Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2004 год
Содержание:

(121 - 239)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.4. Каталогизация
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.3. Другие информационно-поисковые языки
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность
5.8. Информационные системы с базами знаний. Когнитология

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. БИБЛИОТЕЧНОЕ, СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ И
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

См. № 162

 

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д8-02
82898

227. Кулева О.В. Web–сайт библиотеки, каким он должен быть / О.В. Кулева // Библиотека и духовная культура нации: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – С. 245–249. – Библиогр.: с. 249 (3 назв.).

Анализируется опыт создания Web-страниц в библиотеках с точки зрения их наполнения. Рассматриваются основные виды информации, а также предоставляемые продукты и услуги. Затрагиваются проблемы обеспечения качества информационного наполнения сайтов. Характеризуются особенности Web-сайтов различного рода, предлагается их наиболее полная классификация.

   M   
59733
№2

228. Малькова Я.С. Портал национальных библиотек Европы “Габриэль” / Я.С. Малькова // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – С. 165–167.

Охарактеризована деятельность корпоративной сетевой информационной системы “Габриэль” (Gateway and Bridge to Europe’s national Libraries– “Ворота в европейские национальные библиотеки”). Рассматривается состояние реализации Web-проекта Конференции европейских национальных библиотек (НБ) по созданию и актуализации портала “Габриэль”. Отмечается, что этот портал бесплатно доступен всем пользователям Интернета и аналогичных сетей, являясь европейской виртуальной библиотекой, посредником по связи НБ Европы.

См. также № 123, 138, 194, 203, 221, 230, 234.

 

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Д8-02
82898

229. Цыганков В.Л. Влияние новых информационных технологий на культуру пользователей / В.Л. Цыганков // Библиотека и духовная культура нации: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – С. 203–207.

Анализируется опыт внедрения новых ресурсов и технологий в Кемеровской государственной областной научной библиотеке. Дается описание полнотекстовых баз данных, приводятся сведения об их использовании.

Д8-02
82898

230. Юдина И.Г. Изучение информационных потребностей научных сотрудников НИУ как основа для создания библиотечного Web-сайта / И.Г. Юдина // Библиотека и духовная культура нации: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – С. 170–175: ил.

Приводятся результаты анкетирования научных сотрудников Института вычислительных технологий СО РАН, проведенного с целью выявления некоторых аспектов информационного поля современного ученого НИУ, диаграмма посещаемости библиотеки научными сотрудниками и частоты использования ими печатных и электронных изданий. Среди наиболее популярных услуг, предоставляемых библиотекой: выдача книг на рабочее место, выставки новых поступлений, доступ к полным текстам периодических изданий, МБА, ЭДД.

См. также № 143, 179.

 

6.3. Библиотечное обслуживание

См. № 139, 183.

 

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ. ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д8-02
82898

231. Шевченко Л.Б. Специфика организации электронной доставки документов в Отделении ГПНТБ СО РАН / Л.Б. Шевченко // Библиотека и духовная культура нации: Материалы регион. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2002. – С. 208–209.

Рассказывается о новых формах обслуживания читателей ГПНТБ СО РАН в режиме удаленного доступа. Рассматривается опыт электронной доставки документов и ее особенности. Перечислены основные операции по обработке и доставке заказов.

См. также № 199.

 

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Р 3287

232. Гагаркина Н.Д. Абонемент научной библиотеки и обслуживание студентов / Н.Д. Гагаркина // Вестн. Дальневост. гос. науч. б-ки. – 2002. – № 3 (16). – С. 4–5.

Приводятся результаты анализа статистических данных, характеризующих состав читательской аудитории Дальневосточной научной библиотеки и тематику запросов. Обсуждаются проблемы обслуживания потребителей и сохранности фондов.

   M   
59733
№2

233. Глушановский А.В. Научные библиотеки и развитие сетевых технологий / А.В. Глушановский, Н.Е. Каленов // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – С. 159–164. – Библиогр.: с. 164 (4 назв.).

Анализируются возможности комплектования фондов, создания СПА, обеспечения первичной и вторичной информацией читателей библиотек, входящих в ЦБС БЕН РАН, а также тенденции развития научных библиотек в условиях современных компьютерных технологий.

Р 2227

234. Гончаров М.В. Причины посещения веб-сайта ГПНТБ России. Ч. 2. Веб-сайт ГПНТБ России: реальность и перспективы / М.В. Гончаров, А.И. Земсков // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 12. – С. 27–43: ил., табл.

Определяется место веб-сайта ГПНТБ России среди других библиотечных веб-сайтов. Показана положительная динамика посещения веб-сайта библиотеки (1995–2002 гг.) и количественное распределение пользователей по месяцам, дням недели и времени суток. Приводятся сведения о посетителях сайта из стран ближнего и дальнего зарубежья.

   M   
59733
№2

235. Жабко Е.Д. Справочное обслуживание в сетевой среде – от локального обслуживания к национальным корпоративным службам / Е.Д. Жабко // Библиотечные компьютерные сети: Россия и Запад. – М., 2003. – С. 147–158.

Рассматривается зарубежная практика электронного справочного обслуживания (ЭСО): ЭСО пользователей в режиме реального времени на основе chat-технологий; посредством видео и телеконференций; через электронную почту; полностью автоматизированное предоставление информации в ответ на запросы потребителей на основе использования специально организованных баз знаний / баз данных выполненных запросов. Отмечается нерешенность проблем выбора оптимальных моделей обслуживания, обеспечения его качества для удаленных абонентов, оказания программно-технической и финансовой поддержки в ходе реализации проектов.

Д8-02
87836

236. Машутина С.М. От стратегии хранения информации к стратегии доступа к информации: библиотечно-информационное обслуживание в современных условиях / С.М. Машутина // Библиотечное дело, информационные системы и образование: Материалы респ. науч.-практ. конф. – Саранск, 2002. – С. 47–51.

Перечислены основные направления работы библиотек в условиях интернет-технологий. Обобщен опыт построения общероссийской информационно-библиотечной компьютерной сети “ЛИБНЕТ” и использования ее электронных ресурсов читателями научной библиотеки Мордовского государственного университета.

Д8-03
84844

237. Свирюкова В.Г. К вопросу об информационном обеспечении ресурсами на электронных носителях образовательного процесса в регионе / В.Г. Свирюкова // Место и роль библиотеки в инфраструктуре: Сибирь и Дальний Восток: Сб. науч. тр. – Новосибирск, 2003. – С. 69–76. – Библиогр.: с. 75–76 (9 назв.).

Анализируются возможности информационной поддержки учебного процесса в вузовских библиотеках. Показано распределение баз данных по формам собственности. Рассматривается репертуар баз данных собственной регенерации. Делается вывод о том, что создание корпоративной библиотечной сети вузов способствует повышению качества и оперативности справочно-информационного обслуживания на основе системы распределенных БД учебного и научного назначения.

См. также № 183, 197, 203.

 

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

См. № 141, 229.

 

6.5. Конкурентная разведка

См. № 167, 174, 224.

 

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

Р 2227

238. Баранова Т.Г. Библиотека на региональных торгово-промышленных выставках-ярмарках / Т.Г. Баранова // Науч. и техн. б-ки. – 2003. – № 12. – С. 67–72.

Описывается опыт участия Кемеровской областной научной библиотеки в региональных торгово-промышленных ярмарках, где её специалистами в качестве рекламы предоставляются сведения о различных направлениях деятельности библиотеки, перечне библиотечных услуг и выпускаемой ею информационной продукции.

 

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

См. № 170, 194.

  
На главную