 026:37(574)

Nurgul Imansydykova
Scientific Library of Abai Kazakh National Pedagogical University, Almaty, Kazakhstan

Libraries of Kazakhstan at the present stage

Librarianship status in the Republic of Kazakhstan is analyzed. Roles and place of libraries in the community are discussed. The impact of the “Medeny myra” (“Cultural Heritage”) national program on developing quality collections in the national language is emphasized. The author also addresses the issues of building digital resources, digital libraries, databases, and Kazakh National Electronic Library. The role of the academic library in training professionals is demonstrated.

Keywords: library, Kazakhstan, collection development, “Medeny myra” (“Cultural Heritage”), electronic resources, National Academic Library of the Republic of Kazakhstan, Scientific Library of Abai Kazakh National Pedagogical University.

Библиотеки Казахстана, являясь единственными общедоступными источниками информации, предоставляют обществу актуальную и необходимую информацию в требуемые сроки и в нужном объёме, обеспечивают социокультурный и профессинальный рост специалистов.

Согласно данным исследований Национальной библиотеки Республики Казахстан (НБ РК), каждый четвёртый житель в Казахстане является читателем библиотеки. На сегодняшний день в республике зарегистрировано 4 455 тыс. читателей, из них 34% – это дети, 27% – юноши и девушки.

В 2013 г. в Казахстане работали 4 185 научных, универсальных специальных и иных библиотек, среди которых 260 городских, 3 329 сельских, 141 детская, 11 специализированных для незрячих и слабовидящих граждан. Ежегодно из государственного бюджета на развитие библиотек выделяется 13 млрд тенге [1, 2].

Библиотеки – это те организации, которые наиболее активно содействуют развитию чтения. Они проводят маркетинговые исследования читательских предпочтений, выявляют книги, которыми необходимо докомплектовывать фонды библиотек. Крупные библиотеки республики проводят огромную работу по популяризации книги и чтения: организуют семинары и «круглые столы» с целью изучения и пропаганды передового опыта в данном направлении. Поэтому библиотеки республики всё большее внимание уделяют качественному составу фонда и приобретению необходимых документов, в том числе и на государственном языке.

Огромное значение для комплектования книжных фондов библиотек Казахстана имело принятие государственной программы «Medeny myra» («Культурное наследие») и включение вузовских библиотек в реестр для получения книг на бесплатной основе. За годы независимости республики в свет вышло 442 названия научных изданий по истории, археологии, этнологии, искусству Казахстана и художественной литературы тиражом более 1 млн экз. Эти издания стали достоянием широкой читательской аудитории благодаря тому, что большая часть тиражей направляется в школьные, вузовские и публичные (массовые) библиотеки.

В настоящее время общеказахстанская программа «Medeny myra» имеет статус национальной. Её миссия – сохранение культурно-исторического наследия казахстанского народа. Планов для её реализации очень много: исследование огромного культурного наследия казахского народа, обобщение многовекового опыта национальной литературы и письменности, оцифровка раритетов казахской письменности, предоставление доступа к коллекциям национальных библиотек РК как реальным, так и виртуальным пользователям.

Национальные и республиканские библиотеки РК входят в число участников государственной программы «Культурное наследие» – в секцию «Библиотеки и архивы». Эту программу подробно освещает культурологический альманах «Рух-Мирас», где можно найти информацию об исторических документах, оцифрованных не только в НБ РК, Национальной академической библиотеке (НАБ) РК, но и в других библиотеках мира [3].

В организации обслуживания населения библиотеки Казахстана всё активнее применяют новейшие информационные технологии. Выполнение читательских запросов всё больше опирается на использование информационных сетей (от получения общеполезной для населения информации из библиотек и других учреждений до посредничества в использовании внешних электронных баз данных).

Сегодня характерной особенностью развития библиотек Казахстана являются их ускоренная компьютеризация, перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму, освоение систем обмена информацией с помощью глобальных компьютерных сетей, переход на корпоративные электронные технологии, создание Национального электронного каталога библиотек Казахстана, Национальной электронной библиотеки и других электронных библиотек. В процесс компьютеризации вовлечены не только городские (публичные и детские), но и библиотеки аулов.

Примером новой модели мультимедийной библиотеки, которая работает с электронной информацией, предоставляет разнообразные электронные сервисы и внедряет новейшие компьютерные технологии, является НАБ РК, созданная в Астане Постановлением Правительства РК от 23 апр. 2004 г. за № 461. Главная цель НАБ РК (http://nabrk.kz) – дальнейшее развитие информационной, образовательной и культурно-просветительной инфраструктуры столицы.

Следуя Концепции развития НАБ РК, ключевым её ресурсом определена электронная информация, а главным направлением – безбумажная технология. Формирование фонда электронных ресурсов НАБ РК происходит за счёт создания собственных электронных коллекций и баз данных, приобретения доступа к удалённым БД и ЭК, использования онлайновых ресурсов как части фонда НАБ РК.

Библиотека предоставляет своим пользователям электронные издания (на CD-ROM и DVD-ROM): словари, учебники, книги, энциклопедии по различным отраслям знаний; электронные версии периодических изданий, коллекцию электронных изданий по изучению государственного и иностранных языков; электронные библиотеки и каталоги крупнейших информационных центров мира; интерактивные учебные курсы и многое другое.

Особо следует отметить формирование электронных библиотек РК, которые в режиме онлайн предоставляют пользователям доступ к полнотекстовой информации. В первую очередь это Казахская Национальная электронная библиотека; её услуги: дистанционная запись в библиотеку, электронное бронирование книг в читальные залы, электронная доставка документов, продление срока использования книги, поиск по электронному каталогу библиотеки, выгрузка списка найденной литературы, виртуальная справка «Вопрос библиотекарю». Все услуги доступны на сайте НАБ РК (www.nabrk.kz), где так же доступны электронные каталоги других библиотек республики.

Наиболее открытыми к внедрению передовых технологий оказались библиотеки вузов Казахстана. Их особенность связана в теми задачами, которые стоят перед системой высшего профессионального образования РК и охватывают широкий круг проблем подготовки конкурентоспособных специалистов для экономики Казахстана.

Информационная поддержка всех направлений деятельности современного вуза, как образовательных, так и исследовательских проектов учёных, – важнейшая задача университетских библиотек, решение которой предполагает наличие нормативных ресурсов и возможность получения пользователями достаточно широкого спектра информационных, образовательных и аналитических услуг и доступа в интернет. Один из факторов развития вузовских библиотек – это создание собственных научных и образовательных цифровых ресурсов; их основу составляют учебно-образовательные и методические материалы, авторы которых – преподаватели вуза.

Научная библиотека Казахского национального педагогического университета (НБ КазНПУ) им. Абая – одна из крупнейших вузовских библиотек республики. НБ была организована одновременно с вузом, и за 86 лет своего существования сформировала уникальное собрание педагогической, естественно-научной, технической, гуманитарной, социально-экономической, справочной, художественной литературы для обеспечения образовательного и научно-исследовательского процессов старейшего педагогического вуза РК.

Сегодня НБ КазНПУ, обладая фондом 1 608 192 экз., успешно выполняет свою миссию – предоставлять каждому пользователю качественный и эффективный доступ к любым информационным ресурсам для их образовательной, научной и профессиональной деятельности, содействовать культурному воспитанию коллектива университета.

С каждым годом в библиотечно-информационном обслуживании КазНПУ увеличивается доля электронных носителей, расширяется использование новых информационных технологий и ресурсов интернета; постоянно обновляется и увеличивается парк компьютеров и другой техники, совершенствуются пользовательские программы.

Электронные ресурсы НБ КазНПУпополняются двумя путями: сканирование трудов профессорско-преподавательского состава и комплектование компакт-дисков с изданиями учебной, справочной литературы, обучающими программами, приложениями к основной учебной литературе, выпускаемой в печатном виде, как казахстанского так и российского производства.

Следует отметить, что количество казахстанских электронных ресурсов, особенно в интернете, растёт очень высокими темпами. В последние годы активно развиваются проблемно-ориентированные банки данных и электронные библиотеки, однако следует отметить, что специальных тематических БД научного и учебного назначения недостаточно.

Практически все вузовские библиотеки Казахстана участвуют в создании национального образовательного ресурса – Республиканской межвузовской электронной библиотеки (РМЭБ), где представлены результаты творческой деятельности преподавателей, способствующие улучшению учебно-методического обеспечения образовательных процессов в вузах. Проект РМЭБ, организованный Ассоциацией вузов Республики Казахстан при поддержке Министерства образования и науки РК, позволяет всем вузам эффективно использовать ресурсы и повышать уровень их содержания. В настоящее время каталог РМЭБ содержит более 30 тыс. ссылок на различные учебные и учебно-методические материалы [5].

В годы независимости Казахстана появились профессиональные периодические издания – журналы «Кітапхана» и «Кітапхана элемі = Мир библиотек», имеющие информационное и практическое значение для библиотечного сообщества республики. Первый журнал выходит с 1993 г. под эгидой Библиотечной ассоциации РК (БАРК); его издание обеспечивает НАБ РК. Журнал главным образом освещает работу областных, районных, городских и сельских библиотек, отражает официальные документы РК по вопросам библиотечного дела. Журнал «Кітапхана элемі = Мир библиотек» выходит с 2003 г. в рамках Информационного консорциума библиотек Казахстана. Выпуск журнала и подписку на него организует Республиканская научно-техническая библиотека.

Выход в свет этих журналов способствовал интенсификации процессов информатизации деятельности библиотек. Оба издания вносят большой вклад в укрепление единого информационного пространства Казахстана. Сотрудники библиотек Казахстана публикуют в них материалы по таким темам, как обмен опытом работы, обобщение достижений в обеспечении доступа к онлайн-ресурсам и информационная работа в целом. Важное значение для совершенствования деятельности библиотек имеют публикации в журнале «Кітапхана элемі = Мир библиотек» зарубежных авторов – специалистов в области информационных технологий и библиотечной практики.

В настоящее время библиотечное сообщество РК живёт активной творческой жизнью, сотрудники библиотек постоянно повышают свою профессиональную квалификацию, чему содействует проведение различных конференций, семинаров, «круглых столов», тренингов, мастер-классов и т.д.

В НБ КазНПУ им. Абая постоянно уделяется внимание повышению квалификации библиотечных работников. В зависимости от квалификации, категории библиотекаря и текущих задач, стоящих перед специалистами, используются различные методы и подходы. Заведующие секторами и отделами берут шефство над молодыми библиотекарями. Повышению квалификации помогает чтение специальной литературы, изучение стандартов по библиотечному делу, тренинги по отдельным технологическим процессам, участие в системе повышения квалификации, организованной в других библиотеках Алматы и РК с получением сертификатов.

Профессиональному росту способствует и участие в международных библиотечных форумах. Директор НБ КазНПУ им. Абая приняла участие во Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА-2014 и получила международный сертификат.

Особенно актуальны тренинги по освоению новых информационных технологий и работе с международными БД. В электронных залах НБ КазНПУ им. Абая пользователи могут не только работать с республиканскими электронными каталогами и базами данных, но и бесплатно использовать электронные ресурсы «Шпрингер», «Томсон Рейтер», «Эльзевир», «Полпред», «Лань». Вести релевантный поиск в электронных ресурсах потребителям помогают сотрудники библиотеки.

При КазНПУ им. Абая открыт институт Сорбонна-Казахстан, и перед НБ встала задача формирования фонда читального и электронного залов нового института с учётом самых высоких требований и стандартов в обслуживании его магистрантов и педагогов.

При решении многоаспектных задач библиотеки многое зависит от профессиональных возможностей библиотечных кадров. К сожалению, подготовка квалифицированных кадров в республике не соответствует потребностям развития библиотечного дела. Ежегодно профильные вузы РК выпускают не более пятидесяти бакалавров по библиотечной специальности, магистров – единицы, а потребность в них с каждым годом растёт.

Основной контингент работающих специалистов – предпенсионного возраста. Конечно, опыт – это очень хорошо, но для решения многоаспектных задач библиотечного дела в республике необходимы и молодые кадры, соответствующие требованиям современной библиотечной практики.

За годы независимости РК библиотеки стали подлинными информационными и культурными центрами, оказывающими активное содействие внедрению во все сферы жизни передовых технологий, реализации государственных программ по модернизации производства, росту экономики, духовному развитию граждан.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Агентство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://taldau.stat.kz/. – Загл. с экрана. (Дата обращения 15.01.2014).
Agentstvo Respubliki Kazahstan po statistike [Elektronnyy resurs].

2. Национальная библиотека Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nlrk.kz. – Загл. с экрана. (Дата обращения 15.01.2014).
Natsionalnaya biblioteka Respubliki Kazahstan [Elektronnyy resurs].

3. Культурное наследие Национальный проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.madenimura.kz/ru. – Загл. с экрана. (Дата обращения 15.01.2014).
Kulturnoe nasledie Natsionalnyy proekt [Elektronnyy resurs].

4. Национальная академическая библиотека Республики Казахстан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nabrk.kz
Natsionalnaya akademicheskaya biblioteka Respubliki Kazahstan. [Elektronnyy resurs].

5. Республиканская межвузовская электронная библиотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rmeb.kz/. – Загл. с экрана. (Дата обращения 15.01.2014).
Respublikanskaya mezhvuzovskaya elektronnaya biblioteka [Elektronnyy resurs].

  
На главную