Научные и технические библиотеки №9 2015 год
Содержание:

БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Лобузин И. В. Технология обеспечения жизненного цикла цифровых ресурсов научной библиотеки

Имансыдыкова Н. Ж. Библиотеки Казахстана на современном этапе

БИБЛИОТЕЧНЫЕ КАТАЛОГИ И ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Как и почему мы перерабатываем таблицы ББК

НАША ПРОФЕССИЯ. КАДРЫ. ОБРАЗОВАНИЕ

Свергунова Н. М. Педагогическая составляющая в деятельности библиотеки вуза

НАША ИСТОРИЯ

Столяров Ю. Н. Вклад И. Д. Шумахера в развитие русской науки и культуры. (К 325-летию со дня рождения первого российского библиотекаря и библиотековеда)

Гранкина И. И. Разработка масштабных проектов подготовки библиотечных кадров в России в конце 1917 – начале 1921 г.

Глазков М. Н. Утраченное имя: видный эмигрантский библиотекарь-библиограф С. П. Постников

ПРЕДСТАВЛЯЕМ НОВОЕ ИЗДАНИЕ

Новое издание таблиц ББК (в одном томе с алфавитно-предметным указателем)


УДК 027.7

Н. М. Свергунова
Орловский государственный университет

Педагогическая составляющая в деятельности библиотеки вуза

Рассмотрена библиотечная педагогика как одно из направлений реализации библиотекой вуза своей гуманистической миссии. Представлены взгляды ведущих отечественных специалистов на библиотечную педагогику.

Ключевые слова: библиотека вуза, библиотечная педагогика, педагогическая функция библиотеки, гуманистическая миссия библиотеки, руководство чтением, информационная культура.

UDC 027.7

Natalya Svergunova
Scientific Library of Orel State University, Orel, Russia

Role of library pedagogy in university library activities

The author examines library pedagogy as a way to accomplish humanistic mission of the academic library. Approaches of leading national specialists towards library pedagogy are presented.

Keywords: university library, library pedagogy, library’s pedagogical function, library humanistic mission, reading guidance, information culture.

Один из основных векторов современного образования – гуманизация, которую правомерно определить как систему мер, «направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологии обучения, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных отношений» [1. С. 93]. Такой подход утверждён как один из принципов государственной политики в сфере образования Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012), где в ст. 3 подчёркнуты «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе, окружающей среде, рационального природопользования» [2].

Библиотека вуза осуществляет свою деятельность в двух направлениях с учётом требований системы образования, частью которой является: обеспечивает информационное сопровождение учебного и научно-исследовательского процессов и реализует свою гуманистическую миссию.

Педагогическую функцию библиотеки можно рассматривать как направление реализации гуманистической миссии. А. В. Ванеев утверждает:

«В настоящее время вся библиотека – это педагогическая система, направленная на воспитание и образование читателей» [3. С. 175]. А. Ю. Кузьмина справедливо отмечает: библиотека, выполняя «свою педагогическую функцию через образовательно-воспитательную деятельность, может внести значительный вклад в процесс сохранения традиционной культуры, нравственных и этических ценностей, формирования учебных умений, личностных качеств, необходимых членам глобального информационного общества» [4. С. 48].

Основываясь на концепции В. И. Терёшина, в которой педагогическая функция выступает средством практической реализации всех остальных функций библиотеки, А. Ю. Кузьмина определяет взаимоотношения педагогической функции с другими «в виде системы, где педагогическая функция – это сама система, а её элементы – остальные функции библиотеки, которые помогают высветить разные аспекты и возможности педагогической функции, выявляя её многогранность и многомерность» [Там же. С. 50].

Важная особенность библиотечной педагогики заключается в том, что пользователь не ощущает на себе прямого воспитательного воздействия. Он посещает библиотеку добровольно, по собственной инициативе, процесс усвоения знаний если и контролируется, то в скрытой форме (при проведении викторин и конкурсов, в непринуждённой личной беседе с библиотекарем, в процессе включения в различные коммуникативные практики). В этом проявляется определённое преимущество библиотечной педагогики перед педагогикой общего и профессионального образования.

При прямом педагогическом воздействии нередко возникает неприятие передаваемых педагогом взглядов и мнений (это характерно для юношеского возраста). Поэтому библиотечное педагогическое воздействие на пользователя должно быть преимущественно неявным, корректным. Исключение составляют специально организованные курсы, лектории, кружки, мастер-классы. При этом право выбора и принятия решений всегда остаётся за пользователем, поскольку основу библиотечной педагогики составляет свободное развитие личности.

Ю. П. Мелентьева выделяет следующие задачи библиотечной педагогики:
поддержание в обществе высокого статуса чтения и книги;
продвижение чтения, разработка и применение технологий приобщения пользователей библиотек к чтению;
формирование информационной культуры и культуры чтения у различных категорий пользователей [5. С. 93].

Однако следует уточнить, что деятельность библиотеки должна строиться на принципах гуманизма и неприятия литературы, приносящей вред каждой личности в отдельности и обществу в целом. В критике первой редакции Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря (1999) Ю. Н. Столяров отметил: «Предоставление беспрепятственного доступа к асоциальной литературе противоречит действительным информационным потребностям основной массы общества и рассогласовывается с интересами государства» [8. С. 125].

Библиотеки обслуживают различные категории пользователей (разный возраст, пол, уровень образования). Однако для библиотек, работающих с детьми и юношеством, педагогическая деятельность наиболее актуальна, поскольку возрастные особенности этой группы читателей – ещё не устоявшиеся идеалы, мировоззренческие установки, нравственные ценности, недостаток знаний и жизненного опыта.

Важное значение в этом контексте приобретает педагогическая деятельность библиотек вузов в условиях многоуровневой системы образования (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, программы ординатуры, ассистентуры-стажировки) [2]. Кроме того, многие вузы имеют факультеты среднего профессионального образования, довузовской подготовки, дополнительного и дистанционного образования. Поэтому особое место в работе библиотек вузов должно быть отведено изучению пользователей и поиску технологий работы с разными их категориями локально и дистанционно.

Важные элементы библиотечной педагогической системы – библиотекарь и пользователь. Актуальной проблемой является изучение их взаимосвязи и взаимодействия. В этом направлении выделяются два подхода. «Исторически первый и наиболее мощный – это влияние на читателя извне (или, в соответствии с нашей терминологией, – руководство чтением). Второй подход – это, говоря словами Н. А. Рубакина, концепция «примата читателя», удовлетворения информационных потребностей читателя» [7. С. 129].

Руководство чтением предполагает избирательное отношение к выполнению информационных запросов пользователей. К примеру, если пользователь желает прочесть роман А. Меньшикова «Двадцать один: роман искреннего эгоиста» (издан в С.-Петербурге издательским домом «Давид» в 2012 г.), повествующий о внутренних переживаниях и беззащитной искренности, юношеском мироощущении и взрослении, сотрудник библиотеки должен помочь найти эту книгу (если романа нет в фонде библиотеки, то подсказать, где и как его приобрести).

Другой должна быть реакция библиотекаря на желание пользователя получить информацию, к примеру, о действующих на территории его проживания религиозных сектах. Конечно, интерес к этой теме может иметь учебный, научный, самообразовательный характер. В то же время он может быть мотивирован и желанием пользователя примкнуть к одной из этих организаций. Библиотекарь не должен упустить из виду ни одной из возможных причин появления информационного запроса, а значит, необходимо уточнить его тематическую направленность, выяснить, какую конкретно информацию пользователь хочет получить: разобраться в основах разных религиозных направлений, узнать, какими организациями они представлены в его городе, или что-то другое.

Не стоит забывать и о том, что читатель может своими неискренними ответами ввести библиотекаря в заблуждение. Поэтому в момент принятия решения о выдаче найденных источников следует учитывать и такие факторы, как возраст, психическое состояние пользователя. В зависимости от полученных при общении сведений сотруднику библиотеки предстоит предпринять все меры, чтобы предоставить читателю документные источники, из которых он выберет наиболее для него подходящие. При этом информация, полученная в библиотеке, не должна наносить вреда пользователю или обществу.

Вполне вероятно, что грамотный пользователь при определённых усилиях сможет найти необходимую информацию в интернете. Сотрудник, отвечающий за обслуживание, должен контролировать работу в глобальной сети тех пользователей, которые находятся в помещении библиотеки. Ведь библиотекарь несёт ответственность за то, какую информацию черпает пользователь из документарных источников, получаемых в библиотеке.

В основе педагогической функции библиотеки – сотрудничество и создание партнёрских взаимоотношений, основанных на взаимовлиянии обеих сторон – библиотеки и пользователя. Проблемы субъект-субъектных отношений в библиотечной практике поднимают на страницах своих работ С. А. Езова [8], И. И. Тихомирова [10], А. С. Чачко [11] и другие.

На первый взгляд может показаться, что в процессе библиотечного общения происходит одностороннее влияние библиотекаря на пользователя. Однако общение предполагает диалог, в котором обе стороны выражают своё мнение. Обсуждение прочитанных произведений, культурных, экономических, политических событий побуждает обе стороны так выражать свою точку зрения, чтобы заинтересовать собеседника, убедить в своей правоте.

При этом мнение библиотекаря не всегда остаётся незыблемым. Ярким примером может служить цикл мероприятий «Моё литературное открытие», проводимых в библиотеке Госуниверситета – учебно-научно-производственного комплекса (г. Орёл).

Каждое мероприятие предполагает обсуждение выбранных и заранее прочитанных произведений студентами, преподавателями и сотрудниками библиотеки. Для одной из запланированных дискуссий студенческая группа предложила нашумевший современный роман Э. Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого». Далеко не все библиотекари были согласны с таким выбором. Многие из них отказались читать произведение. Среди тех, кто прочёл книгу, тоже были противники её обсуждения, объясняя это, в первую очередь, наличием в ней многочисленных сексуальных сцен.

Однако тот факт, что произведение пользуется высокой популярностью в молодёжной среде, стал решающим в принятии решения о проведении мероприятия. Библиотекарей заинтересовало, как студенты представят роман и чем докажут, что он достоин прочтения. Преподавателей и сотрудников библиотеки приятно удивили выступления студентов: акцент был сделан на личностных взаимоотношениях главных героев романа, их переживаниях, чувствах, поступках, анализе сложных жизненных ситуаций, в которые попадали юноша и девушка.

В процессе дискуссии разгорелись жаркие споры между сторонниками произведения и теми, у кого оно вызвало неприятие. Обе стороны высказали доводы «за» и «против» романа. Ценно, что в процессе обсуждения читатели, относящиеся к первой группе, заострили внимание на тех моментах, на которые по каким-либо причинам не обратили внимания представители второй группы, и наоборот. В результате были разобраны «слабые» и «сильные» (с точки зрения участвующих в дискуссии) стороны романа.

В рассмотренном случае важно то, что студенты выбрали правильное направление диалога. Но мероприятие могло пойти по другому сценарию, если бы молодёжь в своих выступлениях выделила такой аспект произведения, как физическое наслаждение. В этом случае библиотекари должны были бы взять инициативу в свои руки и акцентировать внимание студентов на других моментах: трактовать интимную близость главных героев романа как важную, неотъемлемую и значимую часть взаимоотношений противоположных полов, позволяющую раскрыть взаимные чувства, желание быть ближе, заботиться друг о друге, характеры и психологические особенности.

Вполне вероятно, что после проведения подобных мероприятий каждая группа оппонентов останется при своём мнении. Тем не менее в процессе дискуссии участники выслушивают друг друга, выявляют проблемы, на которые следует обратить внимание, ищут пути их решения.

Как продолжение беседы возможны: составление обеими группами участников перечня произведений, которые необходимо прочесть по данной тематике, и организация дискуссий по ним. При подготовке мероприятий библиотекарям необходимо предвидеть все возможные пути развития диалога и быть готовыми в нужный момент изменить ход беседы. Если же в процессе дискуссии выяснится, что точка зрения библиотекаря ошибочна, наилучшим выходом из такой ситуации будет признание этого.

Для обсуждения научных произведений, дискуссионных вопросов в различных областях человеческой деятельности целесообразно проводить презентации книг, «круглые столы», читательские конференции и другие мероприятия с приглашением компетентных в этой сфере гостей.

Для формирования субъект-субъектных отношений важны как изучение информационных потребностей пользователей библиотеки, так и поиск путей влияния на формирование этих потребностей. Руководство чтением при этом направлено на становление мировоззрения читателя, его эстетических вкусов, кругозора, духовных ценностей. При этом неприемлемо насаждать точку зрения библиотекаря. В процессе общения (а оно предполагает диалог) пользователь сам выбирает заинтересовавшие его источники. Диалог читателя и библиотекаря может носить различный характер в зависимости от типа библиотеки, категории обслуживаемых пользователей, жизненного опыта, профессионализма, комптентности и эрудированности обеих сторон.

К примеру, в библиотеках учебных заведений при обслуживании учащихся чаще всего доминирует библиотекарь. При общении с представителями профессорско-преподавательского состава диалог может носить равноправный характер, если касается вопросов, осведомлённость в которых у обеих сторон приблизительно одинаковая. При решении вопросов, относящихся к компетенции библиотекаря, проявляется его доминирование. При обсуждении же проблем, касающихся профессиональной или иной деятельности преподавателя, в которой он компетентен, доминирует пользователь.

Важное направление библиотечной педагогики – формирование информационной культуры пользователя, которая является частью общей культуры и предполагает владение не только навыками поиска информации, но и эффективной работы с ней: отбора, анализа, оценки, структурирования. Важно не только, сколько читает человек, но и что именно он читает. Человек с высоким уровнем информационной культуры знакомится с разными точками зрения, разумно и конструктивно их оценивает, делает самостоятельные выводы, имеет свою точку зрения и умеет её отстаивать.

В процессе обучения в вузе студент получает знания от преподавателя на аудиторных занятиях либо самостоятельно при подготовке к семинарам, написании курсовых, дипломных работ. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации учащемуся сложно, если он не обладает навыками поиска, отбора, оценки информации. Дисциплины «Основы информационной культуры», «Информационная культура», «Основы библиотечно-библиографических знаний» библиотекари читают студентам уже на протяжении нескольких десятков лет. Однако смещение приоритетов образовательных программ в сторону прикладного бакалавриата, ориентация образования на практическую подготовку, сокращение количества академических часов свидетельствуют о том, что меняется подход библиотеки к обучению пользователей работе с информацией.

В результате анализа статистических показателей деятельности библиотек вузов, входящих в состав зонального методического объединения Центрально-Чернозёмного региона, было выявлено: количество занятий по пропаганде библиотечно-библиографических знаний и формированию информационной культуры пользователей сократилось в 2014 г. на 57% по сравнению с 2009 г. Если в 2009 г. сумма часов занятий, проведённых в 34 вузах Воронежа, Борисоглебска, Белгорода, Курска, Липецка, Ельца, Орла, Тамбова, Мичуринска, составляла 4 503 часа, то в 2014 г. – 2 119 часов. Тенденция к снижению часов аудиторных занятий отчётливо прослеживается (см. рис.).

Объём учебных занятий по формированию основ информационной культуры (в часах)

С 2011 г. прекратились занятия, проводимые вузовской библиотекой, в Воронежской государственной лесотехнической академии, с 2012 г. – в Воронежском государственном университете инженерных технологий и в Военном учебно-научном центре военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Воронеж), с 2013 г. – в Борисоглебском государственном педагогическом институте и Мичуринском государственном аграрном университете. Основной причиной стал переход к обучению по ФГОС нового поколения, в которых значительное место отведено самостоятельной работе студентов.

Дисциплины по основам информационной культуры либо изъяты из учебных планов, либо количество часов, отведённых на их изучение, значительно сокращено. Это привело к тому, что студенты стали чаще использовать поисковые инструменты интернета, игнорируя каталоги библиотек, полнотекстовые базы данных, электронные библиотечные системы. Причины этого – слабая осведомлённость студентов о наличии этих ресурсов и неумение работать с ними.

Изменилось и наполнение учебных курсов. В связи с приобретением библиотеками вузов доступа к различным ЭБС, научным БД, электронным библиотекам художественной литературы, созданием электронных коллекций собственной генерации большое внимание уделяется работе с электронными документами. Целесообразно знакомить студентов не только с информацией по изучаемым дисциплинам, но и с другими информационными ресурсами. Пробуждение интереса к различным отраслям знаний позволит пользователям расширить свой кругозор, разносторонне развиваться. Кроме того, важно приобщать студентов к деятельности библиотек в социальных сетях, поскольку информация, содержащаяся в постах, косвенно выполняет педагогическую функцию.

Рассмотренные аспекты деятельности библиотеки вуза – лишь малая часть системы библиотечной педагогики, посредством которой библиотека осуществляет взаимосвязь между пользователем и документом, обеспечивает доступ к знаниям, передаёт духовное и нравственное наследие будущим поколениям, оказывает воспитательное воздействие, влияет на чувства и внутренний мир человека, реализуя тем самым свою гуманистическую миссию.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. – Москва, Владос, 2004. – 352 с.
Evladova E. B. Dopolnitelnoe obrazovanie detey / E. B. Evladova, L. G. Loginova, N. N. Mihaylova. – Moskva, Vlados, 2004. – 352 s.

2. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 21.12.2012 г. № 273-ФЗ // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148547;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.9397449303867272;from=147353-NaN
Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : federalnyy zakon ot 21.12.2012 g. № 273-FZ // KonsultantPlyus.

3. Ванеев А. Н. Библиотечная педагогика / А. Н. Ванеев // Библ. энцикл. / Рос. гос. б-ка. ; гл. ред. Ю. А. Гриханов ; сост.: Е. И. Ратникова, Л. Н. Уланова. – Москва : Пашков дом, 2007. – С. 175.
Vaneev A. N. Bibliotechnaya pedagogika / A. N. Vaneev // Bibl. entsikl. / Ros. gos. b-ka. ; gl. red. Yu. A. Grihanov ; sost.: E. I. Ratneykova, L. N. Ulanova. – Moskva : Pashkov dom, 2007. – S. 175.

4. Кузьмина А. Ю. О реализации педагогической функции в библиотечной практике / А. Ю. Кузьмина // Седьмые Денисьевские чтения : материалы межрегионал. науч.-практ. конф. по проблемам истории, теории и практики библ. дела, библиотековедения, библиографоведения и книговедения, г. Орёл, 28–29 окт. 2010 г. / сост. Н. З. Шатохина. – Орёл : Орлик , 2011. – С. 48–51.
Kuzmina A. Yu. O realizatsii pedagogicheskoy funktsii v bibliotechnoy praktike / A. Yu. Kuzmina // Sedmye Denisevskie chteniya : materialy mezhregional. nauch.-prakt. konf. po problemam istorii, teorii i praktiki bibl. dela, bibliotekovedeniya, bibliografovedeniya i knigovedeniya, g. Orel, 28–29 okt. 2010 g. / sost. N. Z. Shatohina. – Orel : Orlik , 2011. – S. 48–51.

5. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учеб. / Ю. П. Мелентьева. – Москва : ФАИР, 2006. – 256 с.
Melenteva Yu. P. Bibliotechnoe obsluzhivanie : ucheb. / Yu. P. Melenteva. – Moskva : FAIR, 2006. – 256 s.

6. Столяров Ю. Н. Размышления об этике год спустя // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 4. – С. 123–142.
Stolyarov Yu. N. Razmyshleniya ob etike god spustya // Nauch. i tehn. b-ki. – 2003. – № 4. – S. 123–142.

7. Столяров Ю. Н. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность : полный курс лекций для аспирантов и соискателей / Ю. Н. Столяров. – Орёл, ОГИиК, Оперативная полиграфия, 2007. – 266 с.
Stolyarov Yu. N. Bibliotekovedenie, bibliografovedenie i knigovedenie kak edinaya nauchnaya spetsialnost : polnyy kurs lektsiy dlya aspirantov i soiskateley / Yu. N. Stolyarov. – Orel, OGIiK, Operativnaya poligrafiya, 2007. – 266 s.

8. Езова С. А. Уточнение понятия библиотечное общение // Науч. и техн. б-ки. – 2005. – № 5. – С. 50–57.
Ezova S. A. Utochnenie ponyatiya bibliotechnoe obshchenie // Nauch. i tehn. b-ki. – 2005. – № 5. – S. 50–57.

9. Тихомирова И. И. На путях к возрождению библиотечной педагогики / И. И. Тихомирова // Школьная б-ка. – 2009. – № 9–10. – С. 81–88.
Tihomirova I. I. Na putyah k vozrozhdeniyu bibliotechnoy pedagogiki / I. I. Tihomirova // Shkolnaya b-ka. – 2009. – № 9–10. – S. 81–88.

10. Чачко А. С. Развивающаяся библиотека в информационном обществе : науч.-метод. пособие. – Москва : Либерея, 2004. – 88 с.
Chachko A. S. Razvivayushchayasya biblioteka v informatsionnom obshchestve : nauch.-metod. posobie. – Moskva : Leebereya, 2004. – 88 s.

  
На главную