Библиотечно-информационные системы и инновации в электронной среде (ex. Указатель литературы) №6 2005 год
Содержание:

(463 - 568)

1. Общие вопросы НТИ, библиотечного дела и библиографии
1.1. Руководящие и законодательные материалы
1.2. Политика государства в области НТИ, библиотечного дела и библиографии. Организация и управление библиотечным делом, библиографической деятельностью
1.3. Правовые вопросы. Интеллектуальная собственность
1.4. История НТИ, библиотечного дела и библиографии. Персоналии
1.5. Теория и методология информатики, библиотековедения и библиографоведения. Информационная культура. Социономика
1.6. Научные и технические общества по информатике и библиотековедению. Конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки
1.7. Международное сотрудничество
1.8. Экономические проблемы
1.8.1. Общие вопросы
1.8.2. Планирование, прогнозирование
1.8.3. Нормирование
1.8.4. Маркетинг. Менеджмент
1.8.5. Бюджетно-финансовые вопросы
1.8.6. Платные услуги
1.8.7. Статистика. Библиометрия
1.9. Научно-исследовательская деятельность библиотек и информационных центров
1.10. Научно-методическая деятельность библиотек и информационных центров
1.11. Издательская деятельность библиотек и информационных центров
1.12. Терминология. Словари. Справочные издания
1.13. Стандартизация
1.14. Преподавание информатики, библиотечного дела и библиографии. Учебные пособия
1.15. Кадры библиотек и информационных центров
1.16. Автоматизация информационных и библиотечно-библиографических процессов (см. также рубрики 2.1.1., 2.1.2., 4.7., 6.1.1., 6.1.1.1.)

2. Организация информационной и библиотечной деятельности
2.1. Организация информационной и библиотечной деятельности в России
2.1.1. Информационные органы, службы, системы, сети
2.1.1.1. Инновационная деятельность
2.1.2. Библиотеки, библиотечные сети
2.1.2.1. Электронные (цифровые) библиотеки
2.1.2.2. Корпоративные библиотеки
2.1.3. Архивы, службы перевода, патентные службы и другие организации
2.2. Организация информационной и библиотечной деятельности в отдельных странах СНГ
2.3. Организация информационной и библиотечной деятельности в зарубежных странах

3. Документальные источники информации
3.1. Общие вопросы
3.2. Виды источников информации на традиционных носителях
3.2.1. Первичные документы
3.2.1.1. Патентные документы
3.2.2. Вторичные документы
3.2.2.1. Библиографические издания
3.3. Источники информации на нетрадиционных носителях (электронные издания, каталоги, базы данных)
3.4. Библиотечные фонды

4. Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
4.1. Общие вопросы
4.2. Библиографическое описание источников информации. Форматирование
4.4. Каталогизация
4.5. Аннотирование и реферирование
4.7. Автоматизация знаковой обработки текста

5. Информационный поиск
5.3. Информационно-поисковые языки
5.3.1. Библиотечно-библиографические классификации
5.3.2. Дескрипторные языки. Тезаурусы
5.4. Информационно-поисковые массивы. Базы данных
5.6. Информационно-поисковые системы. Банки данных
5.7. Защита данных. Информационная безопасность

6. Информационное и библиотечное обслуживание
6.1. Общие вопросы
6.1.1. Использование ЭВМ и других средств информационной техники
6.1.1.1. Использование режима теледоступа
6.2. Информационные потребности и запросы. Потребители информации
6.3. Библиотечное обслуживание
6.3.1. Межбиблиотечный абонемент. Электронная доставка документов
6.4. Справочно-информационное обслуживание
6.4.2. Информационно-библиографическое и справочно-библиографическое обслуживание
6.5. Конкурентная разведка
6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-библиографических знаний
6.6.1. Реклама. Научно-техническая пропаганда
6.7. Эффективность библиотечного и справочно-информационного обслуживания

7. Технические средства обеспечения информационных и библиотечных процессов
7.4. Средства обработки и поиска информации
7.4.1. Компьютеры
7.8. Средства тиражного размножения информационных материалов
7.11. Здания информационных центров и библиотек и их оборудование

Список использованных источников

Алфавитный указатель авторов

Алфавитный список работ, описанных под заглавием


6. ИНФОРМАЦИОННОЕ И БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

6.1. Общие вопросы

6.1.1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВМ И ДРУГИХ СРЕДСТВ
ИНФОРМАЦИОННОЙ Т ЕХНИКИ

См. № 500, 541.

 

6.1.1.1. Использование режима теледоступа

Р 3363

550. Афанасьева Ю. Новые информационные технологии: интеллектуальная собственность в Интернете / Ю. Афанасьева // ИС. Авт. право и смеж. права. – 2005. – № 3. – С. 19–25.

Обсуждаются проблемы защиты ИС в киберпространстве. Приводятся примеры нарушений прав ИС, связанных с несовершенством законодательства и отсутствием надежных технологических средств защиты.

Д9-04
6454

551. Кузьмина В.Ю. Информационные технологии в Научной библиотеке Казанского государственного университета / В.Ю. Кузьмина // Университетские библиотеки в глобальном информационном и культурном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 13–19.

Освещается история компьютеризации библиотеки университета начиная с 1992 г. Характеризуется состояние автоматизации библиотечно-информационных процессов в современный период. Отмечается, что внедрение в 1992 г. АБИС “Руслан” позволило библиотеке организовать для своих пользователей в среде Интернет комплекс собственных серверов.

Д9-05
7780

552. Скорняков Э.П. Использование Интернета при проведении патентных исследований / Э.П. Скорняков, В.Р. Смирнова, С.В. Гаврилов; ИНИЦ Роспатента. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 66 с.: ил. – Библиогр.: с. 65 (6 назв.).

Рассмотрен патентный поиск в базах данных ФИПС Роспатента, патентных ведомств США, ЕПВ, Японии, ВОИС и его проведение при патентных исследованиях разных видов.

См. также № 484, 531.

 

6.2. Информационные потребности и запросы.
Потребители информации

Ар 05–3718

553. Мордасова Н.А. Студент как потребитель информационных ресурсов [ИР]: на примере Тамбовской области: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Н.А. Мордасова; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005. – 18 с. – Библиогр.: с. 17–18 (8 назв.).

Посредством применения информационно-потребительского подхода к анализу студенчества как специфической категории потребителей ИР выявлены прагматические доминанты содержания их чтения. Полученные характеристики структурированы в вариативных информационно-потребительских портретах студентов разных специальностей, курсов обучения, гендерной принадлежности.

Д9-04
6454

554. Чижанова Е.А. Трансформация информационных потребностей читателей вузовских библиотек в современных условиях / Е.А. Чижанова // Университетские библиотеки в глобальном информационном и культурном пространстве: материалы Всерос. науч.-практ. конф. – Казань, 2004. – С. 25–29.

Приводятся данные анкетирования студентов и преподавателей ряда вузов г. Казани по основным направлениям деятельности библиотек в сфере удовлетворения информационных потребностей (ИП) читателей. Отмечается, что под влиянием компьютерных технологий происходит трансформация ИП, меняются стереотипы поведения потребителей при поиске информации.

См. также № 514, 519, 556.

 

6.3. Библиотечное обслуживание

См. № 526, 557.

 

6.3.1. МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫЙ АБОНЕМЕНТ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ДОСТАВКА ДОКУМЕНТОВ

Д9-04
6019

555. Ступко И.А. Международный книгообмен [МКО] на пути становления / И.А. Ступко // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 83–86.

Обсуждаются существующие тенденции и проблемы в сфере МКО в России и за рубежом. Определяются этапы технологического процесса МКО на современном этапе. Затрагивается ряд бюджетно-финансовых вопросов.

См. также № 559.

 

6.4. Справочно-информационное обслуживание

   M   
60089
№2

556. Волкова Л.И. Новые технологии в информационном обеспечении университета / Л.И. Волкова, Г.С. Ерохина // Материалы науч.-практ. семинара, проведенного в рамках Компакт-проекта СР 98–20045… . – Томск, 2002. – С. 16–30: ил., табл.

Приводятся перечень новых способов работы с информацией на основе использования современной автоматизированной библиотечной системы корпорации VTLS в Научной библиотеке Томского государственного университета и образец анкеты по изучению мнения читателей относительно услуг, предоставляемых библиотекой.

Р 2622

557. Диковская Е.А. Организация пользования изданиями на CD-ROM персонального содержания / Е.А. Диковская // Библиотековедение. – 2004. – № 6. – С. 56–60.

Приводятся результаты анализа CD-ROM, содержащих информацию о персонах. Излагается специфика CD-ROM персонального содержания. Обсуждаются проблемы развития обслуживания изданиями в библиотеках.

У 2560

558. Сухоруков К.М. Создание эффективной системы справочно-информационного и библиографического обслуживания Московского книжного рынка: цели, задачи и методы / К.М. Сухоруков // Проблемы полиграфии и изд. дела. – 2004. – № 3. – С. 105–115.

Проанализировано значение информирования читателей и специалистов о состоянии книжного рынка. Предложены возможные способы выхода из сложившейся кризисной ситуации. Представлена примерная программа создания системы информационного обслуживания.

Д9-04
6019

559. Цэнддоржийн Л.Л. Внутригосударственный книгообмен как один из источников комплектования фонда библиотеки / Л.Л. Цэнддоржийн // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 78–83. – Библиогр.: с. 83 (1 назв.).

Анализируются периоды комплектования библиотечных фондов посредством книгообмена за последние 50 лет. Характеризуются современные экономические партнерские отношения библиотек с участниками книжного рынка. Излагаются особенности сотрудничества в комплектовании фондов (в том числе на платной основе) между новосибирским НИЦ “Сибирский хронограф” и издательством ВГУЭП.

См. также № 508, 522, 535, 553.

 

6.4.2. ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ И
СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Ар 05–4113

560. Булдакова Е.В. Информационно-библиографическое обеспечение специалистов в сетевой среде научных коммуникаций: автореф. дис. … канд. пед. наук: 05.25.03 / Е.В. Булдакова; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб., 2005. – 24 с.: табл. – Библиогр.: с. 22–24 (14 назв.).

Проведен анализ научной проблематики и структуры предметной области “Лингвистика”, показана возможность использования УДК как основы для структурирования сетевых информационных ресурсов.

Д9-04
6019

561. Волкова Т.Н. Современная организация информационно-библиографического обслуживания [ИБО] вузовской библиотеки / Т.Н. Волкова // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 35–38.

Излагаются особенности организации ИБО научной библиотеки БГУЭП, сочетающей в своей работе современные и традиционные информационные технологии. Раскрывается содержание региональных библиографических БД, созданных на основе фондов библиотеки университета и ресурсов Интернета, а также указателей-путеводителей, подготовленных библиотечным коллективом и вышедших в издательстве БГУЭП.

См. также № 506.

 

6.5. Конкурентная разведка

Д9-05
8868

562. Завидов Б.Д. Комментарий к Федеральному закону “О коммерческой тайне” от 29 июля 2004 г. № 98–ФЗ / Б.Д. Завидов. – М.: Кнорус, 2005. – 52 с. – ISBN 5-85971-105-0.

Вкратце изложена история становления и развития института коммерческой тайны в гражданском праве, представлены небольшие постатейные комментарии.

Д9-05
8259

563. Погуляев В.В. Пристатейный комментарий к Федеральному закону “О коммерческой тайне” / В.В. Погуляев. – М.: Юстицинформ, 2005. – 86 с. – ISBN 5–7205–0596–2.

Подробно освещаются меры охраны конфиденциальности коммерческой тайны, которые должен принять ее обладатель. Раскрыто обеспечение режима коммерческой тайны в отношениях с сотрудниками и контрагентами, а также права и обязанности работодателя и работника, связанных коммерческой тайной.

См. также № 471, 531.

 

6.6. Пропаганда литературы и библиотечно-
библиографических знаний

Д9-04
6019

564. Именахоева Е.Н. Рекламно-просветительская деятельность библиотеки университета / Е.Н. Именахоева // Инновации в библиотечном деле: теория и практика: материалы науч.-практ. семинара. – Иркутск, 2004. – С. 49–52.

Перечислены виды информационной рекламы, предназначенной непосредственно потребителям библиотеки. Раскрывается содержание ряда мероприятий, направленных на повышение читательского интереса и расширение круга чтения студентов.

 

6.6.1. РЕКЛАМА. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОПАГАНДА.

Р 2622

565. Борисова О.О. “Реклама в библиотеке”: учебный курс в контексте образовательного ГОСТ нового поколения / О.О. Борисова // Библиотековедение. – 2005. – № 1. – С. 120–123.

Обосновывается необходимость введения учебного курса “Реклама в библиотеке”. Раскрывается структура курса и его основных разделов.

 

6.7. Эффективность библиотечного и справочно-
информационного обслуживания

Д9-04
5530

566. Дубровина Л.А. Руководство по организации самооценки внутрибиблиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг: метод. пособие / Л.А.Дубровина, А.И. Кочетов; М-во культуры и массовых коммуникаций РФ. – М.: Либерея, 2004. – 119 с.: ил., табл. – (Альм. “Приложение к журналу “Библиотека”). – ISBN 5–851–129–184–2.

Рассматриваются модель, критерии, методы проведения самооценки показателей деятельности библиотек. Публикуются нормативы и методики расчета показателей, приведенных в “Руководстве ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек”, “Модельном стандарте деятельности публичной библиотеки” РБА, издании ИФЛА “Измерение качества работы. Международное руководство по измерению эффективности работы университетских и других научных библиотек”. Даются методические рекомендации по проведению отраслевого конкурса работы внутрибиблиотечных систем.

См. также № 547.

  
На главную