Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №10 2005 год
Содержание:

(918—1021)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.3. Нормирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.2.2.3. Реферативные издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.4.1. Библиотечные каталоги и картотеки
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.6.1. Совместимость систем и банков данных. Информационные сети
5.7. Защита данных. Информационная безопасность

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.1. Информационный мониторинг
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.9. Средства микрофильмирования информационных материалов
7.10. Средства оргтехники в научно-информационной и библиотечной деятельности
7.10.1. Оборудование для обработки текста
7.10.2. Средства консервации и реставрации документов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Р 3348

1004. Балацкий А.Н. Интернет-библиотека образовательных ресурсов / А.Н. Балацкий, Е.В. Бунь // Б-ки учеб. заведений. - 2005. - № 15. - С. 33-40.

Определяются этапы развития сетевых библиотек, место "Центральной библиотеки образовательных ресурсов" (ЦБОР) среди сетевых библиотек Интернета, категории пользователей ЦБОР, особенности их обслуживания в процессе обучения. Затрагиваются проблемы комплектования библиотек учебной литературой.

Д9-05
11302

1005. Михнова И.Б. Поручи поиск человеку. Виртуальные справочные службы в современных библиотеках / И.Б. Михнова [и др.]; Изд.-торговый дом ГРАНД Фаир-пресс. - М., 2005. - 304 с.: ил. - (Специальный издательский проект для библиотек). - ISBN 5-8183-0899-5.

Раскрывается назначение виртуальной справочной службы (ВСС), особенности использования потребителями интернет-технологий для взаимодействия с персоналом службы. При этом применяются такие коммуникационные технологии, как чат, видеоконференции, передача голоса по интернет-протоколу, связь через браузер, электронную почту и интернет-пейджинг. Анализируется опыт деятельности таких служб в библиотеках США, странах СНГ и России, приводятся адреса подобных ВСС, а также реальные примеры запросов пользователей.

См. также № 923, 965, 973, 979, 1007, 1011.

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Р 2622

1006. Аскарова В.Я. "Концепция читателя" как научное понятие / В.Я. Аскарова // Библиотековедение. - 2005. - № 2. - С. 52-58. - Библиогр.: 14 назв.

Отмечается значимость адекватного представления о читателе и его деятельности. Раскрывается содержание "концепции читателя", цель которой получить представление о принципах взаимодействия с ним в современном книгоиздательском процессе.

Р 2622

1007. Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет (по итогам исследования) / Е.С. Кожевникова // Библиотековедение. - 2005. - № 2. - С. 35-41. - Библиогр.: 29 назв.

Прослеживается процесс информатизации общества и перспективы развития Интернета как новой среды обитания человека в информационной эпохе. Приводятся результаты анализа посещаемости библиотеки Байкальского государственного университета экономики и права в условиях Интернета. Определяется роль и место библиотек в современном обществе.

Ж2-03
35353

1008. Савельева Е.А. Читатель и книга (проблема сохранности) / Е.А. Савельева // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев: материалы науч. конф. - СПб., 2003. - С. 59-64.

Излагается содержание проекта "Формирование единого фонда книжных памятников БАН как составной части Общероссийского свода книжных памятников", главная цель которого обеспечение их сохранности и рационального использования, юридической и физической защиты. Затрагиваются вопросы охраны интеллектуальной собственности автора или учреждения, материалы которых помещаются на сайтах электронных библиотек или опубликованы в виде CD-ROM. При этом потребители информации нередко используют ее даже без ссылок на то учреждение, которое предоставило информацию.

Р 2622

1009. Серова О.В. Пользователи электронного каталога (итоги исследования РГБ) / О.В. Серова // Библиотековедение. - 2005. -
№ 3. - С. 44-49: табл.

Затрагиваются проблемы качества и эффективности поиска в электронных и карточных каталогах РГБ. Приводятся результаты анализа анкетного опроса пользователей в целях оптимизации информационно-лингвистического обеспечения электронного каталога, а также сведения о составе респондентов и степени их компьютерной грамотности.

6.3. Библиотечное обслуживание

Д9-05
10698

1010. Библиотека в условиях реформы местного самоуправления: метод. рекомендации / Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; сост.
Т.Ф. Ладуренко. - Красноярск, 2005. - 26 с.

Рассматриваются примерные модели библиотечного обслуживания, финансирования межпоселенческих (центральных) и поселенческих (районных и сельских) библиотек в условиях реформы местного самоуправления, а также порядок передачи библиотечных учреждений в собственность муниципальных образований.

  H  
1220
№ 83 2005г.

1011. Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет. Основы формирования информационного общества / Е.С. Кожевникова // Книга: исследования и материалы. - М., 2005. - Сб. 83. - С. 26-42: табл.

Приводятся результаты анкетирования студентов и аспирантов - читателей Научной библиотеки Байкальского государственного университета экономики и права. Цель анкетирования - определение роли библиотекаря и библиотеки в современном информационном обществе. Выявлены взаимосвязи и взаимосовместимость библиотеки и Интернета, осуществлен анализ как самой деятельности студентов и аспирантов в киберпространстве, так и ее мотивации.

Р 3310

1012. Лещинская В.В. Библиотека в информационном обществе / В.В. Лещинская // Мир библиогр. - 2005. - № 3. - С. 22-24.

Рассматривается роль и значение библиотек в становлении и развитии информационного общества России и, в частности, в экологическом просвещении населения.

Д9-05
10457

1013. Организация библиотечного обслуживания населения муниципальных образований в условиях реформ (Рабочие материалы в помощь руководителям библиотек) / РБА, РНБ; сост. Л.В. Куликова. - СПб., 2005. - 98 с.

Излагается опыт организации и управления деятельностью библиотек в ряде регионов РФ, а также результаты внедрения рекомендаций "Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки" (РБА, 2001 г.) и "Руководства по развитию службы публичных библиотек ИФЛА / ЮНЕСКО" (2002 г.). Прилагаются: Постановление Главы муниципального образования Пермского района Пермской области "О реорганизации сети библиотек муниципального учреждения (МУ) "Централизованная библиотечная система"; Устав районного МУ культуры "Новосемицкая межпоселенческая центральная библиотека" (Ставропольский край); Примерное положение о порядке создания модельной публичной библиотеки на базе общедоступной муниципальной библиотеки Ростовской области; Критерии расчёта нормативов и стоимости библиотечных услуг общедоступных (публичных) библиотек Республики Карелия и другие рабочие материалы.

См. также № 943, 961, 964, 968.

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

См. № 1005.

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Ж2-03
35353

1014. Панова А.В. Информационное обеспечение исследований и практических работ по сохранности библиотечных и архивных фондов / А.В. Панова, Л.А. Хвощевская // Сохранение культурного наследия библиотек, архивов и музеев: материалы науч. конф. - СПб., 2003. -
С. 47-54. - Библиогр.: 6 назв.

О создании специализированной БД в БАН, цель которой осуществление анализа и систематизированное СИО. Хронологический охват документов - 1988-2003 гг., объём БД более 5000 записей. Отмечаются особенности актуализации БД.

См. также № 967, 1008.

6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

Р 51

1015. Маркусова В.А. Информационные ресурсы для мониторинга российской науки / В.А. Маркусова // Вестн. Рос. акад. наук. - 2005. - Т. 75, № 7. - С. 607-612: ил., табл. - Библиогр.: 8 назв.

Затрагиваются проблемы объективной оценки состояния науки на основе количества публикаций и их цитируемости. Анализируется содержание специализированных баз данных (по результатам поиска в сетях Web of Knowledge (WOK) и DIALOG), а также вклад различных стран в мировой поток научных публикаций.

У 3034

1016. Самохина Н. Что может мониторинг / Н. Самохина // Вестн. б-к Москвы. - 2005. - № 2. - С. 39-41.

Излагается опыт использования мониторинга информационно-библиотечной деятельности ЦГПБ им. Н.А. Некрасова. Рассматривается один из методов мониторинга - статистика основных показателей работы библиотеки по годам, на основе которой создаются аналитико-статистические материалы.

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Р 3310

1017. Галкина Н.Н. Определение потребности в книгах на национальных языках / Н.Н. Галкина // Мир библиогр. - 2005. - № 2. - С. 2-9. - Библиогр.: 6 назв.

На основе социокультурного анализа, проведенного РКП, представлено распределение "титульных" наций на территориях ряда автономных республик. Констатируется, что распространение национальной книги за пределами республик теперь в основном - дело национальных культурно-просветительских обществ; отсутствует система сбора данных о необходимом количестве книг для национальных диаспор. Вопрос снабжения национальной книгой реального и потенциального пользователя пока не решен.

Р 3310

1018. Дьяконова Е.М. Наш девиз - интеллект, безотказность, оперативность / Е.М. Дьяконова // Мир библиогр. - 2005. - № 3. - С. 16-19.

Анализируется опыт работы библиографической службы Пермской государственной областной универсальной научной библиотеки на рубеже XX-XXI вв. Обсуждаются перспективы обслуживания на основе использования электронных баз данных. Приведен перечень изданий и публикаций библиотеки (1986-2004 гг.).

См. также № 942, 949, 1009.

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА

См. № 953, 954.

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

См. № 932.

  
На главную