Научные и технические библиотеки №1 2016 год
Содержание:

Соколов А. В. Функции библиосферы. Часть 1

22-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2015»

Булычёва О. С., Сюнтюренко О. В. Национальная информационная инфраструктура: точки роста

Мазов Н. А., Гуреев В. Н. Библиометрические системы в поддержку научных исследований

Ерёменко Т. В., Меркулова О. Г. Кейс-стади как метод изучения информационно-этических ситуаций в научно-исследовательской деятельности современного российского вузовского сообщества

Зайцева Е. М. Развитие классификаций библиотечно-информационной сферы и форм их представления и использования

Рассадина М. И. Кто придёт в библиотеку? Требования работодателей и парадоксы профессионального образования

Бычкова Е. Ф. Секция «Экологическая информация и экологическая культура» конференции «Крым–2015». Обзор работы

Захаренко М. П., Лещинская В. В. Методика, подтверждённая практикой: основа успеха эколого-ориентированной деятельности библиотеки для молодёжи

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Тезаурофасет – ИПЯ XXI века

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. 36-я Конференция ИАТУЛ. Обзор работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Варганова Г. В. В потоке времени

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Амельченко Г. К., Мовчан С. В. Библиотека Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. (К 85-летию со дня организации)

Монгуш З. М. Библиотеке Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований 70 лет: страницы истории


УДК 023

М. И. Рассадина
Владимирский областной колледж культуры и искусства

Кто придёт в библиотеку?
Требования работодателей и парадоксы
профессионального образования

Рассмотрены вопросы подготовки библиотечных кадров в соответствии с требованиями современной библиотеки. Определены основные проблемы системы непрерывного профессионального образования, обоснована необходимость сохранения и развития среднего библиотечного образования, взаимодействия всех звеньев системы в условиях оптимизации. Затронуты вопросы повышения социального статуса библиотечной профессии.

Ключевые слова: подготовка библиотечных кадров, система непрерывного профессионального образования, среднее библиотечное образование, транспрофессионалы.

UDC 023

Marina Rassadina
Vladimir Regional College of Culture and Arts, Vladimir, Russia

Who will work in libraries?
Employers’ requirements and professional
education paradoxes

The issues of training librarians for modern libraries are discussed. Main problems of continuing professional education are defined, the need for secondary professional education further development and the interaction within the education system are proved. The author argues that librarians’ social status has to be increased.

Keywords: library professional education, continuous professional education, secondary library education, transprofessionals.

Для современных российских библиотек настали новые времена. Похоже, общество, наконец, вспомнило об их существовании. Нет, в библиотеку не хлынул поток читателей, мы не вернули себе статус самой читающей страны в мире, чтение не стало приоритетной формой досуга, но библиотека неожиданно оказалась объектом пристального внимания, разностороннего обсуждения и искреннего любопытства.

Новое время наделило библиотеку новыми функциями, зафиксированными в ряде обсуждаемых профессиональным сообществом документов (Закон о культуре в РФ, Модельный стандарт деятельности общедоступной библиотеки, Профессиональный стандарт и др.). Диапазон этих функций, с одной стороны, вселяет оптимизм (у библиотек есть будущее!), а с другой стороны, заставляет задуматься, какими компетенциями должен обладать современный библиотечный специалист, чтобы выполнять функции, которые раньше нам и не снились.

Сегодня библиотечная профессия включает элементы профессиональной деятельности юриста, психолога, системного администратора, специалиста по рекламе, PR-менеджера, актёра, режиссёра, журналиста, педагога и т.д. Каждой из этих профессий соответствует определённый набор компетенций, установленный образовательным стандартом, срок обучения, набор необходимых профессиональных дисциплин.

Не секрет, что все перечисленные профессии более предпочтительны для абитуриентов, чем библиотечная, так как выше оплачиваются и имеют более высокий социальный статус. Вследствие этого количество студентов библиотечных факультетов сократилось в разы, а отсутствие конкурса на эти факультеты снизило качество набора. Среди наших первокурсников часто оказываются школьные «троечники» и неудачники конкурсов в другие учебные заведения, имеющие крайне низкий уровень базовых знаний. Студенты, случайно попавшие на библиотечный факультет, но имеющие представление о положении библиотек и уровне зарплат библиотекарей, слабо мотивированы на успешную учёбу и последующую работу по специальности. Безусловно, в профессиональном библиотечном образовании тоже наступило время перемен и осмысления траектории его развития.

Чтобы подготовить специалистов новой формации, необходимо не только изменить учебные планы и модельные стандарты, но и понимать, какой специалист сегодня требуется библиотеке. Он должен быть эрудированным, технологичным, креативным, коммуникабельным, мотивированным на постоянное самообразование. В процессе обучения учебные заведения должны тесно контактировать с библиотеками, привлекая к преподаванию ведущих практиков. Это позволит актуализировать получаемые знания, минимизировать разрыв между теорией и практикой. Между тем в условиях оптимизации многие учебные заведения отказываются от услуг совместителей-практиков, что абсолютно неправильно.

Сокращение набора в профильных учебных заведениях неизбежно повлияло и на преподавательский состав: по данным Министерства культуры РФ, за последние пять лет число преподавателей в вузах культуры сократилось на полторы тысячи (среди них и те, кто работали на библиотечных факультетах). Возраст преподавателей, продолжающих работать, весьма солидный, а молодых педагогов можно пересчитать по пальцам (их заработная плата тоже оставляет желать лучшего, а хлеб лёгким не назовёшь). К сожалению, нет данных по преподавательскому составу колледжей, но рискну предположить, что и там картина не лучше.

Не секрет, что в профессиональной периодике гораздо чаще пишут о проблемах высшего профессионального образования, пытаясь развести подготовку бакалавров и магистров, осмыслить содержание новых учебников, соотнести образовательный и профессиональный стандарты и т.д.

К сожалению, решая проблемы высшего образования, мы почти потеряли среднее звено. В большинстве колледжей культуры, имеющих библиотечное отделение, прекращён набор на очную форму обучения и до минимума сокращён набор на заочную форму. В некоторых учебных заведениях среднего звена на библиотечных отделениях не осталось ни одного штатного преподавателя (только совместители). При этом следует отметить, что среднее библиотечное образование обладает рядом преимуществ:

Во-первых, более короткий срок обучения (по сравнению с вузом), что немаловажно как при очной, так и при заочной формах обучения.

Во-вторых, в учебных планах колледжей предусмотрено большее, чем в вузах, количество часов на изучение специальных дисциплин (особенно на заочной форме обучения).

В-третьих, в среднем профессиональном образовании сделан акцент на технологию отдельных процессов, а не на их теоретическое осмысление.

Среднее библиотечное образование, которое начало развиваться в нашей стране в конце 1920-х г., переживало разные времена, но библиотечные специалисты с дипломом училища (техникума, колледжа) всегда были востребованы в библиотеках разных типов и ведомственной принадлежности. Одни впоследствии получали высшее профессиональное образование, другие ограничивались средним, оставаясь при этом профессионально востребованными. В любой библиотеке достаточно участков работы, требующих именно технологической подготовки, т.е. среднего профессионального образования.

Что происходит сегодня? Демографический кризис, накрывший страну в 1990-х гг., сыграл со средним профессиональным образованием (не только библиотечным) злую шутку: оно стало восприниматься как удел неудачников. Родители, имеющие одного ребёнка, во чтобы то ни стало мечтали дать ему высшее образование, это стало своеобразной модой, показателем успешности и состоятельности родителей. Место работы будущего выпускника вуза никого не волновало, главное, чтобы был диплом. Профессию стали выбирать не молодые люди, а их родители, в зависимости от сложившихся в обществе стереотипов, моды на ту или иную профессию и размеров собственного кошелька.

Последствия не заставили себя долго ждать: тысячи выпускников вузов, работающих не по полученной специальности, и серьёзные экономические проблемы, вызванные разрушением системы среднего профессионального образования. Рынок труда перенасыщен дипломированными юристами, экономистами, дизайнерами, психологами, у которых нет профессионального будущего, а вузы продолжают набор. Специалисты с «библиотечным» дипломом стали в буквальном смысле слова «штучным товаром», так как из немногочисленного числа студентов-первокурсников до «финиша» (то есть, диплома) доходят далеко не все, а в библиотеку идут работать считанные единицы.

А теперь попробуем взглянуть на эту проблему глазами работодателей. Наверное, любой директор библиотеки мечтает о сотруднике, который всё знает, умеет и при необходимости готов обучаться дальше (желательно, без отрыва от производства). К сожалению, образовательные реформы последних лет и погоня за мифическими преимуществами западной модели подготовки специалистов нанесли существенный ущерб отечественной системе профессионального библиотечного образования.

Сегодня под предлогом оптимизации в вузах сокращают кафедры, преподавателей, объединяют и переименовывают факультеты. Так, в Московском государственном институте культуры вместо библиотечного факультета теперь социально-гуманитарный. Может, это и не плохо, но в структуре факультета нет кафедры русской и зарубежной литературы, детской литературы, библиографоведения. Почему-то разделена на две части кафедра документоведения: есть кафедра документоведения и архивоведения и кафедра библиотековедения и книговедения (разве книга перестала быть документом?). В Казанском университете культуры и искусств вместо библиотечного – факультет информационного сервиса и медиатехнологий и общая кафедра библиотековедения, библиографоведения и книговедения. В Белгородском институте культуры и искусства – факультет социально-культурной и информационно-библиотечной деятельности, кафедра издательского дела и библиотековедения.

Количество часов на изучение учебных дисциплин (в том числе, профессионального цикла!) тоже начинает сокращаться, и зачастую, до критического минимума. Так, при заочной форме обучения на многие дисциплины профессионального цикла отводится от 6 до 12–16 часов. Вряд ли за такое время можно заинтересовать студента предметом, сформировать определённую компетенцию и увлечь профессией. Может быть, в этом кроется одна из причин нежелания выпускников библиотечных факультетов работать в библиотеке?

В этой ситуации есть только один разумный выход – получать высшее образование на основе среднего библиотечного (по сокращённой форме). Возможно, это не очень выгодно с экономической точки зрения (слишком большой срок обучения в совокупности), но с точки зрения подготовки специалиста более продуктивно.

Что касается заочной формы среднего профессионального образования, то у неё есть явные преимущества:
обучение реальных, а не потенциальных работников библиотек (т.е. подготовка специалистов именно для библиотечной отрасли);
студенты-заочники, как правило, более осмысленно относятся к обучению, так как соотносят его с реалиями конкретной библиотеки;
они более заинтересованы в обучении, так как осознают нехватку профессиональных знаний и имеют возможность сразу апробировать их на практике;
как отмечалось ранее, в учебных планах колледжей предусмотрено больше, чем в вузах, часов на изучение специальных дисциплин (особенно если сравнивать заочные формы обучения);
и, наконец, в среднем профессиональном образовании сделан акцент на технологию отдельных процессов, а не на их теоретическое описание.

Конечно, современный библиотечный специалист должен быть теоретически подкован, но в первую очередь ему необходима именно технологическая подготовка, которая и делает его специалистом, готовым к практической деятельности.

Нельзя не отметить и ещё одну проблему: ни вуз, ни колледж (техникум) не смогут подготовить «чудо-библиотекаря», который справился бы со всеми новыми функциями, возложенными на библиотеку. Решение только одно – привлекать специалистов из других сфер.

Сегодня много говорят о транспрофессионалах – людях, которые могут работать в различных профессиональных средах. Представляя это как новое веяние в экономике, авторы многочисленных публикаций забывают, что первооткрывателями в массовом использовании таких специалистов стали именно библиотеки.

На страницах профессиональной периодики давно активно обсуждается одна из сторон кадрового кризиса в библиотеках – приём на вакантные должности специалистов с дипломами разных учебных заведений. Причём, если раньше это были преимущественно выпускники педагогических вузов, то сегодня – инженеры, экономисты, юристы, программисты, психологи и др.

Учитывая новый функционал библиотеки, необходимо решить две проблемы:
максимально полно использовать профессиональный потенциал таких сотрудников в соответствии с задачами, стоящими перед библиотекой;
мотивировать их на получение профессионального библиотечного образования для адаптации к работе в условиях современной библиотеки.

В этом случае можно будет говорить о транспрофессионалах. Представим четыре варианта подготовки таких специалистов:
бакалавриат любого профиля + магистратура по одному из направлений библиотечно-информационной деятельности;
высшее небиблиотечное образование любого профиля и уровня (бакалавриат, специалитет, магистратура) + среднее библиотечное образование по заочной форме;
среднее профессиональное образование любого профиля + библиотечный бакалавриат (очная или заочная форма);
среднее библиотечное образование + высшее образование другого профиля (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Если первый путь предполагает достаточно узкую специализацию в области библиотечно-информационной деятельности, так как магистратура предусматривает определённое направление подготовки, то второй – даёт универсальную профессиональную подготовку в кратчайшие сроки. На базе высшего образования можно получить среднее библиотечное за 1 год 10 месяцев.

Как показала практика, в этом случае студенты легко осваивают учебную программу в сокращённые сроки, так как у них есть навыки учёбы в вузе, багаж профессиональных знаний, который они трансформируют с учётом библиотечных реалий, понимание необходимости получения второго образования. Они заинтересованы в обучении, хорошо мотивированы как на учёбу, так и на дальнейшую работу по новой специальности. Полагаем, что подготовка (а точнее, переподготовка) таких специалистов – одно из ключевых направлений работы библиотечных отделений колледжей на ближайшее время.

Третий путь возможен, но в случае выбора заочной формы бакалавриата представляется весьма проблематичным, так как количество часов, предусмотренных для изучения специальных дисциплин, в учебном плане ничтожно мало – встаёт вопрос о качестве подготовки таких специалистов.

Четвёртый вариант вполне приемлем, если второе и последующие образования получают заочно, так как в случае очного обучения в вузе (даже если это второе образование) слишком велик риск того, что выбор будет не в пользу библиотечной профессии.

Сегодня во многих библиотеках страны работают профессиональные юристы, психологи, дизайнеры, специалисты в области информационных технологий, учителя, журналисты, что позволяет повысить качество и расширить ассортимент библиотечных услуг. Библиотеки становятся более привлекательными и конкурентоспособными.

Ещё одна задача, которую предстоит решить, – сделать работу библиотекаря привлекательной для молодых людей. Для этого в первую очередь нужно повысить заработную плату как минимум в два раза. Значительное внимание следует уделить повышению статуса профессии в обществе с помощью социальной рекламы, создания новых привлекательных образов библиотекарей в кино и литературе, дальнейшей модернизации библиотек.

До тех пор, пока не будут предприняты меры для повышения статуса профессии, вузам и колледжам, готовящим библиотекарей, не стоит ждать наплыва абитуриентов на дневную форму обучения и повышения качества набора. Вряд ли в ближайшее время можно рассчитывать и на возобновление набора студентов-очников в колледжах (набор был прекращён в течение последних лет). В обозримой перспективе акцент, по-видимому, будет сделан на заочную/вечернюю формы обучения, у которых есть неоспоримые плюсы.

Нельзя забывать и о том, что стремительные изменения, происходящие в библиотеках, требуют постоянной актуализации знаний, т.е., повышения квалификации. Специалист, увлечённый своей работой, имеющий хорошую материальную мотивацию, будет заинтересован в получении новых знаний, профессиональном совершенствовании.

Вопрос «Кто придёт в библиотеку?» сегодня отнюдь не праздный. От качества подготовки библиотечных специалистов зависит качество работы библиотеки и, как следствие, отношение к ней общества. И если сегодня такого специалиста невозможно подготовить в рамках одного уровня образования, необходимо максимально задействовать все звенья системы непрерывного библиотечного образования.

  
На главную