Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2005 год
Содержание:

(463 - 568)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.1. Общие вопросы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.3. Нормирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ И БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Организация информационной и библиотечной
деятельности в России

2.1.1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, СЛУЖБЫ, СИСТЕМЫ, СЕТИ

У 2541

508. Будникова Л.Ф. Развитие информационных продуктов и услуг ИНИЦ в 2005 году / Л.Ф. Будникова // Пат. информ. сегодня: информ., технологии, рынок.– 2005. – № 1. – С. 3–4.

Обсуждаются перспективы развития ИНИЦ на основе усовершенствования продукции и услуг, выпуска конкурентоспособной продукции и завоевания рынков сбыта. Перечислен ряд мероприятий, вносящих существенные коррективы в процессы переработки поступающей в ИНИЦ информации.

У 2914

509. Никитина Е.В. Организация центра правовой информации / Е.В. Никитина // Справ. рук. учреждения культуры. – 2005.

№ 2. – С. 40–47.
№ 3. – С. 27–33.

Рассматриваются цели и задачи создания Центра в Липецкой областной универсальной научной библиотеке. Затрагиваются проблемы финансирования и нормативного регулирования. Приведены статистические показатели работы.

Д9-04
6454

510. Панкова Е.В. Информационные технологии и библиотека / Е.В. Панкова // Университетские библиотеки в глобальном информационном и культурном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 45–50.

Анализируется роль библиотек в информационном обществе, стратегия информатизации в странах “Большой семерки”. Обсуждаются проблемы библиотечных кадров в стране и за рубежом и пути их решения.

См. также № 482, 488, 500, 543.

 

2.1.1.1. Инновационная деятельность

Д9-04
6019

511. Филатова Е.В. Инновации в сфере услуг библиотеки / Е.В. Филатова // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 73–78: ил.

Представлена структура реализации книжной продукции издательства БГУЭП с использованием инновационных услуг библиотеки университета.

См. также № 505, 506.

 

2.1.2. БИБЛИОТЕКИ, БИБЛИОТЕЧНЫЕ СЕТИ

Р 2622

512. Берестова Т.Ф. Библиотека как элемент информационного пространства (к разработке концепции) / Т.Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 43–51. – Библиогр.: с. 51 (19 назв.).

Рассматриваются основные стадии развития информационного пространства. Излагаются сущностная и прикладные функции библиотеки.

Р 2622

513. Берестова Т.Ф. Библиотеки в преодолении информационных барьеров / Т.Ф. Берестова // Библиотековедение. – 2005. – № 1. – С. 53–56. – Библиогр.: с. 56 (7 назв.).

Обсуждаются проблемы информационных барьеров, возникающих между потребителем информации и документов. Представлена их классификация.

Д9-04
7112

514. Берестова Т.Ф. Общедоступная библиотека как часть информационного пространства: теоретико-методологические аспекты: монография / Т.Ф. Берестова; МГУКИ, Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2004. – 463 с.: ил. – Библиогр.: с. 403–443 (406 назв.). – ISBN 5–94839–055–1.

В контексте проблем информационного пространства (ИП) характеризуются социальные функции общедоступных библиотек. Предлагается авторская классификация муниципальных библиотек, их типов в зависимости от места и роли, которые они занимают в формировании муниципального ИП. Рассматриваются возможности исполнения библиотекой роли интегратора коммуникативной деятельности субъектов ИП. Монография содержит модель информационных потребностей пользователей муниципальных библиотек и предложения по ее актуализации.

Д9-05
8077

515. Библиотека и ее социальные партнеры: метод. рекомендации / Рос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; сост. Ф.Х. Сулейманова. – Красноярск, 2005. – 75 с. – Библиогр.: с. 73–74 (21 назв.).

Освещаются формы взаимодействия библиотеки с органами местного самоуправления, бюджетными организациями и различными общественными и коммерческими структурами, являющимися потребителями услуг библиотеки и одновременно оказывающие ей спонсорскую и благотворительную поддержку. Прилагается ряд типовых документов, способствующих планированию и управлению партнерской деятельности.

Д9-04
5421

516. Ильяева И.А. Миссия библиотек в современном мире: [монография] / И.А. Ильяева, В.Н. Маркова; Белгор. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова. – Белгород, 2004. – 302 с. – Библиогр.: с. 275–297 (166 назв.).

Предметом исследования авторов являются библиотеки вузов. Констатируется, что в результате информатизации происходит преобразование их деятельности как коммуникационных центров и расширение пространства общения между субъектами образовательного и воспитательного процесса. Излагается стратегия управления библиотекой в условиях информатизации института образования.

Р 2622

517. Сотрудничество двух национальных библиотек развивается / Л.Н. Тихонова // Библиотековедение. – 2005. – № 1. – С. 133–135.

Излагаются цели и задачи сотрудничества РГБ и РНБ. Обсуждаются проблемы формирования и учета фонда сетевых ресурсов. Рассматривается тематика совместных научных исследований.

См. также № 473, 480, 482, 509, 537, 538, 566.

 

2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки

У 1465

518. Антопольский А.Б. Формирование электронного документного пространства и перспективы создания Российской ассоциации электронных библиотек / А.Б. Антопольский, Т.В. Майстрович, А.В. Чугунов // Информ. ресурсы России. – 2005. – № 1. – С. 2–5.

Сформулированы цели, задачи и основные направления стратегии Российской ассоциации электронных библиотек. Обосновывается необходимость создания партнерских сетей и консорциумов.

Д9-04
6019

519. Кожевникова Е.С. Виртуальная библиотека вуза – к услугам пользователей / Е.С. Кожевникова // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 52–66. – Библиогр.: с. 65–66 (8 назв.).

Приведены результаты исследований, проведенных в НБ БГУЭП в 2003 г. по теме “Читатель в Интернете”. Рассмотрены основные разделы виртуальной библиотеки, предусматривающие наличие гипертекстовых ссылок. Представлен перечень доступных пользователям НБ веб-сайтов.

Р 2622

520. Федоров В.В. Цифровые технологии в сохранении культурного наследия / В.В. Федоров // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 12–14.

Обсуждаются вопросы о роли государства и бизнеса в формировании информационных ресурсов глобальной компьютерной сети.

См. также № 465, 502, 534.

 

2.1.2.2. Корпоративные библиотеки

Д9-04
6454

521. Абросимов А.Г. Корпоративная библиотечная сеть г. Казани / А.Г. Абросимов // Университетские библиотеки в глобальном информационном и культурном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 50–56.

Прослеживается история создания корпоративной сети (КС). Приводится перечень библиотек, входящих в КС. Характеризуется информационный потенциал сети и перспективы ее модернизации и расширения участников.

 

2.1.3. АРХИВЫ, СЛУЖБЫ ПЕРЕВОДА, ПАТЕНТНЫЕ СЛУЖБЫ
И ДРУГИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

См. № 486, 499.

 

2.2. Организация информационной и библиотечной
деятельности в отдельных странах СНГ

У 1465

522. Информационное обеспечение проблем экологии в Центральной научной библиотеке НАН Беларуси / Н.Ю. Березкина, Л.А. Авгуль, Б.Б. Невский, Е.Е. Купрещенкова // Информ. ресурсы России. – 2005. – № 1. – С. 31–32.

Анализируется опыт создания автоматизированной библиографической базы данных “Природа Белоруссии”. Затрагиваются проблемы информационного обслуживания в сфере экологии на основе Интернет. Приводятся данные социологического исследования по выявлению основных тенденций в использовании информационных ресурсов.

 

2.3. Организация информационной и библиотечной
деятельности в зарубежных странах

Р 2622

523. Блан-Монмейер М. Публичная информационная библиотека (Национальный центр культуры и искусств им. Ж. Помпиду в Париже) / М. Блан-Монмейер // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 52–55.

Сообщается о полной реставрации Национального центра, методах ее проведения, проблемах пересмотра состояния фонда, его кодировки и т.д. Сообщается об основных этапах информатизации библиотеки.

Р 2622

524. Геболис З. Миссия национальной библиотеки в Европе (теория и практика) / З. Геболис // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 89–94. – Библиогр.: с. 93–94 (20 назв.).

Рассматриваются различные концепции “миссии библиотеки” в современном мире. Представлена издательская форма декларации миссии и ее тематический объём в национальных библиотеках Европы.

Р 2622

525. Еременко Т.В. “Доступ против владения” (по материалам дискуссий в англоязычной библиотечной печати) / Т.В. Еременко // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 14–18. – Библиогр.: с. 18 (18 назв.).

Обсуждаются проблемы возникновения так называемого “сериального кризиса” в библиотечном деле США. Приводятся данные о затратах на подписку периодических изданий различной тематики. Анализируется эффективность способов доставки электронных документов.

   M   
60089
№2

526. Материалы научно-практического семинара, проведенного в рамках Компакт-проекта СР 98–20045 “Распространение опыта управления в сибирских библиотеках”. Вып. 2 / Том. гос. ун-т, Науч. б-ка. – Томск, 2002. – 101 с.: ил., табл. – ISBN 5–7511–1656–9.

Из содерж.: Даль К. (Швеция) О проблемах автоматизации библиотек. – С. 3–8; Мастенбрук О. (Нидерланды). Практический подход к автоматизации библиотеки. – С. 9–15; Френсис С. (Великобритания). Управление фондами и обслуживанием. – С. 31–34.

Д9-04
6019

527. Одинец С.А. Организация библиотечного дела в вузах Японии (на примере Библиотеки университета г. Ниигата) / С.А. Одинец // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 96–98.

Описывается структура и специфика организации работы университетских библиотек Японии. Затрагиваются проблемы сочетания в этом процессе компьютерных и традиционных технологий, а также вопросы дифференциации предоставления студентам платных и бесплатных библиотечных услуг.

См. также № 471, 482, 496, 510.

  
На главную