Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №2 2005 год
Содержание:

(120 - 235)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.3. Предметизация и индексирование
4.4. Каталогизация
4.6. Перевод текстов
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.5. Процессы информационного поиска
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.9. Гипертекстовые и экспертные системы

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

См. № 233.

 

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Д8-03
95903

217. Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Санкт-Петербург, 8–11 дек. 2003 г. / М-во образования РФ, Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, Фундам. б-ка им. императрицы Марии Федоровны, Каф. ЮНЕСКО “Теория образования в поликультурном обществе” и др. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 335 с.: ил., табл. – ISBN 5-8064-0759-4.

Из содерж.: Радыгин М.Б., Морозова С.А. Интернет-зал в библиотеке. – С. 260–265; Жукова Н.А., Перли Б.С. Кооперация в Рунете. Путь электронной Ленинки от OREL к НЭБ. – С. 306–311; Лайл С.П. Внедрение и оценка виртуальной службы справок (США). – С. 312–314.

Р 3070

218. Мохначева Ю.В. Инструмент для исследования / Ю.В. Мохначева, Н.А. Слащева, Т.Н. Харыбина // Библиотека. – 2004. – № 10. – С. 19–21.

Обсуждается комплекс требований к Интернет-порталу, созданному для научных сотрудников и студентов десяти научно-исследовательских институтов, проводящих исследования в области физико-химической биологии. Раскрывается состав портала и технология его использования.

Р 3070

219. Сысина Т.В. Центры открытого доступа: настоящее и будущее / Т.В. Сысина // Библиотека. – 2004. – № 8. – С. 35–36.

Анализируется опыт работы областной научной библиотеки г. Кемерово с использованием Интернет. Сообщается о приоритетных направлениях деятельности образовательного Центра по обучению доступу к Интернету.

См. также № 121, 153, 172, 201.

 

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Д8-03
95903

220. Морозова С.А. Подготовка пользователя современной университетской библиотеки в условиях изменения информационной среды / С.А. Морозова // Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – С. 242–246.

Принципы, задачи и формы их реализации при проведении библиотечно-библиографических занятий в Фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена для студентов университета.

См. также № 223, 234.

 

6.3. Библиотечное обслуживание

У 2990

221. Коновалова М.П. Для читателя с ограниченными возможностями / М.П. Коновалова // Библ. Дело. – 2004. – № 9. – С. 4–6.

Опыт работы Калужской областной библиотеки для слепых. Рассматриваются основные направления практического информационного обслуживания, в том числе правового просвещения инвалидов всех категорий, и перспективы дистанционного образования на базе ЦБС региона.

Р 3070

222. Кочанова Е.А. Центры деловой информации, объединяйтесь! / Е.А. Кочанова // Библиотека. – 2004. – № 9. – С. 12–13.

О деятельности Центра деловой информации Смоленской областной универсальной библиотеки. Раскрывается содержание предлагаемых информационных услуг, в том числе с использованием новейших информационных технологий.

Ар 04-21924

223. Кузьмишина Т.М. Специфика обслуживания пользователей в условиях гибридной библиотеки: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Т.М. Кузьмишина; Сам. гос. акад. культуры и искусств. – Самара, 2004. – 16 с. – Библиогр.: с. 15–16 (12 назв.).

Анализируются формы функционирования гибридной (современной) библиотеки, синтезирующей в себе традиционные и автоматизированные средства и возможности реализации библиотечной работы.

Д8-03
95903

224. Левова Л.В. Автоматизация процессов обслуживания читателей в АБИС “Марк-SQL” / Л.В. Левова, С.В. Ефремов, Е.В. Трифонова // Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – С. 274–277.

Характеризуются различные программно-аппаратные комплексы, с помощью которых в наше время обеспечивается обслуживание читателей: электронно-охранные системы, производящие их контроль и учёт при проходе в библиотеку, предотвращающие несанкционированное получение книг и других информационных материалов; штрихкодовая технология, облегчающая работу библиотекаря и увеличивающая скорость обслуживания читателей; автоматизация традиционных технологических процессов в хранилищах и др.

У 2990

225. Макеева А.Д. Инвалидам по зрению – комплекс услуг / А.Д. Макеева // Библ. Дело. – 2004. – № 9. – С. 2–3.

Проблемы тифлобиблиотековедения. Роль и значение специальных библиотек как информационных центров, обеспечивающих доступ к сведениям и знаниям на основе коллективного использования тифлосредств и адаптивных технологий. Издательская деятельность: расширение репертуара репродуцированных изданий в соответствии с запросами пользователей. Повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и их зависимость от профессиональной подготовки персонала.

Р 3070

226. Николаева Е.А. Ближе к науке и производству / Е.А. Николаева // Библиотека. – 2004. – № 9. – С. 8–9.

Обсуждаются организационные вопросы библиотечного обслуживания рабочих и трудовых коллективов. Вносится ряд предложений для их решения.

См. также № 131, 146, 169, 180, 184.

 

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Р 3070

227. Жабко Е.Д. Кто ищет, тот всегда найдет / Е.Д. Жабко // Библиотека. – 2004. – № 9. – С. 36–39.

Проблемы обслуживания читателей с помощью электронной почты. Раскрываются основные принципы работы виртуальной справочной службы “Спроси библиографа”, созданной Российской национальной библиотекой.

   Н   
1267
№35

228. Каневская Т.В. Книгообмен Зональной научной библиотеки СГУ (Современное состояние) / Т.В. Каневская // Опыт работы Зональной научной библиотеки им. В.А. Артисевич Саратовского университета. – 2004. – № 35. – С. 71–73.

Рассматривается история и современное состояние книгообмена в Зональной научной библиотеке СГУ. Анализируются причины оживления книгообмена и состав обменного фонда библиотеки (в карточной форме и в электронном варианте). Отмечается, что использование электронных коммуникаций изменяет характер книгообмена и способствует его эффективности.

 

6.4. Справочно-информационное обслуживание

Д8-03
95903

229. Кузнецов А.Ю. Электронные ресурсы в образовательном процессе / А.Ю. Кузнецов // Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – С. 102-105.

Излагается история создания, развития и состояние реализации программы Российского фонда фундаментальных исследований “Научная электронная библиотека”.

Р 3070

230. Меркулов Г.Г. “Спасение надо искать в качестве работы” / Г.Г. Меркулов // Библиотека. – 2004. – № 9. – С. 75–76.

Обсуждаются проблемы качества библиотечно-информационного обслуживания. Определены общие положения стандарта ИСО 9004, отражающие жизненный цикл продукции, включающий 11 этапов и протекающий в виде “петли качества”. Вносится предложение о внесении в государственный стандарт дисциплины “управление качеством библиотечно-информационного обслуживания”.

См. также № 172, 222.

 

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

У 2511

231. Бекжанова Н.В. Библиографическая реконструкция биографии / Н.В. Бекжанова // Вестн. БАЕ. – 2004. – № 3. – С. 54–58. – Библиогр.: с. 58 (6 назв.).

Методика, разработанная в БАН, представляющая собой симбиоз научного и библиографического поиска, позволяющая в процессе СБО в режиме “запрос-ответ” выполнять работы по реконструкции биографии отдельных персон, и таким образом осуществлять информационное обеспечение исследователей.

Д9-04
2659
пр

232. Тютиков А.Л. Особенности информационных услуг при осуществлении комплекса антикризисных мероприятий: препринт / А.Л. Тютиков; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. – СПб., 2004. – 16 с.: табл.

Информационное обеспечение процесса антикризисного управления рассматривается как система концепций, методов и средств предоставления потребителям актуальной фактографической, документальной, аналитической и иной информации на основе использования современных компьютерных технологий.

 

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

Д9-04
3631

233. Збаровская Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н.В. Збаровская. – СПб.: Профессия, 2004. – 224 с.: табл. – (Сер. “Библиотека”). – Библиогр.: с. 159-163 (96 назв.). – ISBN 5-93913-060-7.

Раскрываются современные подходы к проектированию и моделированию выставочной деятельности библиотек, ее содержательные, методические и психологические основы. Особое внимание уделяется тематике и дизайну выставок, а также проблемам их восприятия. Характеризуются формы и методы организации библиотечных выставок (БВ), в том числе с использованием электронных технологий (специфика подготовки электронных БВ). Разработаны основы проведения некоммерческого маркетинга. Приведена программа учебного курса “Выставочная деятельность библиотек”.

 

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

Д8-03
95903

234. Мац Л.В. Оценка качества информационных услуг пользователями вузовской библиотеки / Л.В. Мац // Университетские библиотеки: прошлое, настоящее, будущее: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – СПб., 2003. – С. 265–272: табл.

Результаты совместного исследования Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств информационных потребностей пользователей вузовской библиотеки. Итоги полученных данных по различным показателям СИО приведены в виде таблиц. По мнению авторов ряд выявленных проблем требует незамедлительного решения.

См. также № 173.

  
На главную