Научные и технические библиотеки №1 2016 год
Содержание:

Соколов А. В. Функции библиосферы. Часть 1

22-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2015»

Булычёва О. С., Сюнтюренко О. В. Национальная информационная инфраструктура: точки роста

Мазов Н. А., Гуреев В. Н. Библиометрические системы в поддержку научных исследований

Ерёменко Т. В., Меркулова О. Г. Кейс-стади как метод изучения информационно-этических ситуаций в научно-исследовательской деятельности современного российского вузовского сообщества

Зайцева Е. М. Развитие классификаций библиотечно-информационной сферы и форм их представления и использования

Рассадина М. И. Кто придёт в библиотеку? Требования работодателей и парадоксы профессионального образования

Бычкова Е. Ф. Секция «Экологическая информация и экологическая культура» конференции «Крым–2015». Обзор работы

Захаренко М. П., Лещинская В. В. Методика, подтверждённая практикой: основа успеха эколого-ориентированной деятельности библиотеки для молодёжи

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Тезаурофасет – ИПЯ XXI века

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. 36-я Конференция ИАТУЛ. Обзор работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Варганова Г. В. В потоке времени

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Амельченко Г. К., Мовчан С. В. Библиотека Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. (К 85-летию со дня организации)

Монгуш З. М. Библиотеке Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований 70 лет: страницы истории


УДК 001.89

Т. В. Ерёменко
Рязанский государственный университет им. С. А. Есенина

О. Г. Меркулова
Рязанское высшее воздушно-десантное
командное училище им. генерала армии В. Ф. Маргелова

Кейс-стади как метод изучения
информационно-этических ситуаций
в научно-исследовательской деятельности
современного российского вузовского сообщества

Обоснована актуальность задачи создания типологии информационно-этических ситуаций, возникающих в процессе научной деятельности в вузе, с использованием метода кейс-стади. Проанализировано содержание информационной этики и предложена дефиниция понятия «информационно-этическая ситуация». На основе типологии этических дилемм А. Гева и этики ответственности В. Канке рассмотрены материалы, собранные в ходе исследования информационной этики студентов Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина, и мини-кейсы, созданные на основе практики Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В. Ф. Маргелова.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00049.

Ключевые слова: метод кейс-стади, информационная этика, информационно-этическая ситуация этические дилемы А. Гева, этика ответственности В. Канке.

UDC 001.89

Tatiana Eremenko
S. A. Yesenin State University, Ryazan, Russia

Olga Merkulova
General V. F. Margelov Higher Airborne Command College, Ryazan, Russia

Case studies as the method
to investigate into information ethical situations
in research activities of Russian university community

The author proves the relevance of the task to introduce typology of ethical situations in research teams in universities with the case study method. Information ethics content is analyzed, and the term of information ethical situation is defined. Based on A. Gev’s typology and V. Kanke’s ethics of responsibility, the authors review the findings of the case study of Ryazan State University students, and mini-cases of V. F. Margelov Higher Airborne Command College. The article is prepared within the framework of the research project No. 15-03-00049 sponsored by the Russian Foundation for the Humanities

Keywords: case study technique, information ethics, Aviv Gev’s ethical dilemmas and V. Kanke’s responsibility ethics.

Информационная этика – это сравнительно новый раздел этики. Её следует отличать от компьютерной этики, исследующей моральные проблемы, которые возникают в связи с развитием и применением информационных технологий. Как указывает А. С. Сергеев [8. С. 83, 84], публикация в 1990-е гг. работ итальянского философа Лучано Флориди способствовала отмежеванию и становлению двух новых научных областей: философии информации и информационной этики. Если под этикой как таковой принято понимать систему норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы, то информационная этика оценивает поведение человека или группы людей в сфере отношения к информации и содержит систему норм и ценностей, определяющих это поведение.

В гуманитарном классе свойств информационной этики Л. Флориди называет такие, как стабильность и нестабильность, безопасность, доверие, конфиденциальность, аккуратность, искренность и честность (изложено по [2]).

В вузовском сообществе информационная этика научного труда тесно связана с понятиями этика учёного, этика науки, этос науки. Её проблематика пересекается с такими ключевыми вопросами этики науки, как корректное определение авторства, недопустимость плагиата, ориентированность на новизну, недопустимость фальсификации информации, корректное цитирование и корректные ссылки, научная добросовестность.

Высшее учебное заведение представляет собою одновременно центр и колыбель науки. Вуз – это уникальное сочетание научных лидеров, состоявшихся учёных, молодых исследователей и студентов, делающих в науке первые шаги. В аспекте отношений с информацией все эти категории членов вузовского сообщества становятся субъектами информационно-этических ситуаций.

Для выработки дефиниции понятия информационно-этическая ситуация возьмём за основу развёрнутое определение термина ситуация в Большой психологической энциклопедии [1]: «Ситуация (от франц. situаtion – положение, обстановка) – система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность. Качество «быть внешним» по отношению к субъекту означает: в пространственном отношении – воспринимаемая внеположенность субъекту, во временном отношении – предшествование действию субъекта, в функциональном отношении – независимость от него соответствующих условий в момент действия.

К элементам ситуации могут относиться и состояния самого субъекта в предшествующий момент времени, если они обусловливают его последующее поведение. Полное описание ситуации подразумевает выделение требований, которые предъявлены индивиду извне или (и) выработаны им самим, выступая для него в качестве исходных. …Реализация требований ситуации создаёт предпосылки к её преобразованию или преодолению. Выход за пределы ситуации… имеет место в той мере, в какой у субъекта (при значимости для него данной ситуации) складываются и начинают реализовываться новые требования к себе, избыточные по отношению к первоначальным».

Конкретизируя понятие ситуации применительно к этике, обратимся к понятию этическая ситуация. Согласно определению О. В. Пантелеевой, это совокупность жизненных обстоятельств, при которой возникают и развиваются нравственные противоречия, подлежащие разрешению нравственно оправданными средствами [7]. Принципиально важно подчеркнуть: этика предполагает, что человек имеет возможность выбора, следовательно, этическая ситуация – это ситуация выбора поступка.

Соответственно, информационно-этическая ситуация может быть определена как система внешних по отношению к субъекту условий, в которых он вступает в отношения с информацией и которые побуждают и опосредуют его активность как субъекта, разрешающего возникшее и развивающееся в данных условиях нравственное противоречие. К элементам информационно-этической ситуации относится и состояние самого субъекта в предшествующий момент времени, если оно обусловливает его последующее поведение. Нужно подчеркнуть, что состояние субъекта, определяющее его нравственный «выбор поступка», в подавляющем большинстве случаев является элементом информационно-этической ситуации.

Разнообразие информационно-этических ситуаций, типичных для научного труда в условиях вуза, может быть продуктивно описано как набор кейсов. Под кейсом (от англ. case – случай) мы понимаем специально подготовленный материал, содержащий письменное описание ситуации, заимствованной из реальной практики. Использование метода кейсов (кейс-стади) в преподавании, в первую очередь юридических и управленческих дисциплин, активно началось в российском высшем образовании в начале ХХI в. Особенно интенсивно создаются и применяются кейсы в магистерских образовательных программах делового администрирования (MBA – Master of Business Administration).

Накопленный опыт создания кейсов для образования, в том числе и авторами этой статьи [3], позволяет утверждать, что потенциал кейс-метода в решении проблемы адекватного описания сложности и многообразия информационно-этических ситуаций, возникающих в процессе научно-исследовательской деятельности в вузе, высок. Его применение открывает хорошие перспективы как для создания типологии таких ситуаций, так и для разработки технологий их оценки.

Сбор материала для написания кейсов должен, по нашему мнению, предваряться построением гипотетической типологии информационно-этических ситуаций, возникающих в процессе научной деятельности в вузе. Логическое обоснование критериев, с помощью которых может быть разработана подобная типология, позволит обеспечить необходимое разнообразие возможных кейсов. Следует учесть и уже имеющийся опыт разработки близких по содержанию типологий и классификаций этических ситуаций. Так, типологию этических ситуаций в образовательном процессе создал российский учёный М. Н. Аплетаев (излагается по работе [5]). Эта типология построена на шести основаниях:

по источнику возникновения и сфере разрешения этические ситуации делятся на вербальные (словесные, воображаемые) и жизненные (практические, поведенческие);

по характеру противоречия – на коллизийные (для разрешения противоречия достаточно преобразования взаимоотношений её участников); альтернативные (заключают в себе противоречие между двумя взаимоисключающими решениями или действиями) и конфликтные (основное противоречие доведено до крайности, разрешить его возможно только путём качественного преобразования всей структуры ситуаций, существенного изменения взаимоотношений и состава компонентов ситуации);

по характеру познавательной и нравственной деятельности – на репродуктивные (предполагают воссоздание нравственных образов), поисковые (основаны на исканиях нравственных ценностей) и проблемные (требуют новых знаний для своего разрешения);

по степени трудности разрешения – на простые и сложные;

по характеру интеллектуальной деятельности и конкретной воспитательной задаче – на аналитические (позволяют разобраться в сложившихся условиях, объяснять правильные и ошибочные поступки участников ситуации); диагностические (распознавание нравственной сущности явлений); оценочные (выработка оценочных умений); конструктивные (проектирование нравственного поведения); прогностические (предсказание поведения);

по целевой установке выделяются ситуации нравственного выбора, основной функцией которых является утверждение добра.

Интересная типология этических дилемм предложена израильским автором А. Гева (излагается по [9]). Под этической дилеммой понимается ситуация выбора без обозначения очевидного правильного варианта. А. Гева упорядочивает этические дилеммы по степени неопределённости относительно правильного решения (высокая или низкая) и мотивации лица, которое должно принять решение (высокая или низкая). Сочетание этих двух факторов дает четыре типа дилемм: 1) настоящая этическая дилемма (правильный выбор неизвестен, но человек очень хочет его найти); 2) проблема подчинения (правильный выбор известен, но человек не желает ему следовать); 3) моральная небрежность (правильный выбор неизвестен, и человек не заинтересован в его поиске); 4) отсутствие проблемы (правильный выбор известен, и человек намерен ему следовать) [9. С. 125].

При построении типологии информационно-этических ситуаций, возникающих в научно-исследовательской деятельности современного российского вузовского сообщества, принципиально важно проанализировать, какие этические ценности в первую очередь определяют выбор субъекта при разрешении нравственного противоречия в сфере отношений с информацией. Основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта Норберт Винер был убежден в том, что для разрешения информационных этических вопросов нужно всякий раз использовать возможность «применить уже существующие моральные принципы, законы, правила или этические практики, регулирующие поведение человека в обществе» (цит. по [6. С. 289]).

В этой связи представляется целесообразным опереться на концепцию «этики ответственности», разработанную российским философом В. А. Канке [4]. Он указывает, что в современной технической цивилизации получает развитие неклассическая концепция ответственности, которая рассматривает человека в мире, наполненном случайностями, риском, неопределённостями, участием в общих делах. В таком мире отказ от ответственности равносилен самоубийству, поэтому требование ответственности и осуждение безответственности как никогда актуальны. В то же время на современном этапе развития общества очень трудно выделить ответственность отдельного человека.

В неклассической концепции ответственности вопрос ставится так: сумейте выделить ответственность каждого человека и подсчитайте её. По результатам подсчёта станет ясно, следует ли вознаграждать или же наказывать человека и в какой степени.

В. А. Канке подчёркивал: многовековая история этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы и попыток согласовать их требования. Своеобразный прорыв в этой области произошёл после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации». Йонас объединил этику справедливости и этику свободы в этику ответственности. Развивая его взгляды, В. А. Канке утверждал, что современный человек ответственен перед миром, и добро – это ответственность.

Именно ответственность как этическая ценность преимущественно определяет выбор человека в отношениях с информацией и помогает квалифицировать конкретную ситуацию как информационно-этическую. Полезно проанализировать материалы, собранные в ходе исследования информационной этики современного вузовского сообщества в Рязанском государственном университете им. С. А. Есенина.

Группе студентов первого курса было предложено описать наиболее часто применяемые ими в ходе самостоятельной работы способы подготовки письменного текста, детально раскрыв все связанные с поиском и использованием информации аспекты. Описания были сделаны анонимно, что гарантировало высокую степень искренности студентов. Всего собрано 51 описание. В результате получен материал, позволивший в первом приближении реконструировать несколько типичных вариантов информационного поведения студентов во время самостоятельной подготовки письменного текста.

Для описания вариантов использованы наиболее ярко иллюстрирующие их суть выдержки из студенческих текстов. Варианты выстроены в последовательности, отражающей уровень сложности информационного поиска, глубины и самостоятельности аналитико-синтетической переработки найденной информации.

Вариант 1. Студент полностью копирует готовый текст из интернета. Пример описания: Я беру информацию из интернета, просто её копирую и вставляю.

Вариант 2. Студент выбирает и копирует части текстов из интернета и компилирует их в определённой логической последовательности. Примеры описаний: 1) Весь материал я беру из интернета. Делаю запрос по заданной теме, нахожу различные статьи, рефераты, документы, вырезки из газет, анализирую информацию, выбираю лучшее, а потом объединяю это в одно целое. 2) В интернете просматриваю большое количество сайтов, ищу наиболее достоверную информацию. Переношу куски из разных источников в текстовый документ. Приступаю к редактированию: логически связываю найденную мною информацию.

Вариант 3. Студент выбирает информацию в интернете, анализирует её, проверяет на достоверность, компилирует, самостоятельно делает выводы. Пример описания: При написании реферата я беру всю информацию в интернете. Это могут быть электронные книги, выписки из статей, чужие рефераты и т.д. Я открываю несколько сайтов по теме, прочитываю, анализирую и начинаю писать реферат. Информацию с сайтов проверяю на правильность, что-то дополняю сам. Делаю выводы и пишу введение тоже сам.

Вариант 4. Студент начинает с осмысления темы работы; составляет предварительный план; для поиска информации использует как интернет, так и библиотеки; выбирает и анализирует информацию. Примеры описаний: 1) В первую очередь я должен понять суть темы, над которой мне предстоит работать. После этого я буду искать информацию в интернет-ресурсах и литературе, анализируя, выбирая самое важное и нужное. 2) Я чётко определяю тему, при необходимости расчленяю её на составляющие (микротемы). Информацию преимущественно ищу в интернете, также пользуюсь книгами. Выбираю нужное, анализирую. 3) Я стараюсь пользоваться всеми источниками, которые мне доступны. Это книги, интернет, научные статьи. Это очень кропотливая и сложная работа, так как нужно охватить большое количество информации, но в то же время стараться не писать лишнего, выделять главное. 4) Для выполнения письменной работы я, как и все, использую интернет-ресурсы. Помимо интернета, для своих работ я использую книги, так как дома имеется большая библиотека. В этом тоже есть свой плюс – это умственная работа, очень полезная и интересная. Если какой-то книги нет дома, я иду в библиотеку.

Если рассматривать представленные выше варианты как информационно-этические ситуации, то именно опора на ценность ответственности помогает увидеть в них этические дилеммы и в перспективе использовать для написания кейсов. Сочетание этики ответственности и типов этических дилемм А. Гева позволяет квалифицировать вариант информационного поведения № 1 как либо моральную небрежность (правильный выбор неизвестен, и человек не заинтересован в его поиске), либо проблему подчинения (правильный выбор известен, но человек не желает ему следовать).

Степень ответственности за нарушение этических норм может быть определена как средняя в случае моральной небрежности и как высокая – в случае проблемы подчинения.

Интересно, что ряд комментариев студентов в описаниях доказывает – они осознают свою моральную небрежность в отношении к информации. Пример: Всё же большую часть приходится плагиатить по причине незнания алгоритма правильной работы по написанию рефератов.

Варианты информационного поведения № 2 и № 3 с большей степенью вероятности могут быть определены как моральная небрежность со средней степенью этической ответственности по отношению к информации. Вариант № 4 – это отсутствие проблемы (правильный выбор известен, и человек намерен ему следовать). Степень ответственности за нарушение этических норм нулевая.

Анализ мини-кейсов, созданных на основе практики Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. генерала армии В. Ф. Маргелова, также помогает раскрыть эвристический потенциал этики ответственности в анализе информационно-этических ситуаций.

Кейс 1. Курсанту первого курса Андрею предстояло сдавать первую сессию. Для получения допуска к экзамену по культурологии ему было необходимо написать реферат. Получив тему, Андрей отправился в библиотеку и взял необходимые для написания работы книги. В тексте своего реферата он использовал различные выдержки из книг, взятых в библиотеке, но не указал в реферате фамилии авторов цитат и не оформил ссылки. Отдав реферат на проверку, Андрей был уверен в том, что получит высокий балл за полное раскрытие темы и изложение различных подходов к исследуемой проблеме. Андрей был крайне удивлён, что его не допустили к сдаче экзамена.

Кейс 2. Курсант Сергей, желая похвастаться учебой в престижном военном институте перед своим другом детства Иваном, который проживает в Грузии, сфотографировался в нескольких аудиториях с образцами современной военной техники и отослал эти фотографии по электронной почте. Служба защиты государственной тайны, работающая в вузе, при очередной проверке ноутбуков курсантов обнаружила эти фотографии. Давая объяснения, Cергей сказал, что ничего не знал о законе «О государственной тайне» и уверен, что его друг не воспользуется этими фотографиями в интересах другой страны.

Первый кейс очевидно ставит его главное действующее лицо, курсанта Андрея, перед информационно-этической дилеммой: он не знает, как правильно оформлять использование информации при написании реферата и, судя по кейсу, будет заинтересован в том, чтобы это узнать. Степень его этической ответственности за нарушения правил цитирования и ссылок невысока, если курсанты первого курса не были ознакомлены с такими правилами заранее. Второй кейс можно квалифицировать как моральную небрежность со средней степенью ответственности курсанта за допущенное нарушение норм информационной этики.

Таким образом, метод кейс-стади обладает высоким потенциалом применительно к решению задачи изучения информационно-этических ситуаций, возникающих в научно-исследовательской деятельности современного российского вузовского сообщества, и разработки их адекватной типологии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Большая психологическая энциклопедия. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru. Bolshaya psihologicheskaya entsiklopediya.

2. Галинская И. Л., Панченко А. И. Этико-правовое пространство информационно-компьютерных технологий // Новые инфокоммуникационные технологии в социально-гуманитарных науках и образовании. – Москва : Логос, – 2003. – С. 112–132.
Galinskaya I. L., Panchenko A. I. Etiko-pravovoe prostranstvo informatsionno-kompyuternyh tehnologiy // Novye infokommunikatsionnye tehnologii v sotsialno-gumanitarnyh naukah i obrazovanii. – Moskva : Logos, – 2003. – S. 112–132.

3. Ерёменко Т. В. Метод кейс-стади в подготовке библиотечного менеджера : учеб.-метод. пособие для студентов библ.-информ. фак-тов и слушателей системы дополнит. проф. библ.-информ. образования. – Белгород ; Рязань, 2008. – 114 с.
Eremenko T. V. Metod keys-stadi v podgotovke bibliotechnogo menedzhera : ucheb.-metod. posobie dlya studentov bibl.-inform. fak-tov i slushateley sistemy dopolnit. prof. bibl.-inform. obrazovaniya. – Belgorod ; Ryazanь, 2008. – 114 s.

4. Канке В. А. Философия : учеб. пособие для студентов высш. и средних спец. учеб. заведений. – Москва : Логос, 2001. – 272 с.
Kanke V. A. Filosofiya : ucheb. posobie dlya studentov vyssh. i srednih spets. ucheb. zavedeniy. – Moskva : Logos, 2001. – 272 s.

5. Левичев О. Ф. Этическое мышление и особенности актуализации его развития // Вест. практ. психологии образования. – 2010. – № 3(24). – С. 54–62.
Levichev O. F. Eticheskoe myshlenie i osobennosti aktualizatsii ego razvitiya // Vest. prakt. psihologii obrazovaniya. – 2010. – № 3(24). – S. 54–62.

6. Манжуева О. М. Информационная этика современного общества // Известия ТПУ. – 2013. – № 6 – С. 288–292.
Manzhueva O. M. Informatsionnaya etika sovremennogo obshchestva // Izvestiya TPU. – 2013. – № 6 – S. 288–292.

7. Пантелеева О. В. Педагогическое проектирование ситуаций выбора поступка в этическом образовании младших школьников : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2000. – 197 c.
Panteleeva O. V. Pedagogicheskoe proektirovanie situatsiy vybora postupka v eticheskom obrazovanii mladshih shkolnikov : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. – Omsk, 2000. – 197 c.

8. Сергеев А. С. Проблематика информационной этики в отечественной мысли // Дискурсы этики. – 2012. – № 1. – С. 82–91.
Sergeev A. S. Problematika informatsionnoy etiki v otechestvennoy mysli // Diskursy etiki. – 2012. – № 1. – S. 82–91.

9. Сторчевой М. А. Нормативная этика бизнеса: проблемы применения // Вест. Санкт-Петерб. ун-та. Серия «Менеджмент». – 2009. – Сер. 8. – Вып. 3. – С. 121–148.
Storchevoy M. A. Normativnaya etika biznesa: problemy primeneniya // Vest. Sankt-Peterb. un-ta. Seriya «Menedzhment». – 2009. – Ser. 8. – Vyp. 3. – S. 121–148.

  
На главную