Научные и технические библиотеки №1 2016 год
Содержание:

Соколов А. В. Функции библиосферы. Часть 1

22-я Международная конференция «Библиотечные и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса» – «Крым–2015»

Булычёва О. С., Сюнтюренко О. В. Национальная информационная инфраструктура: точки роста

Мазов Н. А., Гуреев В. Н. Библиометрические системы в поддержку научных исследований

Ерёменко Т. В., Меркулова О. Г. Кейс-стади как метод изучения информационно-этических ситуаций в научно-исследовательской деятельности современного российского вузовского сообщества

Зайцева Е. М. Развитие классификаций библиотечно-информационной сферы и форм их представления и использования

Рассадина М. И. Кто придёт в библиотеку? Требования работодателей и парадоксы профессионального образования

Бычкова Е. Ф. Секция «Экологическая информация и экологическая культура» конференции «Крым–2015». Обзор работы

Захаренко М. П., Лещинская В. В. Методика, подтверждённая практикой: основа успеха эколого-ориентированной деятельности библиотеки для молодёжи

ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ ЯЗЫКИ И СИСТЕМЫ

Сукиасян Э. Р. Тезаурофасет – ИПЯ XXI века

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Земсков А. И. 36-я Конференция ИАТУЛ. Обзор работы

ОБЗОРЫ. РЕЦЕНЗИИ

Варганова Г. В. В потоке времени

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ. ЮБИЛЕИ

Амельченко Г. К., Мовчан С. В. Библиотека Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. (К 85-летию со дня организации)

Монгуш З. М. Библиотеке Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований 70 лет: страницы истории


УДК 026:574+027.625

М. П. Захаренко, В. В. Лещинская
Российская государственная библиотека для молодёжи

Методика, подтверждённая практикой:
основа успеха эколого-ориентированной деятельности
библиотеки для молодёжи

Опыт работы Российской государственной библиотеки для молодёжи.

Ключевые слова: Российская государственная библиотека для молодёжи, экологическое просвещение, проект «Экокультура», дискуссионный клуб «Пространство».

UDС 026:574+027.625

Marina Zakharenko, Veronica Leshchinskaya
Russian State Library for Young Adults, Moscow, Russia

Evidence-based techniques:
The foundation for ecology-oriented activities of the Library
for Young Adults

The experience of the Russian State Library for Young Adults is discussed.

Keywords: Russian State Library for Young Adults, ecological education, EcoCulture Project, “Prostranstvo” (“Space”) Discussion Club.

Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) ведёт эколого-просветительское направление уже более 30 лет. За эти годы накопился значительный методический и практический опыт, позволяющий позиционировать библиотеку как аналитический, методический и координационный центр по развитию экологического просвещения в библиотеках России.

С 2002 по 2008 гг. в РГБМ работал Всероссийский научно-методический центр экологической культуры (ВЦЭК), который осуществлял мониторинг, анализ и трансляцию лучшего опыта эколого-библиотечной работы в библиотеках России.

Сегодня РГБМ – библиотека совершенно нового типа, культурно-досуговое пространство для интеллектуального досуга и свободного развития личности, с одной стороны, с другой – учреждение, задающее правильный вектор развития современного общества для его консолидации и развития гуманистических ценностей.

Проект РГБМ «Экокультура», в рамках которого разрабатывается экологическая тематика, ставит перед собой аналогичные ВЦЭК задачи, в целом соответствует его идеологии – системная, комплексная поддержка развития эколого-просветительского направления в России.

Экологическое просвещение как одно из социально важных и перспективных направлений развития общества стало для РГБМ одним из постоянных векторов работы в русле общей концепции библиотеки. Выражая основную мысль в методологии развития библиотеки, можно сказать так: «Мы не работаем для молодёжи, мы работаем с молодёжью».

Библиотека для молодёжи является сегодня базисной площадкой для апробирования лучшего опыта работы с молодёжью. РГБМ выступает как транслятор успешных методик, чему предшествует большая работа: выявление плюсов и минусов новых идей и форм, анализ результатов их практического применения.

Такой подход в полной мере касается и эколого-просветительской деятельности.

Представим основные направления эколого-просветительской работы с молодёжью, которые, на наш взгляд, являются наиболее перспективными и эффективными.

Клубный формат.
Развитие клубов как неформальных площадок
для общения заинтересованной молодёжи

Молодёжный дискуссионный экоклуб «Пространство» (http://vk.com/ecozone) создан в РГБМ в 2010 г. в ответ на интерес эколого-ориентированной молодёжи к получению достоверной информации по острым экологическим проблемам современности и для обмена опытом природоохранной деятельности.

Библиотека предоставляет молодёжи не только площадку для тематических дискуссионных встреч, но и возможность установить партнёрские отношения между различными организациями, занимающимися экологическим просвещением, природоохранными ведомствами, государственными и общественными организациями.

Клуб «Пространство» – это формирование сообщества, объединенного общей тематикой, поддержка социального интереса, апробирование различных форматов эколого-практической деятельности, развитие коммуникативных способностей молодёжи, развенчание мифов и стереотипов в отношении к экологической проблематике. Особенностью клуба является политика формирования программы: она составляется исходя из мониторинга социально-экологического интереса молодёжи и предложений со стороны самих участников клуба.

Клубный формат предоставляет уникальные возможности для экологического просвещения. Благодаря клубным встречам налаживается тесное взаимодействие между участниками, на практике могут быть проверены новые методы, формы и подходы к решению экологических задач.

В последние годы заметно возрос интерес молодёжи к научной основе экологической проблематики. В молодёжной среде по-прежнему востребованы классические лекции. Лекции в библиотеке имеют много плюсов: нет обязательности посещения; в качестве лектора приглашается специалист, интересный аудитории; атмосфера библиотеки способствует живому общению, свободному диалогу, благодаря чему обеспечиваются интерактивная и эффективная коммуникация между всеми участниками.

В рамках экоклуба «Пространство» выступали ведущие специалисты Мосэкомониторинга, Росприроднадзора и др. Молодым специалистам, учёным также предоставляется возможность проявить себя, выступить на площадке экоклуба. Одним из вариантов молодёжного просветительского взаимодействия может стать новый формат публичного выступления – так называемый стенд-ап. В РГБМ с успехом прошёл научный стенд-ап «Ветряки идей», на котором победители Всероссийского конкурса молодёжных творческих работ по применению возобновляемых источников энергии в городской среде «Энергия знания–2014» представили свои инновационные идеи.

Правила стенд-апа просты: 10 минут на каждое выступление – нужно просто, лаконично, в доступной форме рассказать о сути научной идеи, инновационного проекта.

Основная задача клубного объединения – обеспечение диалоговой среды, развитие коммуникационных навыков и создание свободной атмосферы для раскрытия творческих способностей его участников. Для решения этой задачи могут быть использованы такие современные форматы как story-telling (рассказ от первого лица). В этом формате в экоклубе «Пространство» была проведена, например, встреча на тему «Бездомные животные: взгляд волонтёра».

При работе с молодёжью не теряют актуальности и такие форматы, как научные диалоги, дебаты, дискуссии.

В рамках экоклуба «Пространство» проводятся различные мастер-классы: «Как стать экологическим инспектором», «Инструменты и методы дизайн-мышления для решения социально значимых экологических задач» и др.

С целью развития гражданской и общественной активности и поддержки молодёжных инициатив именно на площадке экоклуба «Пространство» впервые были представлены новые экологические инициативы, которые в дальнейшем получили широкое развитие: «Экология звука», «Сад им. Травникова», «Мойдодыр» и др.

Новые проекты, инициированные и реализованные РГБМ
Проект по сбору батареек. В 2014 г. РГБМ совместно с Мосгордумой, общественным движением «МосЭко» и магазином RoBo.ru разработала проект по организации сбора батареек с последующей отправкой их на переработку в Челябинск.

Проект «Экокейс». С декабря по май 2015 г. в рамках проекта «Экокультура» (http://www.ecoculture.ru) совместно с МГГУ им. М. Шолохова реализован проект «Экокейс», нацеленный на ознакомление с методикой создания кейсов для решения экологических проблем и приобретение опыта в этой работе. (Кейс-стади – техника обучения, основанная на разборе конкретных, практических ситуаций.) Цель проекта «Экокейс» – демонстрация возможностей применения метода кейс-стади для решения экологических проблем.

Работа над проектом «Экокейс» была разделена на теоретическую и практическую части. В разработке теоретической части непосредственное участие принимала студентка МГГУ им. М. Шолохова Екатерина Якименко (факультет естественных наук и экологии). Работа заключалась в поиске и составлении списка информационных материалов по проблематике. Работа с самими информационными источниками проводилась в тесном сотрудничестве с библиотекарями РГБМ. Практическая часть состояла из социологического опроса для выявления степени обеспокоенности той или иной экологической проблемой и готовности принять участие в её обсуждении, а также в составлении и разборе экологической проблемной ситуации и проведении итоговой встречи.

Использование различных носителей информации для трансляции экологических идей. Визуализация экологических проблем как один из видов эмоционально-психологического воздействия начинает широко использоваться в практике экологического просвещения.

В рамках ВузЭкоФеста в РГБМ прошёл показ тематических фильмов, и в настоящий момент для читателей библиотеки создаётся видеотека экологической направленности.

Обеспечение обратной связи – необходимое условие для дальнейшего развития эколого-просветительского направления. Проведение опросов – это одна из форм обратной связи. Опросы регулярно проводятся среди участников экоклуба «Пространство» с целью выявления наиболее интересных тем, волнующих проблем, уровня заинтересованности эколого-практической деятельностью. Так, в мае 2015 г. опрос участников проекта «Экокейс» продемонстрировал их готовность осваивать новые формы и методы практического решения экологических проблем.

Обеспечение профессионального взаимодействия. Одним из факторов успешного развития экологического направления РГБМ считает обеспечение эффективной трансляции своих передовых методических идей по работе с молодёжью. Широкий охват аудитории осуществляется благодаря выходу на различные научно-практические площадки, в государственные учреждения (Мосгордума, Департамент природопользования и охраны окружающей среды, Общественная палата РФ и др.), на молодёжные площадки (Форум YouLeed, Доброфорум фестиваль «Экочашка» и др.), в вузы (МГУ, МГГУ им. М. Шолохова и др.).

Для обмена опытом используются различные форматы профессионального общения, в том числе и интернет-технологии. Так, 25 февраля 2015 г. в РГБМ прошёл вебинар «Клубный формат как способ стимулирования эколого-практической деятельности молодёжи» (http://www.rgub.ru/professional/item.php?new_id=2907), который собрал большое количество и непосредственных участников, и просмотров.

28 апреля 2015 г. состоялся общероссийский семинар-практикум «Современная библиотека и экологические вызовы. Новые подходы к формированию экологической культуры молодёжи» (http://www.rgub.ru/professional/item.php?new_id=2912). К его работе в режиме онлайн подключались коллеги из других регионов России, что обеспечило межрегиональное профессиональное взаимодействие, необходимое для развития эколого-просветительского направления и роста профессионального мастерства.

  
На главную