6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Общие вопросы
6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
1239. Ильяшенко Т.В. Компьютеризация научно-технической
библиотеки РГУПСа / Т.В. Ильяшенко //Делопроизводство и информационное
обеспечение управления: межвуз. сб. науч. тр. - Ростов н/Д, 2004. - С. 186-191.
Раскрывается содержание Концепции автоматизации и
информатизации НТБ Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС).
Среди основных приоритетов: создание электронного каталога с информацией о
составе фонда, а также полнотекстовой БД и формирование электронной библиотеки;
переход на безбумажную форму выдачи литературы; повышение производительности
труда библиотекарей за счёт реализации технологий на основе взаимосвязанного
функционирования автоматизированных рабочих мест (комплектатор, каталогизатор,
читатель, книговыдача, администратор). Характеризуется состояние реализации
концепции в 2004 г. Затрагиваются трудноразрешимые проблемы, связанные с законом
РФ "Об авторском праве и смежных правах".
См. также № 1178.
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
1240. Кучмурукова Е.А. Интернет-форум как форма
профессионального общения специалистов библиотечной отрасли /
Е.А. Кучмурукова // Библиотечное общение: традиции и инновации: материалы
Междунар. науч.-практ. конф. - Улан-Удэ, 2005. - С. 86-91. - Библиогр.: 9 назв.
Описывается технология работы в Интернет-форуме. Представлены
наиболее значимые российские Интернет-форумы, размещенные на официальном портале
отдела библиотек Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ
"Библиотеки России". На сайте размещено 12 форумов, в рамках которых
организовано общение специалистов по различным вопросам библиотечной
деятельности. Сайт периодически пополняется новой информацией. Приводятся адреса
и других отечественных, а также украинских Интернет-форумов. Раскрывается их
тематическая специализация.
См. также № 1176, 1178, 1180, 1190, 1202, 1203, 1206,
1218.
6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации
1241. Сукиасян Э.Р. Самостоятельная работа читателя с
электронным каталогом как коммуникативный процесс / Э.Р. Сукиасян //
Библиотечное общение: традиции, инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф.
- Улан-Удэ, 2005. - С. 141-144.
Рассматриваются многочисленные проблемы, возникающие у
читателей в процессе поиска необходимой информации в ЭК. Их решение, по мнению
автора, зависит от выявления причин дискомфортности в процессе диалога читателя
с компьютером и их устранения посредством создания популярных
учебно-методических пособий.
См. также № 1141.
6.3. Библиотечное обслуживание
Ар 05-4953
1242. Бабий А.А. Библиотечное обслуживание читателей в
контексте исторического развития Научной библиотеки МГУ им. М.В. Ломоносова:
автореф. дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / А.А. Бабий; МГУКИ. - М., 2005. - 19
с. - Библиогр.: 9 назв.
Анализируются материалы, освещающие организационный период в
истории Московского университета, её библиотеки. Рассматривается деятельность
университетских библиотекарей в разные исторические периоды её развития, в том
числе и совершенствование системы библиотечного обслуживания. Характеризуются
особенности и состояние библиотечного обслуживания НБ МГУ на современном этапе.
Приведены результаты социологического исследования с использованием методов
анкетирования, устных опросов, научного наблюдения, изучения отзывов
библиотечных работников об условиях и проблемах их профессиональной
деятельности.
1243. Ромах Л.В. Информационные ресурсы и продукты в
библиотечном обслуживании пользователей малого города / Л.В. Ромах // Информ.
бюл. РБА. - 2004. - № 32/2. - С. 138-140.
Анализируется опыт библиотечного обслуживания малых городов
России в современных условиях. Раскрывается содержание основных библиотечных
проектов, основанных на внедрении компьютерных технологий. Затрагиваются вопросы
сбора и систематизации материала для комплектования и актуализации баз данных.
Р 2227
1244. Сергеева С.А. Качество информационно-библиотечного
обслуживания: организационно-технологический аспект / С.А. Сергеева // Науч. и
техн. б-ки. - 2005. - № 9. - С. 40-47. - Библиогр.: 6 назв.
Рассмотрены проблемы качественного обслуживания пользователей
в вузовских библиотеках (на примере деятельности Научной библиотеки
Астраханского государственного технического университета).
См. также № 1202, 1203.
6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ
См. № 1178.
6.4. Справочно-информационное обслуживание
Р 2227
1245. Джиадзе З.А. Научный семинар
"Справочно-библиографическое и информационное обслуживание библиотек вузов и
ссузов в современных условиях" / З.А. Джиадзе, А.И. Баззаева // Науч. и техн.
б-ки. - 2005. - № 7. - С. 82-83.
Публикуется информация о ходе проведения очередного семинара
(декабрь 2004 г.), организованного НБ Северо-Осетинского государственного
университета на базе НБ Северо-Кавказского горно-металлургического института.
Семинар посвящен внедрению новых информационных технологий и использованию
Интернета в библиотеках учебных заведений Республики Северная Осетия-Алания.
См. также № 1206.
6.4.1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ
См. № 1202.
6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
См. № 1190, 1223.
6.5. Конкурентная разведка
См. № 1129.
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания
1246. Гнездилов В.И. Стратегическое управление - путь
повышения эффективности использования финансовых ресурсов / В.И. Гнездилов //
Информ. бюл. РБА. - 2004. - № 32/2. - С. 58-62.
Раскрывается содержание концепции развития основных
направлений функционирования библиотек. Приводятся данные о финансовом
планировании в РГБ. Излагаются принципы реформирования бюджетного
финансирования.
Р 2227
1247. Коломейчук Е.М. Анализ эффективности деятельности в
центральных универсальных библиотеках субъектов Российской Федерации / Е.М.
Коломейчук // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 7. - С. 18-23. - Библиогр.: 3
назв.
Приводятся результаты анализа, инициированного РНБ для
выявления эффективности деятельности главных региональных библиотек страны и
соотнесения её с затратами материально-технических, документных и кадровых
ресурсов.
Р 2227
1248. Редькина Н.С. Технологический аудит [ТА] в
библиотеке / Н.С. Редькина // Науч. и техн. б-ки. - 2005. - № 9. - С. 30-39. -
Библиогр.: 6 назв.
Раскрываются сущность, задачи, цели и объекты ТА в
библиотеке. Определяются и характеризуются этапы его реализации.
См. также № 1244.
|